Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2228/2021 ~ М-1152/2021 от 31.03.2021

Дело № 2-2228/2021

УИД 44RS0001-01-2021-002653-88

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 октября 2021 года                 г. Кострома

Свердловский районный суд города Костромы в составе судьи Сопачевой М.В., при секретаре Суворовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ореховой Натальи Юрьевны к Администрации города Костромы о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возложении обязанности принять на учет нуждающихся в жилых помещениях,

установил:

Орехова Н.Ю. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Костромы о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возложении обязанности принять на учет нуждающихся в жилых помещениях. В обоснование требований указала, что является матерью троих детей, воспитывает ребенка-инвалида ФИО9, <дата> года рождения. Полагая, что у нее имеется право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в целях улучшения жилищных условий, в <дата> она обратилась в Администрацию города Костромы с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Письмом от <дата> , полученным ею в <дата> года после новогодних праздников, Администрация города Костромы уведомила ее об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. В качестве основания для отказа в принятии на учет указано не представление документов, подтверждающих право пользования ее супругом Скворцовым Н.М. жилым помещением по адресу: <адрес>, <адрес>, кроме того, Администрацией города Костромы сделан вывод об обеспеченности ее семьи из пяти человек жилым помещением с превышением установленной учетной нормы. С таким решением органа местного самоуправления она не согласна, полагает его незаконным и необоснованным, нарушающим ее конституционное право на жилище. Указала, что в подтверждение права пользования ее супругом жилым помещением по адресу: <адрес> ею было представлено свидетельство о регистрации по месту пребывания от <дата> сроком до <дата>. Фактически ее супруг проживает по данному адресу, эта квартира является его единственным местом жительства. Зарегистрирован по данному адресу он был с согласия ее (Ореховой Н.Ю.) брата ФИО3, являющегося сособственником квартиры и законным представителем несовершеннолетнего сособственника ФИО4, <дата> года рождения. Скворцов Н.М. имеет право пользования указанной квартирой как ее супруг и близкий родственник ФИО9, зарегистрированного в этом жилом помещении с рождения, а также член семьи собственников ФИО7 и ФИО8, владеющих по ... доле в праве собственности на квартиру. Членом семьи либо родственником ФИО3 и ФИО4 Скворцов Н.М. не является, прав пользования принадлежащими им долями (в совокупности – ... долей квартиры) не имеет. Кроме того, полагает, что Администрацией города Костромы неверно произведен расчет обеспеченности ее семьи жилым помещением. Так, квартира по адресу: <адрес> находится в общей долевой собственности ФИО3, ФИО4, ФИО7 и ФИО8 – по ... доле у каждого. Таким образом, для расчета обеспеченности ее семьи должна приниматься ... доля от площади квартиры, то есть 25,15 кв.м (50,3 кв.м/2), а не 33,53 кв.м, как посчитала Администрация города Костромы, поскольку прав на доли ФИО3 и ФИО4 ее семья не имеет, общего хозяйства с ними не ведет. Более того, к расчету обеспеченности Администрацией города Костромы необоснованно принята половина площади жилого дома (33,5 кв.м) по адресу: <адрес>, так как этот дом не принадлежал Скворцову Н.М. ни на праве собственности, ни на праве социального найма. <адрес>ю 67 кв.м с момента окончания строительства находился в собственности сестры Скворцова Н.М. – ФИО5, которая зарегистрировала Скворцова Н.М. по этому адресу на условиях безвозмездного пользования в <дата>. Несмотря на близкую родственную связь со ФИО5, они после наступления совершеннолетия членами семьи друг друга в смысле, предаваемом данному термину Жилищным кодексом РФ, не являлись, в качестве члена семьи она его в данный дом не вселяла. Общего хозяйства после достижения совершеннолетия Скворцов Н.М. и ФИО5 никогда не вели, у каждого из них длительное время своя семейная жизнь, поэтому членом семьи собственника ФИО5 Скворцов Н.М. считаться не может. В этой связи площадь жилого дома по адресу: <адрес> не может учитываться как жилое помещение, которым Скворцов Н.М. владеет на праве собственности, пользуется по договору социального найма либо в качестве члена семьи собственника. Таким образом, для расчета обеспеченности ее семьи жильем в соответствии с Жилищным кодексом РФ следует принимать лишь ... долю площади квартиры по адресу: <адрес>, которая составляет 25,15 кв.м, и делить ее на количество членов семьи – ... человек. Вопреки выводам Администрации города Костромы полученная величина составляет менее 12 кв.м, что является основанием для принятия ее на соответствующий учет. С учетом изложенного, Орехова Н.Ю. просит признать незаконным решение Администрации города Костромы от <дата> об отказе Ореховой Н.Ю. в предоставлении муниципальной услуги – принятие на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, выраженное в письме от <дата>; обязать Администрацию города Костромы принять Орехову Н.Ю. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Определением Свердловского районного суда города Костромы от <дата> осуществлен переход к рассмотрению административного искового заявления Ореховой Н.Ю. по правилам гражданского судопроизводства.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Скворцов Н.М.

В судебном заседании истец Орехова Н.Ю. исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в иске. Дополнительно указала, что в настоящее время Скворцов Н.М. снялся с учета в жилом помещении по адресу: <адрес> в связи с его продажей, регистрации по месту жительства не имеет, проживает в квартире по адресу: <адрес>-<адрес>. Отметила, что Скворцов Н.М. членом семьи своей сестры ФИО5 не являлся, вместе с ней не проживал, совместное хозяйство не вел, в связи с чем при определении нуждаемости ее семьи в жилом помещении принадлежавшее сестре ее супруга жилое помещение не должно подлежать учету.

Представитель Администрации города Костромы ФИО6 в судебном заседании полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению, указав, что из представленных истцом и запрошенных Администрацией города Костромы документов установлено, что истец и ее дети ФИО7, ФИО8, ФИО9 проживают и зарегистрированы по месту жительства в качестве собственников и членов семьи собственника в жилом помещении общей площадью 50,3 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем ФИО7, ФИО8 на праве общей долевой собственности (по ... доле в праве) на основании договора приватизации жилищного фонда от <дата> . Исходя из общего количества лиц, имеющих право пользования этим жилым помещением ... человек), истец, ФИО7, ФИО8, ФИО9 имеют в пользовании в указанном жилом помещении 33,53 кв.м. В ходе рассмотрения заявления Ореховой Н.Ю. о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, также установлено, что супруг истца Скворцов Н.М. имеет право пользования жилым помещением общей площадью 67 кв.м, расположенным по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>. Исходя из общего количества зарегистрированных в этом жилом помещении ... человека) и имеющих право пользования им, Скворцов Н.М. имеет в пользовании в указанном жилом помещении 33,5 кв.м. Учитывая площадь вышеуказанных жилых помещений, находящихся в пользовании у истца и членов ее семьи (67,03 кв.м), обеспеченность семьи из ... человек составляет 13,41 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека, что превышает установленную учетную норму. Кроме того, отметила, что из представленных истцом и запрошенных Администрацией города Костромы документов следует, что супруг истца Скворцов Н.М. зарегистрирован по месту пребывания в жилом помещении, расположенным по адресу: <адрес>. При этом документы, подтверждающие право пользования Скворцова Н.М. указанным жилым помещением, истцом не представлены. Таким образом, принимая во внимание обеспеченность истца и членов ее семьи общей площадью жилого помещения более установленной учетной нормы, а также то, что истцом не представлены документы, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, ей отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на основании пунктов 1, 2 части 1 статьи 54 ЖКРФ.

Третье лицо Скворцов Н.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в прошлом судебном заседании полагал исковые требования Ореховой Н.Ю. подлежащими удовлетворению.

Выслушав участников процесса, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, <дата> заключен брак между Скворцовым Н.М. и Ореховой Н.Ю., что подтверждается свидетельством о регистрации брака I-ГО .

Семья Скворцова Н.М. и Ореховой Н.Ю. является многодетной, в семье трое несовершеннолетних детей: ФИО7, <дата> года рождения, ФИО8, <дата> года рождения, ФИО9, <дата> года рождения, являющийся ребенком-инвалидом.

<дата> Орехова Н.Ю. обратилась в Администрацию города Костромы с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по основанию – обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, по категории – многодетная семья. Состав семьи: Орехова Н.Ю., ФИО7, ФИО8, ФИО9, Скворцов Н.М.

Расписка ОГКУ «МФЦ» в получении документов на предоставление услуг свидетельствует о том, что к указанному заявлению Ореховой Н.Ю. были приложены следующие документы: копии паспортов Ореховой Н.Ю., Скворцова Н.М. и ФИО7; копия свидетельства о заключении брака между Ореховой Н.Ю. и Скворцовым Н.М.; копии свидетельств о рождении ФИО7, ФИО8, ФИО9; копия свидетельства о расторжении брака между Ореховой Н.Ю. и ФИО10; копия удостоверения многодетной семьи; копия справки МСЭ об установлении инвалидности ФИО9; копия государственного сертификата на материнский (семейный) капитал; копии свидетельств о регистрации по месту жительства ФИО8 и ФИО9; копия свидетельства о регистрации по месту пребывания Скворцова Н.М.; копия вкладыша в свидетельство о рождении ФИО7, подтверждающего наличие у ребенка гражданства РФ; копии страховых свидетельств Ореховой Н.Ю., ФИО7, ФИО8, Скворцова Н.М., ФИО9; копия договора приватизации жилого помещения по адресу: <адрес>; копии выписок из ЕГРН в отношении указанного жилого помещения; справки МКУ г. Костромы «Центр регистрации граждан» о месте жительства Ореховой Н.Ю. и членов ее семьи.

Письмом Администрации города Костромы от <дата> Орехова Н.Ю. уведомлена об отказе в предоставлении муниципальной услуги на основании пунктов 1, 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ. Отказ мотивирован тем, что обеспеченность заявителя и членов ее семьи общей площадью жилого помещения более установленной учетной нормы, а также тем, что заявителем не представлены документы, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя. При этом в обоснование отказа указано, что из запрошенных Администрацией города Костромы и представленных ею (Ореховой Н.Ю.) документов следует, что ее супруг Скворцов Н.М. зарегистрирован по месту пребывания в жилом помещении, расположенным по адресу: <адрес>, однако документы, подтверждающие право пользования Скворцова Н.М. указанным жилым помещением, заявителем не представлены. Кроме того, из запрошенных Администрацией города Костромы и представленных ею (Ореховой Н.Ю.) документов следует, что она и ее дети ФИО7, ФИО8, ФИО9 проживают и зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении общей площадью 50,3 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем ФИО7, ФИО8 на праве общей долевой собственности (по ... доле в праве) на основании договора приватизации жилищного фонда от <дата> . Исходя из общего количества лиц, имеющих право пользования этим жилым помещением (... человек), она (Орехова Н.Ю.), ФИО7, ФИО8, ФИО9 имеют в пользовании в указанном жилом помещении 33,53 кв.м общей площади. Также ее (Ореховой Н.Ю.) супруг Скворцов Н.М. имеет право пользования жилым помещением общей площадью 67 кв.м, расположенным по адресу: <адрес>. Исходя из общего количества зарегистрированных в этом жилом помещении и имеющих право пользования им (... человека), Скворцов Н.М. имеет в пользовании в указанном жилом помещении 33,5 кв.м общей площади. Учитывая в совокупности площади вышеуказанных жилых помещений, находящихся в пользовании Ореховой Н.Ю. и членов ее семьи (67,03 кв.м), обеспеченность семьи из ... человек составляет 13,41 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека, что превышает установленную учетную норму.

Считая указанное выше решение об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не соответствующим закону и нарушающим ее права, Орехова Н.Ю. обратилась в суд с настоящим иском.

В силу пункта 5 части 1 статьи 3 Закона Костромской области от 25.12.2006 года №98-4-ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» жилые помещения жилищного фонда Костромской области предоставляются по договорам социального найма гражданам, признанным в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и относящимся к категории многодетная семья, в том числе неполная многодетная семья, состоящая из одного родителя и трех и более несовершеннолетних детей.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (пункт 2).

На основании части 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Согласно статье 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (часть 4); учетная норма устанавливается органом местного самоуправления; размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (часть 5).

Решением Думы города Костромы от <дата> «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в городе Костроме» установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении на территории города Костромы в отдельном жилом помещении – в размере 12 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека.

Согласно положениям статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии (часть 3).

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром (часть 4).

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган (часть 5).

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 7).

В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с частью 3 статьи 54 Жилищного кодекса РФ решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

Порядок ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договорам социального найма, установлен Законом Костромской области от <дата> -ЗКО «О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Согласно части 1 статьи 5 указанного Закона для принятия на учет гражданин представляет (направляет) в орган, осуществляющий принятие на учет, заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Частью 2 этой же статьи предусмотрен перечень документов, необходимых для принятия решения о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет гражданина, в том числе копии документов, подтверждающих право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (пункт 3). При этом частью 2.2 этой же статьи определено, что документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 2, 4-6 части 2 настоящей статьи, запрашиваются органом, осуществляющим принятие на учет в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если гражданин не представил указанные документы самостоятельно.

Как следует из материалов дела, Орехова Н.Ю. (с <дата>) с дочерьми ФИО7<дата>), ФИО8<дата>) и сыном ФИО9<дата>) зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.

Кроме истца и ее детей, в этом жилом помещении зарегистрированы по месту жительства брат Ореховой Н.Ю. – Туренко Ал.Ю., <дата> года рождения (с <дата>), сын Туренко Ал.Ю. – ФИО4, <дата> года рождения (с <дата>); по месту пребывания – супруг истца Скворцов Н.М. на период с <дата> по <дата>.

В соответствии с поквартирной карточкой квартира по адресу: <адрес> была предоставлена на основании ордера от <дата> отцу истца ФИО11, <дата> года рождения, с членами семьи: супругой ФИО12, <дата> года рождения, сыном Туренко Ал.Ю., <дата> года рождения, и сыном Туренко Ан.Ю., <дата> года рождения.

ФИО11, ФИО12 и Туренко Ан.Ю. умерли.

<дата> вышеуказанная квартира общей площадью 50,3 кв.м безвозмездно передана Администрацией города Костромы в общую долевую собственность ФИО7, ФИО8, Туренко Ал.Ю. и ФИО4, по ... доле каждому.

Из материалов дела также усматривается, что Скворцов Н.М. в период с <дата> по <дата> был зарегистрирован по месту жительства в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежавшем на праве собственности его сестре ФИО14

Кроме Скворцова Н.М, в этом доме в период с <дата> по <дата> была зарегистрирована по месту жительства его дочь ФИО13, <дата> года рождения,

Отказывая Ореховой Н.Ю. в принятии ее семьи на учет нуждающихся в жилом помещении, Администрация города Костромы, посчитала, что истцом не представлены документы, подтверждающие право пользования Скворцовым Н.М. жилым помещением по адресу: <адрес>.

Вместе с тем, как следует из учетного дела истца, копия которого приобщена к материалам дела, Ореховой Н.Ю. наряду с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, было представлено свидетельство о регистрации ее супруга в жилом помещении по адресу: <адрес> по месту пребывания.

В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Пунктом 1 статьи 20 ГК РФ установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

В соответствии со статьей 3 указанного Закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства (статья 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»).

Однако понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных как в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», так и в других нормативных актах.

При этом место жительства гражданина может быть установлено судом на основании различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами, а также видом такой регистрации, поскольку согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось стороной ответчика, в настоящее время супруг истца Скворцов Н.М. проживает вместе с семьей по адресу: <адрес>.

Наличие у Скворцова Н.М. регистрации в этой квартире по месту пребывания, а не по месту жительства не может служить основанием для лишения Ореховой Н.Ю. вместе с членами своей семьи: супругом и тремя детьми возможности состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по категории многодетная семья.

В этой связи суд полагает, что оснований для отказа Ореховой Н.Ю. в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании пункта 1 части 1 статьи 54 ЖК РФ у Администрации города Костромы не имелось.

Вместе с тем суд считает, что ответчик, проверив жилищные условия истца и членов ее семьи, правомерно отказал Ореховой Н.Ю. в постановке на учет нуждающихся по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ.

Так, отказывая Ореховой Н.Ю. в принятии ее семьи на учет нуждающихся в жилом помещении, Администрация города Костромы обоснованно исходила из того, что с учетом находящихся в пользовании и собственности истца и членов ее семьи двух жилых помещений семья истца обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы.

При этом, определяя обеспеченность семьи истца, Администрация города Костромы в составе суммарной общей площади двух жилых помещений учла площадь жилого помещения по адресу: <адрес> <адрес> размере 33,53 кв.м (50,3/6*4) и площадь жилого помещения по адресу: <адрес> в размере 33,5 кв.м. (67/2), что соответствует закону.

Суждения истца о том, что жилая площадь по адресу: <адрес> не должна приниматься о внимание при определении уровня обеспеченности ее семьи жилыми помещениями, поскольку в данной квартире Скворцов Н.М. был зарегистрирован на условиях безвозмездного пользования, суд находит ошибочными.

Содержание части 2 статьи 51 ЖК РФ указывает на то, что наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.

Согласно статье 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг(а), а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 ЖК РФ).

Согласно сведениям, содержащимся в поквартирной карточке, <дата> супруг истца Скворцов Н.М. зарегистрирован в квартире своей сестры ФИО14 в качестве члена семьи собственника жилого помещения - брата, доказательств тому, что между ними заключалось какое-либо соглашение, определяющее их право на это жилое помещение иначе, чем это предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации не представлено.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО14 пояснила, что являлась собственником жилого дома по адресу: <адрес>. Скворцов Н.М. приходится ей братом, и поскольку последний лишился регистрационного учета, она зарегистрировала его по указанному адресу в качестве члена своей семьи. Необходимость снятия Скворцова Н.М. с регистрационного учета была обусловлена продажей жилого дома.

В этой связи вопреки доводам истца факт регистрации Скворцова Н.М. в жилом помещении по месту жительства не является формальностью, а подтверждает (в отсутствие соглашения об ином) возникновение прав и обязанностей наравне с собственником. В связи с чем, при определении уровня обеспеченности истца и членов ее семьи общей площадью жилого помещения Администрация города Костромы правомерно учла приходящуюся на Скворцова Н.М. площадь жилого дома, в котором он зарегистрирован по месту жительства.

Не могут быть приняты во внимание и доводы истца о том, при определении нуждаемости семьи Ореховой Н.Ю. в жилом помещении Администрацией города Костромы неправильно учтена общая площадь жилого помещения по адресу: <адрес>, а не площадь жилого помещения, приходящаяся на доли дочерей истца в праве собственности на эту квартиру.

Как отмечено выше, квартира по адресу: <адрес> была предоставлена на основании ордера от <дата> отцу истца ФИО11, <дата> года рождения, с членами семьи: супругой ФИО12, <дата> года рождения, сыном Туренко Ал.Ю., <дата> года рождения, и сыном Туренко Ан.Ю., <дата> года рождения.

Орехова Н.Ю. зарегистрирована в этой квартире по месту жительства с <дата>.

В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.

Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.

Факт вселения Ореховой Н.Ю. вместе со своими родителями в вышеуказанную квартиру, пользование которой осуществлялось на условиях социального найма, в ходе судебного разбирательства стороной административного истца не отрицался.

В соответствии с договором от <дата> на основании Закона РФ от <дата> «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» Администрацией города Костромы квартира по адресу: <адрес>, общей площадью 50,3 кв.м передана в общую долевую собственность дочерям истца ФИО7 и ФИО8, а также брату истца Туренко Ал.Ю. и его сыну ФИО4, по ... доле каждому.

Согласно части 4 статьи 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.

В соответствии с положениями статьи 19 Федерального закона от 29.12.2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» действие положений части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.

Исходя из приведенных норм закона, суд полагает, что, несмотря на то, что Орехова Н.Ю. не участвовала в приватизации квартиры по адресу: <адрес>,

Принимая во внимание, что Орехова Н.Ю. имела равные с братом права пользования квартирой по адресу: <адрес>, суд полагает, что, несмотря на то, что она в приватизации указанной квартиры не участвовала, имеет равное с братом право пользования квартирой, которое носит бессрочный характер.

С учетом этого обеспеченность Ореховой Н.Ю. и членов его семьи общей площадью жилого помещения правомерно определена Администрацией города Костромы, исходя из общей площади всей квартиры по адресу: <адрес> количества зарегистрированных в ней лиц.

Принимая во внимание, что обеспеченность семьи истца общей площадью жилого помещения (учетом количества лиц, зарегистрированных в жилых помещениях) составляет 13,41 кв.м на человека ((50,3/6*4)+( 67/2)), что выше учетной нормы, у Администрации города Костромы имелись достаточные основания для отказа в принятии семьи Подлесных на учет нуждающихся в жилом помещении по пункту 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Ореховой Натальи Юрьевны к Администрации города Костромы о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возложении обязанности принять на учет нуждающихся в жилых помещениях отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья М.В. Сопачева

Мотивированное решение изготовлено 12 октября 2021 года.

2-2228/2021 ~ М-1152/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Орехова Наталья Юрьевна
Ответчики
Администрация г. Костромы
Другие
Скворцов Николай Михайлович
Суд
Свердловский районный суд г. Костромы
Судья
Сопачева Марина Владимировна
Дело на странице суда
sverdlovsky--kst.sudrf.ru
31.03.2021Регистрация административного искового заявления
31.03.2021Передача материалов судье
06.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
27.04.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
27.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.05.2021Судебное заседание
01.06.2021Судебное заседание
17.06.2021Судебное заседание
05.07.2021Судебное заседание
26.07.2021Судебное заседание
15.09.2021Судебное заседание
05.10.2021Судебное заседание
12.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.06.2022Дело оформлено
03.06.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее