Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1279/2023 ~ М-1209/2023 от 01.11.2023

Дело № 2-1279/2023

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 декабря 2023 года

Кудымкарский городской суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Горькавой Л.Ф.,

при секретаре судебного заседания Ладновой Н.В.,

с участием прокурора Подкиной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкар посредством видео-конференцсвязи гражданское дело иску прокурора Юрлинского района в интересах Пикулевой Л.Г. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о взыскании компенсации морального вреда,

установил:

прокурор Юрлинского района в защиту интересов Пикулевой Л.Г. обратился в суд с иском о возложении обязанности на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (далее- ОСФР по Пермскому краю, Отделение Фонда) в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить Пикулеву Л.Г. техническим средством реабилитации креслом-стулом с санитарным оснащением, взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю компенсацию морального вреда в пользу Пикулевой Л.Г. в сумме 50000 рублей. Свои требования мотивирует тем, что Пикулева Л.Г. являющаяся инвалидом группы бессрочно, проживает по адресу: <адрес>, нуждается в постоянном постороннем уходе. ДД.ММ.ГГГГ разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида ( далее ИПР), согласно которой Пикулева Л.Г. нуждается в технических средствах реабилитации- кресло-коляска комнатная, стул с санитарным оборудованием. Согласно ИПР от ДД.ММ.ГГГГ Пикулева Л.Г. нуждается в технических средствах реабилитации- кресло-коляска комнатная, кресло-коляска прогулочная, стул с санитарным оборудованием. На основании поступившего ДД.ММ.ГГГГ заявления Пикулевой Л.Г. и ИПРА 131.35.59/2019 от ДД.ММ.ГГГГ Пикулева Л.Г. была поставлена на учет в Государственном учреждении Пермском региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации по обеспечению креслом-стулом с санитарным оснащением. В ходе проведенной проверки, проведенной ПП (дислокация <адрес>) МО МВД РФ «Кочевский» в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ установлено, что Пикулева Л.Г. кресло-стул с санитарным оснащением, указанный в акте приема-передачи не получала,, подпись в акте не ее. По результатам проверки в отношении неустановленного лица принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 159 ч. 1 УК РФ в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности. Таким образом, Пермским отделением Фонда социального страхования Российской Федерации не были исполнены обязательства по предоставлению Пикулевой Л.Г. технических средств реабилитации - кресло стул с санитарным оснащением. В связи с длительным отсутствием у Пикулевой Л.Г. необходимого и положенного ей технического средства реабилитации с учетом состояния ее здоровья, она вынуждена претерпевать физические неудобства, связанные с этим, чувствовала себя ущемленной, что в свою очередь причиняло моральные и нравственные страдания. Учитывая, что ответчиком нарушено право Пикулевой Л.Г. на социальное обеспечение средствами реабилитации при наличии у истца права на их бесплатное получение, что привело к переживаниям истца по поводу состояния своего здоровья и невозможности получения гарантированного государством социального обеспечения, то имеются основания для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда.

В связи с отказом заместителя прокурора Юрлинского района Подкиной Т.В. к ОСФР по Пермскому краю о возложении обязанности обеспечить Пикулеву Л.Г. техническим средством реабилитации креслом-стулом с санитарным оснащением производство по делу в этой части прекращено, о чем судом вынесено определение.

В судебном заседании заместитель прокурора Подкина Т.В. исковые требования в части взыскания компенсации морального вреда в размере 50000 рублей в пользу Пикулевой Л.Г. поддержала.

Истец Пикулева Л.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена.

Представитель ответчика Дровняшина Е.Л. в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в отсутствие представителя Отделения Фонда, поддерживает доводы, изложенные ранее в возражениях на исковое заявление прокурора Юрлинского района в интересах Пикулевой Л.Г. Из возражений следует, что в настоящее время Пикулева Л.Г. обеспечена техническим средством реабилитации, следовательно требование прокурора Юрлинского района о возложении обязанности обеспечить Пикулеву Л.Г. техническим средством реабилитации креслом-стулом с санитарным оснащением не подлежит удовлетворению. Требования о взыскании компенсации морального вреда также не подлежат удовлетворению, поскольку технические средства реабилитации являются материальными благами, соответственно, право на их получение является имущественным, правовые основания для взыскания морального вреда отсутствуют. Истец также не представил доказательств для наступления гражданско-правовой ответственности в виде компенсации морального вреда. Просит обратить внимание на то обстоятельство, что несвоевременность обеспечения Пикулевой Л.Г. техническим средством реабилитации возникла исключительно по вине поставщика, в связи с предоставлением им подложного акта приема-передачи, о котором отделению Фонда стало известно только от сотрудников правоохранительных органов. Полагают, что требования прокурора <адрес>, действующего в интересах Пикулевой Л.Г., незаконны и необоснованны, просят иск оставить без удовлетворения.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя ответчика.

Выслушав объяснения прокурора, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Статьей 2 названного Федерального закона определено, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

К техническим средствам реабилитации инвалидов в силу статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами реабилитации инвалидов являются, в том числе протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты).

В соответствии с п. 9, 23 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 № 2347-р (в редакции от 18.02.2019), ортопедическая обувь и кресла-стулья с санитарным оснащением относятся к техническим средствам, предоставляются инвалидам с освобождением от платы.

Во исполнение указанных норм Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

Согласно пункту 2 названных Правил обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

Из пункта 9 указанных Правил следует, что сроки пользования техническими средствами (изделиями) устанавливаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Срок пользования техническим средством (изделием) исчисляется с даты предоставления его инвалиду (ветерану).

В судебном заседании на основе материалов дела установлено, что Пикулева Л.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом первой группы, инвалидность установлена бессрочно, в отношении инвалида ДД.ММ.ГГГГ разработана Индивидуальная программа реабилитации, согласно которой Пикулева Л.Г. нуждается, в том числе, в технических средствах реабилитации- кресло-коляска комнатная, стул с санитарным оборудованием.

На основании личного заявления Пикулевой Л.Г. и ИПРА от ДД.ММ.ГГГГ Пикулева Л.Г. поставлена на учет в Государственном учреждении Пермском региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации по обеспечении креслом-стулом с санитарным оснащением.

Между Государственным учреждением- Пермским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации и ИП Арутюнян Г.Р. заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на поставку кресел-стульев с санитарным оснащением для обеспечения ими в ДД.ММ.ГГГГ инвалидов, проживающих на территории <адрес>.

В рамках заключенного ДД.ММ.ГГГГ Отделением Фонда государственного контракта с ИП Арутюнян Г.Р., Отделением Фонда Пикулевой Л.Г. выдано направление на получение технического средства реабилитации, согласно акта сдачи-приемки товара от ДД.ММ.ГГГГ Пикулева Л.Г. получила кресло.

Однако проведенной проверкой МО МВД России «Кочевский» (дислокация <адрес>) в порядке ст. 144-145 УПК РФ установлено, что Пикулева Л.Г. кресло-стул с санитарным оснащением, указанный в акте приема-передачи не получала, подпись в акте не ее. По результатам проверки вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 159 УК РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности.

Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой <адрес> данная информация доведена до Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес>, однако из ответа Отделения следует, что государственная услуга по обеспечению Пикулевой Л.Г. креслом стулом с санитарным оснащением на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ считается представленной и основания для ее восстановления отсутствуют, Пикулевой Л.Г. вновь необходимо обратиться за получением технического средства реабилитации с заявлением с учетом Правил обеспечения инвалидов техническим средствами реабилитации.

При рассмотрении настоящего гражданского дела Пикулева Л.Г. обеспечена техническим средством реабилитации, а именно ДД.ММ.ГГГГ получила кресло стул с санитарным оснащением, что подтверждается Актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, объяснениями Пикулевой Л.Г. от ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с добровольным исполнением ответчиком обязанности обеспечить Пикулеву Л.Г. техническим средством реабилитации креслом-стулом с санитарным оснащением, прокурор отказался от требований в этой части, производство прекращено.

Прокурор просит взыскать компенсацию морального вреда, учитывая, что ответчиком нарушено право Пикулевой Л.Г. на социальное обеспечение средствами реабилитации при наличии у истца права на их бесплатное получение, что привело к переживаниям истца по поводу состояния своего здоровья и невозможности получения гарантированного государством социального обеспечения.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса РФ).

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему от рождения или в силу закона нематериальные блага. В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на личные неимущественные права гражданина и другие нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.

Согласно части 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации), статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Из объяснений Пикулевой Л.Г. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что являясь инвалидом первой группы, была лишена мер социальной защиты в виде обеспечения необходимым техническим средством реабилитации - креслом-стулом с санитарным оснащением в течение 4 лет, испытывала при этом трудности физического характера, так как не могла справлять естественные нужды самостоятельно, приходилось пользоваться помощью посторонних лиц, что причиняло ей глубокие нравственные страдания, которые она оценивает в сумме 50000 рублей.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь приведенными нормативными положениями в их системной взаимосвязи, судом установлено, что в результате бездействия Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>, выразившегося в непредоставлении истцу Пикулевой Л.Г. в течение четырех лет (с ноября 2019) установленного программой реабилитации технического средства реабилитации, а именно: кресла-стула с санитарным оснащением, нарушены права истца как инвалида, не созданы необходимые для него как инвалида условия, чем причинены моральные и нравственные страдания, что является основанием для взыскания компенсации морального вреда.

Доводы ответчика о том, что несвоевременность обеспечения Пикулевой Л.Г. техническим средством реабилитации возникла исключительно по вине поставщика ИП Арутюняна, в связи с предоставлением им подложного акта приема-передачи, о котором отделению Фонда стало известно только от сотрудников правоохранительных органов, судом отклоняются, как необоснованные. В силу статьи 99 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Отделение Фонда должны были контролировать исполнение государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ на поставку кресел-стульев с санитарным оснащением для обеспечения ими в 2019 году инвалидов, проживающих на территории <адрес>, что ими сделано не было.

Суд, установив нарушение прав истца на получение со стороны государства поддержки и обеспечения благоприятных, не ущемляющих охраняемое государством достоинство личности, условия для реализации им своих прав, в том числе, на получение технических средств реабилитации, необходимых для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида, считает необходимым исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить, взыскать в пользу Пикулевой Л.Г. денежные средства в счет компенсации морального вреда в размере 50000 рублей. Данный размер компенсации, по мнению суда, отвечает требованиям разумности, соответствует степени и длительности физических и нравственных страданий истца, а также целевому назначению данной компенсационной выплаты.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора <адрес> в интересах Пикулевой Л.Г. удовлетворить.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (ИНН ) в пользу Пикулевой Л.Г. (паспорт ) компенсацию морального вреда в сумме 50 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд (ПСП в с.Юрла) в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Л.Ф. Горькавая

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-1279/2023 ~ М-1209/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Юрлинского района
Пикулева Любовь Григорьевна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Пермскому краю
Суд
Кудымкарский городской суд Пермского края
Судья
Горькавая Людмила Федоровна
Дело на странице суда
kudimkarsky--perm.sudrf.ru
01.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.11.2023Передача материалов судье
07.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.11.2023Судебное заседание
05.12.2023Судебное заседание
06.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.01.2024Дело оформлено
14.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее