Дело № 2-37/2024 (2-1514/2023)
УИД 89RS0002-01-2023-002030-35
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 января 2024 года г.Лабытнанги
Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Когаева Г.Ю., при секретаре судебного заседания Мусаевой Э.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Лабытнанги, в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Гимназия города Лабытнанги» и муниципальному учреждению «Управление образования Администрации города Лабытнанги» о возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
Прокурор г. Лабытнанги, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Гимназия города Лабытнанги» (далее – МАОУ «Гимназия города Лабытнанги»), муниципальному учреждению «Управление образования Администрации города Лабытнанги» (МУ «Управление образования Администрации г. Лабытнанги») о возложении обязанности, устранения нарушений требований федерального законодательства о пожарной безопасности на объекте, расположенном по адресу: ЯНАО, г. Лабытнанги, ул. Школьная, д. 45, а именно: обеспечить эксплуатацию эвакуационных путей через основной выход с учетом возможности беспрепятственной и свободной эвакуации людей, в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу; обустроить поручни с двух сторон на лестницах, расположенных на первом этаже МАОУ «Гимназия города Лабытнанги», которые ведут в фойе, при ширине лестниц более 1,5 м. и при высоте лестниц более 45 см., в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать МУ «Управление образования Администрации г. Лабытнанги» обеспечить выделение денежных средств, необходимых для устранения вышеуказанных нарушений.
Помощник прокурора города Лабытнанги Милевский Г.В., в судебном заседании просил удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске. Полагал, что разумный срок для исполнения настоящего решения до 01.06.2024.
В судебном заседании директор МАОУ «Гимназия города Лабытнанги» Иванов Д.В., и представитель МАОУ «Гимназия города Лабытнанги» Скачев С.В., заявленные исковые требования прокурора считали обоснованными и законными, однако на устранение выявленных нарушений необходимы денежные средства, которые поступят из бюджета только в 2024 году, кроме того все монтажные и ремонтный работы, необходимо проводить в отсутствие детей, что в учебный период невозможно. В связи с чем, ходатайствовали о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, на срок до 01.09.2024.
Представитель ответчика МУ «Управление образования Администрации г. Лабытнанги» Налесник Д.Б., заявленные исковые требования прокурора считал обоснованными и подлежащими удовлетворению, поддержав ходатайство представителей МАОУ «Гимназия города Лабытнанги» о предоставлении отсрочки исполнения решения суда на срок до 01.09.2024.
Суд, выслушав явившихся участников дела и начальника ОНД и ПР г. Лабытнанги УНД и ПР ГУ МЧС России по ЯНАО Болотова А.С., изучив письменные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма, а также минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма являются одними из основных принципов противодействия терроризму в России.
В силу ст. 12 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в целях повышения качества и безопасности оздоровления детей необходимо создавать безопасные условия их пребывания в организации, обеспечивать соблюдение требований, в том числе антитеррористической защищенности.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).
Во исполнение указанных требований закона постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006, утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
Пунктом «д» пункта 212 Требований предусмотрено, что минимизация возможных последствий и ликвидация угрозы террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством обеспечения технических возможностей эвакуации, а также своевременного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о порядке беспрепятственной и безопасной эвакуации из зданий (сооружений).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (абзац второй); требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (абзац четвертый); нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (абзац пятый).
В соответствии с ч. 2 ст. 37 Федерального закона N 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В силу подпункта «а» пункта 27 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479, при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота без возможности вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей, при отсутствии иных (дублирующих) путей эвакуации либо при отсутствии технических решений, позволяющих вручную открыть и заблокировать в открытом состоянии указанные устройства. Допускается в дополнение к ручному способу применение автоматического или дистанционного способа открывания и блокирования устройств.
Как следует из п. 4.2.3 свода правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденных приказом МЧС России от 19.03.2020 N 194, выходы не являются эвакуационными, если в их проемах установлены турникеты, за исключением случаев установки турникетов в вестибюлях при наличии распашных калиток перед эвакуационными выходами наружу и имеющих ширину не менее ширины указанных выходов. Разблокирование указанных калиток должно выполняться автоматически по сигналам пожарной автоматики, дистанционно из помещения охраны и вручную.
Согласно абзацу второму пункта 4.3.5 свода правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденных приказом МЧС России от 19.03.2020 N 194 при высоте лестниц (в том числе размещенных в лестничных клетках) более 45 см следует предусматривать ограждения с поручнями. При ширине лестниц более 1,5 м поручни должны быть предусмотрены с двух сторон, а при ширине 2,4 м и более - необходимо предусматривать промежуточные поручни. В зданиях с возможным пребыванием детей, при наличии просвета между маршами лестниц 0,3 м и более, а также в местах опасных перепадов (1 м и более) высота указанных ограждений должна предусматриваться не менее 1,2 м.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что 15.09.2023 прокуратурой города Лабытнанги проведена проверка МАОУ «Гимназия города Лабытнанги» исполнения требований законодательства о пожарной безопасности (л.д. 11).
По итогам проверки в адрес директора МАОУ «Гимназия города Лабытнанги» и МУ «Управление образования Администрации г. Лабытнанги» внесены представления от 15.09.2023 с требованием, устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности, в частности нарушения подпункта «а» пункта 27 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 и абзаца второго пункта 4.3.5 свода правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (л.д. 12-14, 21-24).
Согласно письму МАОУ «Гимназия города Лабытнанги» от 29.09.2023 № 603, вышеназванное представление заместителя прокурора города Лабытнанги от 15.09.2023 ими рассмотрено, в адрес МУ «Управление образования Администрации г. Лабытнанги» направлено письмо об оказании содействия в устранении выявленных недостатков. Кроме того, в адрес ФГБУ ВНИИПО МЧС России был направлен запрос о разъяснении порядка применения подпункта «а» пункта 27 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (л.д. 16).
Из письма МУ «Управление образования Администрации г. Лабытнанги» от 04.10.2023 следует, что вышеназванное представление заместителя прокурора города Лабытнанги от 15.09.2023 ими рассмотрено, с выявленными нарушениями требований пожарной безопасности согласны. В целях устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности при формировании бюджета на 2024 год будут заложены денежные средства на их устранение (л.д. 25-26).
Согласно письму ФГБУ ВНИИПО МЧС России от 08.12.2023, размещение турникетов на путях эвакуации может быть допущено, только при выполнении подпункта «а» пункта 27 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 и п. 4.2.3 свода правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденных приказом МЧС России от 19.03.2020 N 194, в т.ч. требования о наличии дублирующих распашных калиток.
В судебном заседании достоверно установлено неисполнение МАОУ «Гимназия города Лабытнанги» законодательно закрепленной обязанности по обеспечению на вверенном объекте эксплуатации эвакуационных путей через основной выход с учетом возможности беспрепятственной и свободной эвакуации людей, а также обустройство поручней с двух сторон на лестницах, расположенных на первом этаже МАОУ «Гимназия города Лабытнанги», которые ведут в фойе, при ширине лестниц более 1,5 м. и при высоте лестниц более 45 см.
Таким образом, заявленный прокурором города Лабытнанги иск в указанной части подлежит удовлетворению и на МАОУ «Гимназия города Лабытнанги» необходимо возложить обязанность по обеспечению объекта эксплуатации эвакуационных путей через основной выход с учетом возможности беспрепятственной и свободной эвакуации людей, во исполнение подпункта «а» пункта 27 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479, а также обустройство поручней с двух сторон на лестницах, расположенных на первом этаже, которые ведут в фойе, при ширине лестниц более 1,5 м. и при высоте лестниц более 45 см., во исполнение абзаца второго пункта 4.3.5 свода правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Рассматривая ходатайство представителей ответчика МАОУ «Гимназия города Лабытнанги» о предоставлении отсрочки исполнения решения, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Прокурор возражал против удовлетворения заявленного ходатайства.
Вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
При рассмотрении дела представителями ответчиков МАОУ «Гимназия города Лабытнанги» указано на необходимость в будущем несения дополнительных финансовых затрат, связанных с исполнением решения суда. Установлено, что МАОУ «Гимназия города Лабытнанги» является получателем бюджетных средств, самостоятельностью в распоряжении которыми не обладает. Кроме того, судом учитывается то обстоятельство, что производство работ по установлению поручней на лестницах, а также обеспечение эвакуационных путей через основной выход с учетом возможности беспрепятственной и свободной эвакуации людей в образовательном учреждении, необходимо осуществлять в отсутствие воспитанников. Совокупность указанных обстоятельств носит исключительный характер и является серьезным препятствием для совершения исполнительных действий.
При установленных обстоятельствах, учитывая мнение сторон, суд находит ходатайство представителей МАОУ «Гимназия города Лабытнанги» о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, подлежащим частичному удовлетворению.
Судебных расходов по делу стороны не понесли.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 203 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора города Лабытнанги, действующего в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.
Возложить на МАОУ «Гимназия города Лабытнанги» (ИНН 8902008940, ОГРН 1028900555232) обязанность устранить нарушения требований федерального законодательства о пожарной безопасности на объекте, расположенном по адресу: ЯНАО, г. Лабытнанги, ул. Школьная, д. 45, а именно:
- обеспечить эксплуатацию эвакуационных путей через основной выход с учетом возможности беспрепятственной и свободной эвакуации людей, в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу;
- обустроить поручни с двух сторон на лестницах, расположенных на первом этаже МАОУ «Гимназия города Лабытнанги», которые ведут в фойе, при ширине лестниц более 1,5 м. и при высоте лестниц более 45 см., в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить на МУ «Управление образования администрации города Лабытнанги» (ИНН 8902003170, ОГРН 1028900554814) обязанность по выделению денежных средств, необходимых для устранения вышеуказанных нарушений.
Предоставить МАОУ «Гимназия города Лабытнанги» и МУ «Управление образования администрации города Лабытнанги» отсрочку исполнения настоящего решения на срок до 15 августа 2024 года.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца через Лабытнангский городской суд со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: ...
...
...
Решение в окончательной форме принято 09 января 2024 года.