Мировой судья Домнин Е.С. Дело № 11-57/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Омутнинск, Кировская область 11 июня 2021 года
Омутнинский районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Орловой И.В.,
при секретаре Жарковой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Кировской области на решение мирового судьи судебного участка № 2 Омутнинского судебного района Кировской области, замещающего мирового судью судебного участка № 30 Омутнинского судебного района, от 08.04.2021, которым постановлено:
исковые требования Скрябиной Светланы Леонидовны удовлетворить частично. Взыскать с Министерства финансов Кировской области за счет казны субъекта Российской Федерации «Кировская область» в пользу Скрябиной Светланы Леонидовны 39 773,92 руб. в возмещение расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за период с 01.01.2020 по 31.12.2020, расходы по оплате услуг представителя в размере 5000 рублей, расходы по оплате госпошлины в размере 1393,22 руб. В удовлетворении исковых требований к Министерству Финансов Российской Федерации и КОГБУЗ «Омутнинская ЦРБ» отказать.
УСТАНОВИЛ:
Скрябина С.Л. обратилась в суд с иском к Министерству финансов Кировской области, КОГБУЗ «Омутнинская центральная районная больница», Министерству финансов РФ в лице УФК по Кировской области о взыскании затрат, понесенных медицинским работником, на оплату жилья и коммунальных услуг. В обоснование иска указала, что в настоящее время работает в структурном подразделении КОГБУЗ «Омутнинская ЦРБ» - АДРЕС ИЗЪЯТ в должности ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ. Скрябина С.Л. зарегистрирована и проживает в пгт.АДРЕС ИЗЪЯТ. На основании ч.2 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом РФ 22.07.1993 № 5487-1 (в редакции до 01.01.2005), Скрябина С.Л. пользовалась льготами по оплате жилья и коммунальных услуг до декабря 2004 года включительно. За период с 01.01.2020 по 31.12.2020 Скрябина С.Л. за счет своих средств внесла плату за жилье и коммунальные услуги: по отоплению – 26864,92 руб., по освещению – 8744,70 руб., за содержание и ремонт - 8388,60 руб., за капитальный ремонт - 3311,70 руб., всего - 47 309,92 руб. В указанный период Скрябина С.Л. предоставлялась компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которая за указанный период составила 7536 руб. Скрябина С.Л. просила взыскать солидарно с Министерства финансов Кировской области, Министерства финансов РФ в лице УФК по Кировской области и КОГБУЗ «Омутнинская ЦРБ» понесенные расходы по оплате коммунальных услуг за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 в размере 39 773,92 руб., расходы на оплату услуг юриста в размере 5000 руб., расходы по оплате госпошлины 1393,22 руб.
Мировым судьей постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
Министерство финансов Кировской области с решением суда не согласно, обратилось с апелляционной жалобой. В обоснование жалобы указывает, что если работник стал получать дополнительную социальную поддержку в виде частичной компенсации за счет средств областного бюджета с 01.01.2005, то это не означает, что он имеет право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в объеме, который был установлен федеральными законами до 01.01.2005. Право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в прежнем объеме после 01.01.2005 сохраняют только те лица, которые проживали и работали в сельской местности, пользовались данными льготами до 01.01.2005. Данные обстоятельства должны быть подтверждены допустимыми доказательствами. Скрябиной С.Л. назначена пенсия и в соответствии с Законом Кировской области № 267-ЗО выплачивается частичная компенсация. На субъект Российской Федерации «Кировская область» не возложена обязанность по ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для данной категории лиц. Льготы должны предоставляться за счет средств федерального бюджета. Данное дело не является делом повышенной сложности, следовательно, размер судебных расходов – расходов на представителя может быть снижен до 1000 руб. В соответствии со ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы. Взыскание госпошлины не основано на законе. Просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
От представителя Скрябиной С.Л. – Шипуновой О.И. поступили возражения на апелляционную жалобу, в которой она доводы жалобы опровергает, считает решение законным и обоснованным, просит оставить решение без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Скрябина С.Л., Министерство финансов Кировской области, КОГБУЗ «Омутнинская ЦРБ», Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Кировской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как видно из копии трудовой книжки, 20.08.1982 Скрябина С.Л. была принята в ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ медсестрой терапевтического отделения, далее 29.12.1999 ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ переименована в ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, 20.10.2005 ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ переименовано в ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ», 22.12.2010 ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ реорганизовано путем присоединения к МУЗ «Омутнинская ЦРБ». Продолжает работать в структурном подразделении МУЗ «Омутнинская ЦРБ» в должности медсестры процедурной. 05.07.2011 МУЗ «Омутнинская ЦРБ» переименовано в МБУЗ «Омутнинская ЦРБ», 16.01.2012 МБУЗ «Омутнинская ЦРБ» переименовано в КОГБУЗ «Омутнинская ЦРБ». Работает по настоящее время (л.д.11-15).
В настоящее время работает процедурной медицинской сестрой в структурном подразделении КОГБУЗ «Омутнинская ЦРБ» ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ».
Согласно справке ООО «Управдом-Сервис» от 28.01.2021 № 20 Скрябина С.Л. с 21.08.1990 зарегистрирована и проживает по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ АДРЕС ИЗЪЯТ2 (л.д.16).
Суд первой инстанции установил, что за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 расходы истца по оплате жилого помещения и коммунальных услуг составили 47 309,92 руб. (26 864,92 руб. – за отопление, 8744,70 руб. – за освещение, 8388,60 руб. – за содержание и ремонт, 3311,70 руб. – за капитальный ремонт), что подтверждается выпиской из лицевого счета за 2020 год КОГУП «Облкоммунсервис» (л.д.20), ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» (л.д.25), ООО «Управдом-Сервис» (л.д.21), справкой (л.д.22). Задолженность отсутствует.
За период с 01.01.2020 по 31.12.2020 Скрябиной С.Л. предоставлены меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 7536 руб. (л.д.23).
Статьей 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции, действовавшей до ДАТА ИЗЪЯТА) устанавливалось право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
С ДАТА ИЗЪЯТА согласно пункту 50 статьи 35 Федерального закона от ДАТА ИЗЪЯТА № 122-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» одновременно с признанием утратившей силу части второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, предусматривавшей меры социальной поддержки названной категории медицинских работников, указанная статья была дополнена частями четвертой, пятой, шестой, в соответствии с которыми меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
Из преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ следует, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Пункт 2 ст.153 данного закона содержит требование о том, что вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004.
В соответствии с Законом Кировской области от 03.11.2004 № 267-ЗО фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение.
Таким образом, действующее правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками.
Суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что Скрябина С.Л. с 1982 года по настоящее время работает в учреждении здравоохранения и проживает в поселке городского типа (пгт.АДРЕС ИЗЪЯТ).
Факт пользования Скрябиной С.Л. льготой по оплате коммунальных услуг до 01.01.2005 подтверждается решением мирового судьи судебного участка № 30 Омутнинского судебного района Кировской области № 2-422/2020 от 26.05.2020 (л.д.28-30), договором от 27.08.2003 между МУП ЖКХ ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ и ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ о возмещении оплаты за жилье, списком фамилий медицинских работников к нему (л.д.17-18).
Расчет суммы, подлежащей возмещению, произведенный истцом и принятый судом, в жалобе ответчиком не оспаривается.
При таких обстоятельствах исковые требования о взыскании разницы между фактически затраченными средствами и выплаченной компенсацией за коммунальные услуги за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 обоснованно удовлетворены судом.
Доводы жалобы о том, что если работник стал получать дополнительную социальную поддержку в виде частичной компенсации за счет средств областного бюджета с 01.01.2005, то это не означает, что он имеет право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в объеме, установленном федеральными законами до 01.01.2005, не влияют на законность оспариваемого решения. Обстоятельства, имеющие существенное значение для дела (факт проживания и работы Скрябиной С.Л. в сельской местности, работа в учреждении здравоохранения, пользование льготами на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением до 31.12.2004), судом установлены и подтверждены доказательствами. Выплата Скрябиной С.Л. ежемесячной частичной компенсации расходов, установленной Законом Кировской области от 03.11.2004 № 267-ЗО, не предполагает отмену или снижение объема социальных прав, приобретенных истцом как медицинским работником, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа, до 01.01.2005.
Иная позиция ответчика по данному вопросу основана на ошибочном толковании норм права.
Апелляционной инстанцией не принимаются ссылки апелляционной жалобы на недоказанность предоставления истцу до 01.01.2005 меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения с освещением и отоплением как не основанные на ст.60 ГПК РФ. Факт пользования истцом указанными мерами социальной поддержки до 01.01.2005 судом установлен, подтвержден материалами дела.
Аргументы жалобы о том, что Скрябина С.Л. является получателем пенсии, отклоняются. Как видно из материалов дела, Скрябина С.Л. на 01.01.2005 и далее являлась и в настоящее время является медицинским работником (работает непрерывно). Из материалов дела следует, что частичная компенсация расходов была назначена не в связи с выходом на пенсию и увольнением, а в связи с изменением правового регулирования. Таким образом, право на компенсацию расходов за истцом сохраняется.
Доводы заявителя жалобы о том, что мера социальной поддержки должна предоставляться за счет федерального бюджета не влияет на существо дела.
Приведенные в апелляционной жалобе обстоятельства не опровергают выводы суда о наличии у Скрябиной С.Л. права на компенсацию расходов по уплате коммунальных платежей.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В силу ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.
В соответствии со ст. 48 ГПК РФ, граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителя. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.
Из материалов дела следует, что в связи с рассмотрением гражданского дела истцом Скрябиной С.Л. были понесены расходы на оплату услуг адвоката Шипуновой О.И. всего в размере 5000 руб. (акт о приемке оказанных услуг от 13.03.2021, расписка от 13.03.2021).
Учитывая объем работы, проделанной представителем Скрябиной С.Л. - Шипуновой О.И., сложность дела, суд первой инстанции пришел к верному выводу о взыскания с ответчика расходов на оплату юридических услуг в размере 5000 рублей. Суд апелляционной инстанции полагает взысканный судом размер представительских расходов соответствующим принципу разумности и справедливости и исходя из соблюдения баланса интересов сторон не находит оснований для их изменения.
Довод апелляционной жалобы о том, что взыскание с министерства финансов Кировской области государственной пошлины не основано на законе, и что положение п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, освобождает государственные органы от уплаты государственной пошлины, является несостоятельным, поскольку в данном случае министерство финансов Кировской области являлось стороной по делу, требования истца решением суда удовлетворены, в связи с чем, с учетом требований ст. 98 ГПК РФ, суд обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца, понесенные им судебные расходы по уплате государственной пошлины.
При разрешении спора судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не установлено.
Оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-329 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение мирового судьи судебного участка № 2 Омутнинского судебного района Кировской области, замещающего мирового судью судебного участка № 30 Омутнинского судебного района, от 08 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения, через суд первой инстанции.
Судья И.В. Орлова