дело № 2-5420/2023
УИД: 24RS0048-01-2022-014059-76
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 октября 2023 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Злобиной М.В.,
при секретаре Березюке Н.В.,
с участием представителя истца Коркиной С.С., действующей на основании доверенности,
представителя ответчика Чернявской Л.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковалевой Надежды Геннадьевны к ОСФР по Красноярскому краю о признании решения незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Ковалева Н.Г. обратилась в суд с иском к ГУ ОПФР по <адрес>, реорганизованному в Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес>, в котором просит признать незаконным решение ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы истца в должности заведующей фельдшерским пунктом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначить пенсию по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента обращения истца с заявлением о назначении пенсии.
Требования мотивированы тем, что истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в установлении досрочной пенсии. При этом, ответчиком в стаж по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ не включен период работы истца в ФАП д. Шошкино Сухобузимской ЦРБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей фельдшерским пунктом, с чем истец не согласна, поскольку более 80% рабочего времени занималась непосредственным обслуживанием больных.
Истец Ковалева Н.Г. в судебное заседание не явилась, извещена о дате, времени и месте судебного заседания заказной корреспонденцией, о причинах неявки суд не уведомила, доверила представление своих интересов Коркиной С.С. Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала, повторив доводы, изложенные в нем, дополнительно пояснила, что фактически в фельдшерском пункте других медицинских работников не было, истец фактически работала на ставку фельдшера.
В судебном заседании представитель ответчика ОСФР по Красноярскому краю Чернявская Л.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований, указала, что оснований для включения указанного периода работы на момент вынесения решения ответчиком не имелось, при учете спорного периода работа истца, право на назначение досрочной страховой пенсии на момент вынесения решения в любом случае не наступит с учетом отложенного права.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В силу ч. 2 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (части 3, 4 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
Согласно п. "н" ч. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", действовавшего в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работа среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности включалась в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет.
При этом в законодательстве определение термина "средний медицинский персонал" не раскрывается, в связи с чем, следует руководствоваться по аналогии Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения", где к среднему медицинскому персоналу отнесены заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер (акушерка, медицинская сестра).
Как следует из Положения о фельдшерско-акушерском пункте, утвержденного приказом Министра здравоохранения СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 566, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, фельдшерско-акушерский пункт является амбулаторно-поликлиническим учреждением и находится в ведении сельского Совета депутатов трудящихся.
Согласно указанному Положению, на фельдшерско-акушерский пункт возлагается помимо прочего оказание населению доврачебной медицинской помощи, работу пункта возглавляет заведующий.
В соответствии с Положением о заведующем фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшере, приложение N 2 к Приказу Министра здравоохранения СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 566, на должность заведующего назначается специалист, окончивший среднее медицинское учебное заведение с присвоением квалификации фельдшера или фельдшера-акушерки. Заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер наряду с руководством работой персонала фельдшерско-акушерского пункта оказывает доврачебную медицинскую помощь населению на территории деятельности фельдшерско-акушерского пункта. При отсутствии в штате фельдшерско-акушерского пункта других средних медицинских работников (акушерки и патронажной медицинской сестры) заведующий выполняет их обязанности и пользуется их правами, предусмотренными Положениями об указанных должностных лицах.
Таким образом, нормативно-правовое регулирование деятельности фельдшерско-акушерских пунктов не предусматривало возможности для руководителя такого учреждения заниматься исключительно руководящей деятельностью, неполное наименование должности истца (как заведующий ФАП), тогда как в соответствии с номенклатурой должностей, утвержденной приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ, наименование должности заведующего фельдшерско-акушерским пунктом должно содержать и наименование должности среднего медицинского персонала, предусмотренного в списке фельдшер (акушерка, медсестра), не должно ограничивать право истца на пенсионное обеспечение, поскольку она фактически выполняла работу, предусмотренную Списком и дающую право на назначение пенсии за выслугу лет.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости, однако решением ответчика ей было отказано в назначении пенсии. ДД.ММ.ГГГГ истец повторно обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.
Решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в установлении досрочной пенсии. При этом, ответчиком в стаж по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ не включен период работы истца в ФАП д. Шошкино Сухобузимской ЦРБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей фельдшерским пунктом, поскольку данная должность не предусмотрена Списками должностей.
Период работы истца в указанной должности подтверждается сведениями в трудовой книжке истца, а также личной карточкой работника.
Согласно справке, уточняющей характер работы истца, №, представленной с КГБУЗ «Сухобузимская РБ» должность заведующей ФАП д. Шошкино относится по штатному расписанию к среднему медицинскому персоналу и пользуется льготами согласно Положения о медицинских работниках. Истец работала постоянно в течение полного рабочего дня на 1 ставку. При этом истец находилась в отпуске без сохранения заработной платы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находилась в частично-оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до 1 года, в отпуске без содержания по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, а также в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Основание для выдачи справки – лицевые счета по заработной плате с 1988 по 1990, личная карточка формы Т-2, книги приказов с 1988 по 1990, штатное расписание с 1988 по 1990.
Из представленного в материалы дела штатного расписания на 1988-1990 годы, а также из Отчетов фельдшерско-акушерского пункта д. Шошкино за 1988-1990 годы следует, что в фельдшерско-акушерском пункте д. Шошкино имеются ставки только заведующей ФП (в Отчете ФАП должность фельдшера (фельдшерицы-акушерки)) и младший медицинский персонал. Иных средних медицинских работников в фельдшерско-акушерском пункте д. Шошкино не предусмотрено.
Относительно периодов по уходу за детьми суд обращает внимание на следующее.
До введения в действие Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с ДД.ММ.ГГГГ повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1501-I "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от ДД.ММ.ГГГГ. При этом статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
В пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до ДД.ММ.ГГГГ (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Принимая во внимание изложенное, а также то, что иные средние медицинские работники в ФАП д. Шошкино отсутствовали, суд приходит к выводу о возможности включения в стаж по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ периоды работы истца (за исключение нахождения в отпуске без сохранения заработной платы) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из расчета год за год и 3 месяца и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении.
Учитывая включенный судом период работы, истцом выработан 30-летний стаж на 2022 год, однако с увеличением срока выхода на пенсию право у истца на досрочное назначение пенсии на момент рассмотрения дела не наступило, в связи с чем, оснований для назначения досрочной страховой пенсии не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Ковалевой Надежды Геннадьевны к ОСФР по Красноярскому краю о признании решения незаконным, возложении обязанности – удовлетворить частично.
Признать незаконным решение № от ДД.ММ.ГГГГ в части невключения периодов работы Ковалевой Надежды Геннадьевны в стаж на соответствующих видах работ по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить на Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю обязанность включить в стаж на соответствующих видах работ по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы Ковалевой Надежды Геннадьевны с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из расчета год за год и 3 месяца и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий М.В. Злобина
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Копия верна
Судья М.В. Злобина