Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-71/2023 ~ М-15/2023 от 30.01.2023

Дело № 2-71/2023

УИД 21RS0009-01-2023-000018-28

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

         28 марта 2023 г.                                                           с.Красноармейское

Красноармейский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Семенова В.П., при секретаре судебного заседания Сидоровой Н.И., с участием прокурора -старшего помощника прокурора Красноармейского района Чувашской Республики младшего советника юстиции Евдокимова Е.Н., представителя третьего лица- Главного управления МЧС России по Чувашской Республике-Чувашии Кожакова М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Красноармейского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Красноармейская СОШ» и Отделу образования и молодежной политики администрации Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики об обязании устранить нарушения требований противопожарной безопасности,

у с т а н о в и л :

Прокурор Красноармейского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд иском к МБОУ «Красноармейская СОШ», Отделу образования и молодежной политики администрации Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики и, с учетом последующего уточнения, просил обязать их в срок до 25 августа 2023 г. устранить нарушения обязательных требований противопожарной безопасности, а именно: 1) обеспечить автоматическое открывание ворот, установленных на проезде (подъезде) на территорию школы, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники; 2) обеспечить ширину проездов и радиусы поворотов на территории школы для беспрепятственного проезда пожарных автомобилей к зданию школы в соответствии с требованиями п. 8.1.4. СП 4.13130.2013; 3) обеспечить противопожарное расстояние от школы до ближайшего деревянного сооружения V степени огнестойкости -деревянной веранды в соответствии с требованиями п. 4.3 СП 4.13130.2013; 4) на 1-ом этаже здания школы вестибюль отделить от помещения гардеробной перегородкой или стеной, предусмотренными от пола до потолка в соответствии с требованиями СП 2.13130.2020.

Исковые требования были мотивированы тем, что проведенной 29 декабря 2022 г. прокуратурой Красноармейского района Чувашской Республики совместно с государственным инспектором ОНД и ПР по Красноармейскому району проверкой было установлено, что МБОУ «Красноармейская СОШ», имеющим двухэтажное здание 1987 года постройки II степени огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности СО, здание объекта защиты по функциональной пожарной опасности, относящееся к классу Ф.4.1, в нарушение положений ст. 5, ч.4 ст.4, ч.9 ст. 82, ч.ч.6,7 ст. 83, ч.1 ст. 84, ч.1 ст.90 ФЗ от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст.ст. 37,38 ФЗ «О пожарной безопасности», не выполняются обязательные требования противопожарной безопасности и Правила противопожарного режима в Российской Федерации. В частности, в МБОУ «Красноармейская СОШ», расположенном по адресу: <адрес>:

1) в нарушение п. 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №1479 (далее - Правила) имеющаяся система противопожарной защиты в случае пожара не обеспечивает автоматическое открывание ворот, установленных на проезде (подъезде) на территорию школы, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники;

2) в нарушение ч. 6 ст.83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЭ, п. 54 Правил в здании средней школы извещатели системы пожарной сигнализации в коридорах и кабинетах находятся под подвесным потолком (в нерабочем состоянии);

3) в нарушение ч.1 ст.84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЭ, п. 7, таблица 2 СП 3.13130.2009 отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

4) в нарушение п. 54 Правил, ч.7 ст.83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЭ система дублирования сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны отключена;

5) в нарушение п. 48 Правил направление движения к источникам противопожарного водоснабжения не обозначено указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения;

6) в нарушение п. 409 Правил огнетушители, размещенные в здании школы, не обеспечены специальными подставками из негорючих материалов или не расположены на высоте не более 1,5 метра до верха корпуса огнетушителя;

7) в нарушение п.7.74 СНиП 23-05-95*, ч.4 ст.4, ч.9 ст.82, ч.1 ст.84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЭ, п.4.3.1 СП 1.13130.2009, п.4.3.12 СП 1.13130.2020 в здании на путях эвакуации не предусмотрено аварийное освещение, включающееся при отключении основного рабочего освещения;

8) в нарушение ч.1 ст.90 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3, п. 8.1.4. СП 4.13130.2013 ширина проездов и радиусы поворотов не территории учреждения не обеспечивают беспрепятственный проезд пожарных автомобилей к зданию;

9) в нарушение п. 4.3 СП 4.13130.2013, п. 65 Правил на объекте не соблюдается противопожарное расстояние до ближайшего деревянного сооружения V степени огнестойкости -деревянной веранды (расстояние составляет 6 метров вместо требуемого 10 метров);

10) в нарушение п. 5.1.2 СП 4.13130.2013 на входных дверях технического подвала отсутствует обозначение категории помещения по взрывопожарной и пожарной опасности;

11) в нарушение п. 24 Правил двери лестничных клеток эксплуатируются без устройств для самозакрывания (на момент осмотра отсоединены);

12) в нарушение п. 5.2.7 СП 2.13130.2020 путь эвакуации на 1-ом этаже -вестибюль не отделен от помещения перегородкой или стеной, предусмотренными от пола до потолка.

Данные нарушения требований пожарной безопасности могут привести к возникновению угрозы жизни и здоровья обучающихся и работников     указанной образовательной организации. Несмотря на внесенное 30 декабря 2022 г. прокурором представление в адрес руководителя образовательной организации, ответчиком по состоянию на 10 марта 2023 г. часть нарушений обязательных требований противопожарной безопасности осталась без устранения, а именно: 1) не обеспечено автоматическое открывание ворот, установленных на проезде (подъезде) на территорию школы, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники; 2) ширина проездов и радиусы поворотов на территории школы не обеспечивают беспрепятственный проезд пожарных автомобилей к зданию школы в соответствии с требованиями п. 8.1.4. СП 4.13130.2013; 3) не обеспечено противопожарное расстояние от школы до ближайшего деревянного сооружения V степени огнестойкости -деревянной веранды в соответствии с требованиями п. 4.3 СП 4.13130.2013; 4) на 1-ом этаже здания школы вестибюль не отделен от помещения гардеробной перегородкой или стеной, предусмотренными от пола до потолка в соответствии с требованиями СП 2.13130.2020.

         На судебном заседании прокурор Евдокимов Е.Н. исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчика МБОУ «Красноармейская СОШ» и соответчика Отдела образования и молодежной политики администрации Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики на судебное заседание не явились. Представитель МБОУ «Красноармейская СОШ» направил заявление о признании исковых требований и рассмотрении дела без его присутствия, а представитель Отдела образования и молодежной политики администрации Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики в суд об уважительности причин неявки на судебное заседание не известил, возражений относительно иска не предоставил (л.д.127,130,133).

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Главного управления МЧС России по Чувашской Республике-Чувашии Кожаков М.Ю. на судебном заседании исковые требования прокурора поддержал в полном объеме, считая их подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица - администрации Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики на судебное заседание не явился, в суд об уважительности причин неявки на судебное заседание не известил, возражений относительно иска не предоставил (л.д.134).

Выслушав прокурора Евдокимова Е.Н., объяснения представителя третьего лица Главного управления МЧС России по Чувашской Республике-Чувашии Кожакова М.Ю., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.4 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», пунктами 2 и 15 части 3 и п.2 ч.6 и ч.7 ст. 28, п.8 ч.1 ст.41 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на образовательной организации лежит обязанность обеспечения безопасных условий пребывания обучающихся в этой образовательной организации.

Согласно преамбуле к Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», указанный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.

         В соответствии со ст. 1 этого закона, под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

          Статья 37 названного закона устанавливает обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность руководителя организации соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

          В силу статьи 38 Федерального закона № 69-ФЗ, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

Как следует из ст.5 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479 «О противопожарном режиме» утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - Правила).

Согласно п. 71 этих Правил противопожарного режима в Российской Федерации система противопожарной защиты в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Допускается ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и (или) аудиосвязи с местом их установки.

Как следует из положений ч.1 ст.90 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 8.1.4. свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами. Ширина проездов для пожарных автомобилей в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее: 3,5 м - при высоте зданий или сооружений до 13 м включительно; 4,2 м - при высоте зданий или сооружений от 13 м до 46 м включительно; 6 м - при высоте зданий или сооружений более 46 м.

         В соответствии с п. 65 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №1479 запрещается использовать противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, мусора, травы и иных отходов, оборудования и тары, строительства (размещения) зданий и сооружений, в том числе временных, для разведения костров, приготовления пищи с применением открытого огня (мангалов, жаровен и др.) и сжигания отходов и тары.

Пунктом 4.3 свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» предусмотрено, что минимальные противопожарные расстояния (разрывы) между жилыми, общественными (в том числе административными, бытовыми) зданиями и сооружениями в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности принимаются в соответствии с таблицей 1, согласно которой минимальное противопожарное расстояние сооружения V степени огнестойкости должно составлять 10 метров.

Согласно п. 5.2.7 свода правил СП 2.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» пути эвакуации (общие коридоры, холлы, фойе, вестибюли, галереи) должны отделяться от помещений стенами и перегородками, предусмотренными от пола до перекрытия (покрытия). Указанные стены и перегородки должны примыкать к глухим участкам наружных стен и не иметь открытых проемов, не заполненных дверями, люками, светопрозрачными конструкциями и др. (в том числе над подвесными потолками и под фальшполами). Светопропускающие элементы в данных перегородках и стенах следует предусматривать из негорючих материалов.

Таким образом, соблюдение требований противопожарной безопасности в помещениях и на территориях общеобразовательных организаций является одним из необходимых условий обеспечения безопасных условий пребывания обучающихся и работников в общеобразовательных организациях.

Представленными прокурором материалами проверки, в частности, мнением специалиста по результатам проведенного обследования объекта защиты от 29 декабря 2022 г., сообщением МБОУ «Красноармейская СОШ» о результатах рассмотрения представления прокурора от 30 декабря 2022 г., а также заявлением представителя МБОУ «Красноармейская СОШ» о признании иска прокурора, подтверждается, что, действительно, на день рассмотрения дела перечисленные прокурором в исковом заявлении нарушения требований противопожарной безопасности, об устранении которых он просит обязать ответчиков, МБОУ «Красноармейская СОШ» не устранены (л.д.7-10,15-16).

           

При установленных выше обстоятельствах, исковые требования прокурора к МБОУ «Красноармейская СОШ» об обязании устранить нарушения требований противопожарной безопасности суд находит обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Исковые требования прокурора в части, предъявленных к Отделу образования и молодежной политики администрации Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики, не могут быть удовлетворены.

         Как видно из выписок из ЕГРЮЛ, Уставов МБОУ «Красноармейская СОШ», администрации Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики, Положения об Отделе образования и молодежной политики администрации Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики (л.д.37-46,47-53, 75-82, 83-98), Отдел образования и молодежной политики администрации Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики учредителем МБОУ «Красноармейская СОШ» не является и на него какая-либо обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности в образовательных учреждениях не возложена.

Руководствуясь ст.ст.196-199 ГПК РФ, районный суд

р е ш и л :

         Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать МБОУ «Красноармейская СОШ» в срок до 25 августа 2023 г. устранить нарушения обязательных требований противопожарной безопасности, а именно: 1) обеспечить автоматическое открывание ворот, установленных на проезде (подъезде) на территорию школы, находящуюся по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники либо их ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки ворот на проезде либо дистанционно при устройстве видео-и (или) аудиосвязи с местом их установки; 2) обеспечить ширину проездов и радиусы поворотов на территории школы для беспрепятственного проезда пожарных автомобилей к зданию школы в соответствии с требованиями п. 8.1.4. СП 4.13130.2013, а именно не менее 3,5 м; 3) обеспечить противопожарное расстояние от школы до ближайшего деревянного сооружения V степени огнестойкости -деревянной веранды в соответствии с требованиями п. 4.3 СП 4.13130.2013, а именно не менее 10 м; 4) на 1-ом этаже здания школы вестибюль отделить от помещения гардеробной перегородкой или стеной, предусмотренными от пола до потолка в соответствии с требованиями п.5.2.7 СП 2.13130.2020.

В удовлетворении исковых требований прокурора Красноармейского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц в части, предъявленных к Отделу образования и молодежной политики администрации Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Красноармейский районный суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме 4 апреля 2023 г.

Председательствующий

2-71/2023 ~ М-15/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Красноармейского района
Ответчики
МБОУ "Красноармейская СОШ"
отдел образования администрации Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики
Другие
Главное управление МЧС России по Чувашской Республике-Чувашии в лице Отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Красноармейскому району
Администрация Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики
Суд
Красноармейский районный суд Чувашской Республики
Судья
Семенов В.П.
Дело на странице суда
krasnoarmeisky--chv.sudrf.ru
30.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.01.2023Передача материалов судье
06.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.02.2023Судебное заседание
13.03.2023Судебное заседание
28.03.2023Судебное заседание
04.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.09.2023Дело оформлено
01.09.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее