категория 2.211
91RS0002-01-2023-006231-89
Дело № 2-3884/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 октября 2023 года г. Симферополь
Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – Пронина Е.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лозинской А.Н.,
с участием помощника Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора ФИО3, представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному бюджетному учреждению Республики Крым «Крымское управление водного хозяйства и мелиорации», третьи лица Азово-Черноморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, Государственный комитет по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Симферопольский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Киевский районный суд <адрес> с исковым заявлением, в котором просит:
- возложить на Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Крымское управление водного хозяйства и мелиорации» обязанность в течение восьми месяцев с момента вступления решения суда получить согласование осуществляемой хозяйственной деятельности по забору (изъятию) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения в следующих точках изъятия водных ресурсов: <данные изъяты>, с Азово-Черноморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству в соответствии с ч. 1 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», Правилами согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Заявленные требования мотивированы тем, что Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований федерального законодательства в сфере сохранения водных биологических ресурсов Государственным бюджетным учреждением Республики Крым «Крымское управление водного хозяйства и мелиорации», в ходе которой установлено, что одним из видов деятельности Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Крымское управление водного хозяйства и мелиорации» является забор, очистка и распределение воды для питьевых и промышленных нужд. Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Крымское управление водного хозяйства и мелиорации» на основании решений о предоставлении объекта в пользование <данные изъяты> выданных Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым, осуществляет забор (изъятие) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения. В ходе проведенной проверки должностными лицами Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратуры установлено, что Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Крымское управление водного хозяйства и мелиорации» осуществляет свою деятельность без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. По данному факту Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Крымское управление водного хозяйства и мелиорации» вынесено представление об устранении вышеуказанных нарушений, согласно ответу на которое последнее не получало согласование деятельности с Азово-Черноморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству. В связи с изложенным прокурор обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ помощник Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора ФИО3 настаивал на удовлетворении заявленных требований, представителя ответчика ФИО2 признал исковые требования, однако просил увеличить срок на получение согласования, иные участники судебного разбирательства в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, что подтверждается соответствующими почтовыми отправлениями, приобщенными к материалам настоящего гражданского дела.
В соответствии с ч. 2.1 ст.113, ст. 117, 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о судебном заседании.
Суд, исследовав материалы настоящего дела, заслушав явившихся лиц, приходит к следующему.
В соответствии ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ст. 67 ГПК РФ).
Согласно ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
С учетом вышеизложенного правового регулирования, а также характера допущенных нарушений требований действующего законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, в целях осуществления защиты прав неопределенного круга граждан, Симферопольский межрайонный природоохранный прокурор имеет право обратиться в суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 863 "О Федеральном агентстве по рыболовству" Правительство Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью данного агентства (пункт 2).
Согласно Положению о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 444, данный федеральный орган исполнительной власти осуществляет в том числе функции по федеральному государственному контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации; по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания (пункт 1); согласование размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрение новых технологических процессов, оказывающих влияние на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания (подпункт ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным Кодексом и другими федеральными законами.
Отношения, возникающие в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
В соответствии со ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания (далее Положение №), которое определяет меры по сохранению водных биологических ресурсов (далее - биоресурсы) и среды их обитания, применяемые при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности (далее - планируемая деятельность), оказывающей прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания (далее - меры по сохранению биоресурсов и среды их обитания), а также порядок их осуществления.
П. 2 Положения № установлено, что мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются:
- оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания;
- производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания;
- предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов;
- установка эффективных рыбозащитных сооружений в целях предотвращения попадания биоресурсов в водозаборные сооружения и оборудование гидротехнических сооружений рыбопропускными сооружениями в случае, если планируемая деятельность связана с забором воды из водного объекта рыбохозяйственного значения и (или) строительством и эксплуатацией гидротехнических сооружений;
- выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания (условий забора воды и отведения сточных вод, выполнения работ в водоохранных, рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зонах, а также ограничений по срокам и способам производства работ на акватории и других условий), исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых миграций);
- определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания (далее Правила №), которые устанавливают порядок согласования Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания (далее соответственно - иная деятельность, деятельность).
П. 3 Правил № установлено, что территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование: строительства и реконструкции объектов капитального строительства - в случае строительства и реконструкции указанных объектов на территории одного субъекта Российской Федерации; внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности - в случае внедрения указанных процессов и осуществления иной деятельности на территории одного субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 4, 5 Правил № юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (далее - заявители), для согласования деятельности представляют в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) заявку о согласовании (далее - заявка), в которой указывают сведения:
- о заявителе: полное и сокращенное (при наличии) наименования юридического лица, его организационно-правовая форма и место нахождения; фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица (индивидуального предпринимателя);
- о документации, прилагаемой к заявке.
К заявке прилагается следующая документация:
- при согласовании строительства и реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящих Правил - копия разделов проектной документации, предусмотренной пунктами 10, 12, 17, 18, 22 - 25 (для объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения, за исключением линейных объектов) и пунктами 34 - 40 (для линейных объектов) Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 87;
- при согласовании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящих Правил - копия проектной документации или программы планируемых работ, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, а также документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания;
- при согласовании деятельности, направленной на предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в случае прогнозирования угрозы возникновения таких ситуаций, - сведения о проведении мероприятий, необходимых для предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (с указанием срока начала и окончания их реализации) с приложением одного из следующих документов: копия оперативно-прогностической информации, содержащая фактические данные о стихийных гидрометеорологических явлениях, предоставленная органу (органам) государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации организациями Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в соответствии с Положением об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1425 "Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды"; копия предписания о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предусмотренного частью 1 статьи 66 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
Таким образом, Росрыболовством и его территориальными органами согласовывается деятельность, осуществляемая не только в акватории водного объекта, но и на суше, в случае проведения работ в пределах водоохранной и рыбоохранной зон, а также за их пределами, если по результатам оценки воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания, обязательность проведения которой предусмотрена статьей 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", установлено, что такая деятельность может на них воздействовать. Рассматриваемая процедура принятия решения о согласовании деятельности хозяйствующих субъектов осуществляется Росрыболовством (его территориальными органами) вне зависимости от наличия права пользования поверхностными водными объектами.
По результатам изучения материалов дела судом установлено, что Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований федерального законодательства в сфере сохранения водных биологических ресурсов Государственным бюджетным учреждением Республики Крым «Крымское управление водного хозяйства и мелиорации», в ходе которой установлено, что одним из видов деятельности Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Крымское управление водного хозяйства и мелиорации» является забор, очистка и распределение воды для питьевых и промышленных нужд.
Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Крымское управление водного хозяйства и мелиорации» на основании решений о предоставлении объекта в пользование <данные изъяты>, выданных Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым, осуществляет забор (изъятие) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения.
В ходе проведенной проверки должностными лицами Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратуры установлено, что Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Крымское управление водного хозяйства и мелиорации» осуществляет свою деятельность без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
По данному факту Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Крымское управление водного хозяйства и мелиорации» вынесено представление об устранении вышеуказанных нарушений, согласно ответу на которое последнее не получало согласование деятельности с Азово-Черноморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству.
В ответ на запрос суда от Азово-Черноморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству поступила информация, согласно которой Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Крымское управление водного хозяйства и мелиорации» не согласовывало с Азово-Черноморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству хозяйственную деятельность по забору (изъятию) водных ресурсов в следующих точках: <данные изъяты>
Доказательств, опровергающих вышеуказанные обстоятельства, материалы дела не содержат, ответчиком такие доказательства также представлены не были.
В определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 478-О-О указано, что норма части первой статьи 12 ГПК РФ, в силу которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, конкретизируется в части первой статьи 56 того же Кодекса, в силу которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Суд отмечает, что принципы состязательности и равноправия сторон, принцип диспозитивности, закрепленные в статьях 9, 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции РФ, предполагают, что свобода определения объема своих прав и обязанностей в гражданском процессе и распоряжения процессуальными средствами защиты предусматривает усмотрение сторон в определении объема предоставляемых ими доказательств в подтверждение своих требований и возражений, при этом стороны сами должны нести ответственность за невыполнение обязанности по доказыванию, которая может выражаться в неблагоприятном для них результате разрешения дела, поскольку эффективность правосудия по гражданским делам обуславливается, в первую очередь, поведением сторон, как субъектов доказательственной деятельности.
Учитывая изложенное выше правовое регулирование и установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание то, что отсутствие согласования с Азово-Черноморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству может создать реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также потенциальный риск возникновения заболеваний населения и гибели водных биологических ресурсов суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложения на Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Крымское управление водного хозяйства и мелиорации» обязанности в течение восьми месяцев с момента вступления решения суда получить согласование осуществляемой хозяйственной деятельности по забору (изъятию) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения.
При этом, суд, руководствуясь принципом разумности, добросовестности участников спорных отношений, принимая во внимание количество объектов, характер, объем необходимых работ по получению согласование осуществляемой хозяйственной деятельности по забору (изъятию) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения, считает необходимым определить ответчику время, в течение которого необходимо получить вышеуказанное согласование – в течение 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку такой срок будет отвечать принципам разумности, справедливости, а также соответствовать балансам интересов сторон.
При таких обстоятельствах, рассмотрев всесторонне, полно и объективно заявленные требования, выяснив действительные обстоятельства дела, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательств, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения искового заявления Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному бюджетному учреждению Республики Крым «Крымское управление водного хозяйства и мелиорации», третьи лица Азово-Черноморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, Государственный комитет по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства – удовлетворить.
Возложить на Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Крымское управление водного хозяйства и мелиорации» (<данные изъяты>) обязанность в течение восьми месяцев с момента вступления решения суда в законную силу получить согласование осуществляемой хозяйственной деятельности по забору (изъятию) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения в следующих точках изъятия водных ресурсов: <данные изъяты> с Азово-Черноморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», Правилами согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.С. Пронин
Решение в окончательной форме изготовлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ.