РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Еланцы 23 апреля 2024 г.
Ольхонский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Холодовой Л.Н., при секретаре Бортосовой З.Ю.,
с участием представителя истца помощника Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора Коробова Ю.И.,
представителя ответчика ООО «Теплостроительная компания Ольхон» генерального директора ООО «Теплостроительная компания Ольхон» Цебоева Р.С.,
представителя ответчика администрации Еланцынского муниципального образования Петровой Е.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-167/2024 по иску Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Теплостроительная компания Ольхон», администрации Еланцынского муниципального образования об обязании на территории производственной площадки организовать и оборудовать площадку временного накопления отходов производства твердым покрытием, обеспечить защиту от воздействия атмосферных осадков и ветров, установить специальную территорию с особым режимом использования (санитарно-защитную зону) вокруг котельной, обеспечить проведение лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны, после оборудования котельной пылеулавливающим (газоочистным) оборудованием, провести инвентаризацию источников загрязнения атмосферного воздуха, разработать предельно допустимые выбросы, предельно допустимые нормативы физического воздействия на атмосферный воздух, заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, образующимися на территории производственной площадки с лицензированной организацией, провести подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности руководителя и специалистов предприятия,
УСТАНОВИЛ:
Ольхонский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд к ООО «Теплостроительная компания Ольхон», администрации Еланцынского муниципального образования с вышеуказанным исковым заявлением.
В обоснование заявленных требований указал, что Ольхонской межрайонной природоохранной прокуратурой по результатам проверки обращения гражданина ФИО3, в деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Теплостроительная компания Ольхон» (далее ООО «Теплостроительная компания Ольхон») выявлены нарушения в сфере обращения с отходами, санитарно-эпидемиологического законодательства и атмосферного воздуха.
ООО «Теплостроительная компания Ольхон» зарегистрирована в едином государственном реестре юридических лиц, о чем внесена запись о регистрации в ЕГРЮЛ.
Основным видом экономической деятельности, в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ, является строительство жилых и нежилых зданий, код по ОКВЭД <данные изъяты> Дополнительными видами деятельности являются <данные изъяты> производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха.
Установлено, что ООО «Теплостроительная компания Ольхон» осуществляет деятельность по производству, передаче, распределению тепловой энергии и холодного водоснабжения на котельной, расположенной в сельском поселении <адрес> по адресу: <адрес>, данный объект отнесен к 2-ой категории НВОС. В результате деятельности предприятия образуются золошлаковые отходы. Складирование отходов осуществляется на открытом грунте в отсутствие водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, на незащищенной поверхности площадки от воздействия атмосферных осадков и ветров.
В соответствии с пунктом 1.1. договора аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, администрация <адрес> муниципального образования передает в аренду ООО «Теплостроительная компания Ольхон» земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
В нарушение требований законодательства администрация Еланцынского муниципального образования и ООО «Теплостроительная компания Ольхон» не соблюдют требования к охране атмосферного воздуха, окружающей среды, а также снижения негативного влияния на центральную экологическую зону Байкальской природной территории. Площадка для накопления отходов (золы) надлежащим образом не оборудована, мер к снижению выбросов в атмосферный воздух не принимается.
Решением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию <адрес> муниципального образования и
ООО «Теплостроительная компания Ольхон» возложена обязанность оборудовать угольные котельные пылеулавливающим (газоочистным) оборудованием, что является основанием для проведения инвентаризации ИЗАВ.
Вместе с тем, при проведении инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрабатываются и предельно допустимые выбросы, предельно допустимые нормативы физического воздействия на атмосферный воздух (статья 30 Федерального закона № 96-ФЗ).
Договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором не заключены.
Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности (статья 73 Федерального закона №7-ФЗ).
Однако, указанных документов у руководителя ООО «Теплостроительная компания Ольхон» и его специалистов, не имеется.
Просит обязать общество с ограниченной ответственностью «Теплостроительная компания Ольхон» (ИНН №) и администрацию <адрес> муниципального образования (ИНН №) в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу на территории производственной площадки, расположенной в сельском поселении <адрес> по адресу: <адрес>, организовать и оборудовать площадку временного накопления отходов производства твердым покрытием (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка), а также обеспечить защиту от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом); Обязать общество с ограниченной ответственностью «Теплостроительная компания Ольхон» (ИНН №) и администрацию <адрес> муниципального образования (ИНН №) в течении 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить специальную территорию с особым режимом использования (санитарно-защитную зону) вокруг котельной, расположенной в сельском поселении <адрес> по адресу: <адрес>; Обязать общество с ограниченной ответственностью «Теплостроительная компания Ольхон» (ИНН №) в течении 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны с учетом характеристик производственных процессов и метеорологических характеристик окружающей среды в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля; Обязать общество с ограниченной ответственностью «Теплостроительная компания Ольхон» (ИНН №), после оборудования котельной расположенной в сельском поселении <адрес> по адресу: <адрес>, пылеулавливающим (газоочистным) оборудованием, провести инвентаризацию источников загрязнения атмосферного воздуха, а также разработать предельно допустимые выбросы, предельно допустимые нормативы физического воздействия на атмосферный воздух; Обязать общество с ограниченной ответственностью «Теплостроительная компания Ольхон» (ИНН №) в течении 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, образующимися на территории производственной площадки, расположенной в сельском поселении <адрес> по адресу: <адрес>, с лицензированной организацией; Обязать общество с ограниченной ответственностью «Теплостроительная компания Ольхон» (ИНН №) в течении 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности руководителя и специалистов предприятия.
В судебном заседании представитель истца Коробов Ю.И. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Петрова Е.А. в судебном заседании заявленные требования признала в полном объеме, просила срок для исполнения установить в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу организовать и оборудовать площадку временного накопления отходов производства твердым покрытием (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка), а также обеспечить защиту от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом); в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить специальную территорию с особым режимом использования (санитарно-защитную зону) вокруг котельной; в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить проведение лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны с учетом характеристик производственных процессов и метеорологических характеристик окружающей среды в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля; после оборудования котельной пылеулавливающим (газоочистным) оборудованием; в течении 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, образующимися на территории производственной площадки, с лицензированной организацией; в течении 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности руководителя и специалистов предприятия.
Представитель ответчика ООО «Теплостроительная компания Ольхон» в судебном заседании заявленные требования признал в полном объеме.
Выслушав мнение сторон, исследовав и оценив с учетом положений статей 67, 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) представленные сторонами доказательства, суд находит исковые требования подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
Согласно ч.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.
Из смысла приведенных процессуальных норм следует, что целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов лиц, обращающихся в суд.
В соответствии со ст.9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст.ст. 1, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют свою деятельность в целях защиты интересов общества и государства, в том числе посредством обращения с заявлением в суды.
Статьей 45 ГПК РФ, предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Правовое регулирование в области охраны озера Байкал осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» (далее – Федеральный закон № 94-ФЗ). Согласно преамбуле, озеро Байкал является уникальной экологической системой Российской Федерации и объектом всемирного наследия.
Согласно ст. 5 Федерального закона № 94-ФЗ определено, что в целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с принципами приоритета видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны; учета комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую систему озера Байкал; сбалансированности решения социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития.
Границы Байкальской природной территории и ее экологических зон утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым <адрес> расположено в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, в связи с чем на данную территорию распространяется особый правовой режим.
Статья 42 Конституции Российской Федерации и статья 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ) закрепляют право граждан на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) органы местного самоуправления ответственны за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Право граждан на благоприятную окружающую среду, закреплено в статье 11 Федерального закона № 7-ФЗ.
Согласно частям 1, 2 статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ, отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземный водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса (часть 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской федерации (далее – ЗК РФ)).
В силу частей 1, 2 статьи 11, пункта 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращено отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами. При этом накопление ими отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Требования к местам (площадкам) накопления отходов установлены пунктом 220 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее-СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21), согласно которым временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам; поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом); поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).
Ольхонской межрайонной природоохранной прокуратурой в связи с обращением ФИО3, проведена проверка в отношении ООО «Теплостроительная компания Ольхон», по результатам которой выявлены нарушения в сфере обращения с отходами, санитарно-эпидемиологического законодательства и атмосферного воздуха.
ООО «Теплостроительная компания Ольхон» осуществляет деятельность по производству, передаче, распределению тепловой энергии и холодного водоснабжения на котельной, расположенной в сельском поселении <адрес> по адресу: <адрес>, данный объект отнесен к 2-ой категории НВОС. В результате деятельности предприятия образуются золошлаковые отходы. Складирование отходов осуществляется на открытом грунте в отсутствие водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, на незащищенной поверхности площадки от воздействия атмосферных осадков и ветров.
Согласно договору аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией <адрес> муниципального образования и ООО «Теплостроительная компания Ольхон», администрация <адрес> муниципального образования сдает, а ООО «Теплостроительная компания Ольхон» принимает в аренду земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
В нарушение требований законодательства администрация <адрес> муниципального образования и ООО «Теплостроительная компания Ольхон» не соблюдают требования к охране атмосферного воздуха, окружающей среды, а также снижения негативного влияния на центральную экологическую зону Байкальской природной территории. Площадка для накопления отходов (золы) надлежащим образом не оборудована, мер к снижению выбросов в атмосферный воздух не принимается.
Согласно пунктам 2.1, 2.2, 2.3, 2.5, 3.1 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденному постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух.
Организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
В соответствии с пунктами 5, 11 Приложения № 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» III класс опасности устанавливается для опасных производственных объектов, осуществляющих теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, а также иных опасных производственных объектов, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 мегапаскаля и более или при температуре рабочей среды 250 градусов Цельсия и более.
При этом, если опасный производственный объект, для которого в соответствии с пунктами 1 - 10 Приложения № 2 должен быть установлен II, III или IV класс опасности, расположен на землях особо охраняемых природных территорий, континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море или прилежащей зоне Российской Федерации, на искусственном земельном участке, созданном на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, для такого опасного производственного объекта устанавливается более высокий класс опасности соответственно.
В нарушение вышеуказанных требований законодательства проект санитарно-защитной зоны не оформлялся.
Хозяйствующие субъекты в соответствии с осуществляемой ими деятельностью должны проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.
Хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие источники воздействия, обязаны обеспечивать проведение лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны с учетом характеристик производственных процессов и метеорологических характеристик окружающей среды в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; информировать население, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обо всех случаях аварийных ситуациях, аварийных и внеплановых выбросах в атмосферный воздух, представляющих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, и принятых мерах по их устранению.
При осуществлении производственного контроля за уровнями загрязнения атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны должны применяться правила отбора проб (образцов) и методы их исследований (испытаний) и измерений, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 67, п. 73 СанПиН 2.1.3684-21).
Более того, в соответствии с требованиями законодательства проведение инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу является обязанностью для всех предприятий и организаций, имеющих выбросы в атмосферный воздух.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения (пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Федеральный закон № 96-ФЗ)).
Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов. Корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия между выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации, а также в случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа (пункт 3 статьи 22 Федеральный закон № 96-ФЗ).
Пунктами 3, 45 приказа Минприроды России от 19.11.2021 № 871 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» установлено, что при проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные и передвижные источники загрязнения атмосферного воздуха (далее – ИЗАВ), устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных, а также передвижных ИЗАВ, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, систематизируются и документируются полученные результаты.
При проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные и передвижные ИЗАВ, устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных, а также передвижных ИЗАВ, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, систематизируются и документируются полученные результаты.
Корректировка данных инвентаризации выбросов объекта ОНВ осуществляется при изменениях состава, объема или массы выбросов в случае возникновения следующих обстоятельств: изменение технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и установок очистки газа, включая оборудование (оснащение) установок очистки газа на ИЗАВ, ввод в эксплуатацию или ликвидацию ИЗАВ; изменение объемов производства; замена технологического оборудования и (или) сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов; реконструкция, модернизация установок очистки газа, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов.
Решением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию <адрес> муниципального образования и ООО «Теплостроительная компания Ольхон» возложена обязанность оборудовать угольные котельные пылеулавливающим (газоочистным) оборудованием, что является основанием для проведения инвентаризации ИЗАВ.
Вместе с тем, при проведении инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрабатываются и предельно допустимые выбросы, предельно допустимые нормативы физического воздействия на атмосферный воздух (статья 30 Федерального закона № 96-ФЗ).
При установке газоочистного оборудования, разработанные нормативы предельно допустимых выбросов будут не актуальными, в связи с чем потребуется их обновление.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (часть 4 статьи 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ).
Договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором не заключены.
Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности (статья 73 Федерального закона №7-ФЗ).
Указанных документов у руководителя ООО «Теплостроительная компания Ольхон» и его специалистов, не имеется.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются законными и обоснованными, в связи с чем, подлежат удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В соответствии со статьей 210 ГПК РФ решение суда приводится к исполнению после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.
Поскольку оснований для приведения решения суда к немедленному исполнению не имеется, суд в соответствии со ст. 206 ГПК РФ считает возможным установить ответчикам для исполнения возложенных обязанностей срок: в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу организовать и оборудовать площадку временного накопления отходов производства твердым покрытием (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка), а также обеспечить защиту от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом); в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить специальную территорию с особым режимом использования (санитарно-защитную зону) вокруг котельной; в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить проведение лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны с учетом характеристик производственных процессов и метеорологических характеристик окружающей среды в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля; после оборудования котельной пылеулавливающим (газоочистным) оборудованием; в течении 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, образующимися на территории производственной площадки, с лицензированной организацией; в течении 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности руководителя и специалистов предприятия. Данные сроки считаются разумными, с учетом проведения предполагаемых работ.
В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В связи с указанным, суд полагает необходимым взыскать с ответчика ООО «Теплостроительная компания Ольхон» на основании ст. 333.19 НК РФ госпошлину по требованию неимущественного характера в размере <данные изъяты> руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора, удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Теплостроительная компания Ольхон» (ИНН №) и администрацию Еланцынского муниципального образования (ИНН №) в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу на территории производственной площадки, расположенной в сельском поселении <адрес> по адресу: <адрес>, организовать и оборудовать площадку временного накопления отходов производства твердым покрытием (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка), а также обеспечить защиту от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом).
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Теплостроительная компания Ольхон» (ИНН №) и администрацию Еланцынского муниципального образования (ИНН №) в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить специальную территорию с особым режимом использования (санитарно-защитную зону) вокруг котельной, расположенной в сельском поселении «Еланцы» по адресу: <адрес>.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Теплостроительная компания Ольхон» (ИНН №) в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить проведение лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны с учетом характеристик производственных процессов и метеорологических характеристик окружающей среды в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Теплостроительная компания Ольхон» (ИНН №), после оборудования котельной расположенной в сельском поселении «Еланцы» по адресу: <адрес>, пылеулавливающим (газоочистным) оборудованием, провести инвентаризацию источников загрязнения атмосферного воздуха, а также разработать предельно допустимые выбросы, предельно допустимые нормативы физического воздействия на атмосферный воздух.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Теплостроительная компания Ольхон» (ИНН №) в течении 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, образующимися на территории производственной площадки, расположенной в сельском поселении «Еланцы» по адресу: <адрес>, с лицензированной организацией.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Теплостроительная компания Ольхон» (ИНН №) в течении 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности руководителя и специалистов предприятия.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Теплостроительная компания Ольхон» (ИНН №) в доход местного бюджета государственную госпошлину в сумме <данные изъяты> рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ольхонский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 27.04.2024.
Судья Л.Н. Холодова