Уникальный идентификатор дела № дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Юргамышский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Плешкова С.Ю.,
при секретаре Першиной Е.А.,
с участием представителя истца Администрации Юргамышского МО Курганской области Горшковой С.В.,
рассмотрев 14 июня 2023 года в открытом судебном заседании в п. Юргамыш, ул. Ленина, д. 39 Курганской области гражданское дело по иску Администрации Юргамышского МО Курганской области к Родиной (Шувайниковой) Юлии Евгеньевне, ФИО2, ФИО3, ФИО4 в лице законного представителя Родиной Юлии Евгеньевны, об обязывании обеспечить наличие полов, окон, дверей, скважины, оборудовать системой водоснабжения и отопления, и канализацией дом, зарегистрировать право общей долевой собственности на дом,
у с т а н о в и л:
Администрация Юргамышского муниципального округа Курганской области обратилась в Юргамышский районный суд Курганской области с исковым заявлением к Родиной (Шувайниковой) Ю.Е. об обязывании завершить строительство дома и зарегистрировать на него право собственности на членов семьи, в котором указали, что в 2016г. Родина (Шувайникова) Ю.Е. обратилась в администрацию Юргамышского района Курганской области с заявлением о включении ее семьи (сын ФИО2, сын ФИО3, сын ФИО4) в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках государственной программы Курганской области «Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» с планированием улучшения жилищных условий путем строительства индивидуального жилого дома.
Приказом Департамента агропромышленного комплекса Курганской области семья была включена в сводный список молодых семей - участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках государственной программы Курганской области "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 14.10.2013г. № 474.
ДД.ММ.ГГГГг. Шувайниковой Ю.Е. выдано свидетельство № о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 982000 рубля - дома в <адрес>, в том числе за счет средств федерального бюджета - 509000 рублей, за счет средств областного бюджета - 473000 рублей, срок действия которого составляет 1 год согласно п. 12 «Положения …».
Социальная выплата предоставлена Администрацией Юргамышского района на условиях участия в софинансировании мероприятий. Расчетная стоимость строительства (приобретения) жилого помещения для исчисления средств государственной поддержки составляет 1404000 рублей. Оставшаяся доля средств расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья в размере 422000 рублей должна быть привлечена получателем за счет собственных или заемных средств.
В рамках государственной программы Курганской области и целевой программы Юргамышского района «Устойчивое развитие сельских территорий Юргамышского района» на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» 11 мая 2016г. заключен трехсторонний договор № о строительстве подрядным способом индивидуального жилого дома по адресу: <адрес> между Шувайниковой Ю.Е., Администрацией Юргамышского района и подрядчиком ООО «Кургантехстрой».
В связи с неисполнением п.п. 9, 30 приложения 4 Постановления Правительства РФ от 15.07.2013 N 598 в адрес ответчика направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ № завершить строительство жилого помещения и оформить его в общедолевую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве. До настоящего времени требование Администрации Юргамышского района Курганской области не исполнено.
Просили обязать Шувайникову Ю.Е. завершить строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес> за счет собственных (заемных) средств, после завершения строительства в течение 2 месяцев зарегистрировать право долевой собственности на всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности № от ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Юргамышского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ уточнена фамилия ответчика Шувайниковой Ю.Е. на «Родина».
В дальнейшем Администрация Юргамышского МО Курганской области изменила исковые требования, просила обязать Родину (Шувайникову) Ю.Е. в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить наличие полов, окон, дверей, скважины, оборудовать системой водоснабжения и отопления, и канализацией дом по адресу: <адрес>; обязать Родину (Шувайникову) Ю.Е., ФИО2, ФИО3, Родину (Шувайникову) Ю.Е., действующую как законного представителя в интересах ФИО4, в течение двух месяцев после окончания строительства зарегистрировать право общей долевой собственности на жилой дом по этому же адресу.
К участию в деле в качестве ответчиков привлечены ФИО2, ФИО3, ФИО4 в лице законного представителя Родиной (Шувайниковой) Ю.Е., в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора привлечены ООО «Кургантехстрой», Департамент агропромышленного комплекса Курганской области, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Курганской области, АО «Россельхозбанк», Департамент финансов Курганской области, ЗАО «Путь к коммунизму».
В судебном заседании представитель Администрации Юргамышского МО Курганской области Горшкова С.В. исковые требования поддержала полностью, просила их удовлетворить.
Ответчик Родина (Шувайникова) Ю.Е., действующая за себя и как законный представитель ФИО4, в судебное заседание не явилась, о его дате и времени извещалась. Представила заявление, в котором с исковыми требованиями согласилась. Просила рассмотреть гражданское дело в свое отсутствие.
Ответчики ФИО2, ФИО3 в судебное заседание не явились, о его дате и времени извещались. Письменных заявлений не представили.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора ООО «Кургантехстрой», Департамента агропромышленного комплекса Курганской области, Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Курганской области, АО «Россельхозбанк», Департамента финансов Курганской области, ЗАО «Путь к коммунизму» в судебное заседание не явились, о его дате и времени извещались.
От Департамента агропромышленного комплекса Курганской области поступил отзыв на исковое заявление, в котором указано следующее, 14 октября 2013г. постановлением Правительства Курганской области утверждена государственная программа Курганской области «Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» № 474, которой предусмотрено предоставление и расходование субсидий из областного бюджета местным бюджетам муниципальных образований Курганской области на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
Согласно п. 5 приложения 1 к «Программе…» органы местного самоуправления муниципальных районов до 1 июня года, предшествующего году предоставления субсидии, представляют в Департамент заявки на предоставление субсидии с указанием запрашиваемого размера субсидии и приложением документов.
Департамент на основании представленных органами местного самоуправления документов, формирует сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат и получателей жилья по договорам найма жилых помещений на соответствующий финансовый год.
Между Администрацией и Департаментом заключено соглашение от ДД.ММ.ГГГГг. № о предоставлении субсидий из областного бюджета бюджету муниципального образования Юргамышского района Курганской области на реализацию мероприятий государственной программы. В соответствии с указанным соглашением Департамент доводит бюджетные средства до органов местного самоуправления на осуществление мероприятий по Программе и осуществляет контроль за целевым использованием бюджетных средств Администрацией. Просили рассмотреть гражданское дело в отсутствие их представителя.
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Курганской области просили рассмотреть гражданское дело в отсутствие их представителя.
Представитель Департамент финансов Курганской области направил ходатайство, в котором указал, что полномочия Департамента финансов в рамках реализации государственной Программы Курганской области «Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», определены пунктом 20 «Порядка …» и ограничены осуществлением контроля за целевым использованием субсидий.
Поскольку Департамент финансов не является стороной соглашения, договора и его полномочия не связаны с предметом спора, просили исключить его из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Иные лица письменных заявлений или возражений не представили.
С учетом мнения представителя истца, суд определил, рассмотреть гражданское дело в отсутствие ответчиков, третьих лиц, их представителей, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования Администрации Юргамышского МО Курганской области к Родиной Ю.Е., ФИО2, ФИО3, ФИО4 в лице законного представителя Родиной Ю.Е. об обязывании завершить строительство дома и зарегистрировать право общей долевой собственности на дом, не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями (ст. 309 ГК РФ).
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (п. 1 ст. 310 ГК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годов и на период до 2020 года" утверждена названная федеральная целевая программа. Действие федеральной целевой программы досрочно прекращено с 1 января 2018 года в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года N 1544 "О внесении изменений в государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы".
Согласно раздела 4 федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годов и на период до 2020 года", программа реализуется за счет средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
П.п. 4, 7 пп. б п. 8, п. 9, п.п. 29 30, 32 «Типового положения о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретения) жилья гражданам РФ, проживающей в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам» Приложение N 4 к федеральной целевой программе, право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности следующих условий: постоянное проживание в сельской местности; работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов; наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья; признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.
К членам семьи гражданина применительно к настоящему Типовому положению относятся постоянно проживающие совместно с ним его супруга (супруг), а также дети и родители.
Гражданин, которому предоставляется социальная выплата (далее - получатель социальной выплаты), вправе ее использовать: на строительство жилого дома (создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристроенного жилого помещения к имеющемуся жилому дому) в сельской местности, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома.
Жилое помещение (жилой дом), на приобретение (строительство) которого предоставляется социальная выплата, должно быть: пригодным для постоянного проживания; обеспечено централизованными или автономными инженерными системами (электроосвещение, водоснабжение, водоотведение, отопление, а в газифицированных районах также и газоснабжение); не меньше размера, равного учетной норме площади жилого помещения в расчете на 1 члена семьи, установленной органом местного самоуправления.
После перечисления социальной выплаты с банковского счета получателя социальной выплаты лицам, указанным в пункте 27 настоящего Типового положения, кредитная организация направляет в орган исполнительной власти, выдавший свидетельство, подлинник свидетельства с отметкой о произведенной оплате. Свидетельство подлежит хранению в течение 5 лет.Жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти вправе истребовать в судебном порядке от получателя социальной выплаты средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае несоблюдения срока, установленного для оформления жилого помещения в собственность.
Органы местного самоуправления вправе на основании соглашений, заключенных с органами исполнительной власти, осуществлять выполнение следующих функций: вручение получателям социальных выплат свидетельств, оформленных в установленном порядке органами исполнительной власти; разъяснение населению, в том числе с использованием средств массовой информации, условий и порядка получения и использования социальных выплат; заключение с кредитными организациями соглашений, предусмотренных пунктом 23 настоящего Типового положения, и представление в территориальный орган Федерального казначейства платежных поручений на перечисление социальных выплат на банковские счета получателей социальных выплат в срок, определенный в указанных соглашениях, - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования; проверка указанных в пункте 27 настоящего Типового положения договоров до их представления в кредитную организацию на предмет соответствия сведений, указанных в них, сведениям, содержащимся в свидетельствах; ведение реестров выданных свидетельств; уведомление получателей социальных выплат о поступлении денежных средств на их банковские счета - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования.
Постановлением Правительства Курганской области от 14 октября 2013 года N 474 была утверждена государственная программа Курганской области "Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", которая утратила силу в связи с изданием постановления Правительства Курганской области от 28 декабря 2019 года N 458.
В соответствии с п.п. 19, 20 Приложения 1 "Порядка предоставления и расходования субсидий из областного бюджета местным бюджетам муниципальных образований Курганской области на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов" к государственной Программе Курганской области "Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", органы местного самоуправления несут ответственность за целевое использование субсидий, достоверность представляемых документов и сведений. В случае использования субсидий не по целевому назначению указанные средства подлежат возврату в областной бюджет в порядке, установленном действующим законодательством. Контроль за целевым использованием субсидий осуществляют Департамент и Финансовое управление Курганской области в соответствии с действующим законодательством.
В целях реализации п. 29 Типового положения установлено, что срок для оформления построенного (приобретенного) жилого помещения и переоформления жилого помещения после снятия обременения в общую долевую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, составляет не более трех месяцев со дня окончания срока действия свидетельства или с даты снятия обременения соответственно (п. 7 Приложения 2 "Некоторые вопросы реализации Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам …").
В судебном заседании установлено следующее: между Департаментом агропромышленного комплекса Курганской области и Администрацией Юргамышского района Курганской области ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ заключены соглашения о предоставлении субсидий из областного бюджета бюджету муниципального образования Юргамышского района Курганской области на реализацию мероприятий государственной программы Курганской области «Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» на 2015, 2016гг. В соответствии с данным «Соглашением …», Администрация Юргамышского района Курганской области обязалась обеспечить целевое использование субсидий, перечисленных Департаментом, в соответствии с соглашением, несет ответственность за достоверность представляемых Департаменту сведений и соблюдение условий предоставления субсидий, выполняет функции по реализации мероприятий Программ в соответствии с Порядками (п.п. 2.2.4, 2.2.6, 2.2.8). Отдельными полномочиями по обращению в суд Департамент агропромышленного комплекса Курганской области, Администрацию Юргамышского района Курганской области не наделял.
Родина (Шувайникова) Ю.Е. была включена в число участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках государственной Программы Курганской области "Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", о чем ей выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретения) жилья ДД.ММ.ГГГГ, на состав семьи из 4 человек (она, сын ФИО2, сын ФИО3, сын ФИО4).
Между Родиной (Шувайниковой) Ю.Е., Администрацией Юргамышского района, ООО «Кургантехстрой» в целях реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, ДД.ММ.ГГГГ заключен договор на строительство подрядным способом жилого дома по адресу: <адрес> общей площадью 72,0 кв.м., финансируемое за счет средств федерального, областного и внебюджетных источников (в т.ч. собственных (заемных) средств получателя социальных выплат).
Строительство должно быть осуществлено в срок до «31» декабря 2016г. (п. 3.2.3). Стоимость работ по договору составляет 1404000 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 509000 рублей, областного бюджета 473000 рублей, собственных (заемных) средств получателя социальных выплат 422000 рублей (п. 4.1).
Согласно дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, продлен срок выполнения работ до «31» декабря 2017г.
Родиной (Шувайниковой) Ю.Е. была предоставлена социальная выплата в сумме 982000 рублей из средств: федерального бюджета в сумме 509000 рублей; областного бюджета в сумме 473000 рублей, которые в свою очередь перечислены ей ООО «Кургантехстрой».
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Юргамышского района Родиной (Шувайниковой) Ю.Е. направлена претензия, в срок до ДД.ММ.ГГГГ завершить строительство и оформить жилое помещение по адресу: <адрес> в общую долевую собственность всех членов семьи.
Согласно акта осмотра дома в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ комиссией администрации Юргамышского МО, в нем отсутствует пол, перекрытие, крыльцо, двери, окна, не выполнена внутренняя отделка, водопровод, канализация, отопление, отсутствует скважина, дом не оформлен в общую долевую собственность.
За Шувайниковой Ю.Е. зарегистрировано право собственности на земельный участок, с кадастровым №, по адресу: <адрес>. На иные объекты недвижимости по указанному адресу право собственности, в том числе долевой не зарегистрировано.
Установленные обстоятельства подтверждаются: постановлением администрации Кислянского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № о принятии на учет Шувайникову Ю.Е. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий; свидетельством о предоставлении социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности; трехсторонним договором; дополнительным соглашением к нему; списком участников мероприятий от ДД.ММ.ГГГГ; разрешением на списания социальной выплаты; договором банковского счет между АО «Россельхозбанк» и Шувайниковой; выпиской с лицевого счета АО «Россельхозбанк»; претензией; сведениями о доходах Шувайниковой; соглашением о предоставлении субсидий; ответами Департамента агропромышленного комплекса Курганской области; актом осмотра дома; справкой о составе семьи; сведениями из ЕГРН.
В судебном заседании установлено, что Администрация Юргамышского МО Курганской области (правопреемник Администрации Юргамышского района Курганской области) в соответствии с соглашением с Департаментом агропромышленного комплекса Курганской области выполняет функции по реализации мероприятий государственной программы Курганской области «Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», в соответствии с установленным «Порядком…», следовательно, она вправе обращаться в суд с исковыми заявлениями, связанными с мероприятиями по строительству дома в рамках указанной программы (за исключением взыскания денежных средств с участников программы).
Родина (Шувайникова) Ю.Е. была включена в число участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках государственной программы. Она взяла на себя обязательство построить дом, в соответствии с условиями программы. Ей перечислены денежные средства из федерального и областного бюджета на строительство дома в <адрес>.
В соответствии с п. 9 «Типового положения о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретения) жилья гражданам РФ, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам», жилое помещение должно быть: пригодным для постоянного проживания; обеспечено централизованными или автономными инженерными системами (электроосвещение, водоснабжение, водоотведение, отопление, а в газифицированных районах также и газоснабжение).
Как указано выше, свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретения) жилья подлежит хранению в течение 5 лет. П. 7 Приложения 2 "Некоторые вопросы реализации Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности …" установлено, что срок для оформления построенного (приобретенного) жилого помещения и переоформления жилого помещения после снятия обременения в общую долевую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, составляет не более трех месяцев со дня окончания срока действия свидетельства или с даты снятия обременения соответственно.
То есть строительство и оформление прав на дом должно быть завершено ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ (дата выплаты денежных средств) + 5 лет + 3 месяца). Однако до настоящего времени условия программы ответчиком не выполнены, не завершено строительство дома.
Последствия не исполнения взятых на себя обязательств участниками программы указаны в п. 30 «Типового положения о предоставлении социальной выплаты …», согласно которому орган исполнительной власти вправе истребовать в судебном порядке от получателя социальной выплаты средства в размере предоставленной социальной выплаты.
Последствий не исполнения взятых на себя обязательств участниками программы, в виде обязывания завершить строительство жилого помещения, приведенными нормативными актами не предусмотрено.
Кроме того, данное требование нарушает положения ч. 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, п. 2 ст. 1 ГК РФ, в соответствии с которым граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора, а соответственно права Родиной (Шувайниковой) Ю.Е. действующей за себя и как законного представителя в интересах ФИО4, ФИО2, ФИО3
В противном случае, вопреки воле ответчиков, при их не желании завершить строительство жилого помещения и проживать в нем, на них могут быть возложены указанные обязанности.
Таким образом, исковые требования Администрации Юргамышского МО Курганской области к Родиной (Шувайниковой) Ю.Е. действующей за себя и как законный представитель в интересах ФИО4, ФИО2, ФИО3, об обязывании в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить наличие полов, окон, дверей, скважины, оборудовать системой водоснабжения и отопления, и канализацией дом, зарегистрировать право общей долевой собственности на дом по адресу: <адрес>, не обоснованы, и не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.12 ГК РФ, ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Администрации Юргамышского муниципального округа Курганской области к Родиной (Шувайниковой) Юлии Евгеньевне, ФИО2, ФИО3, ФИО4 в лице законного представителя Родиной Юлии Евгеньевны, об обязывании в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить наличие полов, окон, дверей, скважины, оборудовать системой водоснабжения и отопления, и канализацией дом, в течение двух месяцев после окончания строительства зарегистрировать право общей долевой собственности на дом по адресу: <адрес> - отказать.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Юргамышский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья: С.Ю. Плешков