Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-722/2022 ~ М-453/2022 от 25.03.2022

Мотивированное решение составлено 13.07.2022

УИД 66-RS0043-01-2022-000752-24

Дело № 2-722/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 июля 2022 года                                                                    г. Новоуральск

Новоуральский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Калаптур Т.А.,

при секретаре Федяковой Д.Д.,

с участием представителя истца Кузнецовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Михайловой И. В. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Свердловской области о включении периодов работы в специальных страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Михайлова И.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Свердловской области (далее – ОПФР по Свердловской области), в котором указывает, что решением ответчика от 17.02.2022 № Х ей отказано в назначении досрочной пенсии по старости на основании п.п. 19 п.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» по причине отсутствия требуемого для назначения такой пенсии педагогического стажа 25 лет. При этом принятый к зачету ответчиком специальный стаж истца составляет 21 год 05 месяцев 06 дней. При подсчете стажа истца, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, ответчиком необоснованно исключен период работы с 18.09.2008 по 26.08.2011 в должности социального педагога муниципальной общеобразовательной школы-интернат «Школа-интернат № 53 среднего (полного) общего образования». Оспаривая законность вышеуказанного решения, истец просит его отменить в части отказа включить оспариваемые периоды в специальный страховой стаж, обязать ответчика зачесть их в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, признав за ней право на досрочную страховую пенсию по старости.

Истец, уведомленная о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении судебного заседания до его начала не заявляла.

Представитель истца адвокат Кузнецова Е.А., действующая на основании ордера, требования иска поддержал по изложенным в нем основаниям, пояснив, что вынесенное ответчиком решение является незаконным, поскольку в вышеуказанный период ее доверитель осуществляла педагогическую деятельность в образовательном учреждении - муниципальной общеобразовательной школе-интернат «Школа-интернат № 53 среднего (полного) общего образования», которое относится к учреждениям, указанным разделе «Наименование учреждений» Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781. Просил иск удовлетворить.

Ответчик, уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание явку представителя не обеспечил, представил письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать, а также ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Третье лицо – МАОУ «Школа-интернат № 53», уведомленное о месте и времени рассмотрения дела, явку представителя не обеспечило, представив письменный отзыв, согласно которому работа истца в спорный период в должности социального педагога в муниципальной общеобразовательной школе-интернат «Школа-интернат № 53 среднего (полного) общего образования» не предусматривает право на досрочное пенсионное обеспечение.

Судом с учетом мнения представителя истца определено о рассмотрении дела при данной явке.

Заслушав объяснения представителя истца, исследовав письменный материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (ст.7) и каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, и на охрану здоровья (ст.37 ч.3; ст.41 ч.1).

         По смыслу названных положений государство обязано принимать все необходимые меры к тому, чтобы уменьшить негативные для здоровья работников последствия труда в условиях особой вредности, сложности, в том числе путем предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций, к которым относится, в частности, и возможность уйти на пенсию по старости в более раннем возрасте и при меньшей продолжительности общего трудового стажа.

На основании п.п. 19 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (п. 2-4 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 №665 утверждены Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

Подпунктом «м» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (действует с 01.01.2015) установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:

- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

- список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.

Судом установлено, что 09.02.2022 истец Михайлова И.В. обратилась в ОПФР в по Свердловской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», что сторонами не оспаривается.

Решением от 17.02.2022 № ххх ответчик отказал истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого для назначения такой пенсии педагогического стажа 25 лет (л.д. 9-12). По мнению ответчика, специальный страховой стаж истца составил 21 год 05 месяцев 06 дней.

             Отказывая истцу во включении в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периода работы с 18.09.2008 по 26.08.2011 в должности социального педагога, ответчик указал, что муниципальная общеобразовательная школа-интернат «Школа-интернат № 53 среднего (полного) общего образования» не относится к учреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в п. 1.3, 1.5, 1.6, 1.11, 1.13 раздела "Наименование учреждений" Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.

             С решением пенсионного органа в указанной части суд соглашается в виду следующего.

В соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого же федерального закона, как это предусмотрено в ч. 4 названной статьи, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В целях реализации положений ст. 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".

В соответствии с подп. "м" п. 1 и. п. 3 данного постановления при определении стажа и исчисление периодов работы при досрочном назначении страховой пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются, в частности: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.

При этом, как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 № 1012-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Л. на нарушение ее конституционных прав п. 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29.10.2002 № 781 утвердило Правила, которые регулируют порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, обеспечивая тем самым реализацию права данной категории граждан на досрочное пенсионное обеспечение.

В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 № 869-О-О).

Следовательно, для возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности решающим является характер данной деятельности (связь с воспитанием детей).

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, в п. 1 предусмотрена должность социального педагога, занимаемая истцом.

Между тем, согласно п. 11 вышеуказанных Правил, работа в должностях социального педагога, педагога-психолога и инструктора по труду засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в п. 1.3 раздела "Наименование учреждений" Списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в п. 1.5 раздела "Наименование учреждений" Списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в п. 1.6 раздела "Наименование учреждений" Списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в п. 1.11 раздела "Наименование учреждений" Списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в п. 1.13 раздела "Наименование учреждений" Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.

Таким образом, обязательным условием зачета работы в должности социального педагога в стаж для назначения досрочной страховой пенсии является не просто работа с детьми, а ее осуществление в конкретных образовательных учреждениях, поименованных в пунктах 1.3, 1.5, 1.6, 1.11 и 1.13 раздела "Наименование учреждений" Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.

В п. 1.3 "Наименование учреждений" Списка в частности предусмотрены образовательные учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: школа-интернат, в том числе специальная (коррекционная) для детей с отклонениями в развитии; детский дом, в том числе санаторный, специальный (коррекционный) для детей с отклонениями в развитии; детский дом-школа; детский дом семейного типа.

Тогда как п. 1.2 "Наименование учреждений" Списка предусмотрены общеобразовательные школы-интернаты: школы-интернаты всех наименований; лицеи-интернаты; гимназии-интернаты; школы интернаты с первоначальной летной подготовкой; кадетские школы-интернаты; интернаты при общеобразовательных школах.

Как следует из трудовой книжки на имя Михайловой И.В. (л.д. 40-42), истец с 18.09.2008 по 26.08.2011 работала в муниципальной общеобразовательной школе-интернат «Школа-интернат №53» среднего (полного) образования» в должности социального педагога.

Как следует из устава муниципальной общеобразовательной школы-интерната «Школа-интернат №53» среднего (полного) образования», учреждение создается в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формировании у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей (л.д. 79-84).

К основным задачам учреждения относится создание условий: гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся; для развития личности, ее самореализации и самоопределения, для формирования современного уровня знаний обучающихся, не ниже государственных образовательных стандартов; для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ; для социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из малообеспеченных семей, детей одиноких матерей и отцов, детей из многодетных семей, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, детей, чьи родители работают за пределами города.

Таким образом, анализируя представленные в дело доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что Михайлова И.В. в спорный период работала в должности социального педагога муниципальной общеобразовательной школы-интерната «Школа-интернат №53» среднего (полного) образования», то есть в учреждении, не поименованном в п. 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение такой пенсии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 "О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", поэтому период с 18.09.2008 по 26.08.2011 не подлежит зачету в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Сам по себе факт обучения в муниципальной общеобразовательной школе-интернат «Школа-интернат № 53» среднего (полного) образования» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на что указывала представитель истца, не свидетельствует об отнесении учреждения к тем, что поименованы в п. 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение такой пенсии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.

            В своем отзыве прежний работодатель истца МАОУ «Школа-интернат № 53» (до переименования - муниципальная общеобразовательная школа-интернат «Школа-интернат № 53» среднего (полного) образования») также указал, что учреждение не входит в число учреждений, перечисленных в Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение такой пенсии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № Х.    

С учетом вышеизложенного, исковые требования Михайловой И.В. удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:                                                               ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░ ░.░, ░░░░░░░░

2-722/2022 ~ М-453/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Михайлова Ирина Валерьевна
Ответчики
ГУ ОПФ РФ по СО
Суд
Новоуральский городской суд Свердловской области
Судья
Калаптур Т.А.
Дело на сайте суда
novouralsky--svd.sudrf.ru
25.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.03.2022Передача материалов судье
01.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.05.2022Судебное заседание
25.05.2022Судебное заседание
06.07.2022Судебное заседание
13.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2022Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее