Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2167/2024 ~ М-2070/2024 от 06.06.2024

Дело № 2а-2167/2024

                                                                                 УИД 73RS0004-01-2024-003895-85

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Ульяновск                                                                              28 июня 2024 года

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:

председательствующего судьи                     Русаковой И.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Чичковой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ульяновской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области о признании незаконным бездействия,

У С Т А Н О В И Л:

Ульяновская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с административным иском, измененным в порядке ст. 46 Кодекса административного судопроизводства РФ, к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» (далее – ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области (далее – УФСИН России по Ульяновской области) о возложении обязанности устранить выявленные нарушения.

В обоснование иска указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения законодательства о материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении осужденных, содержащихся в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области установлено нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства. В связи с этим прокуратурой Ульяновской области 14.02.2024 начальнику ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области выданы представления об устранении нарушений закона. Вместе с тем, контрольная проверка показала, что имевшиеся нарушения в полном объеме не устранены.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 № 1454/пр утвержден свод правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», в соответствии с п.п. 19.2.1 и 19.2.5 которого здания исправительных учреждений должны быть оборудованы, в том числе, горячим водоснабжением согласно требований СП 30.13330,

СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также действующих нормативных документов. Подводку горячей воды следует предусматривать к санитарным приборам, требующим обеспечения горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам, душевым).

В соответствии с п. 1.1 Инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Минюста России от 28 сентября 2001 года № 276 инструкцией надлежит руководствоваться службам территориальных органов и учреждений УИС, осуществляющим эксплуатацию, ремонт и контроль за техническим состоянием и условиями эксплуатации всех зданий и сооружений (за исключением инженерно-технических средств охраны) жилых, режимных, лечебных, хозяйственно-складских зон и зданий административного назначения учреждений УИС, включая строительные конструкции, санитарно-технические и энергетические устройства, инженерные коммуникации и благоустройство территории.

Требования настоящей Инструкции обязаны выполнять все территориальные органы и учреждения УИС (п. 1.2).

Основой правильной технической эксплуатации зданий и сооружений является своевременное проведение ремонтных работ (пункт 15.1). Текущий ремонт производится с целью предупреждения преждевременного износа строительных конструкций зданий, сооружений и их инженерных систем (пункт 15.2.1).

           Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований в отрядах № 1.1, 2.1, 2.2, 3.1, 3.2 отсутствует горячее водоснабжение.

Административный истец просил признать незаконным бездействие ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области в части непринятия мер по обеспечению требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии человека; обязать ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области в течение 9 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить в отрядах №№ 1.1, 2.1, 2.2, 3.1, 3.2 горячее водоснабжение; обязать УФСИН России по Ульяновской области обеспечить выполнение указанных работ, путем доведения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) на указанные цели.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФСИН России.

Представитель административного истца Букин Е.Г. в судебном заседании поддержал доводы административного иска в полном объеме, просил его удовлетворить.

Представитель административного ответчика ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области Илларионова Н.В. в судебном заседании не согласилась с заявленным иском. Пояснила, что согласно техническим паспортам здания общежитий №№ 1, 2 и 3, в которых расположены отряды №№ 1.1, 2.1, 2.2, 3.1, 3.2 были построены в 1984 и 1985 годах, то есть до введения в действие требований об обеспечении горячим водоснабжением, следовательно распространяются на объекты, введенные в эксплуатацию после 21.04.2018. Более подробно позиция изложена в письменных возражениях на иск.

Представитель административного ответчика УФСИН России по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Другие участники в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, 14.02.2024 начальнику ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области было внесено представление об устранении нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства в части обеспечения горячим водоснабжением.

Ссылаясь на то, что требования предписаний административными ответчиками не исполнены, прокуратура обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением.

В соответствии со ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее – Закона № 5473-1) учреждения, исполняющие наказания, обязаны: обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Согласно ч. 2 ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее – УИК РФ) одной из задач уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации является охрана прав, свобод и законных интересов осужденных.

Статьей 10 УИК РФ предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 6 6 ст. 12 УИК РФ, осужденные имеют право на охрану здоровья. Частью 3 ст. 101 УИК РФ предусмотрено, что администрация учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

B соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Частями 1 и 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что на территории РФ действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, B порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При этом соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (независимо от организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности).

Приказом Минюста России от 28.09.2001 № 276 утверждена Инструкция по технической эксплуатации зданий сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы (далее - Инструкция № 276).

В соответствии с п. 1.1 Инструкции № 276 указанной инструкцией надлежит руководствоваться службам территориальных УИС, осуществляющим эксплуатацию, ремонт т контроль за техническим состоянием и условиями эксплуатации всех зданий и сооружений (за исключением инженерно-технических средств охраны) жилых, режимных, лечебных, хозяйственно-складских зон и зданий административного назначения учреждений УИС, включая строительные конструкции, санитарно-технические и энергетические устройства, инженерные коммуникации и благоустройство территории.

На основании п. 1.2. Инструкции № 276 ее требования обязаны выполнять все территориальные органы и учреждения УИС.

Этой же инструкцией определен порядок проведения технической эксплуатации зданий и сооружений (за исключением ИТСО) жилых, режимных, лечебных, хозяйственно-складских зон и зданий административного назначения УИС, которая включает в себя осуществление контроля, технического надзора и проведение технических мероприятий планово-предупредительных ремонтов зданий и сооружений.

В соответствии с п. 15.2 указанной Инструкции текущий ремонт производится с целью предупреждения преждевременного износа строительных конструкций зданий, сооружений и их инженерных систем.

Согласно Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 июня 2003 года № 130-ДСП, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий» (пункт 20.1). Подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях.

Согласно Уставу ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области, утвержденному 31.03.2011, ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности. Учредителем учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний. Собственником имущества учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России.

Согласно п. 5.8 Устава источниками финансирования деятельности учреждения являются: средства федерального бюджета; иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации.

При недостаточности у учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Ульяновской области в порядке, установленном действующим законодательством (пункт 5.12 Устава).

В соответствии с положениями названного Устава, ч. 1 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее по тексту УИК РФ), при исполнении наказаний осужденным обеспечивается законность применения средств их исправления, правовая защита и личная безопасность; гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации, закрепленные в Конституции Российской Федерации. Обязанностью учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, является реализация права осужденных на охрану их прав и свобод, личную безопасность, где они отбывают наказание.

ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области требования предписаний в полном объеме не выполнило, обязанность по устранению выявленных недостатков не исполнило, чем нарушило обязанность соблюдать требования уголовно-исполнительного и иного законодательства Российской Федерации, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования прокурора, чем нарушается право неопределенного круга лиц на надлежащее материально-бытовое обеспечение, гарантированное действующим законодательством.

Судом установлено, что в отрядах № 1.1, 2.1, 2.2, 3.1, 3.2 ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области отсутствует горячее водоснабжение.

Данные обстоятельства ответчиками при рассмотрении дела не оспаривались.

Основываясь на приведенных выше нормах права, принимая во внимание, что административными ответчиками требования федерального законодательства не исполнены, суд приходит к выводу, что требования административного иска основаны на законе и подтверждены материалами дела.

При этом, суд находит необоснованным довод административного ответчика о том, что горячее водоснабжение в отрядах № 1.1, 2.1, 2.2, 3.1, 3.2 отсутствует горячее водоснабжение не предусмотрено проектом.

Поскольку в силу пунктов 19.2.1 и 19.2.5 Свода Правил 308.1325800.2017 Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях), утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года № 1454/пр, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы горячим водоснабжением согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также ранее действующих нормативных документов, в частности Инструкцией по проектированию исправительных учреждений и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Минюста России от 02 июня 2003 года №N 130-дсп, признанной утратившей силу Приказом Минюста России от 22 октября 2018 года N 217-дсп, предусматривающей требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях исправительных учреждений.

То обстоятельство, что здания ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области построены и приняты в эксплуатацию до введения указанного Свода правил в действие не освобождает администрацию учреждения от предусмотренной пунктами 4 и 5 статьи 13 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 обязанности приведения материально-технической базы в соответствии с современными техническими и санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования прокуратуры о признании незаконным бездействия ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области по обеспечению в учреждение горячего водоснабжения подлежат удовлетворению, и надлежит возложить на исправительную колонию обязанность устранить допущенные нарушения федерального законодательства, а именно оборудовать в отрядах № 1.1, 2.1, 2.2, 3.1, 3.2 горячее водоснабжение.

Ответчиками не оспаривается, что вопросы, связанные с финансированием, в том числе, и мероприятий по устранению выявленных нарушений законодательства, производятся за счет Федерального бюджета и данное финансирование производится через УФСИН России по Ульяновской области.

Вместе с тем, УФСИН России по Ульяновской области не представлено суду доказательств того, что для разрешения вопроса по финансированию мероприятий по устранению выявленных нарушений в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области были приняты какие-либо меры и совершены необходимые действия.

УФСИН России по Ульяновской области не является распорядителем бюджетных средств, однако вопросы, связанные с планированием распределения средств на мероприятия, связанные с устранением нарушений, требуют активных действий с его стороны, в связи с чем, суд находит подлежащим удовлетворению административный иск Ульяновской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в интересах неопределенного круга лиц к УФСИН России по Ульяновской области о признании незаконным бездействия, а также возложении обязанности обеспечить выполнение указанных работ, путем доведения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) на указанные цели.

В соответствии со ст. 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Финансирование деятельности административного ответчика производится за счет федерального бюджета, поэтому безусловно, для исполнения решения суда необходимо провести множество подготовительных мероприятий (выделение финансирования, заключение необходимых договоров и т.д.). Суд принимает во внимание указанные ответчиками доводы в части объема выполнения работ, их стоимости, проведения необходимых организационно-технических мероприятий на что требуется достаточное количество времени. Поэтому суд полагает возможным определить ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области срок – двенадцать месяцев со дня вступления решения в законную силу для его исполнения.

Таким образом, административные исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административный иск Ульяновской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» по непринятию мер по обеспечению требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии человека.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить в отрядах №№ 1.1, 2.1, 2.2, 3.1, 3.2 горячее водоснабжение.

Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области обеспечить выполнение указанных работ, путем доведения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) на указанные цели со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                                                                                               И.В. Русакова

Мотивированное решение изготовлено 05.07.2024

2а-2167/2024 ~ М-2070/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор по надзору
Ответчики
УФСИН России по Ульяновской области
ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области
Другие
ФСИН России
Суд
Заволжский районный суд г. Ульяновска
Судья
Русакова И. В.
Дело на сайте суда
zavolgskiy--uln.sudrf.ru
06.06.2024Регистрация административного искового заявления
06.06.2024Передача материалов судье
10.06.2024Решение вопроса о принятии к производству
10.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.06.2024Судебное заседание
05.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее