Дело № 2-274/2022г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п.Сосновское 28 октября 2022 г.
Сосновский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Немчиновой Т.П., с участием истца помощника прокурора Сосновской районной прокуратуры Нижегородской области Андроновой С.С., при секретаре Торговой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Прокурора Сосновского района Нижегородской области в
интересах неопределенного круга лиц к Администрации
Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального района
Нижегородской области о проведении специальной оценки
условий труда рабочих мест,
У с т а н о в и л:
Прокурор Сосновского района Нижегородской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области, в котором указал, прокуратурой Сосновского района в ходе осуществления надзорной деятельности проведена проверка исполнения законодательства об охране труда в деятельности администрации Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области.
На основании со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В соответствии со статьями 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить безопасные условия труда и охрану труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, включая проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
В силу требований части 2 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 названного Закона.
Согласно ст.3 Федерального закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. Специальной оценке подлежат все рабочие места, за исключением надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
В силу ст. 7 указанного выше Федерального закона результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для:
разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;
осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;
установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте и пр.
Специальная оценка условий труда подлежит проведению в отношении всех категорий работников за исключением указанных в части 3 статьи 3 Федерального закона № 426-ФЗ, с 1 января 2014 г. с вступлением в силу названного Закона.
По общему правилу, установленному частью 4 статьи 8 Федерального закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда на рабочем месте должна проводиться не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено названным Законом.
Сроки, в течение которых может быть проведена первая специальная оценка условий труда, предусмотрены частями 4, 6 статьи 27 Федерального закона № 426-ФЗ, в которой закреплены переходные положения.
В ходе проверки установлено, что в администрации Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального района не проведена специальная оценка условий труда 9 (девяти) рабочих мест для должностей, указанных в штатном расписании, утвержденном распоряжением № 13-р от 20 мая 2022 года.
Выявленные факты являются нарушением трудового законодательства, а также конституционных прав работников, которым гарантировано право на работу в условиях, соответствующих трудовому законодательству.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд в интересах неопределённого круга лиц, а также в защиту прав и интересов гражданина, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. В данном случае невозможно индивидуализировать круг лиц, права которых нарушены. Неисполнение обязанности по проведению специальной оценки условий труда затрагивает интересы как работающих в настоящее время лиц, так и тех, кто будет принят на работу в будущем.
В соответствии со ст. 352 Трудового кодекса РФ к способам защиты трудовых прав и свобод относится судебная защита.
В качестве способа защиты прав граждан в силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ подлежит применению присуждение к исполнению обязанности в натуре. Истец просит:
1. Обязать администрацию Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области, расположенную по адресу: Нижегородская область, Сосновский район, с. Елизарово, ул. Советская, 78 (индекс 606 185), провести специальную оценку условий труда 9 рабочих мест: главы местного самоуправления, специалиста 1 категории, специалиста по земельно-имущественным отношениям, счетовода, уборщика служебных помещений, водителя автомобиля, водителя автомобиля муниципальной пожарной охраны, инспектора военно-учетного стола.
2. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий - в течение 60 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца прокурор Сосновской районной прокуратуры Андронова С.С. исковые требования в судебном заседании поддержала по указанным выше основаниям и показала, что прокуратурой Сосновского района проведена проверка исполнения законодательства об охране труда в деятельности Администрации Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области, в ходе которой выявлены нарушения – не проведена специальная оценка условий труда девяти рабочих мест для должностей, указанных в штатном расписании. Просит исковые требования удовлетворить, обязать Администрацию Елизаровского сельсовета в течении шестидесяти дней с момента вступления решения в законную силу провести специальную оценку условий труда девяти рабочих мест, указанных в исковом заявлении.
Ответчик представитель Администрации Елизаровского сельского совета в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения извещен судебной повесткой с уведомлением. В письменном заявлении просит дело рассмотреть в свое отсутствие.
Выслушав истца прокурора Сосновской районной прокуратуры Андронову С.С., рассмотрев материалы дела, суд находит, что иск подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Основанием для обращения в суд с иском Прокурора Сосновского района послужила проверка Администрации Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального района, проведенная прокуратурой Сосновского района, в области исполнения законодательства об охране труда.
В ходе проверки установлено, что в администрации Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального района не проведена специальная оценка условий труда 9 (девяти) рабочих мест для должностей, указанных в штатном расписании, утвержденном распоряжением № 13-р от 20 мая 2022 года.
Выявленные факты являются нарушением трудового законодательства, а также конституционных прав работников, которым гарантировано право на работу в условиях, соответствующих трудовому законодательству.
В силу требований части 2 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 названного Закона.
Согласно ст.3 Федерального закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. Специальной оценке подлежат все рабочие места, за исключением надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
В силу ст. 7 указанного выше Федерального закона результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты и пр.
Специальная оценка условий труда подлежит проведению в отношении всех категорий работников за исключением указанных в части 3 статьи 3 Федерального закона № 426-ФЗ, с 1 января 2014 г. с вступлением в силу названного Закона.
По общему правилу, установленному частью 4 статьи 8 Федерального закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда на рабочем месте должна проводиться не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено названным Законом.
Сроки, в течение которых может быть проведена первая специальная оценка условий труда, предусмотрены частями 4, 6 статьи 27 Федерального закона № 426-ФЗ, в которой закреплены переходные положения.
Суд полагает, что отсутствие специальной оценки условий труда работников ответчика является недопустимым, так как нарушает трудовые права работающих граждан, которым гарантировано право на работу в условиях, соответствующих трудовому законодательству.
В силу ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Администрация Елизаровского сельсовета не представила в суд свои возражения на исковые требования прокурора, приведенные в исковом заявлении обстоятельства не опровергла. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора Сосновского района, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, являются обоснованными, законными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд находит, что 60-дневный срок, предложенный прокурором для исполнения решения суда, является разумным и достаточным для проведения специальной оценки условий труда работников администрации в соответствии со штатным расписанием, поэтому устанавливает его для исполнения решения суда.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Иск Прокурора Сосновского района Нижегородской области удовлетворить.
Обязать администрацию Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области, расположенную по адресу: Нижегородская область, Сосновский район, с. Елизарово, ул. Советская, 78 (индекс 606 185) провести специальную оценку условий труда 9 рабочих мест: главы местного самоуправления, специалиста 1 категории, специалиста по земельно-имущественным отношениям, счетовода, уборщика служебных помещений, водителя автомобиля, водителя автомобиля муниципальной пожарной охраны, инспектора военно-учетного стола.
Установить срок для исполнения решения суда - в течение 60 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский облсуд в течение 1 месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Сосновский районный суд.
Решение не вступило в законную силу
Судья: Т.П.Немчинова