Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-639/2022 ~ М-238/2022 от 01.02.2022

УИД: 66RS0009-01-2022-000355-10

РЕШЕНИЕ

                Именем Российской Федерации

г. Нижний Тагил                         28 февраля 2022 года

Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области

в составе председательствующего судьи            Ершовой Т.Е.,

при секретаре                        Шушаковой В.В.,

с участием прокурора                             Мягкова А.Д.,

представителя ответчика

ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество»        Бердиловой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-639/2022 по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество» и Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области о возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество», Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, в котором просит возложить на ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество» и Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ восстановить нарушенное состояние окружающей среды путем сбора, вывоза и утилизации (переработки) не санкционированно размещённых отходов производства и потребления, расположенных в следующих местах:

1.    В районе <адрес> на земельном участке (кадастровый ) лесного фонда Российской Федерации, относящегося к защитным лесам - особо охраняемой природной территории «Черноисточинский пруд с Ушаковской канавой и окружающими лесами», расположенном в квартале 93 выдел 40 участка Черноисточинский, Николо-Павловского участкового лесничества ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество» площадью отходов не менее 1,75 м2, объёмом не менее 0, 175 м3;

2.    В районе Исинского тракта и <адрес> на земельном участке (кадастровый ) лесного фонда Российской Федерации, относящегося к защитным лесам, расположенном в квартале 35 выдел 1 урочища ГПЗ «Тагил», Городского участкового лесничества ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество» площадью отходов не менее 45 м2, объёмом не менее 22,5 м3.

В обосновании заявленных требований указано, что Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по факту несанкционированного размещения отходов производства и потребления на землях лесного фонда Российской Федерации, расположенных на территории <адрес>. При проведении проверки установлено, что в районе <адрес> на земельном участке (кадастровый ) лесного фонда Российской Федерации, относящегося к защитным лесам - особо охраняемой природной территории «Черноисточинский пруд с Ушаковской канавой и окружающими лесами», расположенном в квартале 93 выдел 40 участка Черноисточинский, Николо-Павловского участкового лесничества ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество» обнаружено место несанкционированного размещения отходов производства и потребления площадью отходов не менее 1,75 м2, объёмом не менее 0, 175 м3, а также в районе Исинского тракта и <адрес> на земельном участке (кадастровый ) лесного фонда Российской Федерации, относящегося к защитным лесам, расположенном в квартале 35 выдел 1 урочища ГПЗ «Тагил», Городского участкового лесничества ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество» обнаружено место несанкционированного размещения отходов производства и потребления площадью отходов не менее 45 м2, объёмом не менее 22,5 м3

В ходе осмотра лица, допустившие сброс отходов на почву, не установлены. По информации ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество» данные земельные участки входят в состав лесного фонда, соответственно является землями федеральной собственности. Указанные свалки расположены на территории земель лесного фонда, которые в силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ находятся в федеральной собственности. Несанкционированные свалки располагаются на землях ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество». В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ за прокурором закреплено право обратится в суд с заявлением в защиту интересов прав граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципальных образований.

В судебном заседании заместитель прокурора Мягков А.Д. поддержал исковые требования, изложенные в исковом заявлении, по указанным в нем основаниям и просил возложить обязанность по устранению несанкционированной свалки отходов на ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество» и Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области.

Представитель ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания. В канцелярию суда поступил письменный отзыв на исковое заявление, в котором ответчик просил в удовлетворении требований отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве, указал, что ни одним нормативным актом к полномочиям Министерства не отнесено обязанности по организации сбора бытовых отходов.

Представитель ответчика ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество» Бердилова Е.Ю.    в судебном заседании не оспаривала наличие несанкционированного размещения отходов на землях лесного фонда. Просила установить срок для ликвидации свалки до ДД.ММ.ГГГГ с учетом количества и объема свалок и необходимости обеспечение пожарной безопасности в летнее время.

По основаниям, предусмотренным ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданское дело рассмотрено при установленной явке.

Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со ст. ст. 36, 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

В соответствии со статьями 209 и 210 Гражданского кодекса Российской Федерации именно собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов основывается на принципе приоритета публичных интересов, что предопределяет особую роль государства в обеспечении охраны и защиты лесов, а также ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публично-правовые обязательства в отношении защиты лесного фонда от негативного воздействия.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлены обязанности собственников земельных участков по их использованию, в том числе: не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

На собственников земельных участков пунктом 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 50.7 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.

    В соответствии с ч. 2 ст. 50.7 Лесного кодекса Российской Федерации охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию.

    В соответствии с ч. 1 ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами.

    В соответствии с ч. 3 ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

    В соответствии с ч. 3 ст. 50.7 Лесного кодекса Российской Федерации охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

    На основании пункта 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов, защиты лесов, воспроизводства лесов, лесоразведения переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

    В силу ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», с учетом положений ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению в условиях и способами, которые должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

    Согласно п. 2 ст. 80.2 Федерального закона N 7-ФЗ организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправлeния.

    Пунктом 2 утверждены Правила организации работ но ликвидации накопленного вреда окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2018 N 542 (далее - Правила) определено, что организацию работ по ликвидации накопленного вреда на объектах накопленного вреда, включенных в государственный реестр объектов накопленною вреда окружающей среде (далее - объекты), осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

    Кроме того, ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определены полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, к которым также относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортирован иго, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами.

    Статьей 13.2 Закона N 89-ФЗ установлены требования к разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - региональная программа).

    Так, региональная программа должна содержать информацию об источниках финансового обеспечения мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а перечень мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными о тходами, должен содержать мероприяч им, направленные на выявление мест несанкционированного размещения отходов; предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, выявление случаев причинения такого вреда и ликвидацию его последствий.

    В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеем право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

    В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в ооласти охраны окружающей среды, можем быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Из материалов дела следует, что Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по факту несанкционированного размещения отходов производства и потребления на землях лесного фонда Российской Федерации, расположенных на территории Пригородного района Свердловской области.

При проведении проверки установлено, что в районе <адрес> на земельном участке (кадастровый ) лесного фонда Российской Федерации, относящегося к защитным лесам - особо охраняемой природной территории «Черноисточинский пруд с Ушаковской канавой и окружающими лесами», расположенном в квартале 93 выдел 40 участка Черноисточинский, Николо-Павловского участкового лесничества ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество» обнаружено место несанкционированного размещения отходов производства и потребления площадью отходов не менее 1,75 м2, объёмом не менее 0, 175 м3, что подтверждается актом о лесонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, справкой-расчетом размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, согласно которой размер ущерба составил 2378 руб.

А также в районе Исинского тракта и <адрес> на земельном участке (кадастровый ) лесного фонда Российской Федерации, относящегося к защитным лесам, расположенном в квартале 35 выдел 1 урочища ГПЗ «Тагил», Городского участкового лесничества ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество» обнаружено место несанкционированного размещения отходов производства и потребления площадью отходов не менее 45 м2, объёмом не менее 22,5 м3, что подтверждается актом о лесонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, справкой-расчетом размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, согласно которой размер ущерба составил 108 765 руб.

В ходе осмотра лица, допустившие сброс отходов на почву, не установлены.

Как установлено в судебном заседании, указанные лесные участки расположены на землях государственного лесного фонда, входят в состав земельного участка относящегося к землям лесного фонда, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации и в настоящее время они не предоставлены в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, что подтверждается Выпиской из государственного реестра, свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Несанкционированные свалка отходов располагаются на землях лесного фонда Российской Федерации, обслуживаемых ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество», не обременённых правами аренды.

На момент рассмотрения дела вышеуказанные свалки не ликвидированы, что сторонами не оспаривалось.

    В соответствии с выпиской из единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ учредителем ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество» выступает Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области.

    Согласно Устава ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество» основными обязанностями деятельности лесничества в числе прочего является обеспечение принятие мер санитарной безопасности в лесах, в том числе ликвидации несанкционированных свалок (пункт 4.3.).

Согласно п. 1, 2 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 16 сентября 2015 г. N 832-ПП, в редакции -ПП от ДД.ММ.ГГГГ, Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, участвующим в проведении на территории Свердловской области государственной политики в сфере охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, недропользования, лесных отношений, водопользования, безопасности гидротехнических сооружений, обращения с отходами производства и потребления, особо охраняемых природных территорий, государственной экологической экспертизы, создания искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, регионального государственного экологического надзора.

    В соответствии с п. 4-1. Положения Министерство осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество», которое в соответствии со своим Уставом создано в целях сохранения и усиления средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов, защиты лесов на землях лесного фонда на территории Свердловской области, в том числе проведение санинарно-оздоровительных мероприятий.

Проведение мероприятий по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды, в том числе по очистке лесов от отходов производства и потребления, как следует из приведенных выше норм федерального законодательства и установленных фактических обстоятельств дела, охватывается в том числе полномочиями Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области по охране и защите лесов, в связи с чем расходование предоставляемых из федерального бюджета субвенций на эти мероприятия нецелевым не является.

Ссылка представителя ответчика Министерства природных ресурсов и экологии СО на то, что к полномочиям Министерства не отнесены обязанности по организации сбора бытовых отходов с территории участка лесного фонда не состоятельна, основана на неверном толковании норм материального права, позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 13.10.2015 N 26-П, положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Лесного кодекса Российской Федерации, Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 16.09.2015 N 832-ПП.

Создание несанкционированной свалки на землях лесного фонда подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц. Нарушаются права неопределенного круга лиц на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы их образу жизни, что отрицательно сказывается на соблюдении ответчиком на уважение личной жизни неопределенного круга лиц, в значении ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Поскольку лица, виновные в несанкционированном размещении отходов производства и потребления в лесах не выявлены, с учетом приведенных выше положений действующего законодательства обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на землях лесного фонда должна быть возложена на ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество» и Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области.

    Неисполнение ответчиками требований природоохранного и лесного законодательства, нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, что позволяет прокурору обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации среди обязанностей собственника земельного участка названы использование участка в соответствии с его целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, а также осуществление мероприятий по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов. В частности, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия. Названные мероприятия составляют суть охраны окружающей среды согласно статьям 1, 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области земельных отношений и в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотрена как статьей 91 Земельного кодекса Российской Федерации, так и статьей 5.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" со ссылкой на Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в пункте 7 статьи 26.3 которого, определена возможность передачи соответствующих полномочий федеральными законами.

При регулировании лесных отношений федеральным законодателем в статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации установлен перечень отдельных федеральных полномочий в области лесных отношений, осуществление которых передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

Согласно пункту 3 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", не исключает из системы охраны лесов Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области.

Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области осуществляет полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по закрепленным источникам доходов, получателя и главного распорядителя бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (п. п. 2 п. 18 Положения о Министерстве).

Таким образом, проведение мероприятий по охране лесов, в том числе по очистке лесов от бытовых отходов, как следует из приведенных выше норм лесного законодательства и установленных фактических обстоятельств дела, охватывается полномочиями Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, в связи с чем, расходование предоставляемых из федерального бюджета субвенции на эти мероприятия нецелевым не является.

Таким образом, принимая во внимание правовое содержание вышеуказанных норм закона с учетом положений закона о распределении полномочий между органами государственной власти в области лесных отношений, учитывая, что обнаруженная несанкционированная свалка расположена на землях лесного фонда, не переданных кому-либо в законное владение и пользование, суд приходит к выводу о том, что организация мероприятий по ликвидации данных несанкционированных свалок в рамках мероприятий по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) путем выявления, пресечения и понуждения к восстановлению нарушенного состояния окружающей среды лиц, виновных в несанкционированном размещении отходов производства и потребления в лесах, а также обеспечению пожарной безопасности, проведение которых на территории Свердловской области отнесено к полномочиям Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, должна быть возложена на указанный орган государственной власти Свердловской области, то есть на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области.

Ссылка ответчика на необходимость установления надлежащего исполнения органами местного самоуправления обязанности по обороту с бытовыми отходами является надуманной, поскольку спорный лесной участок не находится в муниципальной собственности, не находится в пределах населенного пункта. Применение положения ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" о регулярной очистке территории муниципальных образований исключительно к органам местного самоуправления из буквального толкования данного законоположения не следует. Желаемое ответчиком перераспределение полномочий по организации очистки лесов противоречит правовой позиции, высказанной в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 26-П и от 26.04.2016 N 13-П, согласно которой действующее правовое регулирование не предполагает возложение на органы местного самоуправления обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих муниципалитетов, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями с необходимым финансированием.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора о возложении на ответчиков ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество» и Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области обязанности восстановить нарушенное состояние окружающей среды, приняв действенные меры к ликвидации несанкционированного размещения отходов производства и потребления подлежат удовлетворению.

При этом отсутствие необходимых финансовых средств и материально-технической базы, с учетом особенностей бюджетного планирования и порядка размещения муниципальных заказов, не может служить основанием для освобождения от гражданско-правовой ответственности за экологические нарушения.

Довод Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области о том, что законом не предусмотрено выделение субвенции из федерального бюджета на мероприятия по очистке земель лесного фонда от отходов производства и потребления (несанкционированных свалок), несостоятельны, поскольку противоречит положениям п. 6 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации. В силу ч. 3 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Общий объем субвенций, предоставляемых для осуществления полномочий, переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи, определяется в отношении каждого субъекта Российской Федерации с учетом затрат на организацию осуществления указанных полномочий в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могу быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Суд полагает, что ликвидация мест несанкционированного размещения отходов, может быть устранена ответчиками в срок до ДД.ММ.ГГГГ с учетом погодных условий, времени необходимого для заключения договора, проведения работ по ликвидации с учетом объема и количества свалок. Указанный срок, по мнению суда, является достаточным и разумным для исполнения решения суда.

Изменение срока исполнения решения суда с учетом финансовых возможностей ответчика и сезонного характера работ возможно по определению суда, рассмотревшего дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, и судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.

руководствуясь статьями 12, 194-199, 206 и 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

    Возложить на государственное казенное учреждение Свердловской области «Нижне-Тагильское лесничество», Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ восстановить нарушенное состояние окружающей среды путем сбора, вывоза и утилизации (переработки) не санкционировано размещенных отходов производства и потребления расположенных:

1.    В районе <адрес> на земельном участке (кадастровый ) лесного фонда Российской Федерации, относящегося к защитным лесам - особо охраняемой природной территории «Черноисточинский пруд с Ушаковской канавой и окружающими лесами», расположенном в квартале 93 выдел 40 участка Черноисточинский, Николо-Павловского участкового лесничества ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество» площадью отходов не менее 1,75 м2, объёмом не менее 0, 175 м3;

2.    В районе Исинского тракта и <адрес> на земельном участке (кадастровый ) лесного фонда Российской Федерации, относящегося к защитным лесам, расположенном в квартале 35 выдел 1 урочища ГПЗ «Тагил», Городского участкового лесничества ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество» площадью отходов не менее 45 м2, объёмом не менее 22,5 м3.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

В окончательной форме решение принято 28 февраля 2022 года.

<...>

<...>

Судья                                Ершова Т.Е.

2-639/2022 ~ М-238/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ГКУ СО "Нижне-Тагильское лесничество"
Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области
Суд
Ленинский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области
Судья
Ершова Т.Е.
Дело на сайте суда
leninskytag--svd.sudrf.ru
01.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.02.2022Передача материалов судье
03.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.02.2022Судебное заседание
28.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.11.2023Дело оформлено
24.11.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее