Судебный акт #1 (Определение) по делу № 11-6/2023 от 27.04.2023

Дело № 11-6/2023

УИД № 33MS0053-01-2022-004017-07

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ        О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

17 мая 2023 г.                       г. Меленки

Меленковский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Агашиной М.Ю.,

при секретаре Барчиковской Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Орлова Николая Григорьевича на решение мирового судьи судебного участка Меленки и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым

исковые требования общества с ограниченной ответственностью «ЭКО-транс» к Орлову Н.Г. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и судебных расходов, удовлетворены.

С Орлова Н.Г. в пользу общества с ограниченной ответственностью «ЭКО-транс» взысканы задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленной в жилой дом по адресу: <адрес>, за период с               ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 3 369 руб. 74 коп., судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей 00 коп. и по оплате почтовых расходов в сумме 228 руб. 04 коп., всего 3 997 руб. 78 коп.,

и возражения на апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЭКО-транс»,

установил:

определением мирового судьи судебного участка <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ мирового судьи судебного участка <адрес> и <адрес> о взыскании с Орлова Н.Г. в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Эко-транс» ( далее ООО «Эко-транс») задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленной в жилой дом по адресу: <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в сумме 3 369 руб. 74 коп. и судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере                200 рублей 00 коп., всего 3 569 руб. 74 коп.

ООО «Эко-транс» обратилось в суд с иском к Орлову Н.Г. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленной в жилой дом по указанному адресу, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в сумме 3 369 руб. 74 коп., судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей 00 коп. и по оплате почтовых расходов в сумме 228 руб. 04 коп., указав в исковом заявлении, что ООО «ЭКО-транс» наделено в установленном законом порядке статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне (о.Муром, <адрес> и Муромский, Гусь-Хрустальный, Меленковский и <адрес>ы) на территории <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ ООО «Эко-транс» осуществляет деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) в зоне своей деятельности.

Орлов Н.Г. является собственником жилого дома по адресу: <адрес>. На основании п. 1 ст. 153, п. 1 ст. 155 ЖК РФ граждане обязаны ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим, своевременно и полностью вносить плату за жилищно-коммунальные услуги. Договор на обращение с ТКО с каждым собственником заключается посредством публичной оферты в соответствии с типовым договором, размещен в сети Интернет на официальном сайте ООО «ЭКО-транс» www.ekotrans33.ru.

В силу п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

В соответствии с п. 148.1. Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года №354» (далее - Правила № 354 ) предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с п.5 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Нормативы накопления ТКО на территории <адрес> утверждены Постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , Департаментом цен и тарифов администрации <адрес> установлены единые тарифы на услуги для регионального оператора в сфере обращения с ТКО.

В соответствии с пунктом 148 (34) Правил размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.

При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (пункт 148 (36) Правил ).

Оплата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в указанный период ответчиком не производилась, в связи с чем образовалась задолженность в размере 3369 руб. 74 коп., согласно прилагаемому к иску расчету задолженности, которая до настоящего времени ответчиком не оплачена.

Ответчик Орлов Н.Г. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что зарегистрирован и фактически проживает по адресу: <адрес>. По этому адресу ему начисляют плату за услуги по обращению с ТКО, которые он оплачивает. Также он является собственником жилого дома по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в порядке наследования. В указанном жилом доме никто не зарегистрирован и не проживает, услугами по обращению с ТКО не пользуется, так как отходов по этому адресу не имеет. По указанному адресу пользуется только земельным участком, где сажает картофель. Договора по оказанию коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами он не заключал. Просил отказать истцу в иске.

В судебное заседание представитель истца ООО «ЭКО-транс» не явился о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие представителя истца.

Истец представил дополнение к исковому заявлению, в котором указал, что не согласен с доводами ответчика о том, что он не пользуется услугами ТКО по указанному адресу, с ним не заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО, в связи с чем у него отсутствует обязанность по оплате начислений за предоставленную коммунальную услугу. Законодательство Российской Федерации предусматривает прямую обязанность собственника заключить договор на обращение с отходами, поскольку в процессе проживания людей неизбежно происходит образование таких отходов. В соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Если потребитель не направил региональному оператору заявку, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора, и вступает в силу на 16-й рабочий день после того, как региональный оператор разместит предложение о заключении договора на своем официальном сайте (п.8(4) тех же Правил).

Поскольку заявка на заключение договора ответчиком в адрес регионального оператора - ООО «ЭКО-транс» не подавалась, поэтому следует считать, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключен на условиях типового договора посредством публичной оферты, размещенной                   ДД.ММ.ГГГГ на сайте www.ekotrans33.ru.

Также, вся необходимая информация доводилась до жителей <адрес> и <адрес> путем размещения в средствах массовой информации - газете «Коммунар». В соответствии со ст.426 ГК РФ, договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным, с каждым собственником заключается посредством публичной оферты в соответствии с типовым договором. Отсутствие письменного договора не освобождает ответчика от обязанности произвести оплату за услугу, фактически оказанную ООО «ЭКО-транс». С                  ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЭКО-транс» является единственной организацией, уполномоченной оказывать услуги по обращению с ТКО на территории <адрес> и <адрес>, и с этой даты общество оказывает услуги по обращению с ТКО всем без исключения жителям <адрес>, в том числе и Орлову Н.Г. Неиспользование собственником жилого помещения (не проживание в данном помещении) не тождественно понятию «временное отсутствие потребителя», применяемому в Правилах для проведения соответствующего перерасчета, и не является основанием для освобождения собственника жилого помещения от оплаты соответствующей коммунальной услуги по обращению с ТКО.

Фактически оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами подлежат оплате потребителем, поскольку региональным оператором указанная услуга в <адрес> оказывается надлежащим образом.

Мировым судьей постановлено указанное решение, которое в апелляционной жалобе ответчик Орлов Н.Г. просит отменить, считая его незаконным, вынесенным с нарушением норм материального права. В обоснование жалобы указал, что он не заключал договор с ООО «ЭКО-транс» на вывоз, утилизацию ТКО в зоне на территории <адрес>. Услуга по адресу: <адрес>, ему не предоставлялась, отходов у него в этом доме не имеется, фактически он проживает по другому адресу. Нормами действующего законодательства, в том числе Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1156, на собственника жилого дома, не проживающего в данном доме, не возложена обязанность по оплату данного вида услуги.

В возражениях на апелляционную жалобу истец ООО «ЭКО-транс» указало о несогласии с доводами, приведенными ответчиком, по основаниям, аналогичным приведенным в исковом заявлении и дополнениях, просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Представитель истца и ответчик судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, путем размещения информации о дате и времени рассмотрения дела на официальном сайте суда и направления судебных повесток. Просили о рассмотрении апелляционной жалобы в своё отсутствие ( л.д.122, 125).

В соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ суд полагал возможным рассмотрение дела в отсутствии представителя истца и ответчика.

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.

Согласно статьям 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

В силу ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (пп. 1, 4).

Согласно п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Согласно частям 1, 2 статьи 426 ГК РФ, публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей (часть 2).

В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (часть 4).

Пунктом 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации ( далее ЖК РФ) предусмотрено, что собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

Статья 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» регулирует отношения по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов. Такой договор является публичным для регионального оператора, и региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.

В соответствии с пунктом 4 данной статьи собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г.                N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).

Согласно пункту 6 Правил договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия) (абзац второй).

Пунктом 7 Правил предусмотрено, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных указанными Правилами (абзац первый).

В силу пункта 8(4) постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N641» основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно п. 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 ноября               2016 г. N1156 (ред. от 15 декабря 2018 г.) «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641», региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно пункту 8(5) указанного постановления заявка потребителя может направляться региональному оператору начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (далее - соглашение).

В силу пункта 8(8) названного постановления заявка потребителя и документы, предусмотренные пунктом 8(7) настоящих Правил, рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления.

В силу ч.1 ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.

В пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня             2017 г. N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», разъяснено, что у собственника обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникает с момента возникновения права собственности на такое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).

Момент возникновения права собственности определяется правилами ГК РФ (пункт 2 статьи 8.1, статьи 218, 219, 223, пункт 4 статьи 1152 ГК РФ).         

Согласно п.3 ч.2, ч.3, ч.4 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за коммунальные услуги.

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.

Те же положения содержаться в п. 66 Правил предоставления коммунальных услуг.

Согласно п.67 Правил предоставления коммунальных услуг плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.

В силу ч.1 и ч.2 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Орлов Н.Г. с              ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого дома по адресу: <адрес> (л.д. 10). На имя ответчика                   Орлова Н.Г. открыт лицевой счет .

ООО «ЭКО-транс» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне (о.Муром, <адрес> и Муромский, Гусь-Хрустальный, Меленковский и <адрес>ы) на территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, куда входит <адрес>, которое оказывает услуги по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, для потребителей - физических лиц. Порядок его деятельности регламентируется Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1156.

ООО «ЭКО-транс» предложило заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами посредством публичной оферты в соответствии с типовым договором, который был размещен                        ДД.ММ.ГГГГ в сети Интернет на официальном сайте ООО «ЭКО-транс» www.ekotrans33.ru. Также вся необходимая информация доводилась до жителей <адрес> и <адрес> путем размещения ее в средствах массовой информации - газете «Коммунар».

Как верно указано в оспариваемом решении, договор на оказание услуги по обращению с ТКО между ответчиком и ООО «ЭКО-транс» был заключен на условиях типового договора, что не противоречит закону. При этом отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги и взимать с потребителей плату в соответствии с Типовым договором или Соглашением, что прямо предусмотрено п. 5 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ,               п. 5 и 7 Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156.

К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора, применимы правила Гражданского кодекса Российской Федерации о публичном договоре, который считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения, подписи потребителя, а моментом его заключения является момент, когда потребитель совершил любые действия о принятии им предложенных условий.

Ответчик зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, что подтверждается сведениями ОМВД России по <адрес> (л.д.82). По указанному адресу ему начисляется плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО, которая им оплачена в полном объеме, что подтверждается единым платежным документом за жилищно-коммунальные и иные услуги (л.д. 84-85).

В силу части 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354).

В п. 148(34) Правил N 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.

При этом, пунктом 148(36) Правил N 354 прямо предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

В соответствии с п. 148(44) Правил N 354 при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, факт регистрации по месту жительства (равно как и факт отсутствия таковой) сам по себе не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации (постановления от 4 апреля 1996 года N 9-П, от 2 февраля 1998 года N 4-П, от 4 октября 2016 года N 18-П, от 30 июня 2021 года N 31-П и др.). Основываясь на этом, действующее правовое регулирование не связывает право потребителя на перерасчет платы за отдельные виды коммунальных услуг в занимаемом им жилом помещении с наличием либо отсутствием регистрации в этом жилом помещении (Определение от 18 июля 2019 г. N 2021-О).

Соответственно, при решении вопроса о перерасчете платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период непроживания в жилом помещении его собственника, не зарегистрированного в нем по месту жительства, при отсутствии иных граждан, постоянно или временно проживающих и зарегистрированных по месту жительства в этом жилом помещении, надлежит исходить из того, что такого рода перерасчет во всяком случае не предполагает придания какого-либо правоподтверждающего значения наличию или отсутствию регистрации в данном жилом помещении его собственника и иных лиц. Иное не только противоречило бы приведенным правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, но и - в случаях, когда отсутствие собственника в жилом помещении утрачивает свойство временного, - фактически означало бы игнорирование требования о временном отсутствии как условии соответствующего перерасчета, что, в свою очередь, приводило бы к неправомерному освобождению такого собственника от платы за указанную коммунальную услугу и тем самым влекло бы негативные последствия для поддержания разумного баланса публичных и частных интересов в данной сфере отношений.

Исходя из этого действующие в нормативной связи часть 11 статьи 155 ЖК РФ и пункты 56(2) и 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, возлагающие на собственника жилого помещения в многоквартирном доме, который в нем не зарегистрирован по месту жительства и постоянно не проживает, при отсутствии иных постоянно или временно проживающих и зарегистрированных по месту жительства в этом помещении граждан, обязанность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, исчисляемой исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов, и тем самым обеспечивающие участие каждого из собственников жилых помещений в таком доме в оплате указанной коммунальной услуги, оказываемой, по существу, одновременно всем собственникам и пользователям жилых помещений в данном доме, независимо от количества фактически проживающих в нем граждан, не порождают каких-либо непреодолимых препятствий как для предоставления, так и для практической реализации права потребителей соответствующей коммунальной услуги (как собственников, так и иных пользователей помещений) на перерасчет платы за нее при их временном (т.е. более 5 календарных дней подряд) отсутствии в жилом помещении. По этой же причине данные нормативные положения не могут выступать и надлежащим основанием для дифференцированного решения вопроса о перерасчете платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении в зависимости от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства в названном жилом помещении его собственника и иных лиц.

Полное же освобождение собственника жилого помещения в многоквартирном доме, который в нем постоянно не проживает (что подтверждается в том числе отсутствием его регистрации в соответствующем жилом помещении), от внесения исчисляемой указанным способом платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - с учетом ее целевой направленности и общественно значимого характера - не обеспечивало бы разумного баланса публичных и частных интересов в этой сфере отношений, а также не согласовывалось бы с конституционными принципами справедливости и равенства, требованиями о защите жизни и здоровья граждан, праве каждого на благоприятную окружающую среду и обязанности сохранять природу и окружающую среду (преамбула; статья 7; статья 17, часть 3; статья 19, часть 1; статья 20, часть 1; статья 41, часть 1; статьи 42 и 58 Конституции Российской Федерации) (п.7 Постановления Конституционного Суда РФ от 2 декабря 2022 г. N 52-П «По делу о проверке конституционности части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пунктов 56(2) и 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданки Т.В. Фирсовой»).

Из названных положений закона следует, что само по себе неиспользование ответчиком принадлежащему ему дома не является основанием для освобождения его, как собственника данного жилого помещения, от оплаты услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Неиспользование собственником жилого помещения (не проживание в данном помещении) не тождественно понятию «временное отсутствие потребителя», применяемому в Правилах N 354 для проведения соответствующего перерасчета и не является основанием для освобождения непроживающего в жилом помещении собственника от оплаты услуги по обращению с ТКО.

Перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами возможен в случае временного отсутствия (то есть более 5 полных календарных дней подряд) проживающего (постоянно или временно) в жилом помещении потребителя, подтвержденного в установленном порядке, в соответствии с разделом VIII Правил N 354.

Иного порядка перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами Правила N 354 не содержат.

С учетом изложенного мировой судья пришел к обоснованному выводу о том, отсутствие регистрации и непроживание ответчика в жилом доме по адресу: <адрес>, а лишь является собственником данного дома, не могут являться основанием для отказа истцу в иске.

Оплата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленная в жилой дом по данному адресу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчиком не производилась, поэтому за указанный период образовалась задолженность в размере 3 369 руб. 74 коп., согласно прилагаемому к иску расчету задолженности, который проверен судом и признан правильным (л.д. 6-9). Ответчик Орлов Н.Г. не оспаривал, что не производил оплату за данную коммунальную услугу.

Нормативы накопления ТКО на территории <адрес> утверждены Постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , Департаментом цен и тарифов администрации <адрес> установлены единые тарифы на услуги для регионального оператора в сфере обращения с ТКО ( л.д. 11-13).

Исковые требования истца о взыскании с ответчика коммунальной услуги по обращению с ТКО признаны законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, с чем соглашается суд апелляционной инстанции.

В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГПК РФ.

В связи с удовлетворения исковых требований с ответчика в пользу истца правильно взыскана уплаченная при подаче иска государственная пошлина в размере 400 руб., а также почтовые расходы в сумме 228 руб. 04 коп., связанные с направлением ему копии искового заявления.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены мировым судьей правильно. Вывод мирового судьи о правомерности заявленных исковых требований является правильным, соответствует фактическим обстоятельствам, установленным по делу. Нормы закона, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права, влекущего безусловную отмену решения, не допущено. Оснований для отмены или изменения решения не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ст. 328 ГПК РФ, суд

о п р е д е л и л:

решение мирового судьи судебного участка Меленки и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Орлова Николая Григорьевича - без удовлетворения.

Судья                                                 М.Ю. Агашина

11-6/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ООО "Эко-транс"
Ответчики
Орлов Николай Григорьевич
Суд
Меленковский районный суд Владимирской области
Судья
Агашина Марина Юрьевна
Дело на сайте суда
melenkovsky--wld.sudrf.ru
27.04.2023Регистрация поступившей жалобы (представления)
27.04.2023Передача материалов дела судье
02.05.2023Вынесено определение о назначении судебного заседания
17.05.2023Судебное заседание
17.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.05.2023Дело оформлено
25.05.2023Дело отправлено мировому судье
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее