Дело № 2-1415/2022
03RS0037-01-2022-001962-33
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 сентября 2022 года село Толбазы
Гафурийский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего федерального судьи Ахметова Р.Р.,
при секретаре Нигматуллиной А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Аургазинского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Нагадакский сельский совет муниципального района Аургазинский район РБ об обязании устранить нарушения законодательства об отходах производства и потребления,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Аургазинского района РБ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Нагадакский сельский совет муниципального района Аургазинский район РБ об обязании устранить нарушения законодательства об отходах производства и потребления.
В обоснование требований прокурор ссылается на то обстоятельство, что проведена проверка в деятельности администрации сельского поселения Нагадакский сельсовет МР Аургазинский район РБ, в ходе которой выявлены нарушения законодательства об отходах производства и потребления. В нарушение требований законодательства контейнеры для сбора ТКО, расположенные в <адрес>, что является нарушением п. 4 главы II СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21; контейнерные площадки, расположенные возле жилых домов <адрес> не обустроены, не имеют твердое (асфальтное, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, что является нарушением п. 3 главы II СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21; контейнерная площадка, расположенная по <адрес> не обустроена, не имеет твердое (асфальтное, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, что является нарушением п. 3 главы II СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21. Указанные нарушения федерального законодательства создают предпосылки возникновения причинения вреда окружающей среде, что нарушает прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека. Данное обусловлено ненадлежащей работой администрации сельского поселения, безответственным отношением отдельных должностных лиц к исполнению служебных обязанностей. По результатам аналогичной проверки ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации сельского поселения Нагадакский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое рассмотрено без их устранения.
Суд, исследовав письменные материалы дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
- научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
- ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях
- соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;
- ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно ч.1 ст. 3 Федерального закона № 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления»- основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются:
- охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия;
- научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;
- использование наилучших доступных технологий при обращении с отходами;
- комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;
- использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;
- доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами.
В соответствии со ст. 8 № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
- создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
- определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Согласно ч. 2 ст. 21 Федерального закона № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ."О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п.3 главы II СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами (1) должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Материалами дела установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления в деятельности администрации сельского поселения Нагадакский сельсовет.
Проверкой установлено, что контейнеры для сбора ТКО, расположенные в <адрес>, что является нарушением п. 4 главы II СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21; контейнерные площадки, расположенные возле жилых домов <адрес> не обустроены, не имеют твердое (асфальтное, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, что является нарушением п. 3 главы II СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21; контейнерная площадка, расположенная по <адрес> не обустроена, не имеет твердое (асфальтное, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, что является нарушением п. 3 главы II СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно протокола схода граждан от ДД.ММ.ГГГГ, которые решили, что контейнерную площадку установить согласно п.4 главы II СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21 по <адрес>.
Таким образом, оценив все письменные доказательства, доводы сторон в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, применив вышеуказанные нормы материального права, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований прокурора <адрес> Республики Башкортостан.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
исковое заявление прокурора <адрес> Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать Администрацию сельского поселения Нагадакский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан в месячный срок после вступления решения в законную силу устранить нарушения законодательства об отходах производства и потребления, а именно:
1). Оборудовать твердое покрытие, установить с трех сторон ветронепроницаемое ограждение с высотой, превышающей высоту контейнера для сбора мусора, сделать покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод на контейнерных площадках накопления ТКО по адресу: <адрес>.
2). Оборудовать твердое покрытие, установить с трех сторон ветронепроницаемое ограждение с высотой, превышающей высоту контейнера для сбора мусора, сделать покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод на контейнерных площадках накопления ТКО по адресу: <адрес>
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня составления его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Гафурийский межрайонный суд Республики Башкортостан.
Судья Р.Р.Ахметов