Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-46/2022 от 02.11.2022

УИД 25RS0023-01-2022-000484-03

Дело № 12-46/2022

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном

правонарушении

п.Ольга 21 ноября 2022 года

Судья Ольгинского районного суда Приморского края Савин А.А., с участием прокурора Ольгинского района Приморского края Носова А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы Пермского сельского поселения Ольгинского муниципального района Приморского края Листровой М.В. на постановление главного государственного инспектора по Ольгинскому муниципальному району по пожарному надзору от 12.10.2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.4 КоАП РФ,

установил:

Указанным постановлением Листровая М.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, привлечена к административной ответственности, подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 руб.

Листровая М.В. подала жалобу на указанное постановление, указав, что 14.06.2022 года в отношении нее прокурором Ольгинского района было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.4 КоАП РФ.

В качестве основания для возбуждения дела указано, что ею не созданы условия для исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов <адрес>) путем оборудования (обновления) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 метров.

К постановлению прокурора Ольгинского района ею приложены объяснения от 14.06.2022 г., в которых указаны причины, по которым она не согласна с вменяемым нарушением.

Дополнительно указала, что постановление от 12.10.2022 №0031/2 по делу об административном правонарушении было вынесено на основании постановления прокурора Ольгинского района (в постановлении указаны как ) с прилагаемыми материалами.

Материалы дела , направленные на рассмотрение должностному лицу главному государственному инспектору по Ольгинскому муниципальному району по пожарному надзору, не содержат сведения о границах населенного пункта, принадлежности спорных земель, их правовом статусе. Представленные фотографии не позволяют достоверно определить, что спорные земли находятся в границах Пермского сельского поселения, их непосредственное местоположение и требуемую ширину. Не указаны измерительные приборы (технические средства), с помощью которых были (были ли) установлены требуемые параметры.

Считает, что данные факты должны были стать основаниями для прекращения дела об административном правонарушении в соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Также указывает, что в постановлении главным государственным инспектором указывается на утвержденные нормативными актами границы Пермского сельского поселения и населенных пунктов, входящих в поселение.

Данный довод ею не оспаривается, оспаривается наличие в материалах дела ) сведений о границах населенных пунктов, об установлении принадлежности спорных земель конкретным населенным пунктам, а также о параметрах минерализованных полос (улиц), полагает, что не позволяет достоверно прийти к безусловному выводу о том, что наличие состава административного правонарушения является доказанным.

Довод административного органа о том, что границы видно на карте, а параметры дорог (полос) – по фото, не обоснован. Фототаблица, направленная прокуратурой Ольгинского района в административный орган, выполнена без привязки к местности.

Дополнительно указала, что по ст.20.4 КоАП РФ ранее (в текущем году) она уже была привлечена к административной ответственности по указанному факту тем же должностным лицом. 27.04.2022 года на основании акта проверки от 21.04.2022 в отношении нее был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, ей вменялось то же правонарушение. Выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 21.04.2022 г. , согласно которому администрации Пермского сельского поселения установлен срок для устранения выявленных нарушений - до 01.10.2022. Акт проверки, протокол и представление вынесены тем же административным органом. За указанное административное правонарушение 12.05.2022 года она была привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, подвергнута наказанию в виде предупреждения.

Полагает, что повторное привлечение к административной ответственности по одному и тому же факту противоречит нормам КоАП РФ.

Также указывает, что соблюдение администрацией Пермского сельского поселения требований пожарной безопасности, установленных п.63 Правил противопожарного режима, а именно создание условий для исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов <адрес>) путем оборудования (обновления) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 метров, явилось предметом проверки двух органов госконтроля (надзора) – ОНД и ПР по Ольгинскому МР и прокуратуры Ольгинского района.

Полагает, что в течение года с 12.05.2022 года она считается подвергнутой административному наказанию, проверка по тому же факту в течение указанного периода возможна лишь по истечении срока устранения нарушений обязательных требований, установленного вышеуказанным предписанием.

Просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить.

В судебное заседание Листровая М.В. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом.

Представитель административного органа в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.

Представитель прокуратуры Ольгинского района Приморского края полагает, что вынесенное постановление является законным и обоснованным, считает, что нет оснований для удовлетворения жалобы.

Судья, выслушав доводы, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

Исходя из положений ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.

Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение тех же действий в условиях особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Абзацем 1 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ требование пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В этой же статье закреплено понятие особого противопожарного режима как дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.

Согласно статье 30 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ особый противопожарный режим может устанавливаться в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях.

На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности.

Пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Статьей 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности.

Правительством Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.

Правила противопожарного режима в Российской Федерации содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.

П.63,79 указанных Правил предусматривают, что в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров. В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

В силу статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, и могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Из материалов дела усматривается, что прокуратурой Ольгинского района Приморского края в период с 04 мая 2022 г. по 06 мая 2022 г. проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны лесов и населенных пунктов от природных лесных пожаров. В ходе проверки составлен акт от 06 мая 2022 г., из содержания которого следует, что в <адрес> за <адрес>, в <адрес> за <адрес>, в <адрес> за <адрес>, Лесная минерализированные полосы шириной не менее 10 метров отсутствуют (нарушен п.63 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479).

К акту приложена фототаблица.

Указанные материалы проверки послужили основанием для привлечения Листровой М.В. к административной ответственности по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ.

Доводы Листровой судьей отвергаются по следующим основаниям.

Действительно, привлечение к административной ответственности невозможно до истечения срока установленного предписанием для устранения выявленных в ходе проведения проверки нарушений.

Иных (ранее не выявлявшихся) нарушений требований природоохранного законодательства при проведении повторной проверки прокурором не выявлено. Следовательно, указанные нарушения не могут являться нарушениями вновь выявленными.

Привлечение к административной ответственности при наличии выданного предписания на устранение выявленных нарушений возможно при условии, что проверкой были выявлены новые нарушения, которые не были зафиксированы актом предыдущей проверки.

Повторное (после привлечения лица к административной ответственности за нарушение длящегося правонарушения) выявление уполномоченным органом фактов невыполнения или ненадлежащего выполнения лицом возложенных на него обязанностей может явиться основанием для повторного привлечения лица к административной ответственности. Однако в данном случае подлежит учету факт повторного выявления невыполнения или ненадлежащего исполнения обязанности до истечения срока действия выданного уполномоченным органом предписания об устранении выявленного нарушения. С учетом выводов Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 14 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если обязанность по устранению допущенного нарушения к определенному сроку возложена на лицо, совершившее нарушение, предписанием органа, осуществляющего государственный надзор, невыполнение такой обязанности к определенному сроку свидетельствует о том, что правонарушение не является длящимся, и новый срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока исполнения предписания, а не с момента его повторного выявления.

На основании приведенных разъяснений, поскольку на момент повторного выявления прокурором факта непринятия мер по соблюдению требований противопожарной безопасности, установленный предписанием уполномоченного органа срок устранения допущенного нарушения (до 01.10.2022) не истек, правонарушение на момент его повторного выявления не являлось длящимся, а за нарушение установленных законом правил заявитель уже был привлечен к ответственности.

Повторное привлечение к ответственности за то же нарушение не допускается в силу части 5 статьи 4.1 КоАП РФ.

Однако, диспозиция ч.2 ст.20.4 КоАП РФ прямо предусматривает в качестве основания для привлечения к ответственности совершение правонарушения в условиях особого противопожарного режима. В данном случае, должностным лицом совершено иное административное правонарушение, что, в том числе, подтверждается квалификацией ее действий.

Следовательно, доводы Листровой М.В. о привлечении ее дважды к административной ответственности за одно правонарушение основаны на ошибочном толковании закона.

По факту правонарушения, выявленного в ходе проверки, результаты которой зафиксированы в акте от 27 апреля 2022 г в отношении Листровой М.В. было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности. Принятие такого акта прекращает обнаруженное правонарушение и не исключает возможности последующего привлечения соответствующего лица к административной ответственности за иное нарушение, если не выполняются обязанности, возложенные на них законодательством, и это выявлено в ходе вновь проведенного мероприятия по контролю.

Отсутствие минерализированных полос, их несоответствие требованиям закона, Листровой М.В. фактически не оспаривается.

В соответствии со ст. 26.8 КоАП РФ под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку. Показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении или постановлении по делу об административном правонарушении, вынесенном в случае, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса

Довод жалобы об отсутствии сведений об измерительном приборе, его сертификации, прохождении метрологической поверки, не является безусловным основанием для прекращения производства по делу, поскольку использование средства измерения производится по инициативе административного органа в случае необходимости.

Кроме того рулетка (как измерительное средство), по смыслу ч. 1 ст. 26.8 КоАП РФ, а также Федерального закона 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», не отнесена к специальному техническому средству, в отношении которого проводится поверка, в связи с чем, данные, полученные при помощи рулетки, могут являться допустимыми доказательствами по делу.

Доказательств того, что выявленные в ходе акта результаты об отсутствии минерализированных полос установленной ширины недостоверны, в материалах дела не имеется.

Границы сельских поселений содержатся в генеральном плане, копия которого представлена в материалы дела, спорные улицы входят в указанные поселения. Границы утверждены Законом Приморского края от 11.10.2004 г. № 145-КЗ «Об Ольгинском муниципальном районе». Представленная фототаблица имеет привязку к улицам, акт содержит сведения об отсутствии минерализированных полос.

Таким образом, место совершения административного правонарушения, вопреки позиции заявителя, установлено, земельные участки с выявленными нарушениями относятся к местам общего пользования в границах указанных населенных пунктов.

Приведенные доказательства соответствуют требованиям ст.26.2 КоАП РФ.

Листровая М.В. является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения. В настоящем случае она привлечена к ответственности как должностное лицо, в чьи обязанности входило соблюдение требований пожарной безопасности в отношении земельных участков общего пользования в границах населенных пунктов, при этом доказательств, подтверждающих своевременное принятие всех зависящих от него мер по соблюдению требований пожарной безопасности, в материалах дела не представлено.

Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования, отнесены к вопросам местного значения и не регулирует правоотношения, вытекающие из обязанности органа местного самоуправления соблюдать требования пожарной безопасности.

Владение, пользование и распоряжение землями, расположенными в границах муниципального образования, администрацией Ольгинского муниципального района, иными лицами, не освобождает главу сельского поселения, входящего в муниципальный округ, от обязанности соблюдать требования противопожарной безопасности, поскольку Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не устанавливаются особенности правового режима земель, а определяется объем правомочий органа, осуществляющего управление ресурсами.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к указанной норме, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Собранные по делу доказательства являются достаточными для рассмотрения дела по существу и вывода о виновности в совершении указанного административного правонарушения.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных норм, влекущих отмену постановления, не усматривается.

При таких обстоятельствах основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Постановление государственного инспектора по Ольгинскому муниципальному району по пожарному надзору от 12.10.2022 г. в отношении Листровой М.В. по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, которым Листровая М.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ольгинский районный суд Приморского края в течение 10-ти дней со дня вручения или получения его копии.

Судья Савин А.А.

12-46/2022

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Листровая Мария Владимировна
Суд
Ольгинский районный суд Приморского края
Судья
Савин А.А.
Статьи

ст.20.4 ч.2 КоАП РФ

Дело на сайте суда
olginsky--prm.sudrf.ru
03.11.2022Материалы переданы в производство судье
21.11.2022Судебное заседание
21.11.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
22.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.11.2022Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
06.12.2022Вступило в законную силу
30.12.2022Дело оформлено
30.12.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее