Дело № 2-363/2022
УИД № 10 RS0003-01-2022-001085-23
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
7 декабря 2022 года город Кемь
Кемский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Хольшева А.Н., при секретаре Леськовой В.Е. рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Кемская центральная районная больница» к Намозову У.Т., Абдулхакимовой З.А., Намозову Д.Т., Намозову Т.Х., Тагойбекову А.У., Намозовой С.У., Намазовой К.С., Тагойбекзода Аб.У., Намозову И.У. о признании утратившими право пользования жилым помещением
у с т а н о в и л:
Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Кемская центральная районная больница» (далее ГБУЗ «Кемская ЦРБ») обратилось в суд с иском к названным ответчикам о признании утратившими право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> и снятии с регистрационного учета, по тем основаниям, что ГБУЗ «Кемская ЦРБ» на праве собственности принадлежит квартира, назначение-жилое, общая площадь 56.7 кв.м., расположенная по адресу: <адрес> В данной квартире зарегистрированы ответчики, которые были вселены в квартиру 29.07.2021 на основании договора найма служебного жилого помещения заключенного с Намозовым У.Т. Договор был заключен на время трудовых отношений. 17.10.2022 договор с Намозовым У.Т. расторгнут по собственному желанию. Выезд ответчиков из жилого помещения носит добровольный характер, интерес к данному жилому помещению для использования его по назначению, то есть для проживания ответчик утратил.
Определением Кемского городского суда Республики Карелия от 24.11.2022 в качестве соответчиков были привлечены Абдулхакимова З.А., Намозов Д.Т., Намозов Т.Х., Тагойбеков А.У., Намозова С.У., Намазова К.С., Тагойбекзода Аб.У., Намозов И.У..
Представитель ГБУЗ «Кемская ЦРБ» в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В судебное заседание ответчики не явились. О времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, путем направления судебной повестки по адресу регистрации. По месту регистрации ответчики повестки, которые возвращены по истечении срока хранения, не получили, что с позиции ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ и разъяснений данных в пунктах 67,68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса РФ», считается надлежащим извещением, так как граждане обязаны обеспечивать получение почтовой корреспонденции.
С учетом вышеизложенной позиции ответчики считаются надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания.
Принимая во внимание отсутствие ответчиков при рассмотрении дела, суд приходит к выводу о рассмотрении дела заочно, по имеющимся доказательствам с тем, чтобы отсутствующая сторона при наличии обоснованных возражений имела возможность обратиться с заявлением об отмене заочного решения и представить свои доводы и доказательства, их подтверждающие. Истец не возражал против вынесения заочного решения. При таких обстоятельствах, суд счел возможным рассмотреть данное дело в порядке заочного производства.
Изучив письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
В силу ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
На основании ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
В соответствии со статьей 288 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан.
В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права.
Согласно статье 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к специализированным жилым помещениям относятся, в том числе, служебные жилые помещения.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, в наем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
В силу статьи 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В отношении специализированного жилого помещения заключается договор найма специализированного жилого помещения (статья 100 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 и ч. 2 ст. 103 данного кодекса.
Согласно статье 305 Гражданского кодекса Российской Федерации права, предусмотренные статьями 301 - 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Судом установлено, что 22.04.2020 Намазов У.Т.(работник) заключил с ГБУЗ РК «Кемская ЦРБ» (работодатель) трудовой договор № из которого следует, что работодатель представляет работнику работу по должности-<данные изъяты>. Договор заключен на неопределенный срок.
Решением комиссии ГБУЗ РК «Кемская ЦРБ» по решению вопроса о принятии на учет граждан, нуждающихся в предоставлении (получении) специализированных жилых помещений, оформленного протоколом № от 29.07.2021, решено <данные изъяты> Намозова У.Т. принять на учет в качестве нуждающегося в предоставлении (получении) специализированного жилого помещения. Заключить договор найма служебного жилого помещения с Намозовым У.Т. от 29.07.2021года.
Согласно договору найма служебного жилого помещения заключенного между ГБУЗ «Кемская ЦРБ» в лице и.о. главного врача Халилова З.А. и Намозовым У.Т. 29.07.2021, наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в безвозмездное пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности, кадастровый номер № (оперативное управление), состоящее из квартиры <адрес> для постоянного проживания. Жилое помещение предоставляется в связи с работой. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи: жена Назимова К.С., сын Тагойбеков А.У., дочь Намозова С.У., отец Намозов Т.Х., мать Абдулхакимова З.А., брат Намозов Д.Т., сын Тагойбекзода Аб.У., сын Намозов И.У..
В соответствии с п. 18 договора, настоящий договор прекращается в связи, в том числе с истечением срока трудового договора.
В соответствии с п. 19 договора, в случае расторжения или прекращения настоящего договора в связи с истечением срока трудового договора, окончания срока службы, истечением срока пребывания на государственной, муниципальной или выборной должности наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение.
Как следует из выписки из единого государственного реестра недвижимого имущества, квартира, расположенная по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от 19.07.2021, является собственностью Республики Карелия, закреплена на праве оперативного управления за ГБУЗ «Кемская ЦРБ».
На основании приказа главного врача ГБУЗ РК «Кемская ЦРБ» от 17.10.2022 № трудовые отношения с Намозовым У.Т. прекращены по инициативе работника в связи с поданным им заявлением о увольнении по собственному желанию (п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации»
Из вышеназванных норм закона и фактических обстоятельств дела следует, что спорное жилое помещение предоставлено Намозову У.Т. и членам его семьи по договору найма служебного жилого помещения для временного проживания на время осуществления трудовой деятельности в ГБУЗ РК «Кемская ЦРБ», договор найма служебного жилого помещения прекращается с истечением срока трудового договора, согласно приказу главного врача ГБУЗ РК «Кемская ЦРБ» от 17.10.2022 Намозов У.Т. освобожден от занимаемой должности, в связи с чем действие трудового договора прекратилось, ответчики не являются лицами, которые в силу закона не могут быть выселены из указанного служебного жилого помещения, доказательств того, что ответчики признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, суду не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии у ответчиков правовых оснований для проживания в спорном жилом помещении.
В силу части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
Из содержания указанных норм следует, что условием выселения из служебного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения является не только отнесение лица к установленной категории граждан, определенной законом, но и факт состояния такого лица на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Судом установлено, что ответчики не состоят на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и не подпадают ни под одно из четырех оснований, установленных частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с абз. 7 ст. 7 Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" а также пп. "е" п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства, в отсутствие заявления такого гражданина, производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим (не приобретшим) право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.
Таким образом, требование о снятии с регистрационного учета является производным от требований о выселении или признании ответчика утратившим право пользования жилым помещением. Решение суда, разрешившее именно такие требования, в силу вышеприведенных законоположений, является основанием для снятия граждан с регистрационного учета.
Вступившее в законную силу решение Кемского городского суда Республики Карелия о выселении является основанием для снятия ответчиков с регистрационного учета по адресу: <адрес> в связи с чем вынесение дополнительного решения о возложении на ответчиков обязанности сняться с регистрационного учета не является необходимым и обоснованным.
В связи с изложенным, требования истца в части снятия ответчиков с регистрационного учета удовлетворению не подлежит.
В силу положений ст. 103 Гражданского-процессуального кодекса РФ с ответчиков подлежит взыскать государственную пошлину, от оплаты которой истец был освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194–198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Иск удовлетворить частично.
Признать Намозова У.Т. ДД.ММ.ГГГГ. рождения, Абдулхакимову З.А. ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, Намозова Д.Т. ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, Намозова Т.Х. ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, Тагойбекова А.У. года рождения Намозову С.У. ДД.ММ.ГГГГ. рождения, Намозову К.С. ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, Тагойбекзода Аб.У. ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, Намозова И.У. ДД.ММ.ГГГГ. рождения утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>
В остальной части иска отказать.
Взыскать в доход бюджета Кемского муниципального района государственную пошлину с Намозова У.Т. ДД.ММ.ГГГГ г. рождения в размере 99руб. 99 коп., с Намозовой К.С. ДД.ММ.ГГГГ г. рождения в размере 99 руб. 99 коп., с Намозова Т.Х. ДД.ММ.ГГГГ г. рождения в размере 33 руб. 33 коп., Абдулхакимовой З.А. ДД.ММ.ГГГГ г. рождения в размере 33 руб. 33 коп., Намозова Д.Т. ДД.ММ.ГГГГ г. рождения в размере 33 руб. 33 коп.
Настоящее решение является основанием для снятия Намозова У.Т. ДД.ММ.ГГГГ. рождения, Абдулхакимову З.А. ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, Намозова Д.Т. ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, Намозова Т.Х. ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, Тагойбекова А.У. года рождения, Намозову С.У. ДД.ММ.ГГГГ. рождения, Намозову К.С. ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, Тагойбекзода Аб.У. ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, Намозова И.У. ДД.ММ.ГГГГ с регистрационного учета по адресу: <адрес>
Заявление об отмене заочного решения ответчиком может быть подано в Кемский городской суд в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
В заявлении об отмене заочного решения должны быть указаны обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки ответчика в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и указаны доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также в заявлении должны быть указаны обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, путем подачи апелляционной жалобы через Кемский городской суд Республики Карелия.
Судья Хольшев А.Н.