№2-104/2021 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Тарумовка 29 марта 2021 г.
Тарумовский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Багандова Ш.М.,
при секретаре судебного заседания Новохатской Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ПАО СК «Росгосстрах» к Н.Ш.А. о признании договора страхования недействительным,
У С Т А Н О В И Л:
ПАО СК «Росгосстрах» обратилось в суд с иском к Н.Ш.А. о признании договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств серии № недействительным.
Заявленные исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между ПАО СК «Росгосстрах» и Н.Ш.А. был заключен договор ОСАГО серия № с указанием цели использования транспортного средства как «личная» и выдан электронный страховой полис ОСАГО. Заявление и договор страхования были подписаны электронной подписью страхователя, отводчик подтвердил достоверность указанных сведений посредством совершения действий, позволяющих достоверно установить его волеизъявление.
ДД.ММ.ГГГГ произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого транспортное средство Mercedes-Benz Sprinter(№), принадлежащее на праве собственности Н.Ш.А., получило механические повреждения.
ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление о прямом возмещении убытков по договору ОСАГО в порядке ст. 14.1 Закона об ОСАГО.
ДД.ММ.ГГГГ страховщиком в соответствии с пп. 10, 11. ст. 12, ст. 12.1. Закона об ОСАГО был организован осмотр поврежденного ТС. В процессе осмотра транспортного средства были сделаны фотографии повреждений и самого автобуса.
Согласно данным фотоматериалам поврежденное транспортное средство имеет соответствующую символику, указывающие на то, что данный микроавтобус используется в качестве маршрутного такси, а именно: имеется табличка с номером 368, устанавливающая номер маршрута, направления самого маршрута.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для проведения проверки, в результате которой было установлено, что представленные ответчиком сведения о целях использования указанного в договоре транспортного средства являются недостоверными.
Согласно данным сайта Национального союза страховщиков ответственности (https://nsso.ru.) ответственность перевозчика ТС Mercedes-Benz Sprinter(№) застрахована в САО «ВСК», в соответствии с договором №, действие договора с 15.06.2020г. по 15.06.2021г., страхователь – К.М.Г.. Транспортное средство заявлено в договоре страхования по следующим видам перевозок: автобусные перевозки в городском сообщении.
Ранее ответственность перевозчика на ТС Mercedes-Benz Sprinter(№) также была застрахована в САО «ВСК» в соответствии с договором №, действия договора с 14.06.2019г. по 13.06.2020г. страхователь – К.М.Г. Транспортное средство ответчика заявлено в договоре страхования по следующим видам перевозок: автобусные регулярные перевозки в городском сообщении с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок.
Указанные обстоятельства подтверждают факт использования транспортного средства Mercedes-Benz Sprinter №) для коммерческих регулярных перевозок как на момент ДТП ДД.ММ.ГГГГ, так и при заключении договора ОСАГО № от ДД.ММ.ГГГГ.
При оформлении электронного договора ОСАГО серия № ответчик в числе прочих обязательных сведений отметил в графе «цель использования транспортного средства» отметил галочкой «личная», в то время как был предложен вариант «регулярные пассажирские перевозки/перевозки пассажиров по заказам».
При заключении договора страхования в виде электронного документа. Ответчик сообщил страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления, то у ПАО СК «Росгосстрах» имеются веские основание считать данный договор недействительной сделкой.
По договору страхования № страховая премия была рассчитана страховщиком в размере 970,27 рублей с применением базовой ставки страхового тарифа в размере 2246 рублей в связи с использованием транспортного средства категории D для личных целей.
При использовании ТС категории D, для осуществления регулярных пассажирских перевозок, Ббазовая ставка страхового тарифа составляет 7399 рублей, соответственно страховая премия по договору страхования № должна составлять 3196,36 рублей. Размер страховой премии был рассчитан исходя из указанной страхователем информации о цели использования транспортного средства. Страховая премия не может составлять 970.27 рублей при использовании ТС Mercedes-Benz Sprinter(№) с целью регулярных пассажирских перевозок.
В связи с чем, просят суд признать договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств серии № недействительным и взыскать с ответчика в пользу истца сумму уплаченной государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
Представитель истца ПАО СК «Росгосстрах», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направив заявление о рассмотрении дела в отсутствии истца и направить по почте решение суда.
Ответчик Н.Ш.А., извещавшийся о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об отложении дела не просил.
Представитель Н.Ш.А. по доверенности К.М.Г. А.Р. был надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, но в судебное заседание не явился, об отложении дела не просил.
На основании ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства по делу, суд считает, что иск подлежит удовлетворению в полном объеме. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 927 ГК РФ страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).
В силу ч. 1 ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
Согласно ч. 1 ст. 944 ГК РФ при заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства не известны и не должны быть известны страховщику. Существенными признаются, во всяком случае, обстоятельства, определенно оговоренные страховщиком в стандартной форме договора страхования (страхового полиса) или в его письменном запросе.
Согласно ч. 2 ст. 944 ГК РФ, если договор страхования заключен при отсутствии ответов страхователя на какие-либо вопросы страховщика, страховщик не может впоследствии требовать расторжения договора либо признания его недействительным на том основании, что соответствующие обстоятельства не были сообщены страхователем.
В соответствии с ч. 3 ст. 944 ГК РФ, если после заключения договора страхования будет установлено, что страхователь сообщил страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, страховщик вправе потребовать признания договора недействительным и применения последствий, предусмотренных пунктом 2 статьи 179 настоящего Кодекса.
Страховщик не может требовать признания договора страхования недействительным, если обстоятельства, о которых умолчал страхователь, уже отпали.
Как установлено судом и следует из материалов гражданского дела, ДД.ММ.ГГГГ между ПАО СК «Росгосстрах» и Н.Ш.А. заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства.
По договору страхования рассчитана страховая премия с применением базовой ставки страхового тарифа в размере 2 246 руб. в связи с использованием транспортного средства оплачена страховая премия 970,27 руб., а ПАО СК «Росгосстрах» Н.Ш.А. выдан электронный полис серии №, в отношении принадлежащего Н.Ш.А. на праве собственности транспортного средства.
Из содержания полиса следует, в графе «цель использования транспортного средства» указана «личная».
При заключении договора страхования между сторонами было достигнуто соглашение по всем существенным условиям, в том числе о том, целью использования транспортного средства является личная, отличная от перевозки опасных и легковоспламеняющихся грузов, проката/краткосрочной аренды, регулярных пассажирских перевозок/перевозок пассажиров по заказам, транспортное средство не является дорожным или специальным, не принадлежит экстренным и коммунальным службам, о чем в договоре имеется соответствующая отметка.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ от 25.04.2002г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» Регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуально (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
Доля страховой премии, непосредственно предназначенная для осуществления страхового возмещения и компенсационных выплат, не может быть менее чем 80 процентов страховой премии.
Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.
Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда. (ч. 1 ст. 9 Закона).
Следовательно, корректное указание характеристик, конструктивных особенностей транспортного средства, назначение и цель использования транспортного средства имеет существенное значение при заключении договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства в связи с тем, что в зависимости от них применяются разные тарифы для расчета страховой премии по договору страхования. Кроме того, сведения о цели использования транспортного средства имеет значение и при расчете страховой премии по договору страхования.
Судом установлено, что транспортное средство, имеющее государственный регистрационный знак №, согласно данным сайта Национального союза страховщиков ответственности (https://nsso.ru.), ответственность перевозчика застрахована в САО «ВСК», в соответствии с договором №, действие договора с 15.06.2020г. по 14.06.2021г., страхователь – К.М.Г.. Транспортное средство заявлено в договоре страхования по следующим видам перевозок: автомобильный транспорт – автобусные перевозки в пригородном сообщении.
Ранее, ответственность перевозчика на ТС Mercedes-Benz Sprinter(№) также была застрахована в САО «ВСК» в соответствии с договором №, действия договора с 14.06.2019г. по 13.06.2020г. страхователь – К.М.Г. Транспортное средство ответчика заявлено в договоре страхования по следующим видам перевозок: автобусные регулярные перевозки в городском сообщении с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок.
Таким образом, судом установлена недостоверность представленных страхователем сведений о цели использования и назначении транспортного средства, что свидетельствует о том, что при заключении договора Н.Ш.А. сообщил страховщику заведомо ложные сведения относительно цели использования транспортного средства, что является основанием для признания договора страхования недействительным по п. 3 ст. 944 ГК РФ.
Пунктом 1.15 Приложения № к Положению Банка России от 19.09.2014 №431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» предусмотрено, что страховщик вправе досрочно прекратить действие договора обязательного страхования в следующих случаях:
выявление ложных или неполных сведений, представленных страхователем при заключении договора обязательного страхования, имеющих существенное значение для определения степени страхового риска; иные случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше норм, требования истца о признании договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно п. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Судебные расходы истца ПАО СК «Росгосстрах» состоят из уплаченной им при подаче иска государственной пошлины в размере 6 000 руб. (платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ), которая подлежит взысканию с ответчика Н.Ш.А.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования публичного акционерного общества Страховая Компания «Росгосстрах» - удовлетворить.
Признать договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств серии №, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между ПАО СК «Росгосстрах» и Н.Ш.А., недействительным.
Взыскать с Н.Ш.А. в пользу ПАО СК «Росгосстрах» сумму уплаченной государственной пошлины в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Тарумовский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья
Тарумовского районного суда Ш.М.Багандов