Дело № 2-1015/2023
34RS0004-01-2023-000543-42
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Красноармейский районный суд г. Волгограда
в составе председательствующего судьи Джумагалиевой И.Н.,
при секретаре судебного заседания Бутовской Н.В.,
с участием истца Харичева Г.А., представителя ответчика Кадура И.А.,
«14» июня 2023 года в городе Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Харичева Г.А, к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании незаконными действий, связанных с неисполнением решения суда, не разрешении письменного заявления о выплате компенсации за медицинский осмотр при трудоустройстве, невыплате компенсации за медицинский осмотр при трудоустройстве, невыплате премии по итогам работы за 2022 год, неоплате имеющейся переработки, признании незаконным приказа ГУ МЧС России по Волгоградской области от 14 февраля 2023 года № 19-П «О внесении изменений в приказ ГУ МЧС России по Волгоградской области от 26 декабря 2022 года № 345-П «О выплате денежной премии работникам по итогам работы за 2022 год», не разрешении письменного заявления, признании незаконным пункта 4.4.8 Коллективного договора ГУ МЧС России по Волгоградской области на период 2021 – 2024 годы,
УСТАНОВИЛ:
Харичев Г.А. обратился с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании незаконными действий, связанных с неисполнением решения суда, не разрешении письменного заявления о выплате компенсации за медицинский осмотр при трудоустройстве, невыплате компенсации за медицинский осмотр при трудоустройстве, невыплате премии по итогам работы за 2022 год, неоплате имеющейся переработки, признании незаконным приказа ГУ МЧС России по Волгоградской области от 14 февраля 2023 года № 19-П «О внесении изменений в приказ ГУ МЧС России по Волгоградской области от 26 декабря 2022 года № 345-П «О выплате денежной премии работникам по итогам работы за 2022 год», признании незаконным пункта 4.4.8 Коллективного договора ГУ МЧС России по Волгоградской области на период 2021 – 2024 годы.
В обосновании иска указано, что решением Красноармейского районного суда г. Волгограда от 27 января 2023 года он был восстановлен на работе у ответчика в ранее занимаемой должности и с ответчика в его пользу взыскана заработная плата за время вынужденного прогула в сумме <данные изъяты> копеек, решение подлежало немедленному исполнению, 30 января 2023 года Харичев Г.А. сдал в канцелярию ответчика исполнительные листы, однако до момента обращения в суд решение исполнено не было.
09 января 2023 года Харичев Г.А. обращался с заявлением к ответчику о выплате компенсации за медицинский осмотр, пройденный при устройстве на работу, однако компенсация не выплачена, заявление о выплате компенсации не разрешено.
Харичев Г.А., решением от 27 января 2023 года был восстановлен на работе, то есть проработал у ответчика полный 2022 год, в связи с чем, полагает, что ему должна быть выплачена премия по итогам работы за 2022 год, приказ о лишении его премии от 14 февраля 2023 года считает незаконным, как и сообщение о выплате переработки за 2022 год, только в декабре 2023 года, оспаривает п. 4.4.8 Коллективного договора Главного управления на период 2021 – 2024 годы.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с заявленными требованиями.
Истец Харичев Г.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования в части признания незаконным бездействия Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, связанного с невыплатой компенсации за медицинский осмотр при трудоустройстве и обязании Главного управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий устранить указанное нарушение, указав, что иные требования не поддерживает, однако отказ от исковых требований в указанной части не представлен.
Представитель ответчика Главного Управления МЧС России по Волгоградской области Кадура И.А. исковые требования не признал в полном объеме, по основаниям указанным в письменных возражениях.
Представитель третьего лица финансово-экономического департамента МЧС России в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представил письменное сообщение, согласно которому финансово-экономический департамент МЧС России представляет собой структурное подразделение МЧС России по одному из основным направлений деятельности центрального аппарата МЧС России и не вправе самостоятельно выступать в процессе по отношению к другим лицам, участвующим в деле.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что 21 января 2021 года между Главным управлением МЧС России по Волгоградской области и Харичевым Г.А. заключен трудовой договор № 18, по условиям которого работодатель представляет работнику работу – контролер контрольно-пропускного пункта Главного управления МЧС России по Волгоградской области отделение по охране зданий, складов и территорий производственно-технического отдела управления материально-технического обеспечения, развития инфраструктуры (пункты 1.1- 1.3).
Приказом ГУ МЧС России по Волгоградской области № 1264 от 30.09.2021г. «О переходе на новую организационно-штатную структуру» штатное расписание ГУ МЧС России по Волгоградской области, утвержденное приказом ГУ МЧС России по Волгоградской области от 06.07.2019г. № 276-шт «Об утверждении штатного расписания», признано утратившим силу с 01.01.2022г.
Приказано организовать мероприятия по доведению до начальников структурных подразделений о сроках и мероприятиях при проведении организационно-штатных мероприятиях в ГУ МЧС России по Волгоградской области; уведомить личный состав ГУ МЧС России по Волгоградской области о предстоящих организационно-штатных мероприятиях в срок до 15.10.2021г.; в срок до 08.10.2021г. подготовить и представить в управление кадров, воспитательной работы, профессиональной подготовки и психологического обеспечения ГУ МЧС России по Волгоградской области предложения по штатной расстановке личного состава в новой организационно-штатной структуре ГУ МЧС России по Волгоградской области.
Приказом МЧС России № 836 от 01.12.2021г. введены в действие с 01.01.2022г. штатные расписания ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации, в том числе ГУ МЧС России по Волгоградской области.
22.10.2021г. Харичеву Г.А. вручено уведомление о расторжении трудового договора в связи с сокращением штата работников организации, в котором указано, что с 01.01.2022г. утрачивает силу штатное расписание ГУ МЧС России по Волгоградской области, утвержденное и введенное в действие приказом ГУ МЧС России о Волгоградской области от 06.07.2019г. № 276-шт «Об утверждении штатного расписания».
10.12.2021г. Харичевым Г.А. подписано заявление о согласии с предложенной ему должностью контролера КПП отделения по охране зданий и территорий отдела оперативного обеспечения антитеррористической защищенности ГУ МЧС России по Волгоградской области в связи с сокращением его должности в новой организационно-штатной структуре ГУ МЧС России по Волгоградской области. С должностной инструкцией, условиями работы и правилами внутреннего трудового распорядка ознакомлен и согласен.
27.12.2021г. между ГУ МЧС России по Волгоградской области и Харичевым Г.А. подписано дополнительное соглашение к трудовому договору № 18 от 21.01.2021г., в соответствии с которым в трудовой договор внесены изменения, в частности, касающиеся:
изменения наименования структурного подразделения работодателя: отделение по охране зданий и территорий отдела оперативного планирования, противодействия терроризму и обеспечения антитеррористической защищенности» (пункт 1.3),
порядка выплаты премии – премии и иные выплаты, которые устанавливаются работнику приказом руководителя в соответствии с трудовым законодательством, а также приказом МЧС России от 14.12.2019г. № 747 «Вопросы оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России», коллективным договором между работниками, федеральными государственными служащими ГУ МЧС России по Волгоградской области и ГУ МЧС России по Волгоградской области на 2021-2024г.:
а) премия по итогам работы за определенный период (месяц, квартал, иной период текущего года);
б) премия по итогам работы за год (годовая премия) (пункт 4.1.3.3)
Конкретные размеры премий работников определяются исходя из своевременного и добросовестного исполнения ими трудовых обязанностей и результатов работы в пределах средств, предусмотренных на эти цели фондом оплаты труда, и максимальными размерами не ограничиваются (пункт 4.2).
Работнику устанавливается суммированный учет рабочего времени с учетным периодом равным 1 (одному году) (пункт 5.8).
Приказом № № от ДД.ММ.ГГГГ. Харичев Г.А. переведен контролером контрольно-пропускного пункта в отделение по охране зданий и территорий отдела оперативного планирования, противодействия терроризму и обеспечения антитеррористической защищенности с окладом <данные изъяты> коп. с 01.01.2022г.
Приказом ГУ МЧС России по Волгоградской области № № от ДД.ММ.ГГГГ года прекращено действие трудового договора от 21 января 2021 года № 18, Харичев Г.А. уволен ДД.ММ.ГГГГ года за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
Решением Красноармейского районного суда г. Волгограда от 27 января 2023 года №2-3745/2022 признан незаконным приказ начальника ГУ МЧС России по Волгоградской области № № от ДД.ММ.ГГГГ года. Харичев Г.А. восстановлен в должности контролера контрольно-пропускного пункта отделения по охране зданий и территорий отдела оперативного планирования, противодействия терроризму и обеспечения антитеррористической защищенности ГУ МЧС России по Волгоградской области с 18 ноября 2022 года. Взыскано с ГУ МЧС России по Волгоградской области в пользу Харичева Г.А. за время вынужденного прогула <данные изъяты> копеек.
30 января 2023 года Харичевым Г.А. ответчику были предоставлены исполнительные документы.
31 января 2023 года ГУ МЧС России по Волгоградской области издан приказ № № о восстановлении на работе, выплате денежных средств за время вынужденного прогула. (л.д.84)
20 февраля 2023 года Харичеву Г.А., на основании ст. ст. 242.1, 242.3 БК РФ возвращен исполнительный лист, разъяснено право на его предъявление в орган Федерального казначейства.(л.д.43)
21 февраля 2023 года перечислены денежные средства, взысканные по решению суда <данные изъяты> копеек (л.д.89).
Таким образом, требования Харичева Г.А. о признании незаконным бездействия ГУ МЧС России по Волгоградской области, выразившегося в умышленном неисполнении решения суда не подлежат удовлетворению.
Относительно требований о признании незаконными действий по невыплате денежной компенсации за прохождение медицинского осмотра при трудоустройстве и не разрешении заявления Харичева Г.А. о выплате денежной компенсации в установленный законом срок, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей. 69 Трудового кодекса Российской Федерации обязательному предварительному медицинскому осмотру при заключении трудового договора подлежат лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, а также иные лица в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
В силу части 8 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации предварительный и периодический медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.
Из приведенных норм следует, что предварительные медицинские осмотры проводятся на основании соответствующего направления, выданного работодателем лицу, поступающему на работу; обязанность по организации проведения и оплате предварительных осмотров работников возлагается на работодателя.
В соответствии с абз. 14 ч. 3 ст. 214 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров работников в соответствии с медицинскими рекомендациями, химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов с сохранением за работниками места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований.
09 января 2023 года Харичевым Г.А. представлены работодателю заявление и необходимые документы для выплаты компенсации за медицинский осмотр при устройстве на работу.
07 февраля 2023 года Харичеву Г.А. направлен ответ на обращение о компенсации денежных средств, затраченных на прохождение предварительного медицинского осмотра, сообщено о направлении заявки в ФЭД МЧС России для выделения денежных средств на возмещение расходов на медицинские осмотры.(л.д.59)
Таким образом, ответ на заявление Харичева Г.А. о выплате денежной компенсации за прохождение медицинского осмотра при трудоустройстве, направлен своевременно, в установленный законом месячный срок.
13 февраля 2023 года посредством электронного взаимодействия директору финансово-экономического департамента МЧС России было направлено письмо о выделении лимитов бюджетных обязательств для выплаты компенсации Харичеву Г.А. за медицинский осмотр. Однако сведений о фактическом направлении и вручении данного электронного документа, суду не представлено.
31 мая 2023 года Главным управлением МЧС России по Волгоградской области повторно директору финансово-экономического департамента МЧС России было направлено письмо о выделении лимитов бюджетных обязательств для выплаты компенсации Харичеву Г.А. за медицинский осмотр.
08 июня 2023 года получен ответ о том, что ФЭД МЧС России не является администратором расходов по возмещению затрат, связанных с прохождением гражданами медицинской комиссии при приеме на службу, организация финансирования медицинского и психологического обеспечения в системе МЧС России относится к компетенции УМПО.
13 июня 2023 года ГУ МЧС России по Волгоградской области посредством электронного взаимодействия начальнику Управления медико-психологического обеспечения МЧС России директору финансово-экономического департамента МЧС России было направлено письмо о выделении лимитов бюджетных обязательств для выплаты компенсации Харичеву Г.А. за медицинский осмотр.
Таким образом, судом установлено бездействие Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, связанное с невыплатой компенсации за медицинский осмотр при трудоустройстве, выразившееся в невыполнении законных требований Харичева Г.А. о выплате денежных средств за медицинский осмотр при трудоустройстве, изложенных в заявлении от 18 ноября 2022 года (полученного 09 января 2023 года) более чем пять месяцев с момента обращения.
В связи с чем, следует обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий устранить указанное нарушение.
Относительно требований о признании незаконным приказа ГУ МЧС России по Волгоградской области, признании действий по не выплате премии по итогам работы за 2022 год, суд приходит к следующему.
В силу ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит, в том числе, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 названного Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).
Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 191 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам (часть 2 статьи 191 Трудового кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя.
Ввиду изложенного при разрешении споров работников и работодателей по поводу наличия задолженности по заработной плате подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, а также условий трудового договора, заключенного между работником и работодателем.
Как уже упоминалось выше, 27 декабря 2021 года между ГУ МЧС России по Волгоградской области и Харичевым Г.А. подписано дополнительное соглашение к трудовому договору № 18 от 21.01.2021г., в соответствии с которым в трудовой договор внесены изменения, в частности, касающиеся:
изменения наименования структурного подразделения работодателя: отделение по охране зданий и территорий отдела оперативного планирования, противодействия терроризму и обеспечения антитеррористической защищенности» (пункт 1.3),
порядка выплаты премии – премии и иные выплаты, которые устанавливаются работнику приказом руководителя в соответствии с трудовым законодательством, а также приказом МЧС России от 14.12.2019г. № 747 «Вопросы оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России», коллективным договором между работниками, федеральными государственными служащими ГУ МЧС России по Волгоградской области и ГУ МЧС России по Волгоградской области на 2021-2024г.:
а) премия по итогам работы за определенный период (месяц, квартал, иной период текущего года);
б) премия по итогам работы за год (годовая премия) (пункт 4.1.3.3)
Конкретные размеры премий работников определяются исходя из своевременного и добросовестного исполнения ими трудовых обязанностей и результатов работы в пределах средств, предусмотренных на эти цели фондом оплаты труда, и максимальными размерами не ограничиваются (пункт 4.2).
Работнику устанавливается суммированный учет рабочего времени с учетным периодом равным 1 (одному году) (пункт 5.8).
Денежная премия по итогам работы за 2022 год работникам ГУ МЧС по Волгоградской области выплачивалась на основании приказа Главного управления, в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, приказом МЧС России от 14 декабря 2019 года № 747 «Вопросы оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России», а также Коллективным договором между работниками, федеральными государственными гражданскими служащими Главного управления и Главным управлением на 2021 – 2024 годы, за добросовестное выполнение трудовых обязанностей по итогам календарного года, исходя из остатков средств, доведенных на оплату труда.
Приложением 6 коллективного договора между работниками, федеральными государственными гражданскими служащими ГУ МЧС России по Волгоградской области и ГУ МЧС России по Волгоградской области на 2021-2024гг, установлен следующий порядок премирования работников:
1. Выплата премии осуществляется по итогам работы за месяц за фактически отработанное время на основании рапортов, поданных руководителями структурных подразделений Главного управления. Выплата премии по итогам работы за квартал и иной период текущего года осуществляется без учета времени, фактически отработанного работником на основании рапортов, поданных руководителями структурных подразделений Главного управления.
2. Конкретные размеры премий работников определяется исходя из своевременного и добросовестного исполнения ими трудовых обязанностей и результатов работы в пределах средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда, и максимальными размерами не ограничиваются.
3. За счет экономии фонда оплаты труда на соответствующий период, а также за счет бюджетных средств, дополнительно доведенных Главному управлению для осуществления выплат (премирования) работников, работникам Главного управления может выплачиваться дополнительная премия.
4. Работникам выплачивается премия за добросовестное выполнение трудовых обязанностей по итогам календарного года. Выплата годовой премии производится в декабре календарного года, за который она выплачивается. Размеры годовой премии определяются начальником Главного управления, исходя из остатков средств, доведенных на оплату труда.
5. Право на получение годовой премии имеют все работники, занимающие должности по утвержденным штатным расписаниям (штатам).
6. Основанием для выплаты годовой премии работникам является приказ Главного управления.
7. Начальник Главного управления имеет право лишать работников годовой премии за установленные случаи неисполнения (недобросовестного исполнения) трудовых обязанностей, нарушения трудовой дисциплины.
8. Начальник Главного управлении имеет право снижать размер годовой премии, лишать годовой премии за установленные случаи неисполнения (недобросовестного исполнения) трудовых обязанностей, нарушения трудовой дисциплины, а также в случаях, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
13. В пределах фонда оплаты труда и выделенных бюджетных ассигнований в случае, если заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы (трудовые обязанности), с учетом выплат компенсационного и стимулирующего характера (за исключением коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок за стаж работы в указанных местностях, повышенной оплаты за сверхурочную работу, работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни) окажется ниже установленного законодательством Российской Федерации минимального размера оплаты труда, работнику производится соответствующая доплата на основании приказа Главного управления.
Приказом Главного управления от 14 февраля 2023 года № 19-П «О внесении изменений в приказ ГУ МЧС России по Волгоградской области» Харичев Г.А. лишен годовой премии за установленные случаи неисполнения (недобросовестного исполнения) трудовых обязанностей, нарушения трудовой дисциплины (л.д.90)
Приказом № 900 от 31 октября 2022 года на Харичева Г.А. наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора.
Решением Красноармейского районного суда г. Волгограда от 27 января 2023 года установлен факт правомерного привлечения Харичева Г.А. к дисциплинарной ответственности.(л.д.35-37)
В статье 22 Трудового кодекса РФ перечислены права работодателя. Абзац четвертый части первой статьи 22 и часть первая статьи 191 Трудового кодекса РФ предоставляют работодателю право поощрять работника за добросовестный труд, в том числе путем выдачи премии. Такая премия в соответствии с буквальным смыслом части первой статьи 191 Трудового кодекса РФ является одним из видов поощрения, применение которого относится к дискреции работодателя. То есть, поощрение работника за добросовестный эффективный труд отнесено законом к правам работодателя, а не обязанности.
Спорные премии по своему правовому характеру относятся к поощрительным, стимулирующим выплатам, входящим в ту часть заработной платы, право на которую возникает при выполнении работником соответствующих условий, достижении определенных результатов в работе.
Трудовым договором, заключенным с Харичевым Г.А., не предусмотрена выплата премии в обязательном порядке, поскольку она производится в порядке, на условиях и в размерах, которые предусмотрены в трудовом договоре и локальных актах работодателя, и является правом, а не обязанностью работодателя.
Премия по итогам работы за 2022 год выплачена работникам ГУ МЧС по Волгоградской области на основании приказа Главного управления, в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, приказом МЧС России от 14 декабря 2019 года № 747 «Вопросы оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России», а также Коллективным договором между работниками, федеральными государственными гражданскими служащими Главного управления и Главным управлением на 2021 – 2024 годы, за добросовестное выполнение трудовых обязанностей по итогам календарного года, исходя из остатков средств, доведенных на оплату труда.
Учитывая, что определение условий, порядка выплаты стимулирующих начислений, а также их размера является прерогативой работодателя, с учетом также положений ст. 191 Трудового кодекса РФ, размер и условия выплаты премии работодатель определяет с учетом совокупности обстоятельств, предусматривающих самостоятельную оценку работодателем выполненных работником трудовых обязанностей, и иных условий, влияющих на размер премии, работодатель пришел к выводу, что за допущенные нарушения Харичевым Г.А. трудовой дисциплины, за период работы 2022 год ему не подлежит выплата премии, в связи с не добросовестным исполнением служебных обязанностей.
Доводы Харичева Г.А. о лишении его премии «задним числом», суд признает несостоятельными, поскольку приказ от 14 февраля 2023 года № 19-П «О внесении изменений в приказ ГУ МЧС России по Волгоградской области», был издан после восстановления Харичева Г.А. на работе, а в момент издания приказа приказом МЧС России от 14 декабря 2019 года № 747 «Вопросы оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России» о премировании за добросовестное исполнение служебных обязанностей Харичев Г.А. был исключен из штата работников в связи с увольнением.
Требования Харичева Г.А. о признании незаконными действий в неоплате имеющейся у него переработки за 2022 год, суд признает необоснованными по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 99 ТК РФ сверхурочная работа – работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени – сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Согласно ст. 152 ТК РФ работа, произведенная сверх нормы рабочего времени в выходные и нерабочие праздничные дни и оплаченная в повышенном размере либо компенсированная предоставлением другого дня отдыха в соответствии со ст. 153 ТК РФ, не учитывается при определении продолжительности сверхурочной работы, подлежащей оплате в повышенном размере.
В феврале 2023 года финансово – экономическим управлением Главного управления был выявлен факт неправомерного включения в количество часов сверхурочной работы за учетный период времени работы в нерабочие праздничные дни, оплаченного в соответствии с установленными требованиями.
После произведенного перерасчета продолжительности сверхурочной работы Харичева Г.А. в соответствии с требованиями ст. 152 ТК РФ было установлено, что переработки отсутствуют.
Указанные обстоятельства, подтвердили допрошенные в судебном заседании свидетели Иванова А.А. и Тимофеева О.Н.
В частности Тимофеева О.Н. пояснила, что она является начальником отдела по охране зданий и территории Управления МЧС России, в её обязанности входит составление табелей и корректирующих табелей учета рабочего времени контролеров КПП отделения по охране зданий и территорий отдела оперативного обеспечения антитеррористической защищенности ГУ МЧС России по Волгоградской области, именно ей составлялись табели учета рабочего времени за январь – ноябрь 2022 года, согласно которым Харичевым Г.А.:
- в январе 2022 года отработано 7 смен х 22 часа (2 часа на прием пиши и отдых, не оплачиваются) = 154 часа, из них 40 часов оплачено в двойном размере в связи с работой в праздничные дни, и 128 часов оплачено по окладу (расчетный лист – л.д. 110);
- в феврале 2022 года отработано 6 смен х 22 часа =132 часа, из них 16 часов оплачено в двойном размере, в связи с работой в праздничные дни и 135 часов по окладу (л.д. 111);
- в марте 2022 года отработано 6 смен х 22 часа =132 часа (оплачено 136 часов) (л.д. 112);
- в апреле 2022 года отработано 8 смен х 22 часа = 176 часов (оплачено 176 часов) (л.д.113);
- в мае 2022 года отработано 8 смен х 22 часа = 176 часов (оплачено 176 часов) (л.д.113);
- в июне 2022 года отработано 8 смен х 22 часа = 176 часов, из них 40 часов оплачено в двойном размере в связи с работой в праздничные дни, (оплачено 176 часов) (л.д.114);
- в июле 2022 года отработано 4 смены х 22 часа = 88 часов (оплачено 80 часов), из них 8 часов перешло на август (л.д. 115);
- в августе 2022 года отработано 5 смен х 22 часа = 110 часов (оплачено 118 часов) (л.д. 116);
- в сентябре 2022 года отработано 4 смены х 22 часа = 88 часов (оплачено 86 часов) (л.д.117);
- в октябре 2022 года отработана 1 смена (14 часов), 8 часов перешли на ноябрь 2022 года (оплачено 14 часов) (л.д.118);
- в ноябре 2022 года отработано 4 смены х 22 часа = 88 часов (оплачено 96 часов) (л.д. 119).
С учетом периодов нахождения истца в отпусках, с учетом больничных, переработки у Харичева Г.А. отсутствуют.
Свидетель Иванова А.А. пояснила, что является менеджером по персоналу в отделе подбора и расстановки кадров и профессионального обучения управления кадров воспитательной работы и профессионального обучения ГУ МЧС России по Волгоградской области, в её обязанности входит проверка табелей учета рабочего времени и корректирующих табелей учета рабочего времени контролеров КПП отделения по охране зданий и территорий отдела оперативного обеспечения антитеррористической защищенности ГУ МЧС России по Волгоградской области в части внесения в них информации о нахождении работников на больничных листах и в отпусках. О наличии фактов неоплаченных и переработанных контролером Харичевым Г.А. часов, ей не известно.
