УИД 78RS0008-01-2022-001292-56
Дело № 2-3201/2022 04 июля 2022 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Малышевой О.С.,
при секретаре Шуняеве К.С.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску публичного акционерного общества «Сбербанк России» к Соколовой Елене Валерьевне о взыскании задолженности по кредитному договору, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ПАО «Сбербанк России» обратилось в суд с иском к Соколовой Е.В. о взыскании с наследника заемщика в пределах стоимости наследственного имущества задолженности по кредитной карте за период за период с 10.07.2020 по 21.12.2021 в размере 112 568,48 рублей, расходов по оплате государственной пошлины в размере 3 451,37 рублей.
Требования мотивированы тем, что 29.08.2016 между ПАО «Сбербанк России» и С. заключен кредитный договор, в соответствии с которым С (заемщику) предоставлена кредитная карта с лимитом кредитования 27 000 рублей под 25,9 % годовых. Поскольку заемщик умер, не исполнив взятые на себя кредитные обязательства, требования предъявлены истцом к его наследнику.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств не заявляли, представителей в суд не направили, в связи, с чем суд на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, и оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В силу ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом. Односторонний отказ от исполнения обязательств недопустим.
В соответствии с п.1 ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита.
Из материалов дела следует, что 29.08.2016 между ПАО «Сбербанк России» и С заключен кредитный договор, в соответствии с которым С (заемщику) предоставлена кредитная карта <№> с литом кредитования 27 000 рублей под 25,9 % годовых.
Банк взятые на себя обязательства по кредитному договору выполнил, предоставив заемщику кредитную карту, что подтверждается выпиской по счету. Также из материалов дела следует, что заемщик С. воспользовался денежными средствами из предоставленной ему суммы кредитования, производил расходные операции по карте.
25.06.2020 С умер.
Согласно представленного истцом расчета задолженность заемщика по кредитной карте за период за период с 10.07.2020 по 21.12.2021 составляет 112 568,48 рублей, из которых: 84 990,24 рублей – просроченный основной долг; 27 578.24 рублей – просроченные проценты.
Согласно п. 1 ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
На основании п. 1, 2 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Под долгами наследодателя, по которым отвечают наследники, следует понимать все имевшиеся у наследодателя к моменту открытия наследства обязательства, не прекращающиеся смертью должника, независимо от наступления срока их исполнения, а равно от времени их выявления и осведомленности о них наследников при принятии наследства.
Ответственность по долгам наследодателя несут все принявшие наследство наследники независимо от основания наследования и способа принятия наследства.
Из приведенных правовых норм следует, что обязательства, возникшие из кредитного договора, смертью должника не прекращаются и входят в состав наследства.
Как разъяснено в п. п. 60, 61 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", поскольку смерть должника не влечет прекращения обязательств по заключенному им договору, наследник, принявший наследство, становится должником и несет обязанности по их исполнению со дня открытия наследства (например, в случае, если наследодателем был заключен кредитный договор, обязанности по возврату денежной суммы, полученной наследодателем, и уплате процентов на нее). Принявшие наследство наследники должника становятся солидарными должниками (ст. 323 ГК РФ) в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества. Стоимость перешедшего к наследникам имущества, пределами которой ограничена их ответственность по долгам наследодателя, определяется его рыночной стоимостью на время открытия наследства вне зависимости от ее последующего изменения ко времени рассмотрения дела судом.
Таким образом, в связи со смертью заемщика при наличии у него наследников и наследственного имущества, взыскание задолженности по кредитному договору производится с наследников в пределах стоимости наследственного имущества, перешедшего к ним, в том числе включая обязательства по погашению задолженности по кредитному договору со дня открытия наследства.
Судом установлено, что наследственное дело к имуществу С. открыто у нотариуса нотариального округа Санкт-Петербург Свищевой И.Б.
Согласно материалам наследственного дела наследником С принявшим наследство, является его супруга – Соколова Елена Валерьевна, других наследников нет.
Из материалов наследственного дела следует, что наследственное имущество состоит из квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью 4 020 702 рублей, транспортного средства марки Рено, 2004 года выпуска рыночной стоимостью 188 000 рублей, при этом стоимость наследственного имущества значительно превышает размер задолженности по кредитной карте, даже с учетом стоимости супружеской доли Соколовой Е.В. (1/2 доля) в общем имуществе супругов.
Представленный истцом расчет заложенности по кредитному договору стороной ответчика не оспорен, доказательств неверного определения или завышения суммы кредитной задолженности, так и альтернативного расчета, не представлено.
Доказательств выплаты задолженности по кредитному договору в полном объеме или в его части в материалах дела не имеется.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с наследника Соколовой Е.В., принявшей наследство, в пределах стоимости перешедшего к ней наследственного имущества, в пользу истца задолженности по кредитному договору от 29.08.2016 в размере 112 568,48 рублей.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 451,37 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск публичного акционерного общества «Сбербанк России» удовлетворить.
Взыскать с Соколовой Елены Валерьевны в пользу публичного акционерного общества «Сбербанк России» задолженность по кредитному договору от 29.08.2016 за период с 10.07.2020 по 21.12.2021 в размере 112 568,48 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 451,37 рублей.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья Малышева О.С.
Мотивированное решение изготовлено 11.07.2022.