Решение Именем Российской Федерации
26 мая 2023 года <адрес>
Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе: председательствующего судьи Батхиева М.К.,
при секретаре Цичоевой Ф.А.,
с участием представителей: истцов Зурабовой Л.Б., ответчика Богатырева Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дадаевой М. Х., Экажева А. М., Целоева И. Д., Торшхоева А. С., Мальсагова А. М.. Куштова М. М., Тимаевой О. Р., Алихановой Л. А., Алиевой М. М.иповны, Джаниева К. Х., Мурзабекова А. Б., Дадаева У. Х., Магомедгаджиева С. Э., Солуевой Л. С.-М. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании незаконными действий выразившиеся в прекращении выплаты пенсий, возложении обязанности возобновить выплату пенсии с момента приостановления и признании решений о назначении пенсий законными,
установил:
Истцы обратились в отделение пенсионного фонда с заявлениями о назначении им досрочной страховой пенсии. К заявлениям были приложены документы, подтверждающие наличие необходимого стража работы, паспорта, СНИЛСы, трудовые книжки, справки о размере заработной платы, льготные справки и иные документы. ГУ- ОПФР по РИ была проведена проверка представленных ими документов и приняты решения о назначении пенсии, согласно которыми истцам назначена досрочная пенсия в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ). С ноября-декабря 2022г. выплата пенсий им прекращена. Они обратились в отделение пенсионного фонда, где им разъяснили что по итогам сплошной проверки приостановлены выплаты пенсий. Действия ответчика считают не законными, грубо нарушающими их конституционное право на пенсию и действующее законодательство. Просят признать незаконным действий, выразившихся в прекращении выплаты им пенсий, обязать возобновить выплату пенсии с момента прекращения, признании решений о назначении страховой пенсии по старости законными.
Истцы, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела не явились, в исковом заявлении просили суд о рассмотрении дела в их отсутствие с участием представителя.
Представитель истцов поддержала заявленные исковые требования и просила их удовлетворить в полном объеме, дополнительно пояснила что у ответчика отсутствовали установленные законом основания для прекращения выплаты пенсий, поскольку не представлено доказательств недостоверности документов, послуживших основанием для установления и выплаты страховых пенсий, ответчиком нарушена процедура принятия решения о прекращении выплаты пенсий.
Представитель ответчика просил отказать в удовлетворении требований истца, представил письменные возражения.
Заслушав объяснения стороны, исследовав и изучив доказательства, установлено следующее.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии устанавливаются законом.
С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон N 400-ФЗ "О страховых пенсиях. На основании ч. 3 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" № 400-ФЗ от 28.12.2013г.периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В соответствии с ч. 4 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях"№ 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Пунктом 3 части 1 статьи 25 данного закона предусмотрено, что прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истцы являлись получателями досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с ДД.ММ.ГГГГ на основании решений ГУ ОПФР РФ по РИ.
Страховая пенсия по старости назначена истцам на основании исследованных судом решений о назначении пенсии принимаемых отделением пенсионного фонда в <адрес> по итогам рассмотрения заявлений истцов о назначении пенсий.
Как усматривается из уведомлений ОПФР по РИ, а также возражений на исковое заявление и пояснений представителя ответчика выплата пенсий истцам прекращена решениями ответчика ввиду того, что в ходе ревизии пенсионных дел выявлено отсутствие подтверждения обоснованности выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверности содержащихся в них сведений о характере льготной работы.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что именно ОСФР по <адрес> является надлежащим ответчиком по настоящему делу и не усматривает необходимости привлечения к участию в деле Отделения СФР по <адрес>, поскольку решение о назначении пенсии, как и решение о ее прекращении приняты ОСФР по <адрес> в одностороннем порядке.
Доводы представителя ответчика о том, что прекращение выплаты пенсионным органом досрочно назначенных истцам пенсий, было вызвано устранением допущенных ошибок при их назначении, суд отклоняет как несостоятельные по следующим основаниям.
Согласно постановлению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 519п утвержден порядок осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, согласно которому при выявлении неполноты (недостоверности) сведений, представленных страхователем, который на момент проведения проверки ликвидирован или его деятельность прекращена по причинам, предусмотренным законодательством Российской Федерации, внесение уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет осуществляется территориальным органом
ПФР по месту его регистрации страхователя в соответствии с пунктом 14 указанного Порядка.
Согласно ст.ст. 8 и 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлено, что сведения индивидуального (персонифицированного учета) в отношении работника обязан предоставлять работодатель - плательщик страховых взносов.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхования (ст.ст. 1 и 22 ТК РФ). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включить периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
В силу части 1 статьи 14 Закона при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) >иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждается документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Истцами в обоснование подтверждения спорного периода при обращении в отделение пенсионного фонда с заявлениями о назначении страховой пенсии были предоставлены трудовые книжки, которые в соответствии со ст. 66 Трудового кодекса РФ являются основным доказательством трудового стажа работника.
В силу положений части 9 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
Действия ответчика суд не может признать законными, поскольку согласно п.8 Порядка осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учёта и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счёт, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 519п, в случае отсутствия (неполноты) сведений, необходимых для установления (уточнения) сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, либо несоответствия сведений, указанных в документах, представленных застрахованным лицом, сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, находящимся в распоряжении территориального органа ПФР, уполномоченное лицо территориального органа ПФР не позднее рабочего дня, следующего за днём приема заявления, направляет в государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, располагающие документами (сведениями), указанными в пункте 4 настоящего Порядка, запрос об их предоставлении.
Суду ответчиком не представлено доказательств, что уполномоченными должностными лицами выполнены указанные действия, направлены запросы в государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, располагающие документами (сведениями), указанными в пункте 4 настоящего Порядка, направлялись перед принятием решений о прекращении выплаты пенсий. Дополнительных пояснений по доводам истцов представителем ответчика представлено не было.
Кроме того, из полученных ответов на запросы сделанные на момент принятии решений о назначении пенсий следует, что в связи с боевыми действиями в период с 1994- 1996, 1999-2000 сведения не сохранились.
В то же время в пенсионных делах истцов, исследованных судом имеются уточняющие справки особого характера работы истцов, подтверждающие их право на льготные пенсии.
Пенсионный орган, фактически признав, что спорный период включается в стаж, дающий истцам право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, назначил истцам досрочную пенсию по старости, производил выплату пенсии по старости до декабря 2022.
В части 1 статьи 25 Федерального закона "О страховых пенсиях" приведены основания прекращения выплаты страховой пенсии.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 25 Федерального закона "О страховых пенсиях" прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение прайа на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 названного Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 545н (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 65407) (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) (далее также - Правила выплаты пенсий).
Пунктом 64 Правил выплаты пенсий определено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации приостанавливает или прекращает выплату пенсии в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Выплата пенсии прекращается территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 25 Федерального закона "О страховых пенсиях". Решение (распоряжение) о прекращение выплаты пенсии принимается не позднее одного рабочего дня, следующего за днем, в котором истекает срок приостановления выплаты пенсии в соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона "О страховых пенсиях" (пункт 86 Правил выплаты пенсий).
В то же время ответчиком не представлено суду доказательств соблюдения порядка принятия решения о прекращении выплаты истцам страховых пенсий, оформленного соответствующим решением (распоряжением).
В силу неоднократно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. В сфере пенсионного обеспечения это предполагает, в частности, установление такого правового регулирования, которое - в соответствии с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 2), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства - гарантировало бы гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определения ее размера, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы (абзац третий пункта 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10-П).
Правоприменительные органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их пенсионных прав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, включая оценку достоверности соответствующих сведений, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (абзац четвертый пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ NIO-П).
Из изложенного следует, что выплата страховой пенсии, которая была назначена гражданину на основании решения пенсионного органа, может быть прекращена пенсионным органом только в случае признания в установленном законом порядке (в административном или в судебном порядке) недействительными документов послужившими для назначения пенсии либо в случае подтверждения в установленном законом порядке недействительности содержащихся в представленных документах сведений о таком гражданине как лице имеющем право на страховую пенсию. Наличие у пенсионного органа, осуществляющего выплату гражданину страховой пенсии, не подтвержденной в установленном законом порядке информации об отсутствии у гражданина права на получение такой пенсии, в том числе не подтвержденной в названном порядке информации о нарушении регламентированного законодательством, не может служить основанием для прекращения выплаты гражданину страховой пенсии.
Действующее правовое регулирование назначения и выплаты страховой пенсии, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой пенсии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о прекращении выплаты страховой пенсии. В частности, до принятия решения о прекращении выплаты пенсии пенсионный орган обязан проверить поступившую к нему информацию об отсутствии у гражданина права на страховую пенсию, установить, соответствует ли информация об отсутствии у гражданина необходимого стажа дающего право назначения досрочной пенсии действительному положению дел и имеется ли принятое в установленном законом порядке (в административном или в судебном порядке) решение о признании недействительными сведений послуживших основаниями для назначения пенсии. Наличие же у пенсионного органа сомнений в достоверности сведений о наличии у гражданина права на досрочное назначение пенсии не предусмотрено законом в качестве основания для прекращения выплаты страховой пенсии.
Согласно нормативным положениям об основаниях и о порядке прекращения пенсионным органом выплаты гражданину страховой пенсии, а также исходя из положений статьи 56 (обязанность доказывания) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, именно пенсионный орган обязан был доказать наличие установленного статьей 25 Федерального закона "О страховых пенсиях" основания для прекращения выплаты страховой пенсии истцам.
Между тем ответчиком доказательств правомерности осуществленных им действий не приведено. Все доводы ответчика сводятся к тому, что документы истцов вызвали сомнение у работников пенсионного фонда, проводивших проверку пенсионных дел получателей досрочной пенсии по старости. При этом недостоверность ни какими достоверными доказательствами не подтверждена.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что спорные периоды работы истцов ответчиком необоснованно исключены из специального стажа истцов для досрочного назначения страховой пенсии по старости по ст. 30 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а действия пенсионного фонда выразившиеся в прекращении выплаты истцам страховых пенсий не могут быть признаны соответствующими закону.
В силу положений ч. 1 ст. 22 ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом изложенного, суд находит требования истцов обоснованными и считает их подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковое заявление Дадаевой М. Х., Экажева А. М., Целоева И. Д., Торшхоева А. С., Мальсагова А. М., Куштова М. М., Тимаевой О. Р., фгахановой Л. А., Алиевой М. М.иповны, Джаниева К. Х., Мурзабекова А. Б., Дадаева У. Х., Магомедгаджиева С. Э., Солуевой Л. С.-М. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании незаконными действий выразившиеся в прекращении выплаты пенсий, возложении обязанности возобновить выплату пенсии с момента приостановления и признании решений о назначении пенсий законными удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконными действия ГУ - ОПФР РФ по РИ (Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>) выразившиеся в прекращении выплаты пенсий истцам и обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования по <адрес> возобновить выплату пенсии с момента приостановления истцам Дадаевой М. Х., Экажеву А. М., Целоеву И. Д., Торшхоеву А. С., Мальсагову А. М., Куштову М. М., Тимаевой О. Р., Алихановой Л. А., Алиевой М. М.иповне, Джаниеву К. Х.. Мурзабекову А. Б., Дадаеву У. Х., Магомедгаджиеву С. Э., Солуевой Л. С.-М..
Признать решения ГУ-ОПФР РФ по РИ (Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>) о назначении страховой пенсии по старости истцам: Дадаевой М. Х., Экажеву А. М., Целоеву И. Д., Торшхоеву А. С., Мальсагову А. М., Куштову М. М., Тимаевой О. Р., Алихановой Л. А., Алиевой М. М.иповне, Джаниеву К. Х., Мурзабекову А. Б., Дадаеву У. Х., Магомедгаджиеву С. Э., Солуевой Л. С.- М. законными.
Решение может быть обжаловало в апелляционном порядке в верховный суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.