УИД 91RS0024-01-2023-004955-35
№ 2-1130/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27.02.2024 г. Ялта
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Тимошенко И.А.,
при секретаре Ченгарь Л.А.,
с участием истца Макаренко Н.В. и представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым Синюковой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макаренко Натальи Васильевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, Клиентской службе Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым в городе Ялта, третье лицо: Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Донецкой Народной Республике об установлении факта имеющего юридическое значение, возложении обязанности совершить определённые действия,
УСТАНОВИЛ:
Макаренко Н.В. обратилась в суд с указанным иском к ответчикам об установлении факта принадлежности документов, возложении на ответчиков обязанности учесть период трудовой деятельности с 29.07.1986 по <дата> и осуществить перерасчет пенсии начиная с <дата>.
Требования мотивированы тем, что <дата> истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением от <дата> Отдела установления пенсий №<номер> Управления установления пенсий Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> истцу отказано в установлении страховой пенсии по старости, поскольку она является получателем пенсии в <адрес> ДНР. Считает указанное решение незаконным.
<дата> дело распределено судье Двирнык Н.В.
Определениями Ялтинского городского суда Республики Крым от <дата> в принятии иска Макаренко Н.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>, Клиентской службе Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> в городе Ялта в части пункта 3 заявленных требований отказано. Иск в иной части принят производству.
Указом Президента Российской Федерации от <дата> №<номер> судья Двирнык Н.В. назначена судьей Верховного Суда Республики Крым, приказом и.о. начальника Управления судебного департамента в <адрес> от <дата> №<номер>п/с судья Двирнык Н.В. исключена из штата Ялтинского городского суда Республики Крым с <дата>.
<дата> дело распределено судье Тимошенко И.А.
<дата> от Макаренко Н.В. поступило заявление об уточнении исковых требований, которое принято судом в судебном заседании от <дата>, с учетом которого истец просит:
- установить факт осуществления трудовой деятельности в периоды с <дата> по <дата> в Славянском ордена трудового К. З. Арматурно-изоляторном заводе им. Артема; с <дата> по <дата> на Арендном предприятии высоковольтных изоляторов <адрес>;
- отменить решение Отдела установления пенсий №<номер> Управления установления пенсий Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> от <дата> №<номер> об отказе Макаренко Н.В. в назначении страховой пенсии по старости;
- возложить обязанность на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> включить в страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, периоды трудовой деятельности истца с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> и назначить истцу страховую пенсию по старости с <дата> либо с <дата>.
В судебном заседании истец поддержала уточненные исковые требования по изложенным в нем основаниям, дополнений не имела.
Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, полагала требования необоснованными, просила в удовлетворении иска отказать.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела и представленные доказательства, оценив эти доказательства с учетом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности, а установленные судом обстоятельства с учетом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора, суд приходит к следующему.
Судом установлены следующие обстоятельства и соответствующие им правоотношения.
<дата> Макаренко Н.В. обратилась в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, в соответствии со ст. 8 ФЗ от <дата> №<номер> - ФЗ «О страховых пенсиях» (далее ФЗ № 400-ФЗ).
Решением Отдела установления пенсий №<номер> Управления установления пенсий Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> от <дата> №<номер> Макаренко Н.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости, в связи с тем, что согласно поданному личному заявлению №<номер> от <дата> Макаренко Н.В. является получателем пенсии в <адрес> ДНР.
В процессе рассмотрения дела в суде, решением Отдела установления пенсий №<номер> Управления установления пенсий Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> от <дата> №<номер> Макаренко Н.В. отказано в установлении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8, ст. 35 ФЗ № 400-ФЗ, в связи с отсутствием необходимой минимальной необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента. Кроме того, истцу не учтены периоды стажа с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>, поскольку печать при увольнении не соответствует названию при принятии, не прослеживается реорганизация, а также печать при увольнении читается частично, что не соответствует п.п. 2.14, 2.26 Инструкции №<номер>. По подсчетам Отдела установления пенсий №<номер> Управления установления пенсий Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>, в случае подтверждения указанных периодов общая продолжительность страхового (трудового) стажа составит 34 года 15 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента составит 22,074.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Макаренко Н.В. <дата> года рождения, является гражданином Российской Федерации, документирована паспортом серии 09 18 №<номер> (л.д. 13).
С <дата> на территории Российской Федерации пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с <дата>.
Особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь, установлены Федеральным законом от <дата> № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Статья 19 Конституции Российской Федерации устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств.
Пенсионное обеспечение граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации, при наличии у них страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории государств-участников Содружества Независимых Государств, до <дата> осуществлялось с применением Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от <дата>.
Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от <дата> N 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников соглашения от <дата>, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до <дата>, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения от <дата>.
Согласно Информации Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от <дата> начиная с <дата> соглашение СНГ в отношении граждан, проживающих (проживавших) и имеющих стаж работы на территории ДНР и ЛНР, а с <дата> Херсонская и <адрес>, не могут применяться, поскольку названные Республики и области как субъекты международного права не являются подписантами соглашения СНГ.
Согласно части 8 статьи 13 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» для определения права на страховую пенсию по старости применяется законодательство, то есть федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти, международные договоры и соглашения, являющиеся источниками права Российской Федерации и составляющие ее правовую систему, действовавшее в период осуществления трудовой деятельности, с применением правил подсчета соответствующего стажа.
С учетом этого, для определения права на страховую пенсию по законодательству Российской Федерации учитываются периоды работы на территории Украинской ССР, Украины и признанных <дата> в качестве суверенных и независимых государств ДНР и ЛНР, а с <дата> в качестве суверенных также признаны – Херсонская и <адрес>.
Учитывая изложенное, в отношении граждан Российской Федерации, прибывших с территории ДНР и ЛНР, Херсонской и Запорожской областей, в стаж работы для определения права на страховую пенсию учитываются периоды, приобретенные на территории Украинской ССР (то есть до <дата>), Украины (то есть после <дата>), в том числе ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей по <дата> (с учетом вступивших в силу <дата> Указов Президента Российской Федерации от <дата> N 71 "О признании Донецкой Народной Республики" и N 72 "О признании Луганской Народной Республики"), а для конвертации пенсионных прав - до <дата>, независимо от факта уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет ПФР.
Таким образом, в отношении Макаренко Н.В. прибывшей из Донецкой Народной Республики, подлежат учету периоды её трудовой деятельности на территории Украинской ССР и Украины.
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 (мужчины) и 60 лет (женщины).
Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона от <дата> № 350-ФЗ гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8, п.п 19-21 ч. 1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ и которые в период с <дата> по <дата> достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на её досрочное назначение в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до <дата> либо приобретут стаж не соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В соответствии со статьей 35 переходных положений Федерального закона № 400-ФЗ продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет 6 лет. Продолжительность такого страхового стажа, начиная с 2016 года ежегодно увеличивалась на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от <дата> №<номер> «Об особенностях осуществления в 2023 году мер социальной защиты отдельным категориям лиц» в целях предоставления мер социальной поддержки с учетом положений названного постановления подтверждением постоянного проживания гражданина на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, <адрес> или <адрес> по состоянию на <дата> является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на одной из указанных территорий по состоянию <дата>, либо свидетельство о регистрации по месту жительства (в отношении несовершеннолетних граждан), выданное территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации, либо вид на жительство в Российской Федерации, подтверждающие постоянное проживание на указанных территориях по состоянию на <дата>
Поскольку начиная с <дата> Донецкая Народная Республика, Луганская Народна Республика, <адрес> и <адрес> являются частью Российской Федерации при переселении их них в другие субъекты РФ для граждан России не имеет значение ни дата приобретения Р. гражданства, ни наличие регистрации по месту жительства на территории РФ в том числе для применения Соглашения СНГ.
Кроме того, с <дата> страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6.6 с последующим ежегодным увеличением на 2.4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30.
С учетом требований ст. 35 Федерального закона № 400-ФЗ, принимая во внимание, что Макаренко Н.В. достигла возраста 55 лет в 2020 году, с <дата> продолжительность страхового стража должна быть не менее 12 лет, а величина индивидуального коэффициента не ниже 21.
Из отказного решения отдела установления пенсий №<номер> Управления установления пенсий Отделения фонда Пенсионного и Социального страхования РФ по <адрес> от <дата> следует, что Отделением фонда Пенсионного и Социального страхования РФ по <адрес> принят к учету страховой стаж общей продолжительностью 27 лет 1 месяц 11 дней (с <дата> по <дата> - учеба; с <дата> по <дата> - работа; с <дата> по <дата> - работа; с <дата> по <дата> - работа; с <дата> по <дата> - работа; с <дата> по <дата> - работа по данным ИЛС; с <дата> по <дата> - работа по данным ИЛС.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента составила 15,063.
При этом в указанном решении ответчиком при назначении пенсии не учтен следующий стаж: с <дата> по <дата> – печать при увольнении не соответствует названию при принятии, не прослеживается реорганизация, что не соответствует п. 2.14 Инструкции №<номер>; с <дата> по <дата> – печать при увольнении читается частично, что не соответствует п. 2.26 Инструкции №<номер>.
Право каждого члена общества на пенсионное обеспечение нашло отражение и в ст. ст.22, 25, 29 Всеобщей декларации прав человека 1948 года.
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
В силу пункта 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> №<номер> (действовавшего до <дата>), при подсчете страхового стажа подтверждаются периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном «персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» «далее именуется - до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (на бумажном носителе либо в форме электронного документа).
Периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний, пунктом 6 Правил предусмотрено, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Аналогичная норма содержится в пункте 11 Постановления Правительства Российской Федерации №<номер> от <дата> «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», вступившего в законную силу с 01.012015.
Пунктом 11 Постановления Правительства Российской Федерации №<номер> от <дата> «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Пунктами 27, 28, 29 «Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> №<номер> предусмотрено, что в случае выявления неправильной или неточной записи в трудовой книжке исправление ее производится по месту работы, где была внесена соответствующая запись, либо работодателем по новому месту работы на основании официального документа работодателя, допустившего ошибку; исправленные сведения должны полностью соответствовать документу, на основании которого они были исправлены. Согласно пункту 45 данных Правил ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них возлагается на работодателя.
Требования касательно ведения трудовых книжек в период работы истца в указанных выше предприятиях устанавливались Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от <дата> N 162.
Порядок ведения и заполнения трудовой книжки возложен на работодателя, им не нарушен, записи об увольнении заверены печатями предприятий.
Из трудовой книжки серии БТ-I №<номер> от <дата> на имя Макаренко Н.В. (оригинал которой исследован в судебном заседании суда первой инстанции) следует, что истец с <дата> принята учеником ставильщика-выборщика в цех трубок РВП (Приказ №<номер>/л от <дата>), однако при увольнении <дата> в трудовой книжке (запись №<номер>) на соответствующей записи проставлена печать предприятия, которая не соответствует названию предприятия, указанному при принятии истца на работу, при этом не прослеживается реорганизация предприятия, в котором истец осуществляла в указанный период трудовую деятельность.
Кроме того в период с <дата> Макаренко Н.В. принята бухгалтером в бухгалтерию Арендного предприятия высоковольтных изоляторов <адрес> (Приказ №<номер> от <дата>), однако при увольнении <дата> в трудовой книжке (запись №<номер>) на соответствующей записи проставлена печать предприятия, которая частично не читается. Указанные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой истца (л.д. 15-19).
Требования касательно ведения трудовых книжек в период работы истца в указанных выше предприятиях устанавливались Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от <дата> N 162.
Пунктами 3.4, 3.8, 4.5 Инструкции о порядке открытия штемпельно-граверных предприятий, утвержденной Приказом МВД СССР от <дата> №<номер> (действовавшей на момент принятия на работу и увольнения истца), установлено, что предприятия, учреждения и организации, имеющие свой счет в учреждениях Госбанка СССР, независимо от наличия гербовой печати, с разрешения вышестоящей организации могут заказывать простую печать (при наличии отдела кадров, секретного отдела по одному экземпляру для этих отделов), а также печать для пакетов.
Простая печать изготавливается круглой или треугольной формы.
По окружности или треугольнику указывается наименование министерства, ведомства (центрального учреждения), затем наименование главного управления (управления), а в середине - наименование учреждения, предприятия, организации.
Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти.
Работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.
В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.
По желанию работника сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.
Пунктами 1.1,2.1,2.3, 2.25, 2.26, 4.1 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06. 1974 N 162, установлено, что трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности рабочих и служащих.
Трудовые книжки ведутся на всех рабочих и служащих государственных, кооперативных и общественных предприятий, учреждений и организаций, проработавших свыше 5 дней, в том числе на сезонных и временных работников, а также на нештатных работников при условии, если они подлежат государственному социальному страхованию.
Все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении, а также о награждениях и поощрениях вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).
Записи о причинах увольнения должны производиться в трудовой книжке в точном соответствии с формулировками действующего законодательства и со ссылкой на соответствующую статью, пункт закона.
При расторжении трудового договора по инициативе рабочего или служащего по причинам, с которыми законодательство связывает предоставление определенных льгот и преимуществ, запись об увольнении вносится в трудовую книжку с указанием этих причин.
Запись об увольнении в трудовой книжке работника производится с соблюдением следующих правил: в графе 1 ставится порядковый номер записи; в графе 2 - дата увольнения; в графе 3 - причина увольнения; в графе 4 указывается, на основании чего внесена запись, - приказ (распоряжение), его дата и номер.
При увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров.
Из приведенных выше норм права следует, что порядок ведения и заполнения трудовой книжки возложен на работодателя, им не нарушен, записи об увольнении заверены печатями предприятий.
С целью установления всех обстоятельств по данному гражданскому делу судом <дата> в адрес Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Донецкой Народной Республике направлен запрос о предоставлении выплатного дела истца.
Согласно предоставленной Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Донецкой Народной Республике информации, поскольку до настоящего времени Макаренко Н.В. за назначением пенсии или другими социальными мерами поддержки в ОСФР по Донецкой Народной Республике не обращалась, выплатное дело отсутствует.
Кроме того, <дата> в Государственный архив Донецкой Народной Республики судом направлен запрос о предоставлении сведений о реорганизации предприятия Славянский ордена Трудового К. З. арматурно-изоляторный завод им. Артема, вместе с тем испрашиваемые сведения не поступили.
Таким образом, учитывая тот факт, что на территории ДНР проводится СВО, идут боевые действия, в настоящее время истец лишена возможности самостоятельно получить какие-либо подтверждающие факт осуществление трудовой деятельности документы за указанные периоды.
Однако, поскольку в основном документе – трудовой книжке истца содержатся сведения, подтверждающие место работы, специальность, сведения о приеме на работу, об увольнении, суд считает, что то обстоятельство, что в трудовой книжке спорные периоды заверены печатью, не соответствующей названию предприятия, а также печатью, которая частично читаема, не ставят под сомнение сам факт работы истца на указанных предприятиях, в связи с чем суд полагает необходимым удовлетворить требования истца в части возложения обязанности на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> включить в стаж для назначения страховой пенсии по старости период работы Макаренко Н.В. с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>.
Также суд полагает обоснованным и подлежащим удовлетворению требования истца в части необходимости признания незаконным и отмене решения ответчика №<номер> от <дата>.
Кроме того, поскольку с учетом включения в трудовой стаж спорных периодов работы, необходимая величина требуемого индивидуального пенсионного коэффициента достигнута (ИПК равен 22,074), требования истца в части возложения обязанности назначить ей страховую пенсию по старости также подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения статьи 22 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», предусматривая сроки, с которых назначается пенсия, наделяют гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) права на пенсионное обеспечение и способствуют своевременному обращению граждан за назначением пенсии (определения Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> №<номер>, от <дата> №<номер>-О).
В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> №<номер> «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом № 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона от <дата> № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Данные разъяснения применимы и при разрешении споров, связанных с реализацией права на назначение страховой пенсии по старости, так как в Федеральном законе от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» содержатся аналогичные нормы о порядке установления страховых пенсий и сроках их назначения (статьи 21,22 названного федерального закона).
Из приведенного нормативного правового регулирования, позиции Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что страховая пенсия по старости, по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на данную пенсию.
Назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Если гражданин в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить гражданину пенсию со дня его обращения с заявлением в такой орган, а в случае обращения гражданина с заявлением о назначении пенсии ранее возникновения права на пенсию - с момента возникновения такого права.
На основании изложенного, с учетом установленных в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела обстоятельств, суд полагает необходимым возложить обязанность на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> назначить Макаренко Н.В. страховую пенсию по старости с <дата>.
В силу пункта 1 статьи 1, статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предъявление любого требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав истца ответчиком. Защита гражданских прав осуществляется, в том числе, и путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Из смысла данных норм следует, что выбор способа защиты нарушенного права должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
Иные требования истца удовлетворению не подлежат, поскольку являются излишне заявленными, ввиду чего в иной части в удовлетворении иска Макаренко Н.В. в иной части к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования России по Республики Крым суда полагает необходимым отказать.
В силу части 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В соответствии с частью 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В соответствии со статьей 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы должны быть указаны в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Судом установлено, что Клиентская служба Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> в городе Ялта юридическим лицом (филиалом или его представительством), в связи с чем оснований для удовлетворения требований к Клиентской службе Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> в городе Ялта у суда не имеется, ввиду чего, в удовлетворении требований следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Макаренко Н. В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>, Клиентской службе Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> в городе Ялта, третье лицо: Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Донецкой Народной Республике об установлении факта имеющего юридическое значение, возложении обязанности совершить определённые действия, удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования России по Республики Крым от <дата> №<номер> об отказе в назначении страховой пенсии по старости в отношении Макаренко Н. В..
Возложить обязанность на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> засчитать в страховой стаж для назначения пенсии Макаренко Н. В., <дата> года рождения, периоды работы:
- с <дата> по <дата> – Славянский ордена Трудового К. З. арматурно-изоляторный завод им. Артема;
- с <дата> по <дата> – Арендное предприятие высоковольтных изоляторов <адрес>
и назначить Макаренко Н. В., <дата> года рождения страховую пенсию по старости, согласно статье 8 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с <дата>.
В иной части иска к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> в удовлетворении отказать.
В удовлетворении исковых требований Макаренко Н. В. к Клиентской службе Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> в городе Ялта отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Мотивированное решение суда составлено и подписано <дата>.
Судья И.А. Тимошенко