У суда не имеется оснований не доверять показаниям свидетелей, их показания последовательны, логичны, согласуются с письменными материалами дела, свидетели, предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, в связи с чем показания свидетелей принимаются судом как достоверные.
Судом проверены табели учета рабочего времени, проверен расчет рабочего времени и его оплата, при этом каких-либо нарушений не установлено, в связи с чем требования Харичева Г.А. о признании незаконными действий, выразившихся в неоплате имеющейся у него переработки за 2022 год, суд признает необоснованными.
Требования Харичева Г.А. о признании незаконным пункта 4.4.8 Коллективного договора Главного управления за период 2021 – 2024 годы, поскольку он не давал никакого согласия о том, что денежные средства будут выплачены ему только через год, не подлежат удовлетворению, поскольку основаны на ошибочном толковании истцом положений данного пункта коллективного договора.
Согласно п. 4.4.8 коллективного договора между работниками, федеральными государственными гражданскими служащими Главного управления МЧС России по Волгоградской области и Главным управлением МЧС России по Волгоградской области на 2021 – 2024 годы, принятого протоколом № 1 от 22 апреля 2021 года для учета рабочего времени работников Главного управления вводится суммированный учет рабочего времени за учетный период, равный одному году.
Указанное положение, дополнительным соглашением № 1 от 27 декабря 2021 года к трудовому договору № 18 от 21 января 2021 года введено в раздел 5 трудового договора между ГУ МЧС России по Волгоградской области и Харичевым Г.А., в частности добавлен пункт 5.8. Работнику устанавливается суммированный учет рабочего времени с учетным периодом, равным 1 (одному) году.
В заявлении Харичева Г.А. от 30 января 2023 года (л.д.3) истец просит сообщить работодателя, по какой причине ему не оплачена переработка за 2023 год.
При этом Харичев Г.А. в судебном заседании пояснил, что обращаясь с указанным заявлением, он хотел узнать, по какой причине не оплачены переработки часов за 2022 год, однако ошибочно указал 2023 год.
В ответе на указанное заявление от 20 февраля 2023 года ГУ МЧС России по Волгоградской области сообщает, что соответствующие выплаты будут осуществлены в 2023 году (по окончании периода) за отработанное сверх норматива время, основываясь на запрос истца за 2023 год.
На основании изложенного, в данной части требования не подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В этой связи суд считает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования город-герой Волгоград в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Харичева Г.А, к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании незаконными действий, связанных с неисполнением решения суда, не разрешении письменного заявления о выплате компенсации за медицинский осмотр при трудоустройстве, невыплате компенсации за медицинский осмотр при трудоустройстве, невыплате премии по итогам работы за 2022 год, неоплате имеющейся переработки, признании незаконным приказа ГУ МЧС России по Волгоградской области от 14 февраля 2023 года № 19-П «О внесении изменений в приказ ГУ МЧС России по Волгоградской области от 26 декабря 2022 года № 345-П «О выплате денежной премии работникам по итогам работы за 2022 год», не разрешении письменного заявления, признании незаконным пункта 4.4.8 Коллективного договора ГУ МЧС России по Волгоградской области на период 2021 – 2024 годы – удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, связанное с невыплатой компенсации за медицинский осмотр при трудоустройстве на основании заявления Харичева Г.А, от 09 января 2023 года и обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий устранить указанное нарушение.
Отказать Харичеву Г.А, в удовлетворении требований к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании незаконными действий, связанных с неисполнением решения суда, не разрешении письменного заявления о выплате компенсации за медицинский осмотр при трудоустройстве, невыплате премии по итогам работы за 2022 год, неоплате имеющейся переработки, признании незаконным приказа ГУ МЧС России по Волгоградской области от 14 февраля 2023 года № 19-П «О внесении изменений в приказ ГУ МЧС России по Волгоградской области от 26 декабря 2022 года № 345-П «О выплате денежной премии работникам по итогам работы за 2022 год», признании незаконным пункта 4.4.8 Коллективного договора ГУ МЧС России по Волгоградской области на период 2021 – 2024 годы.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий И.Н.Джумагалиева
Мотивированное решение составлено 16 июня 2023 года.
Председательствующий И.Н.Джумагалиева