Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-762/2024 (2-5511/2023;) ~ М-4917/2023 от 20.12.2023

УИД 57RS0023-01-2023-006903-41

Дело № 2-762/2024 (№2-5511/2023)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 января 2024 года      город Орел

Советский районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Доровых Е.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Городничевой К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Залегощенского района Орловской области в интересах Масловой Е.М. к Департаменту здравоохранения Орловской области об обеспечении лекарственным препаратом и медицинскими изделиями, взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата,

установил:

прокурор Залегощенского района Орловской области обратился в суд с иском в интересах Масловой Е.М. к Департаменту здравоохранения Орловской области об обеспечении лекарственным препаратом и медицинскими изделиями, взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата.

В обоснование требований указав, что прокуратурой района была проведена проверка по обращению Масловой Е.М. по вопросу нарушения её прав на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, в ходе которой установлено, что Маслова Е.М., ДД.ММ.ГГ года рождения, состоит на учете в БУЗ ОО «<данные изъяты>» с диагнозами: «<данные изъяты>», включена в региональный регистр лиц, имеющих право на бесплатное получение лекарственных препаратов.

В связи с наличием имеющегося заболевания, Маслова Е.М. нуждается в лекарственном препарате «<данные изъяты>», а также медицинских изделиях «<данные изъяты>», однако обеспечивается ими ненадлежащим образом.

В связи с несвоевременным обеспечением лекарственным препаратом «<данные изъяты>» и необходимостью беспрерывного лечения, Масловой Е.М. 13.11.2023 был приобретен вышеуказанный лекарственный препарат за счет собственных денежных средств, затратив при этом денежные средства в сумме 2 570 рублей.

Учитывая изложенные обстоятельства, процессуальный истец просит суд обязать Департамент здравоохранения Орловской области бесплатно обеспечить Маслову Е.М. лекарственным препаратом «<данные изъяты>» и медицинскими изделиями «<данные изъяты>» в соответствии с назначенной схемой лечения вплоть до отмены лечащим врачом, обратив решение суда в указанной части к немедленному исполнению, а также взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области в пользу Масловой Е.М. расходы на приобретение лекарственного препарата в размере 2 570 рублей.

Определением суда в ходе подготовки дела к судебному разбирательству в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены ГУП ОО «Орелфармация», БУЗ ОО «Залегощенская ЦРБ», Департамент финансов Орловской области.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ГУП ОО «Орелфармация» в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, предоставил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Прокурор вправе на основании и в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 45 ГПК РФ, обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных или оспариваемых социальных прав, в том числе в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; охраны здоровья, включая медицинскую помощь.

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3 Всеобщей декларации прав человека; принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН).

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

В силу части 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ к числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

В силу части 1 и 2 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь. Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (названного закона).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе «<данные изъяты>» (коды заболеваний по международной классификации болезней (<данные изъяты>).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, в соответствии с которым в группе "категории заболеваний" поименован <данные изъяты>, при амбулаторном лечении которого лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Пунктом 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ предусмотрено, что установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (пункт 1 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 г. № 399 "Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области" (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 5.7 Положения Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Маслова Е.М., ДД.ММ.ГГ года рождения, состоит на учете в БУЗ ОО «<данные изъяты>» с диагнозами: «<данные изъяты>», включена в региональный регистр лиц, имеющих право на бесплатное получение лекарственных препаратов.

В связи с наличием имеющегося заболевания, Маслова Е.М. нуждается в лекарственном препарате «<данные изъяты>», а также в медицинских изделиях «<данные изъяты>», однако обеспечивается ими ненадлежащим образом.

При этом лекарственный препарат «<данные изъяты>» включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 12 октября 2019 г. № 2406-р.

Вместе с тем, Маслова Е.М. ненадлежащим образом обеспечивается вышеуказанным лекарственным препаратом и медицинскими изделиями, что подтверждается счетом на пациента за 2023 г., из которого следует, что по рецептам от 20.09.2023 и от 13.10.2023 на лекарственный препарат «<данные изъяты>», по рецептам от 13.06.2023, от 20.09.2023, от 13.10.2023 на медицинские изделия «<данные изъяты>», последняя не была ими обеспечена, срок действия их истек.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора и возложении на Департамент здравоохранения Орловской области обязанности бесплатно обеспечить Маслову Е.М. лекарственным препаратом «<данные изъяты>» и медицинскими изделиями «<данные изъяты>» в соответствии с назначенной схемой лечения вплоть до отмены лечащим врачом.

Кроме того, суд полагает необходимым в порядке, установленном статьей 212 ГПК РФ, обратить решение суда в указанной части к немедленному исполнению, так как отсутствие лекарственного препарата и медицинских изделий, назначенных Масловой Е.М., создает угрозу жизни и здоровью истца.

При разрешении требований о взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата суд приходит к следующему.

В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Статья 16 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления.

При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Подпунктом 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации выступает в суде от имени субъекта в качестве представителя ответчика по искам к субъекту о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) понимается орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено указанным Кодексом.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 г. № 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", исходя из содержания подпункта 1 пункта 3 статьи 158 БК РФ критерием определения главного распорядителя бюджетных средств, выступающего в суде от имени публично-правового образования по искам о возмещении вреда, является ведомственная принадлежность причинителя вреда (органа государственной власти, государственного органа, органа местного самоуправления или должностных лиц этих органов) независимо от источника его финансирования.

Судом установлено, что Маслова Е.М. по рецепту, выписанному врачом 13.10.2023, лекарственным препаратом «<данные изъяты>» не была обеспечена, срок действия рецепта истек 13.11.2023, в связи с чем, она была вынуждена 13.11.2023 приобрести лекарственный препарат «<данные изъяты>» (МНН «<данные изъяты>») самостоятельно за свой счет, затратив денежные средства в сумме 2 570 рублей, что подтверждается кассовым чеком.

Принимая во внимание то, что несвоевременное обеспечение Масловой Е.М. лекарственным препаратом создает условия, угрожающие её здоровью, нарушает её права на бесплатное получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания здоровья, суд приходит к выводу о наличии вины Департамента здравоохранения Орловской области в причинении истцу убытков, в виде затрат на приобретение лекарственного препарата, в связи с чем находит подлежащими удовлетворению исковые требования о взыскании с ответчика за счет казны Орловской области в пользу Масловой Е.М. расходов на приобретение лекарственного препарата в размере 2 570 рублей.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора Залегощенского района Орловской области в интересах Масловой Е.М. к Департаменту здравоохранения Орловской области об обеспечении лекарственным препаратом и медицинскими изделиями, взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата - удовлетворить.

Обязать Департамент здравоохранения Орловской области (ИНН №***, ОГРН №***) бесплатно обеспечить Маслову Е.М., ДД.ММ.ГГ года рождения, (паспорт: серия №*** №***) лекарственным препаратом «<данные изъяты>» и медицинскими изделиями «<данные изъяты>» в соответствии с назначенной схемой лечения вплоть до отмены лечащим врачом

Обратить решение суда в указанной части к немедленному исполнению.

Взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области (ИНН №***, ОГРН №***) за счет казны Орловской области в пользу Масловой Е.М., ДД.ММ.ГГ года рождения, (паспорт: серия №*** №***) расходы на приобретение лекарственного препарата в размере 2 570 рублей.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.

Мотивированный текст решения изготовлен 30 января 2024 г.

Председательствующий Е.А. Доровых

2-762/2024 (2-5511/2023;) ~ М-4917/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Маслова Елена Михайловна
Прокурор Залегощенского района Орловской области
Ответчики
Департамент здравоохранения Орловской области
Другие
БУЗ ОО Залегощенская ЦРБ"
Департамент финансов Орловской области
ГУП ОО «Орелфармация»
Суд
Советский районный суд г. Орла
Судья
Доровых Екатерина Александровна
Дело на странице суда
sovetsky--orl.sudrf.ru
20.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.12.2023Передача материалов судье
25.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.01.2024Судебное заседание
30.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.02.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее