РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Железногорск-Илимский 23 января 2023 года
Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе: председательствующей судьи Родионовой Т.А., при секретаре Прокопьевой О.Л., с участием помощника прокурора Раздобудько В.О., представителя ответчика Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-27/2023 по иску Прокурора Нижнеилимского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Янгелевское жилищно-коммунальное хозяйство» о возложении обязанности обеспечить наличие запасов основного и резервного топлива,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Нижнеилимского района Иркутской области обратился в Нижнеилимский районный суд в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Янгелевское жилищно-коммунальное хозяйство» о возложении обязанности обеспечить наличие запасов основного и резервного топлива.
В обоснование иска указано, что в Янгелевском муниципальном образовании на котельной, эксплуатируемой МУП «Янгелевское жилищно-коммунальное хозяйство» (далее по тексту – МУП «ЯЖКХ») и обеспечивающей тепловой энергией жителей рп. Янгель Нижнеилимского района социальные объекты и многоквартирные жилые дома, отсутствует необходимый запас основного и резервного топлива.
В соответствии со ст.7 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон №68-ФЗ) к основным принципам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций относится осуществление мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения.
Согласно ст.24 данного Федерального закона №68-ФЗ в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций обязаны участвовать организации всех форм собственности.
Пунктом 5 Приказа МЧС РФ от 28.02.2003 № 105 «Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения» установлено, что опасность чрезвычайных ситуаций техногенного характера может возникнуть в том числе в случае аварий на установках, складах, хранилищах, инженерных сооружениях и коммуникациях, разрушение (повреждения) а равно остановка которых может привести к нарушению нормальной жизнедеятельности людей (прекращение обеспечения водой, газом, теплом и др.).
В соответствии с п.17 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении (далее ФЗ «О теплоснабжении») надежность теплоснабжения - характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения.
В силу п.1 ч.1 ст.3 Федерального закона «О теплоснабжении» одним из принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
Более того, в соответствии с ч.5 ст.20 Федерального закона «О теплоснабжении» теплоснабжающие организации и теплосетевые организации при подготовке к отопительному периоду, обязаны, в том числе, организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
В соответствии со ст.4 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к услуге, исполнитель обязан оказывать услугу, соответствующую этим требованиям.
В соответствии с п.п. «в», «г», «д» п 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 (далее - Правил), предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1; предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг; качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении № 1 к настоящим Правилам.
В силу п.121 Правил ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах а, б и д пункта 115 и пункте б пункта 117 настоящих Правил.
В соответствии с п.п. 4.1.1., 11.9. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 №115 эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, утверждённый приказом Минэнерго РФ от 10.08.2012 №377 (далее – Порядок), устанавливает правила расчета нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (далее - котельные), и основные требования к нормированию запасов топлива (уголь, мазут, торф, дизельное топливо, печное топливо) при производстве тепловой энергии организациями, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.
В соответствии с п.3 Порядка нормативный неснижаемый запас топлива (далее – ННЗТ) создаётся на котельных организаций для поддержания плюсовых температур на котельной и прилегающих сооружениях в режиме «выживания» с минимальной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного времени года. ННЗТ на отопительных котельных создаётся в целях обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств (перерывы при поступлении топлива, резкое снижение температуры наружного воздуха) при невозможности использования или исчерпании нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ). В соответствии с п. 11 Порядка НЭЗТ необходим для надёжной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии.
В соответствии с п.21 Порядка, для расчёта размера нормативов эксплуатационного запаса топлива (далее – НЭЗТ), принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток и по твердому топливу 45 суток.
В силу положений п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится утверждение нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии.
Установлено, что в соответствии с постановлением администрации Янгелевского городского поселения от 11.09.2018 №79 блочная модульная котельная производительностью 9,28 МВт передана в хозяйственное ведение муниципальному унитарному предприятию «Янгелевское жилищно-коммунальное хозяйство».
*** между Администрацией Янгелевского городского поселения и МУП «ЯЖКХ» был заключен договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения. В соответствии с п.1.1.1. за МУП «ЯЖКХ» на праве хозяйственного ведения закреплена блочная модульная котельная, расположенная по адресу: ***.
В соответствии со сведениями ЕГРЮЛ учредителем МУП «ЯЖКХ» является Янгелевского муниципальное образование.
Согласно сведений ЕГРН данный объект недвижимости «Блочная модульная котельная в р.*** производительностью 9.28 МВт с дымовой трубой и инженерными сетями» передан в хозяйственное ведение МУП «ЯЖКХ».
В соответствии с постановлением администрации Янгелевского городского поселения от *** *** «О начале отопительного сезона *** гг.» на территории Янгелевского городского поселения отопительный сезон *** г.г. начинается в период с 01 по 25 сентября 2022 года при условии установления среднесуточной температуры наружного воздуха +8оС и ниже в течение 5 суток.
Распоряжением министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 13.11.2018 № 383-мр утверждены нормативы запасов топлива на источнике тепловой энергии МУП «ЯЖКХ» на 2018 год в размере нормативного эксплуатационного запаса 1,7541 тыс. тонн бурого угля, неснижаемого нормативного запаса в размере 0,5643 тыс. тонн бурого угля, основного и резервного топлива в размере 2,3184 тыс. тонн бурого угля. В соответствии с п.6 приказа Минэнерго России от 10.08.2012 № 377 «О порядке определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения» нормативы запасов топлива рассчитываются один раз в три года. Какие-либо иные нормативы запасов топлива в отношении МУП «ЯЖХК» не утверждались.
Таким образом, в настоящее время в отношении МУП «ЯЖКХ» действуют нормативы запасов топлива, утвержденные распоряжением министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 13.11.2018 № 383-мр.
Однако, на котельной МУП «ЯКЖХ» не созданы запасы основного и резервного топлива в размере 2 318,4 тонн бурого угля.
Изложенное свидетельствует о том, что МУП «ЯЖКХ» в нарушение ч.5 ст.20 Федерального закона «О теплоснабжении» и п.п. 4.1.1., 11.9 приказа Минэнерго России от 24.03.2003 №115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» на момент начала отопительного сезона 2022-2023 г.г. не создан запас основного и резервного топлива в размере 2 318,4 тонн бурого угля.
Согласно подп. 4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских поселений обладают полномочиями по организации теплоснабжения в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях городских поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
На основании изложенного администрация Янгелевского городского поселения является третьим лицом по настоящему делу.
Допущенные нарушения МУП «ЯЖКХ» по не созданию запасов основного и резервного топлива на котельной, обслуживающей социальные объекты, населения и предприятия, расположенные на территории Янгелевского городского поселения, не обеспечивают бесперебойное функционирование объектов жизнеобеспечения, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан, пользующихся данными услугами, а также создают угрозу возникновения чрезвычайной ситуации и может повлечь нарушения прав жителей *** на бесперебойное получение тепловой энергии в отопительный период 2022 – 2023 годов.
В соответствии с п. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя.
Угроза срыва отопительного сезона и возможность возникновения из-за этого чрезвычайной ситуации на территории Янгелевского городского поселения является особым обстоятельством для обращения решения суда к немедленному исполнению.
Просит суд:
обязать муниципальное унитарное предприятие «Янгелевское жилищно-коммунальное хозяйство» ***, зарегистрированное по адресу: ***, *** обеспечить наличие запасов основного и резервного топлива на обслуживаемой котельной, расположенной по адресу: *** на отопительный сезон с 2022-2023г.г. в размере 2 318,4 тонн бурого угля.
Определением Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 21.11.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Иркутской области, Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области, Енисейское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В судебном заседании помощник прокурора Раздобудько В.О. предъявленные требования поддержал, в их обоснование привел доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Л., действующая на основании доверенности от ***, сроком действия ***, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что МУП «ЯЖКХ» в настоящее время находится в сложной финансовой ситуации. Но, несмотря на это, общество предпринимает меры для обеспечения котельной запасом топлива. Так заключены договоры с Министерством имущественных отношений Иркутской области *** и ***, *** заключен договор на поставку угля с ИП Ч. в количестве *** тонн, *** заключен договор поставки угля с АО «Торговый дом «***» в количестве ***.
Представитель третьего лица Администрации Янгелевского городского поселения – глава поселения Г., действующий на основании прав по должности, в судебное заседание не явился, надлежаще был извещен о времени и месте рассмотрения дела. Присутствуя в судебном заседании *** поддержал позицию представителя ответчика.
Представители третьих лиц Министерства имущественных отношений Иркутской области, Министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области, Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явились, надлежаще были извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения участников процесса, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями ст. ст. 59, 60 и 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.7 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» к основным принципам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций относится осуществление мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, которые проводятся заблаговременно.
Согласно ст.24 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций обязаны участвовать организации всех форм собственности.
В соответствии с п.17 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» надежность теплоснабжения - характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения.
В силу п.1 ч.1 ст.3 указанного Федерального закона одним из принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
Более того, в соответствии с ч.5 ст.20 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающие организации и теплосетевые организации при подготовке к отопительному периоду, обязаны, в том числе, организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
В соответствии со ст.4 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к услуге, исполнитель обязан оказывать услугу, соответствующую этим требованиям.
Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в силу положений подпунктов «в», «г», «д» пункта 3 раздела III которых предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1; предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг; качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении № 1 к настоящим Правилам.
Кроме того, согласно п.121 раздела XI названных Правил ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах а, б и д пункта 115 и пункте б пункта 117 настоящих Правил.
В соответствии с п.п.4.1.1, 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, утвержденный приказом Минэнерго РФ от 10.08.2012 №377, устанавливает правила расчета нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (далее - котельные), и основные требования к нормированию запасов топлива (уголь, мазут, торф, дизельное топливо, печное топливо) при производстве тепловой энергии организациями, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.
В соответствии с п.2 норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что ННЗТ создаётся на котельных организаций для поддержания плюсовых температур на котельной и прилегающих сооружениях в режиме «выживания» с минимальной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года.
ННЗТ на отопительных котельных определяется в размере, рассчитываемом в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка, а также с учетом необходимости обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств при невозможности использования или исчерпании НЭЗТ (п.4 Порядка). ННЗТ восстанавливается в утвержденном размере после ликвидации последствий аварийных ситуаций (п.9 Порядка).
В соответствии с п.11 Порядка НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.
В соответствии с п.21 Порядка, для расчёта размера нормативов эксплуатационного запаса топлива (далее – НЭЗТ), принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток - по твердому топливу 45 суток.
В судебном заседании установлено, что Муниципальное унитарное предприятие «Янгелевское жилищно-коммунальное хозяйство» зарегистрировано в качестве юридического лица ***, учредителем является Янгелевское муниципальное образование, что следует из Выписки из ЕГРЮЛ от ***.
Согласно сведениям ЕГРН, представленным по состоянию на ***, собственником объекта недвижимости - блочная модульная котельная в р.*** производительностью *** МВт с дымовой трубой и инженерными сетями, является Янгелевское муниципальное образование.
Также судом установлено, в соответствии с постановлением Администрации Янгелевского городского поселения от *** *** блочная модульная котельная производительностью *** МВт по адресу: *** передана в хозяйственное ведение МУП «ЯЖКХ».
*** между Администрацией Янгелевского городского поселения и МУП «ЯЖКХ» заключен договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, пунктом 1.1.1 которого за МУП «ЯЖКХ» на праве хозяйственного ведения закреплена блочная модульная котельная, расположенная по адресу: ***.
Таким образом, исходя из указанных выше нормативных положений, суд приходит к выводу о том, что МУП «ЯЖКХ», осуществляющая эксплуатацию котельной, обязано готовность котельной к отопительному периоду и иметь запас топлива в соответствии с нормативами.
Постановлением Администрации Янгелевского городского поселения от 29.08.2022 №99 установлено, что на территории Янгелевского городского поселения отопительный сезон 2022-2023 годов начинается в период с 01 по 25 сентября 2022 года при условии установления среднесуточной температуры наружного воздуха +8оС и ниже в течение 5 суток.
В силу положений п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится утверждение нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии.
Распоряжением министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 13.11.2018 № 383-мр утверждены нормативы запасов топлива на источнике тепловой энергии МУП «ЯЖКХ» на 2018 год в размере нормативного эксплуатационного запаса 1,7541 тыс. тонн бурого угля, неснижаемого нормативного запаса в размере 0,5646 тыс. тонн бурого угля, основного и резервного топлива в размере 2,3184 тыс. тонн бурого угля.
В тоже время, из представленных материалов дела судом установлено, что в нарушение требований действующего законодательства на котельной МУП «ЯКЖХ» на момент начала отопительного сезона 2022-2023 годов не создан запас основного и резервного топлива, отсутствует он и в течение отопительного периода.
Так, согласно акту от *** проверки готовности к отопительному периоду 2022-2023 г.г., МУП «ЯЖКХ» не готово к работе в отопительный период 2022-2023 г.г., в том числе и вследствие отсутствия нормативного запаса угля.
В подтверждение того что ответчиком ведется работа по пополнению запасов угля на котельной в материалы дела представлены: заключенный с Министерством имущественных отношений Иркутской области *** договор передачи имущества аварийно-технического запаса Иркутской области, находящегося в муниципальной собственности Иркутской области, в муниципальную собственность Янгелевского городского поселения Нижнеилимского муниципального района Иркутской области, согласно которому осуществлена поставка угля в количестве *** тонн, распоряжение Министерством имущественных отношений Иркутской области «***/и от *** о передаче Янгелевскому городскому поселению *** тонн угля, заключенный *** с ИП Ч. договор на поставку угля в количестве *** тонн, заключенный *** с ***» договор поставки угля в количестве *** руб.
Вместе с тем, согласно информации, представленной главой Янгелевского городского поселения по состоянию на ***, запас угля на котельной составил 634 тонны.
Представителем ответчика в судебном заседании представлена справка фактического расхода угля на 20.01.2023 – запас угля составляет 599 тонн.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ответчиком требования Федерального закона «О теплоснабжении», Приказа Минэнерго России от 24.03.2003 №115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» в части создания запаса основного и резервного топлива не исполнены, тем самым нарушаются права и законные интересы граждан, пользующихся коммунальными услугами по теплоснабжению, а также создается угроза возникновения чрезвычайной ситуации и может повлечь нарушение прав жителей *** на бесперебойное получение тепловой энергии в отопительный период 2022 – 2023 годов.
Доказательств обратного суду ответчиком не предоставлено.
Доводы ответчика о том, что распоряжение Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 13.11.2018 №383-мр Об утверждении нормативов запасов топлива на источнике тепловой энергии МУП «ЯЖКХ» на 2018 год утратили силу, т.к. нормативы утверждаются на 3 года, в связи с чем, требования прокурора о создании запаса топлива в размере 2318,4 тонн бурого угля являются необоснованными, суд находит несостоятельными.
Действительно, в соответствии с п.6 приказа Минэнерго России от 10.08.2012 № 377 «О порядке определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения», нормативы запасов топлива рассчитываются один раз в три года.
В соответствии Положением о министерстве жилищной политики и энергетики Иркутской области, утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 01.03.2021 №123-пп, Министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет следующие функции: утверждение нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более (пп.34 п.7)
Приказом министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 29.05.2015 №46-мпр утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по утверждению нормативов, предусмотренных пунктами 2 - 4 части 2 статьи 5 Федерального закона «О теплоснабжении».
В соответствии с п.4 регламента заявителями при предоставлении государственной услуги являются организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, оказывающие на территории Иркутской области услуги по производству, передаче и распределению тепловой энергии, теплоносителя (далее - заявитель, организация).
В силу п.21 регламента под государственной услугой в настоящем административном регламенте понимается утверждение нормативов, предусмотренных пунктами 2 - 4 части 2 статьи 5 Федерального закона «О теплоснабжении», в частности: нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более).
Наименованием исполнительного органа государственной власти Иркутской области, предоставляющего государственную услугу, является Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области (п.22 регламента).
Главой 9 регламента предусмотрено, что для предоставления государственной услуги заявитель представляет в Министерство заявление об утверждении нормативов, а также документы необходимые для предоставления услуги, перечень которых определен в регламенте.
Таким образом для утверждения нормативов запасов топлива ответчик должен был обратиться в Министерство с соответствующим заявлением с приложением необходимых документов. Однако, как пояснила в судебном заседании представитель ответчика, с таким заявлением МУП «ЯЖКХ» после издания распоряжения №383-мр от 13.11.2018 в Министерство не обращалось. На это же указано и в информации, представленной 20.01.2023 Министерством жилищной политики и энергетики Иркутской области. При этом смена руководства юридического лица, на что ссылается представитель ответчика, на данную обязанность никак повлиять не может.
Кроме того, Методическими рекомендациями по проверке готовности муниципальных образований к отопительному периоду, утвержденными приказом Ростехнадзора от 17.07.2013 №314, определено, что при оценке готовности муниципальных образований к отопительному периоду проверяется выполнение требований Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 №103, по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии (разделы VII и VIII настоящих Методических рекомендаций) (п.23.4). В рамках проверки выполнения мероприятий, предусмотренных пунктом 23.4 настоящих Методических рекомендаций, необходимо проверить наличие подтверждающих документов о соответствии фактического запаса топлива на всех теплоисточниках муниципального образования утвержденным нормативам (п.24.5).
Глава Янгелевского городского поселения указывает на то, что при проверке готовности к отопительному периоду 2022-2023 г.г. теплоснабжающей организации МУП «ЯЖКХ» и составлении акта №10 от 31.10.2022 о готовности к работе, паспорта готовности к отопительному периоду 2022-2023 г.г. учитывались нормативы запасов топлива, утвержденные для МУП «ЯЖКХ» распоряжением Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 13.11.2018 №383-мр.
Основываясь на представленных Янгелевским городским поселением акте №10 от 31.10.2022 проверки готовности к отопительному периоду 2022-2023 г.г. и паспорте готовности к отопительному периоду 2022-2023 г.г., Енисейское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 15.11.2022 составило акт №346/РП-361-1014-о/2022 проверки готовности к отопительному периоду 2022-2023 г.г. муниципального образования Янгелевское городское поселение и паспорт готовности к отопительному периоду 2022/2023 годов №188/РП-361-1014-о/2022-п.
Таким образом, при подготовке к отопительному периоду 2022-2023 годов и предоставлении необходимых документов в контролирующие органы, как муниципальное образование Янгелевское городское поселение, так и МУП «ЯЖКХ» руководствовались распоряжением Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 13.11.2018 №383-мр, которое не оспорено и не отменено. Доказательств в сопровождение данных для расчета нормативов, утвержденных названным распоряжением, ответчиком не представлено. В связи с чем, принимая во внимание изложенное, доводы ответчика о том, что уполномоченным органом государственной власти Иркутской области не утверждены нормативы для МУП «ЯЖКХ» на 2022 год, вследствие чего не могут быть удовлетворены требования прокурора, не могут быть приняты во внимание.
При установленных по делу обстоятельствах, оценив имеющиеся по делу доказательства на предмет их относимости, допустимости, достоверности как каждого в отдельности, а также достаточность и взаимную связь данных доказательств в их совокупности, с учетом вышеприведенных норм законодательства, суд полагает требования прокурора Нижнеилимского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Янгелевское жилищно-коммунальное хозяйство» об обязании обеспечить наличие запасов основного и резервного топлива, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя.
В связи с особой социальной значимостью правоотношений в сфере теплоснабжения, наличием угрозы срыва отопительного сезона и возможности возникновения из-за этого чрезвычайной ситуации на территории Янгелевского городского поселения, решение суда по настоящему делу подлежит немедленному исполнению.
В соответствии ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что в соответствии со ст.333.36 ч.1 п.9 НК РФ истец от уплаты государственной пошлины освобожден, то ко взысканию с ответчика подлежит госпошлина в силу п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ по требованию неимущественного характера.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора Нижнеилимского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Янгелевское жилищно-коммунальное хозяйство» о возложении обязанности обеспечить наличие запасов основного и резервного топлива - удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Янгелевское жилищно-коммунальное хозяйство» ***, зарегистрированное по адресу: ***, *** обеспечить наличие запасов основного и резервного топлива на обслуживаемой котельной, расположенной по адресу: *** на отопительный сезон с 2022-2023г.г. в размере 2 318,4 тонн бурого угля.
Взыскать с МУП «Янгелевское жилищно-коммунальное хозяйство» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере *** руб.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеилимский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения – с 30.01.2023.
Судья: Т.А. Родионова