Дело (УИД) № 21RS0019-01-2022-000095-27
Производство № 2-139/2022
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 марта 2022 г. <адрес>
Ядринский районный суд Чувашской Республики-Чувашии
в составе:
председательствующего судьи Иванова Н.Г.,
при секретаре ФИО2,
с участием представителя истца - помощника прокурора Ядринского района Чувашской Республики ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по иску и.о. прокурора Ядринского района к администрации Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики об обязании заключить договор на отлов безнадзорных животных на территории поселения,
у с т а н о в и л:
Истец – и.о. прокурора Ядринского района Чувашской Республики, обратился в суд с иском к ответчику администрации Ядринского городского поселения Чувашской Республики об обязании заключить договор на отлов безнадзорных животных на территории Ядринского городского поселения Чувашской Республики, а также их транспортировку и передачу в приюты для животных.
В обоснование иска истец указал, что прокуратурой Ядринского района Чувашской Республики в феврале 2022 года проведена проверка деятельности администрации Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики при реализации переданных государственных полномочий по организации на территории поселения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных. В ходе проверки установлено, что администрацией Ядринского городского поселения Чувашской Республики не проводятся в установленном порядке мероприятия по отлову безнадзорных животных, а именно – договор со специализированной службой на отлов безнадзорных животных на территории сельского поселения, содержание в специализированной службе, не заключен. Несмотря на то, что мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных крайне важны для предупреждения и ликвидации болезней животных и защиты населения от негативных явлений, связанных с безнадзорностью животных, администрацией Ядринского городского поселения соответствующая работа по отлову безнадзорных животных на территории сельского поселения не организована. Безнадзорные животные имеют возможность мигрировать в соседние населенные пункты Ядринского района Чувашской Республики и могут представлять опасность жизни и здоровью населения Ядринского района Чувашской Республики.
На судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Ядринского района ЧР ФИО3 поддержал исковое заявление по изложенным в нем основаниям.
Ответчик - представитель администрации Ядринского городского поселения Ядринского района ФИО1 Республики извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился, возражений не представил.
При указанных основаниях суд в соответствии с требованиями ст. 233 ГПК РФ считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в порядке заочного производства.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Статьями 41, 42 Конституции РФ каждому гарантировано право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Законодательство РФ в области охраны и использования животного мира и среды его обитания основывается на положениях Конституции РФ, Федерального закона N 52-ФЗ "О животном мире", Закона Российской Федерации N 4979-1 "О ветеринарии", Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", ГК РФ и иных законов и принимаемых в соответствии с ними подзаконных актов.
В силу ст. 1 Закона РФ от 14.05.1993 №4979-1 «О ветеринарии» основными задачами ветеринарии в Российской Федерации являются реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней животных, защита населения от болезней, общих для человека и животных.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 27.12.2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее - Федеральный закон N 498-ФЗ), животное без владельца - животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен. Анализ указанного законодательства дает основания для вывода о том, что безнадзорные животные - это потерявшиеся, сбежавшие, брошенные или иным образом оставшиеся без попечения людей домашние животные.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ), санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию. В соответствии с ч. 1 ст. 2 указанного закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом её изменения, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно п. 1 ст. 29 Федерального закона N 52-ФЗ, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Пунктом 4.8 Санитарных правил "СП 3.1.096-96. ВП 13.3.1103-96. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. 13. Бешенство. Санитарные правила. Ветеринарные правила", утвержденных Госкомсанэпиднадзором России 31.05.1996 г. N 11, Минсельхозпродом России 18.06.1996 г. N 23, предусмотрено, что собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, и безнадзорные кошки подлежат отлову.
Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №4 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» регулирование численности безнадзорных домашних и диких животных относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Регулирование численности безнадзорных домашних животных проводится путем их отлова, стерилизации и содержания в специальных питомниках. Отстрел в черте населенных пунктов не допускается.
Согласно п. п. 49, 82 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, осуществления полномочий в области обращения с животными, предусмотренных законодательством в области обращения с животными, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации – законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативно-правовыми актами не допускается.
Как следует из ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
На основании п. 5 ч. 4 ст. 1 Закона Чувашской Республики от 30.11.2006 №55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями», органы местного самоуправления поселений и городских округов наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Чувашской Республики по организации на территории поселений и городских округов мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
Порядок осуществления органами местного самоуправления поселений и городских округов государственных полномочий Чувашской Республики по организации на территории поселений и городских округов мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев определяется Кабинетом Министров Чувашской Республики.
В соответствии с п. 1.3 Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в Чувашской Республике, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11.03.2020 №102 организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев осуществляют органы местного самоуправления поселений и городских округов, наделенные Законом Чувашской Республики от 30.11.2006 №55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» государственными полномочиями Чувашской Республики по организации на территории поселений и городских округов мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. В. п. 1.4 вышеуказанного порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в Чувашской Республике указано, что им регулируется проведение следующих мероприятий:
- отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировка и передача в приюты для животных
- возврат потерявшихся животных их владельцам
- возврат содержавшихся в приютах животных без владельцев на прежние места их обитания.
Согласно п. 1.5 исполнителями мероприятий являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, заключившие контракты с уполномоченными органами в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. На основании п. 2.1 указанного порядка отлов животных без владельцев проводится исполнителями мероприятий на основании заказа-наряда, выданного уполномоченным органом на основании письменных обращений об отлове животных без владельцев.
Таким образом, Администрация Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики обязана надлежащим образом осуществлять на территории муниципального образования в рамках полномочий, предоставленных законодательством РФ и Чувашской Республики, отдельные государственные полномочия по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Из материалов дела следует, что в феврале 2022 года прокуратурой Ядринского района Чувашской Республики проведена проверка деятельности администрации Ядринского городского поселения при реализации переданных государственных полномочий по организации на территории поселения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, по результатам которой установлено, что по состоянию на 02.02.2022г. договор на отлов, транспортировку и содержание безнадзорных животных администрацией Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики не заключен.
Из имеющегося в материалах дела объяснения главы администрации Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ относительно заключения в 2022 году договора по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории городского поселения, последний сообщил, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ договор на отлов и содержание безнадзорных животных не заключен, срок ранее действовавшего договора истек ДД.ММ.ГГГГ. Ядринской районной администрацией Чувашской Республики в целях заключения договора по отлову и содержанию безнадзорных животных организован тендер.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что администрацией Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики в период с 01.01.2022г. по 02.02.2022г. обязанности в сфере реализации переданных государственных полномочий по организации на территории поселения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных не исполнены, а доводы главы городского поселения ФИО4 о том, что Ядринская районная администрация Чувашской Республики приняла меры к заключению договора по отлову и содержанию безнадзорных животных, организовав соответствующие торги, не является для суда определяющим, поскольку мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных администрацией Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики с 01.01.2022г. по настоящее время фактически не проводились, что создает реальную опасность жизни и здоровью неопределенного круга лиц, имуществу жителей поселения создается угроза нападения собак на граждан, в том числе и на детей, а также угроза распространения заболеваний.
Суд отмечает, что законодательство допускает, что при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять способ реализации мероприятий при обращении с данными животными.
Ответчик не наделен полномочиями по самостоятельному выполнению работ, связанных с отловом и содержанием безнадзорных животных в приюте, указанные работы выполняются в соответствии с Порядком осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в Чувашской Республике, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №, а также требованиями, предусмотренными законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования и.о. прокурора Ядринского района Чувашской Республики подлежат удовлетворению.
Разрешая заявленные требования истца, суд считает необходимым указать, что судом могли быть приняты во внимание иные доказательства опровергающие доводы стороны истца. Однако представитель ответчика – администрации Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики от явки в суд уклонился, возражений против заявленных исковых требований и иных доказательств, обосновывающих эти возражения в соответствии со ст.56 ГПК РФ, не представил. При таких обстоятельствах, суд, руководствуясь ст.ст. 67, 68 ГПК РФ, принимает настоящее решение по заявленным требованиям истца, исходя из имеющихся в деле доказательств.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 233-237, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление и.о. прокурора Ядринского района Чувашской Республики к администрации Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики удовлетворить, обязать администрацию Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать на территории Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики работу по отлову безнадзорных животных, путем заключения договора со специализированной службой на отлов животных без владельцев, в том числе по отлову животных без владельцев, их транспортировке, передаче в приюты для животных, в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Ядринский районный суд Чувашской Республики-Чувашии в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: Н.Г. Иванов