Дело №2-2605/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 августа 2020 года г. Старый Оскол
Старооскольский городской суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Темниковой А.А.,
при секретаре судебного заседания Воротынцевой Т.С.,
с участием старшего помощника Старооскольского городского прокурора Волчкевич Л.А., истца Бакановой Н.А., ее представителя Степанова С.Н. (ордер № от ДД.ММ.ГГГГ), представителя ответчика Батлук К.В. (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бакановой Наталии Александровны к Белгородской таможне о признании незаконными и необоснованными приказов № 273 от 21.04.2020 «О внесении изменений в штатное расписание», № 318-к от 17.06.2020 о прекращении действия служебного контракта от 09.09.2005 и увольнении с государственной гражданской службы, восстановлении на государственной гражданской службе, признании записи в трудовой книжке недействительной, обязании внесения соответствующей записи в трудовую книжку, взыскании компенсации за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
С ДД.ММ.ГГГГ по 29.06.2020 Баканова Н.А. проходила государственную гражданскую службу в Белгородской таможне в должности советника государственной гражданской службы РФ 3 класса главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля №2 Старооскольского таможенного поста.
Истец 23.04.2020 была уведомлена о том, что с 30.06.2020 должность главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля №2 Старооскольского таможенного поста будет сокращена, в соответствии с приказом Белгородской таможни от 21.04.2020 №273 «О внесении изменений в штатное расписание» во исполнение приказа Центрального таможенного управления ФТС от 21.04.2020 № 234 «Об организационно-штатных мероприятиях».
Приказом Белгородской таможни №318-к от 17.06.2020 действие служебного контракта от 09.09.2005 прекращено, Баканова Н.А. освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы 29.06.2020, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 33 и п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе).
Дело инициировано иском Бакановой Н.А., которая, с учетом уточнения требований, просила суд признать незаконным и необоснованным приказ Белгородской таможни №273 от 21.04.2020 «О внесении изменений в штатное расписание»; приказ №318-к от 17.06.2020 ФТС ЦТУ Белгородская таможня о прекращении действия служебного контракта от 09.09.2005 и увольнении Бакановой Н.А. с государственной гражданской службы в Белгородской таможне в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 33 и п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ №79 от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Восстановить ее на государственной гражданской службе в Белгородской таможне, в должности главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля №2 Старооскольского таможенного поста, с момента увольнения. Признать запись №13 от 29.06.2020 в трудовой книжке о прекращении действия служебного контракта освобождении от занимаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, на основании п. 4 ч. 1 ст. 33 и п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ №79 от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации», недействительной, обязав ответчика внести соответствующую запись о недействительности записи об увольнении в указанную трудовую книжку. Взыскать с Белгородской таможни утраченный заработок в размере 50932 рубля 32 копейки, компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.
В судебном заседании истец и ее представитель поддержали заявленные требования, с учетом их уточнения, в полном объеме.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, выслушав лиц, участвовавших в деле, изучив предоставленные ими письменные позиции по делу, выслушав заключение старшего помощника прокурора Волчкевич Л.А., полагавшей необходимым в удовлетворении исковых требований отказать, суд признает исковые требования необоснованными и подлежащими отклонению.
Условия прохождения государственной гражданской службы регулируются положениями Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (ч.1 ст.3 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.
Приказом ФТС России от 18.10.2005 №970 утверждено положение об организационно-штатной работе в таможенных органах Российской Федерации и в учреждениях, находящихся в ведении Федеральной таможенной службе России.
В п.3 названного положения даны следующие определения:
- организационно-штатные мероприятия - один из видов управленческой деятельности, направленной на рациональное и эффективное использование штатной численности и финансовых средств, выделяемых таможенным органам для выполнения возложенных на них задач, а также совокупность мероприятий по созданию, реорганизации, ликвидации или изменению структуры таможенного органа либо по сокращению численности или штата таможенного органа, сокращению в таможенном органе должностей гражданской службы.
- сокращение штата таможенного органа - исключение из штатного расписания штатных единиц должностей должностных лиц и (или) работников или структурных подразделений, связанное с организационными изменениями в таможенном органе (при сохранении или сокращении штатной численности таможенного органа);
- сокращение штатной численности - исключение из штатного расписания штатных единиц должностей должностных лиц и (или) работников;
- организационно-штатная структура таможенного органа - оформленный в виде таблицы перечень подразделений и отдельных должностей, сгруппированных согласно функциям и установленному порядку в определенной последовательности с указанием штатной численности сотрудников, государственных гражданских служащих и работников по подразделениям и общей штатной численности таможенного органа.
Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации при условии соблюдения установленного Трудовым кодексом Российской Федерации порядка увольнения и гарантий, направленных против произвольного увольнения.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ между Белгородской таможней и Бакановой Н.А был заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ № 10101000/1758ск/05 на неопределенный срок.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Баканова Н.А. назначена на должность главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля №2 Старооскольского таможенного поста.
Письмом Центрального таможенного Управления от 01.08.2019 №23-08/21305 «О направлении проектов структур таможни и таможенных постов» во исполнение п. 1.6 оперативного совещания у начальника Управления от 18.07.2019 № 32 направлены проекты структур Белгородской таможни и подчиненных ей таможенных постов на 2020 года, в частности предложена структура Старооскольского таможенного поста, в котором полностью отсутствует отдел таможенного оформления и таможенного контроля №2 Старооскольского таможенного поста.
21.04.2020 Федеральной таможенной службой Российской Федерации в целях совершенствования организационно-штатной структуры таможенных органов управления, в соответствии с Положением об организационно-штатной работе в таможенных органах Российской Федерации и в учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, утвержденным приказом ФТС России от 18.10.2005 №970, приказом ФТС России от 17.03.2008 №271 «О полномочиях начальников региональных таможенных управлений при проведении организационно-штатных мероприятий в подчиненных таможенных органах» был издан приказ №234 о перераспределении штатной численности таможенных органов Управления. В частности начальнику Белгородской таможни А.Н. Архипову приказано обеспечить внесение изменений в штатные расписания таможенных органов в соответствии с приложением к настоящему приказу, которым предписано обеспечить внесение изменений в штатное расписание, исключив из штатного расписания 67 единиц должностей государственных гражданских служащих.
Во исполнение вышеназванного приказа в Белгородской таможне 21.04.2020 был издан приказ № 273 «О внесении изменений в штатное расписание», в соответствии с которым с 30.06.2020 из штатного расписания Белгородской таможни исключается отдел таможенного оформления и таможенного контроля № 2 Старооскольского таможенного поста, состоящий из 1 единицы начальника отдела и 5 единиц главных государственных таможенных инспекторов.
Из анализа вышеизложенных обстоятельств следует, что организационно-штатные мероприятия, которые были начаты в 2019, подразумевали сокращение сразу же всех единиц отдела таможенного оформления и таможенного контроля №2 Старооскольского таможенного поста. Следует отметить, что данные штатные мероприятия были произведены в результате планомеренной длительной работы, проведенной центральным аппаратом Федеральной таможенной службы и не имеют целью увольнения истца, а направлены на оптимизацию работ Белгородской таможни.
Согласно ч. 2 ст. 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность государственной гражданской службы в государственном органе или должность государственной гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
В соответствии с ч. 5 ст. 31 названного Федерального закона представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Частью 6 ст. 31 этого же закона предусмотрено, что в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 ч. 1 ст. 37 данного Федерального закона.
23.04.2020 Баканова Н.А. уведомлена об увольнении государственной гражданской службы в таможенных органах Российской Федерации в случае отказа от предложенной ей иной должности гражданской службы, а также при не предоставлении иной должности гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы, о чем имеется ее роспись в листе ознакомления с уведомлением и не было оспорено истцом в судебном заседании.
С приказом Белгородской таможни «О внесении изменений в штатное расписание» от 21.04.2020 № 273 истица была ознакомлена 27.04.2020, что следует из распечатки скриншота ознакомления и не оспаривалось истицей в судебном заседании.
С вакантными должностями федеральных государственных гражданских служащих Белгородской таможни по состоянию на 06.05.2020 Баканова Н.А. была ознакомлена 08.05.2020, о чем свидетельствует лист ознакомления № 32-43/297 от 06.05.2020.
От предложенных вакантных должностей федеральных государственных гражданских служащих Белгородской таможни по состоянию на 06.05.2020 Баканова Н.А. отказалась, о чем имеется ее письменное заявление от 14.05.2020.
Также Баканова Н.А. была ознакомлена 10.06.2020 с вакантными должностями федеральных государственных гражданских служащих Белгородской таможни по состоянию на 09.06.2020 и от предложенных ей вакантных должностей, она также отказалась, что подтверждается ее письменным заявлением от 11.06.2020.
В судебном заседании истец не отрицала тот факт, что она также была ознакомлена с письмами Московской таможни, Центральной электронной таможни, Северо-Кавказского таможенного управления о наличии у них вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы, которые могли быть предложены в рамках организационно-штатных мероприятий, при этом каких-либо заявлений о назначении ее на иную должность федеральной государственной гражданской службы, она не подавала.
В своих пояснениях истец указала на то, что отказалась от предложенных ей вакантных должностей ввиду того, что она желает продолжать свою трудовую деятельность в отделе таможенного оформления и таможенного контроля в г. Старый Оскол, поскольку она проживает в г. Старый Оскол, у нее на иждивении находятся несовершеннолетние дети и ей неудобно было бы добираться до мест работы, находящихся в других населенных пунктах.
Приказом «Об увольнении» № 318-к от 17.06.2020 Баканова Н.А. освобождена 29.06.2020 от замещаемой должности ГГТИ ОТОиТК № 2 Старооскольского таможенного поста и уволена с государственной гражданской службы, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 33 и п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе).
С данным приказом истец ознакомлена 18.06.2020, о чем свидетельствует ее роспись и не оспаривается последней.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что порядок увольнения истца в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, установленный статьей 31 Федерального закона № 79-ФЗ, ответчиком соблюден. Увольнение произведено по истечении двухмесячного срока со дня предупреждения сотрудника о предстоящем увольнении, истцу были предложены вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, однако истец отказалась их занять, заявления о назначении на иную должность федеральной государственной гражданской службы от истца не поступило.
Таким образом, суд полагает, что увольнение истца законно и обоснованно.
Доводы представителя истца о том, что при сокращении должности Бакановой Н.А. ответчиком не было учтено преимущественное право на оставлении ее на работе, с учетом ее категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня ее квалификации, профессионального образования, направления подготовки, стажа гражданской службы и работы по специальности, суд считает несостоятельными, поскольку решение вопроса о преимущественном праве производится лишь тогда, когда не все аналогичные должности в структурном подразделении подлежат сокращению. В рассматриваемом случае решение вопроса о преимущественном праве не проводилось, поскольку из штатного расписания Белгородской таможни исключили полностью отдел таможенного оформления и таможенного контроля № 2 Старооскольского таможенного поста, где истец проходила службу.
Суждения истца о том, что работодатель не разъяснил порядок замещения предлагаемых должностей, в том числе с учетом многочисленных назначений на указанные должности иных сотрудников таможни, сокращаемых согласно оспариваемому приказу, являются необоснованными, в судебном заседании истец выражала свое согласие о работе только в Старооскольском таможенном посту. Кроме того, истец имеет высшее юридическое образование, которое в полной мере позволяло ей самостоятельно ознакомиться с данным порядком.
Каких либо данных, свидетельствующих о том, что приказ № 273 от 21.04.2020 Белгородской таможни «О внесении изменений в штатное расписание» противоречит приказу №234 от 21.04.2020 ЦТУ «Об организационно-штатных мероприятиях» не имеется. Данный приказ является законным, соответствует приказу №234 от 21.04.2020, не противоречит Федеральному закону №79 ФЗ «О государственной гражданской службе». У Белгородской таможни имелись основания как для сокращения единиц главного государственного таможенного инспектора, так и иных единиц, которые указаны в приказе о сокращении, с учетом того, что согласно исковому заявлению истец оспаривает данный приказ не в части, а в полном объеме. Данный приказ полностью соответствует приказу ЦТУ, оснований признавать его незаконным не имеется. Доводы истца о наличии оснований для приказа незаконным не соответствуют Федеральному закону № 79-ФЗ.
Довод о том, что как приказ Центрального таможенного Управления и Белгородской таможни не может применяться в связи с наличием пунктов 3 и 4 о вступлении приказов в законную силу с 30.06.2020 не может быть принят судом во внимание, поскольку из пояснений представителя ответчика в судебном заседании и фактических приложений к данному приказу, следует, что работодателем фактически имелось ввиду, что изменения в штатное расписание вводится с 30.06.2020.
Также суд считает необходимым отметить, что заявленное требование о признании незаконным приказа 21 апреля 2020 г. № 273 «О внесении изменений в штатное расписание» фактически подано в отношении неопределенного круга лиц, при этом заявителю действующим законодательством не предоставлено право предъявлять подобные требования.
Доводы истца о том, что ее увольнение незаконно, ввиду того, что есть аналогичная должность на Старооскольском посту №1, при этом название отделов одинаковое, одинаковое направление этих отделов, одинаковый объем полномочий у сотрудников, но сокращают лишь должности в отделе таможенного оформления и таможенного контроля № 2 Старооскольского таможенного поста и сам отдел, не состоятельны. Соотношение определения полномочий и необходимости сокращения одного отдела перед другим не являются юридически значимым обстоятельством в данном рассматриваемом случае.
Требования истца о признании записи в трудовой книжке недействительной, обязании внесения соответствующей записи в трудовую книжку, взыскании компенсации за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда подлежат отклонению, поскольку являются производными от основных требований.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Бакановой Наталии Александровны к Белгородской таможне о признании незаконными и необоснованными приказов № 273 от 21.04.2020 «О внесении изменений в штатное расписание», № 318-к от 17.06.2020 о прекращении действия служебного контракта от 09.09.2005 и увольнении с государственной гражданской службы, восстановлении на государственной гражданской службе, признании записи в трудовой книжке недействительной, обязании внесения соответствующей записи в трудовую книжку, взыскании компенсации за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Старооскольский городской суд Белгородской области.
Судья А.А. Темникова
Решение в окончательной форме принято 03.09.2020.