Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 5-1/2024 (5-439/2023;) от 20.12.2023

                                                                                             Дело № 5-1/2024

УИД 18RS0023-01-2023-003311-55

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

24 января 2024 года                                                                                                  г. Сарапул

Судья Сарапульского городского суда Удмуртской Республики Сафиуллина С.В., при секретаре Горбуновой Е.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Сальникова <данные изъяты>, являющегося индивидуальным предпринимателем,

                                                           установил:

В Сарапульский городской суд Удмуртской Республики на рассмотрение поступил протокол № 987324 об административном правонарушении от 31 октября 2023 года в отношении Сальникова <данные изъяты>, осуществляющего предпринимательскую деятельность, о привлечении его к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Как следует из данного протокола, 31 октября 2023 года Сальников <данные изъяты> при осуществлении предпринимательской деятельности по переработке древесины по адресу: <адрес> допустил накопление и складирование отходов производства в виде опила, горбыля на открытых площадках, непосредственно на земле (почве), чем нарушил требования в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления.

Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Сальников Д.В., в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом (л.д. 27-30).

В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42 Конституции Российской Федерации).

В силу положений п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления закреплены в ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которой отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается, в том числе, сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Из положений частей 1 и 2 ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ следует, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).

В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно Санитарным правилам и нормам СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3, накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям Санитарных правил (п. 216).

В соответствии с п. 220 названных правил, при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

- временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам;

- поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом);

- поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).

Согласно ст. 28 Федерального закона № 89-ФЗ неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аналогичные нормы содержатся и в ст. 75 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи и статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.

Из материалов дела следует, что 31 октября 2023 года Сальников Д.В. при осуществлении предпринимательской деятельности по переработке древесины по адресу: <адрес> допустил накопление и складирование отходов производства в виде опила, горбыля на открытых площадках, непосредственно на земле (почве).

Факт совершения правонарушения и вина Сальникова Д.В. в совершении правонарушения подтверждаются следующими материалами дела:

- протоколом № 987324 об административном правонарушении от 31 октября 2023 года, составленным старшим инспектором ГИАЗ МО МВД России «Сарапульский» Горшуновой Е.В., согласно которому 31 октября 2023 года Сальников Д.В. при осуществлении предпринимательской деятельности по переработке древесины по адресу: <адрес>, допустил накопление и складирование отходов производства в виде опила, горбыля на открытых площадках, непосредственно на земле (почве), чем нарушил требования ст. 51 ФЗ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, ФЗ № 89 от 24 июня 1998 года, ст. 22 ФЗ № 52 от 30 марта 1999 года, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ. В протоколе Сальниковым Д.В. даны объяснения: «горбыль лежит на бетонном основании, а не на земле» (л.д. 7-8);

- рапортом сотрудника полиции от 31 октября 2023 года, согласно которому 31 октября 2023 года в 17 час. 21 мин. в дежурную часть МО МВД России «Сарапульский» поступило сообщение от Горшуновой о том, что в <адрес> складируются отходы на открытой почве после переработки древесины (л.д. 10);

- протоколом № 0023024 осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 31 октября 2023 года, составленным старшим инспектором ГИАЗ МО МВД России «Сарапульский» Горшуновой Е.В., согласно которому произведён осмотр пилорамы по адресу: <адрес>, с участием Столбова С.А., работающего рамщиком у ИП Сальникова Д.В.; осмотром установлено, что отходы от переработки древесины, горбыль, опилки находятся, складируются на открытой почве, земле (л.д. 11);

- фототаблицей к протоколу осмотра № 0023024 (л.д. 12-14);

- объяснениями Столбова С.А. от 31 октября 2023 года, из которых следует, что он работает рамщиком у ИП Сальников Д.В. с 2014 года, занимается распиловкой леса, изготовлением из него пиломатериала. При изготовлении пиломатериала обрезки и горбыль складываются отдельно на деревянные балки, не на землю, для продажи. В среднем 2 раза в месяц их покупают и вывозятся. Опилки складируются за пилорамой на бетонной плите. Опилки около станка лежат на земле, убираются через день (л.д. 15);

- выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 31 октября 2023 года, согласно которой Сальников Д.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 21 мая 2019 года, основным видом деятельности является распиловка и строгание древесины (л.д. 18-23).

Указанные доказательства добыты с соблюдением установленных КоАП РФ процессуальных требований, согласуются друг с другом, являются достоверными и допустимыми.

Таким образом, полагаю доказанным факт того, что индивидуальный предприниматель Сальников Д.В. сбор и накопление древесных отходов (опила, горбыля) от предпринимательской деятельности осуществляет на открытой площадке без тары непосредственно на земле, не защищённой от воздействия атмосферных осадков и ветров (площадка не укрыта брезентом, не оборудована навесом).

Объяснения, указанные Сальниковым Д.В. в протоколе об административном правонарушении, о том, что горбыль лежит на бетонном основании, не на земле, опровергаются, в том числе, фототаблицей к протоколу осмотра № 0023024, а также объяснениями его работника Столбова С.А., который пояснил, что обрезки и горбыль складываются на деревянные балки.

При этом, вышеуказанными санитарными правилами установлено, что поверхность площадки для накопления отходов должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).

На основании изложенного прихожу к выводу, что вина индивидуального предпринимателя Сальникова Д.В. нашла своё подтверждение в ходе рассмотрения дела, и его действия (бездействие) суд квалифицирует по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, а именно, несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе и накоплении отходов производства и потребления.

Санкция ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим кодексом.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность Сальникова Д.В., в ходе судебного заседания не установлено.

В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении негативных последствий, а в игнорировании ИП Сальниковывм Д.В. требований законодательства и неисполнении им своих публично-правовых обязанностей по предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, что нарушает установленное Конституцией Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду и является существенным нарушением охраняемых общественных правоотношений, а потому обстоятельств, указывающих на малозначительность совершенного административного правонарушения в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, не усматривается.

При решении вопроса о выборе вида и размера наказания, суд учитывает характер и степень социальной опасности совершенного правонарушения (административное правонарушение в области охраны окружающей среды и природопользования), личность правонарушителя, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, исходя из конституционных принципов дифференцированности, справедливости и соразмерности наказания, считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

постановил:

Признать Сальникова <данные изъяты> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Штраф подлежит уплате УФК по Удмуртской Республике (Межмуниципальный отдел МВД России «Сарапульский» по Удмуртской Республике, л/с 04131А67440), ИНН 1838010055, КПП 183801001, р/с 03100643000000011300 в Отделении-НБ Удмуртская Республика Банка России, БИК 019401100, кор.сч. 40102810545370000081, ОКТМО 94740000, КБК 18811601201010001140, УИН 18880418230009873240.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления через Сарапульский городской суд Удмуртской Республики.

Мотивированное постановление составлено 26 января 2024 года.

Судья                                                                                 С.В. Сафиуллина

5-1/2024 (5-439/2023;)

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о назначении административного наказания
Ответчики
Сальников Денис Викторович
Суд
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики
Судья
Сафиуллина Светлана Владимировна
Статьи

ст.8.2 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
sarapulskiygor--udm.sudrf.ru
20.12.2023Передача дела судье
22.12.2023Подготовка дела к рассмотрению
24.01.2024Рассмотрение дела по существу
01.02.2024Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
09.02.2024Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
15.02.2024Направленная копия постановления (определения) ВЕРНУЛАСЬ с отметкой о НЕВОЗМОЖНОСТИ ВРУЧЕНИЯ (п. 29.1 Пост. Пленума ВС от 19.12.2013 № 40)
26.02.2024Вступление постановления (определения) в законную силу
15.05.2024Обращено к исполнению
Судебный акт #1 (Постановление)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее