Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-6598/2023 ~ М-6135/2023 от 29.09.2023

03RS0006-01-2023-006971-51

№ 2-6598/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 декабря 2023 года                                    г. Уфа

Орджоникидзевский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Климиной К.Р.,

с участием представителя истца Файзитдиновой А.Е., действующей по доверенности представителя ответчика ООО «БашРТС» Исмагиловой Г.У., действующей по доверенности,

при секретаре Айбулатовой Э.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чибисова А.В. к ООО «БашРТС» о возложении обязанности принять к учету показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии, произвести перерасчет размера платы за отопление,

УСТАНОВИЛ:

Истец Чибисов А.В. обратился в суд с исковым заявлением к ООО «БашРТС» о возложении обязанности принять к учету показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии, произвести перерасчет размера платы за отопление. В обосновании исковых требований указал, что между ним и ООО «БашРТС» заключен договор на поставку тепловой энергии на нужды отопления квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. 29 октября 2021г., истец обратился в ООО «БашРТС» с заявкой на ввод установленного индивидуального прибора учета отопления в эксплуатацию. Однако, 24 ноября 2021 письмом с исх. «БашРТС» отказало вводить установленный прибор учета в эксплуатацию, сославшись на то, что многоквартирный дом по адресу <адрес> имеет вертикальную разводку и по этой причине отсутствует техническая возможность для установки индивидуального прибора учета отопления. Им были установлены теплосчетчики ПС-12114 VALТЕС УНМ-Т: ,    ,    , на радиаторах и полотенцесушителе в помещениях квартиры, расположенной по адресу: <адрес> Для подтверждения работоспособности установленных теплосчетчиков им была заказана экспертиза в ООО «Республиканский центр независимой потребительской экспертизы», по результатам которой экспертом сделаны выводы, что Теплосчетчики ПС-12114 VALТЕС УНМ-Т: , , , действительно установлены, и установлены на радиаторах и полотенцесушителе в помещениях квартиры, расположенной по адресу: <адрес>; Установлено, что приборы учета работоспособны, недостатков производственного, либо приобретенного характера которые препятствуют использованию не выявлено; Теплосчетчики ПС-12114 VALТЕС УНМ-Т: , , , изготовлены по ГОСТ Р 51649-2014 и соответствуют требованиям ТУ 4218-001-15184106-2012. Счетчики включены в Государственный реестр средства измерений за и допущены к применению на территории России, а также предназначены для выработки сигнала о расходе (давлении, температуре) в форме, удобной для передачи и дальнейших преобразований. Истец просит обязать ООО «БашРТС» принять к учету показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии ПС-12114 VALТЕС УНМ-Т: , , , ; Обязать ООО «БашРТС» произвести перерасчет размера платы за отопление согласно показаниям индивидуальных приборов учета тепловой энергии начиная с 29 октября 2021 г.

Истец Чибисов А.В. в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям. Также указала, что истцом был заключен договор с ООО «МГ Комплекс» на установку теплосчетчиков, которые были приобретены по рекомендации специалиста ООО «БашРТС». Просит удовлетворить требования в полном объеме по основаниям изложенным в иске.

Представитель ответчика ООО «БашРТС» исковые требования не признала и пояснила следующее. Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> построен в 1964 году с вертикальной разводкой внутридомовой системы отопления. При существующей вертикальной разводке, в квартиру Чибисова А.В. заходит одновременно несколько стояков отопления с верхних этажей. Соответственно, система отопления вышеуказанной квартиры является неотъемлемой частью отопления всего дома и не может рассматриваться в качестве объекта с индивидуальной точкой технологического присоединения. Федеральным законом № 261-ФЗ Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ-261) установлены требования по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. И как верно указал истец, одним из принципов законодательства в сфере энергоснабжения является приоритет учетного способа подсчета ресурсов над расчетным, поэтому наличие введенного в установленном порядке в эксплуатацию сертифицированного и поверенного прибора учета энергии предполагает необходимость исчисления количества потребленной энергии по показаниям такого прибора учета. Спорный дом оснащен общедомовым прибором учета и соответственно, расчет за потребленную коммунальную услугу «отопление» в данном доме производится по показаниям данного общедомового прибора учета. Между тем, истец заявляя требование принять к учету показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии (далее - ИПУ) и произвести перерасчет размера платы за отопление согласно показаниям индивидуальных приборов учета тепловой энергии не учел следующие требования действующего законодательства. Закон №261-ФЗ не содержит императивных норм об обязательности оборудования индивидуального прибора учета (далее- ИПУ) теплоэнергии помещений в многоквартирном жилом доме (далее - МКД) с вертикальной разводкой внутридомовых инженерных систем отопления. Часть 7 статьи 13 Закона № 261-ФЗ устанавливает, что помещения в МКД, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно ИПУ используемой тепловой энергии, а многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после капитального ремонта, должны быть оснащены ИПУ используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки. Таким образом, в силу Закона № 261-ФЗ при вводе МКД в эксплуатацию оснащение помещений в таком доме ИПУ теплоэнергии обязательно при горизонтальной разводке внутридомовой системы отопления. Из приведенной нормы следует, что при отсутствии технической возможности установки ИПУ обязанность по оснащению МКД, вводимых в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства, реконструкции, а также капитального ремонта, не возникает. В соответствии с пунктом 3 приложения № 1 к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.08.2020 N 485/пр "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения" техническая возможность установки в помещении МКД ИПУ тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам МКД имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления. Поскольку спорный многоквартирный дом, в котором находится принадлежащее истцу жилое помещение построен и введен в эксплуатацию в 1964 году, имеет вертикальную разводку системы отопления, в силу вышеприведенного пункта 3 Критериев техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома индивидуального прибора учета тепловой энергии отсутствует. О чем было указано ответчком истцу письмом 24 ноября 2021 г., а также ответом на претензию. Истцом перед установкой индивидуальных приборов учета не был рассмотрен вопрос о технической возможности приборов учета при вертикальной разводке, не изучена нормативная база по данному вопросу. Представленная в рамках дела экспертное заключение не дает ответа на вышеуказанный вопрос, и поставленные перед экспертом вопросы не имеют никакого юридического значения при рассмотрении данного дела, поскольку речь не идет об оспаривании самого факта установления данных приборов учета и их соответствия нормативным требованиям. Просит отказать в иске.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно положениями пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

По общему правилу количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии (пункт 1 статьи 541, пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Судом установлено, что Чибисов А.В. является собственником жилого помещения, расположенного на 1 этаже по адресу: <адрес>.

Между Чибисовым А.В. и ООО «БашРТС» заключен договор на поставку тепловой энергии на нужды отопления квартиры, расположенной по адресу: <адрес>

29 октября 2021г., истец обратился в ООО «БашРТС» с заявкой на ввод установленного индивидуального прибора учета отопления в эксплуатацию.

Однако, 24 ноября 2021 письмом с исх. ООО «БашРТС» отказало вводить установленный прибор учета в эксплуатацию, сославшись на то, что многоквартирный дом по адресу <адрес> имеет вертикальную разводку и по этой причине отсутствует техническая возможность для установки индивидуального прибора учета отопления.

Чибисовым А.В. были установлены теплосчетчики ПС-12114 VALТЕС УНМ-Т: ,    ,    , на радиаторах и полотенцесушителе в помещениях квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

Для подтверждения работоспособности установленных теплосчетчиков им была заказана экспертиза в ООО «Республиканский центр независимой потребительской экспертизы», по результатам которой экспертом сделаны выводы, что Теплосчетчики ПС-12114 VALТЕС УНМ-Т: , , , действительно установлены, и установлены на радиаторах и полотенцесушителе в помещениях квартиры, расположенной по адресу: <адрес>

Установлено, что приборы учета работоспособны, недостатков производственного, либо приобретенного характера которые препятствуют использованию не выявлено; Теплосчетчики ПС-12114 VALТЕС УНМ-Т: , , , изготовлены по ГОСТ Р 51649-2014 и соответствуют требованиям ТУ 4218-001-15184106-2012. Счетчики включены в Государственный реестр средства измерений за №54812- 13 и допущены к применению на территории России, а также предназначены для выработки сигнала о расходе (давлении, температуре) в форме, удобной для передачи и дальнейших преобразований.

Кроме того, судом установлено, что Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> 1964 года постройки, с вертикальной разводкой внутридомовой системы отопления.

Указанное подтверждено актом от 22.11.2023г. , представленным суду. Задачей гражданского судопроизводства в соответствии со ст.2 Гражданского процессуального кодекса РФ является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и интересов граждан и других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

Федеральным законом № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ-261) установлены требования по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

И как верно указал истец, одним из принципов законодательства в сфере энергоснабжения является приоритет учетного способа подсчета ресурсов над расчетным, поэтому наличие введенного в установленном порядке в эксплуатацию сертифицированного и поверенного прибора учета энергии предполагает необходимость исчисления количества потребленной энергии по показаниям такого прибора учета.

Спорный дом оснащен общедомовым прибором учета и соответственно, расчет за потребленную коммунальную услугу «отопление» в данном доме производится по показаниям данного общедомового прибора учета.

Между тем, истец заявляя требование принять к учету показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии (далее - ИПУ) и произвести перерасчет размера платы за отопление согласно показаниям индивидуальных приборов учета тепловой энергии не учел следующие требования действующего законодательства.

Федеральный Закон №261-ФЗ не содержит императивных норм об обязательности оборудования индивидуального прибора учета (далее- ИПУ) теплоэнергии помещений в многоквартирном жилом доме (далее - МКД) с вертикальной разводкой внутридомовых инженерных систем отопления.

Часть 7 статьи 13 Закона № 261-ФЗ устанавливает, что помещения в МКД, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно ИПУ используемой тепловой энергии, а многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после капитального ремонта, должны быть оснащены ИПУ используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки.

Таким образом, в силу Закона № 261-ФЗ при вводе МКД в эксплуатацию оснащение помещений в таком доме ИПУ теплоэнергии обязательно при горизонтальной разводке внутридомовой системы отопления.

Из приведенной нормы следует, что при отсутствии технической возможности установки ИПУ обязанность по оснащению МКД, вводимых в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства, реконструкции, а также капитального ремонта, не возникает.

Таким образом, Закон №261-ФЗ не предусматривает обязанности устанавливать ИПУ даже в новых домах и в домах после капитального ремонта, если отсутствует техническая возможность.

В соответствии с подпунктом "г" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" вопрос об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения был отнесен к компетенции Министерства регионального развития Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом "г" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2020 г. № 950 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии", подпунктом 5.2.76 пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации издан приказ от 28.08.2020 N 485/пр "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения" (далее - Приказ N 485/пр).

В данном приказе утвержден перечень критериев, которые определяют, можно установить в доме или помещении МКД прибор учета.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Приказа N 485/пр техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено, что установка-прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта (за исключением мероприятий по монтажу (демонтажу) коммутационных аппаратов, шкафов (щитов) учета в границах места установки таких приборов учета и оборудования) существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования).

Согласно пункту 4 Приложения № 1 к Приказу N 485/пр техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, имеется, если в ходе обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида будет установлено отсутствие критериев, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего документа.

Указанный в Приложении № 1 к Приказу N 485/пр перечень критериев отсутствия технической возможности установки общедомового прибора учета является исчерпывающим.

В соответствии с пунктом 3 приложения № 1 к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.08.2020 N 485/пр "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения" техническая возможность установки в помещении МКД ИПУ тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам МКД имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.

Поскольку спорный многоквартирный дом, в котором находится принадлежащее истцу жилое помещение построен и введен в эксплуатацию в 1964 году, имеет вертикальную разводку системы отопления, в силу вышеприведенного пункта 3 Критериев техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома индивидуального прибора учета тепловой энергии отсутствует.

При существующей вертикальной разводке, в квартиру Чибисова А.В. заходит одновременно несколько стояков отопления с верхних этажей. Соответственно, система отопления вышеуказанной квартиры является неотъемлемой частью отопления всего дома и не может рассматриваться в качестве объекта с индивидуальной точкой технологического присоединения.

Об указанном сообщено истцу письмом от 24 ноября 2021 г., а также ответом на претензию.

Истцом перед установкой индивидуальных приборов учета не был рассмотрен вопрос о технической возможности приборов учета при вертикальной разводке, не изучена нормативная база по данному вопросу.

Представленное истцом экспертное заключение содержит сведения о том, что приборы учета Чибисов А.В. установил и данные приборы учета соответствуют ГОСТам и нормативным требованиям, а не о наличии или отсутствии технической возможности для установки приборов учета.

В то же время, критерий наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета установлены Приказом № 485/пр, в соответствии требованиями которого, в спорном доме отсутствует техническая возможность для установления индивидуальных приборов учета.

Кроме того, представленной истцом экспертизой не определено соблюдение требований завода изготовителя к произведенным монтажным работам (места расположения расходомеров и датчиков, длинна прямых участков и т.д.), не был определен какой объем теплоносителя учитывается установленными приборам, а именно: учитываются ли участки транзитных труб или только регистры отопления (батареи отопления), не был определен объем (кубатура и квадратура) помещений, охваченных индивидуальным учетом потребленного тепла в данной квартире, не был дан ответ на подпадает ли смонтированный учет тепловой энергии в данной квартире под определение «индивидуальный прибор учета», согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Далее. По требованию истца об обязании ООО «БашРТС» принять показания индивидуальных приборов учета, также не подлежат удовлетворению, поскольку спорные приборы учета ООО «БашРТС» в соответствии с установленными требованиями законодательства не введены в эксплуатацию.

Принять к учету показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии и произвести перерасчет размера платы за отопление возможно только после ввода прибора учета в эксплуатацию.

Ввод индивидуальных приборов учета энергоресурсов в эксплуатацию представляет собой документальное оформление в установленном порядке готовности средства измерений к использованию по назначению и является необходимой составляющей для осуществления расчетов за коммунальные услуги по приборам учета.

Установлено, что ООО «БашРТС» отказало истцу во вводе приборов учета в эксплуатацию, а истцом не оспорен данный отказ.

Таким образом, поскольку индивидуальные приборы учета истца не введены в эксплуатацию, в связи с отсутствием технической возможности установления приборов учета в многоквартирных жилых домах с вертикальной разводкой, показания данных индивидуальных приборов учета не могут быть применены при расчетах за коммунальную услугу «Отопление».

Оценив все представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств суд приходит к выводу о необоснованности заявленных истцом требований по указанным основаниям и об отказе в их удовлетворении в полном объеме.

На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░:                                 ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12.12.2023 ░.

2-6598/2023 ~ М-6135/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Чибисов Алексей Владимирович
Ответчики
ООО "БашРТС"
Другие
Файзитдинова Анна Евгеньевна
Суд
Орджоникидзевский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан
Судья
Климина К.Р.
Дело на сайте суда
ordjonikidzovsky--bkr.sudrf.ru
29.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.09.2023Передача материалов судье
02.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.10.2023Подготовка дела (собеседование)
24.10.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
08.11.2023Предварительное судебное заседание
28.11.2023Судебное заседание
07.12.2023Судебное заседание
12.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее