Дело №12-12/2023
УИД 44RS0004-01-2023-000178-14
Р Е Ш Е Н И Е
г. Мантурово 05 апреля 2023 года
Судья Мантуровского районного суда Костромской области Трухин А.Л.,
с участием защитника администрации городского округа город Мантурово Костромской области Грачевской О.Н.,
при секретаре судебного заседания Рыжовой М.А.,
рассмотрев в судебном заседании в порядке пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях жалобу администрации городского округа город Мантурово Костромской области на постановление начальника отделения - старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Костромской области от 28 февраля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области Шабанова П.С. от 28 февраля 2023 года №45 администрация городского округа г. Мантурово Костромской области (далее – администрация г. Мантурово) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ (неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора), и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 30000 тысяч рублей.
В суд обратилась администрация г. Мантурово с жалобой на вышеназванное постановление, с требованием о его отмене и прекращении производства по делу. В обоснование жалобы указано, что решением Мантуровского районного суда от 25 октября 2021 года на администрацию возложена обязанность предоставить ФИО1, [Дата] года рождения, по договору найма благоустроенное жилое помещение. Данное решение небыло исполнено в установленный срок по ряду не зависящих от администрации причин.
Так, в соответствии со ст.3 ФЗ №620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Указанные государственные полномочия передаются органам местного самоуправления лишь в той части, в которой обеспечено их финансирование из областного бюджета. Кроме того, ст. 5 ФЗ от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Таким образом, органы государственной власти Костромской области обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления из областного бюджета финансовые средства в виде субвенций.
Согласно ответу Департамента строительства, ТЭК и ЖКХ Костромской области от 07.12.2021 года на обращение администрации от 25.11.2021 года, бюджету городского округа город Мантурово Костромской области в 2022 году не предусмотрены субвенции на приобретение жилых помещений для указанной категории лиц, так как нет исполнительных листов об обязании предоставления жилья детям-сиротам.
25 ноября 2022 года в тот же орган повторно направлено обращение о необходимости доведения до администрации г. Мантурово лимитов субвенции в 2022 году. Согласно ответу Департамента строительства, ТЭК и ЖКХ Костромской области, бюджету городского округа город Мантурово в 2022, 2023, 2024 г.г. не предусмотрены субвенции на приобретение жилых помещений для указанной категории лиц. Вопрос о выделении бюджету муниципального образования в 2022 году средств субвенции может быть рассмотрен при наличии средств экономии.
Заявитель в жалобе указывает, что использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных государственных полномочий не может, так как у администрации г. Мантурово имеется дефицит бюджета, муниципальный долг на 01.01.2021 года составлял - 149 920 тысяч рублей; на 01.01.2022 года - 135220 тысяч рублей; на 01.01.2023 года - 134652 тысяч рублей. Проведение аукциона занимает значительное время и требует наличие денежных средств для проведения закупочных процедур.
Требование вынесено судебным приставом-исполнителем и направлено администрации г. Мантурово 25.11.2022 года со сроком исполнения до 16.01.2023 года, т.е. менее 1,5 месяцев, что не является разумным сроком в условиях отсутствия финансирования и собственных средств. Не смотря на постоянное направление в администрацию Костромской области предложений о необходимости выделения субвенции на приобретение жилых помещений для детей-сирот, денежные средства на данные государственные полномочия не выделялись, у администрации г. Мантурово отсутствовала возможность исполнить решение суда в установленные сроки. Таким образом, администрацией г. Мантурово предприняты все меры для исполнения решения суда.
Защитник администрации г. Мантурово Грачевская О.Н. доводы жалобы и требование об отмене постановления поддержала.
Оценив доводы жалобы, заслушав защитника, исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении и дополнительно представленные материалы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а так же выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч.1 ст.105 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно части 2 указанной статьи при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения администрации г. Мантурово к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ послужил факт неисполнения решения Мантуровского районного суда Костромской области от 25 октября 2021 года, вступившего в законную силу 30.11.2021 года, которым на администрацию г. Мантурово возложена обязанность предоставить ФИО1, [Дата] года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, на территории городского округа г. Мантурово Костромской области, из специализированного жилищного фонда городского округа г. Мантурово.
17 декабря 2021 года судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа Мантуровского районного суда от 30 ноября 2021 года в отношении должника – администрации г. Мантурово было возбуждено исполнительное производство №62556/21/44014-ИП.
18 января 2022 года судебным приставом-исполнителем в связи с неисполнением администрацией в установленный срок решения суда вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей, а также установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – до 18 февраля 2022 года, которое направлено в адрес должника.
25 ноября 2022 года заместителем начальника отделения - заместителем старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Карповой О.А. в адрес должника было направлено требование №44001/22/342561: в срок до 16 января 2023 года исполнить решение Мантуровского районного суда от 25 октября 2021 года; в тот же срок письменно сообщить судебному приставу-исполнителю об исполнении решения суда и требований исполнительного документа, а также о мерах, принятых для исполнения судебного решения с приложением подтверждающих документов (л.д.20).
Таким образом, срок для исполнения требований исполнительного документа был определен судебным приставом-исполнителем конкретной календарной датой – 16 января 2023 года.
Администрация г. Мантурово указанное требование судебного пристава-исполнителя и решение суда, как в срок до 16 января 2023 года, так и на момент составления протокола об административном правонарушении 22 февраля 2023 года не исполнила, жилое помещение ФИО1 не предоставила.
10 января 2023 года за исх. №15 в адрес судебного пристава-исполнителя было направлено письмо за подписью и.о. председателя КУМИ администрации г. Мантурово Тихомировой О.Н., в котором сообщено, что решение суда от 25.10.2021 года о предоставлении жилого помещения ФИО1 принято к исполнению, планируется приобретение жилого помещения для вышеуказанных целей после предоставления субвенции Департаментом строительства, ТЭК и ЖКХ Костромской области. Со ссылкой на информацию указанного департамента указано, что в 2023, 2024, 2025 годах городскому округу г. Мантурово не предусмотрено субвенций из областного бюджета на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.21).
Обстоятельства совершения правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 22 февраля 2023 года, копией исполнительного листа ФС №038729111 от 25 октября 2021 года; копией постановления о возбуждении исполнительного производства от 17 декабря 2021 года; копией постановления о взыскании исполнительского сбора от 18 января 2022 года; требованием от 25 ноября 2022 года и другими представленными в материалы дела доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Действия юридического лица квалифицированы по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства, регулирующего исполнительное производство.
Объективная сторона названного состава административного правонарушения характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Обосновывая доводы об отсутствии противоправного бездействия со стороны администрации по исполнению решения суда, принятии исчерпывающих мер для исполнения решения суда от 25 октября 2021 года путем направления обращений в Департамент строительства, ТЭК и ЖКХ Костромской области, отсутствие возможности использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств, длительность процедуры проведения аукциона и проведения закупочных процедур, заявитель ссылался на представленные дополнительно документы.
Так, в ответе заместителя директора Департамента строительства, ТЭК и ЖКХ Костромской области от 07.12.2021 года (№10138, №10139) на обращение администрации г. Мантурово указано, что по состоянию на 01.10.2021 года в г. Мантурово нет исполнительных листов по делам об обязании предоставить жилые помещения детям-сиротам. Законом «Об областном бюджете» бюджету городского округа г. Мантурово Костромской области в 2021 предусмотрена субвенция на приобретение одного жилого помещения для указанной категории лиц. Выделение субвенций в 2022 году для приобретения жилых помещений не предусмотрено. Обращено внимание на использование муниципальным образованием собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных государственных полномочий (л.д.18-19).
Из ответа заместителя директора Департамента строительства, ТЭК и ЖКХ Костромской области от 07.02.2022 года на обращение администрации г. Мантурово от 31.01.2022 года (№306) следует, что по данным Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области по состоянию на 01.01.2022 года в г. Мантурово имеется 6 исполнительных листов по делам об обязании предоставить жилые помещения детям-сиротам. Законом «Об областном бюджете» бюджету г. Мантурово в 2022, 2023 и 2024 г.г. не предусмотрены субвенции на приобретение жилых помещения для указанной категории лиц. Выделение дополнительного объёма субвенций на 2022 год для приобретения жилых помещений может быть рассмотрен при наличии средств экономии, образующихся в результате проведенных процедур по закупке жилых помещений органами местного самоуправления, бюджетам которых в соответствии с Законом выделены средства на текущий финансовый год, а также обращено внимание на использование муниципальным образованием собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных государственных полномочий (л.д.17).
В обращениях главы администрации г. Мантурово Устюжанина И.Л. от 14.10.2022 №3851 и №3852 в адрес начальника Департамента строительства, ТЭК и ЖКХ Костромской области Кралина С.Н. указано, что список лиц, подлежащих обеспечению жилыми посещениями как дети-сироты, составляет 54 человека, из них у 28 человек в 2022 году наступает либо наступило право. Имеется 7 вступивших в законную силу решений суда по обеспечению жильём лиц указанной категории, в связи с чем запрашивается к выделению дополнительная сумма субвенций на 2022-2023 годы в размере 4 млн. 690 тыс. рублей на приобретение жилых помещений лицам указанной категории, в отношении которых имеются неисполненные решения суда (л.д.14, 16).
Согласно ответу директора Департамента строительства, ТЭК и ЖКХ Костромской области на указанные обращения, в областном бюджете на 2023 год, на плановый период 2024 и 2025 года бюджету г. Мантурово не предусмотрены субвенции на приобретение жилых помещений для указанной категории лиц (л.д.13, 15).
На аналогичный по содержанию запрос главы г. Мантурово от 25.11.2022 г. Департаментом строительства, ТЭК и ЖКХ Костромской области дан аналогичный ответ (л.д.11-12).
Согласно справке администрации г. Мантурово муниципальный долг по состоянию на 01.01.2023 года составил 134652 тысячи рублей (л.д.9).
Оценивая указанные доказательства в их совокупности, исхожу из того, что факт принятия должником по исполнительному производству исчерпывающих мер для исполнения решения суда от 25 октября 2021 года по требованиям неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, не подтвержден.
Доводы жалобы заявителя о том, что администрацией г. Мантурово ведется переписка с Департаментом строительства, ТЭК и ЖКХ Костромской области по вопросу финансирования и о выделении дополнительных денежных средств для исполнения законодательства о социальных гарантиях детей-сирот по обеспечению их жилыми помещения, которая не приводит к разрешению проблемы обеспечения указанной категории лиц жильём, не свидетельствуют о том, что приняты все зависящие от муниципального органа меры для исполнения требования, содержащегося в исполнительном документе.
В силу положений статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно п.2 Порядка предоставления и учета средств субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов) Костромской области на осуществление отдельных государственных полномочий Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 14 апреля 2015 года №142-а (в действующей редакции), главным распорядителем средств областного бюджета, предоставляемых в виде субвенций, является департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области.
Получателями субвенций являются администрации муниципальных районов (городских округов) Костромской области или иные уполномоченные администрациями муниципальных районов (городских округов) Костромской области органы местного самоуправления (п. 7 названного Порядка).
Вместе с тем, как следует из разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года №11, содержащихся в пункте 48, не являются основаниями, оправдывающими нарушение разумных сроков исполнения судебного акта, обстоятельства, связанные с организацией органов и должностных лиц, исполняющих судебные акты, например, отсутствие необходимых для исполнения денежных средств.
Из представленных материалов не усматривается, что администрацией г. Мантурово приняты все зависящие от неё меры (в том числе, связанные с получением необходимого финансирования) по исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера.
Постановление о привлечении администрации г. Мантурово к административной ответственности вынесено с соблюдением порядка привлечения к административной ответственности и срока давности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено администрации г. Мантурово в пределах, установленных санкцией ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, в минимальном размере.
На основании изложенного, оснований для отмены или изменения постановления начальника отделения - старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления ФССП России по Костромской области от 28 февраля 2023 года не усматривается.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ №45, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.1 ░░.17.15 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░: ___________________________