Судья: Коваленко О.П. гр. дело № 33-9069/2023
(№ 2-488/2023) 63RS0019-01-2022-003565-87
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 сентября 2023 г. г.о.Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего – Головиной Е.А.
Судей – Александровой Т.В., Маликовой Т.А.
При секретаре – Даниленко И.Ю.,
Рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Колышева С.Д. на решение Самарского районного суда г. Самары от 18.04.2023г., которым постановлено:
«Иск ООО «ЭкоСтройРесурс» к Колышеву С.Д. о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), удовлетворить.
Взыскать с Колышева С.Д., (ДД.ММ.ГГГГ г.р., урож. <адрес>, паспорт <данные изъяты>, зарегистрированного по <адрес>, ИНН №) в пользу ООО «ЭКОСТРОЙРЕСУРС», ИНН 6316186232, ОГРН 1136316004747, юридический <адрес>) задолженность за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) за период с 01.01.2019 года по 30.04.2021 в сумме 62728,80 рублей, расходы по оплате госпошлины в сумме 2082 рубля.»,
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Головиной Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО «ЭкоСтройРесурс» обратилось в Самарский районный суд г. Самары с иском к Колышеву С.Д. о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в размере 62 729 рублей 80 копеек, за период с 01.01.2019 г. по 30.04.2021 г., а также расходов по уплате государственной пошлины в размере 2 082 рубля. В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что Колышев С.Д. является собственником объекта недвижимости, расположенного по <адрес>. ООО «ЭкоСтройРесурс» по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01.11.2018 года осуществляет деятельность в качестве Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области. С 01.01.2019 года Региональный оператор принимал твердые коммунальные отходы, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащим образом. Однако обязательство по оплате оказанных Региональным оператором услуг за период с 01.01.2019 года по 30.04.2021 года не было исполнено Колышева С.Д. в полном объеме, в связи с чем, за указанный период образовалась задолженность, которая составляет 62 729 рублей 80 копеек. Судебный приказ от 19.08.2021 года, выданный мировым судьей судебного участка № 19 Красноглинского судебного района г. Самары Самарской области о взыскании с Колышева С.Д. в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в размере 62 729 рублей 80 копеек, за период с 01.01.2019 г. по 30.04.2021 г., а также расходов по уплате государственной пошлины в размере 1 041 рубля по заявлению Колышева С.Д. был отменен. До настоящего времени задолженность Колышева С.Д. перед ООО «ЭкоСтройРесурс» не погашена, в связи с чем, истец вынужден обратиться с указанным иском в суд.
Судом постановлено вышеуказанное решение, которое в апелляционной жалобе Колышев С.Д. просит отменить, как незаконное и необоснованное, принять новое решение, которым в иске отказать.
В суде апелляционной инстанции ответчик Колышев С.Д. просил удовлетворить доводы апелляционной жалобы, решение отменить, в иске отказать.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Судебная коллегия на основании ст.ст. 167, 327 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом первой инстанции установлено, что жилой дом, расположенный по <адрес> принадлежит на праве собственности Колышеву С.Д.
Площадь объекта недвижимости составляет 493,9 кв.м, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Ежемесячная плата за коммунальную услугу для Колышева С.Д. составляет 2240 рублей 35 копеек.
С 1 января 2019 г. ООО «Экостройресурс», являясь региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории Самарской области, принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, т.е. фактически оказывал услуги по обращению с ТКО надлежащим образом.
Судебный приказ от 19.08.2021 года, выданный мировым судьей судебного участка № 19 Красноглинского судебного района г. Самары Самарской области о взыскании с Колышева С.Д. в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) за период с 01.01.2019 г. по 30.04.2021 г. был отменен.
Приняв во внимание расчет истца, согласно которому за период с 01.01.2019 г. по 30.04.2021 г. у ответчика образовалась задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 62 729 рублей 80 копеек, установив, что Колышев С.Д. оплату коммунальных услуг по вывозу и обращению с ТКО не производил, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.
В соответствии с ч. 5 ст. 30 ЖК РФ, п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", все собственники ТКО (граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица) обязаны заключить договор с Региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
В соответствии с абз. 2 п. 148 (30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения N 2 к настоящим Правилам.
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту 148(30) Правил по формуле 9(2):
,
где:
Si - общая площадь i-го жилого помещения;
- норматив накопления твердых коммунальных отходов;
Tотх - цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. (п.9 (2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 года № 846, а также Приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.03.2019 года № 95 утвержден предельный тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 год для населения в сумме - 598,16 руб./м3 (с учетом НДС).
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018 года № 1023, утвержден норматив накопления ТКО на территории городских округов Самарской области: Жигулевск, Кинель, Новокуйбышевск, Октябрьск, Отрадный, Похвистнево, Самара, Сызрань, Тольятти, Чапаевск на 1 кв.м. общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов составляет 0,091 м3 в год. Расчет стоимости оказываемых Региональным оператором услуг производится по формуле: Единица измерения (площадь объекта недвижимости) х годовой норматив накопления ТКО (0,091 м3) х предельный тариф (598,16 руб./м3) / 12 (количество месяцев в году).
Согласно вышеприведенной формуле расчета, сумма ежемесячной оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО для ответчика составляет 2240,35 руб., исходя из площади жилого дома 493,9 кв.м.
По мнению судебной коллегии, данный расчет отвечает требованиям ч.1 ст.157 ЖК РФ, согласно которой, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания своего имущества.
В соответствии с п. 5 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п.1 ст.432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Согласно п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В соответствии со ст. 442 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 421 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421 ГК РФ).
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО применимы правила Гражданского Кодекса Российской Федерации о публичном договоре.
Согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Из содержания п. 8 (17) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156 следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп. 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, с учетом приведенных правил, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.
На основании ч. 2 ст. 155 ЖК РФ плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.
В силу ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч.3, 4 ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу ч.11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению с ТКО, регулируется положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года №354.
В соответствии с пп. «а» п. 148(23) и пп. «в» п. 148(25) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право требовать внесения платы за потребленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, - уплаты неустоек (штрафов, пеней), а потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Из содержания вышеуказанных положений закона, регулирующих спорные правоотношения, следует, что законодатель не связывает возникновение обязанности по внесению платы за коммунальные услуги именно с фактом заключения договора между собственником такого помещения и соответствующей организацией.
Как установлено судом, ответчик является собственником жилого помещения, на нем как на участнике жилищных правоотношений лежит бремя расходов по содержанию жилого помещения и оплаты коммунальных услуг, в том числе, расходов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Доказательств, опровергающих факт оказания ООО «ЭкоСтройРесурс» коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами Колышева С.Д. в заявленный ко взысканию период, не имеется.
Доводы Колышева С.Д. о том, что в указанном жилом доме он не проживает, не могут служить основанием для отказа в иске.
В соответствии с пп. «а» п. 148(23) и пп. «в» п. 148(25) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право требовать внесения платы за потребленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, - уплаты неустоек (штрафов, пеней), а потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п. 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее - Правила № 354), при отсутствии постоянно и временно зарегистрированных (проживающих) в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с ТКО рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Согласно п. 56(2) Правил № 354 определено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Содержание пункта 148(36) Правил в нормативной связи с частью 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации вполне определенно предполагает, что непроживание собственника жилого помещения в этом помещении (в том числе по причине регистрации и постоянного проживания в ином жилом помещении) - при отсутствии иных постоянно или временно проживающих в этом помещении граждан - не освобождает его, по общему правилу, от обязанности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из количества собственников такого помещения.
Полное освобождение собственника жилого помещения, который в нем постоянно не проживает (что подтверждается в том числе отсутствием его регистрации в соответствующем жилом помещении), от внесения платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - с учетом ее целевой направленности и общественно значимого характера - не обеспечивало бы разумного баланса публичных и частных интересов в этой сфере отношений, а также не согласовывалось бы с конституционными принципами справедливости и равенства, требованиями о защите жизни и здоровья граждан, праве каждого на благоприятную окружающую среду и обязанности сохранять природу и окружающую среду (преамбула; статья 7; статья 17, часть 3; статья 19, часть 1; статья 20, часть 1; статья 41, часть 1; статьи 42 и 58 Конституции Российской Федерации).
С учетом вышеизложенных правовых норм и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации по их толкованию начисление платы за коммунальную услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами на собственника, даже при его непроживании в этом жилом помещении и отсутствии регистрации в нем является правомерным и не требует проведения перерасчета на основании фактического непроживания собственника в жилом помещении.
Доводы о том, что жилой дом фактически является незавершенным строительством объектом, опровергаются Выпиской ЕГРН.
Доводы заявителя о том, что отсутствие контейнерной площадки вблизи дома ответчика свидетельствует о фактическом неоказании услуг, отклоняются судом, поскольку опровергнуты ответом администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара от 03.04.2023, а именно: о ближайшем месте накоплении ТКО к дому <адрес> (установлен 1 контейнер). В реестр мест накопления ТКО, в январе 2019 года, было внесено 19 мест сбора и накопления ТКО на территории массива <адрес>).
Достоверных и допустимых доказательств неоказания услуг по обращению с ТКО, а именно: акт о нарушении Региональным оператором обязательств по договору на оказание услуг по обращению с ТКО, порядок составления которого содержится в разделе VI Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного Постановлением Правительства РФ №1156, суду в нарушение ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено.
Оценивая представленные доказательства, учитывая, что коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами Колышеву С.Д. была предоставлена ООО «ЭкоСтройРесурс» в заявленный ко взысканию период, однако обязательства по оплате за предоставленную ему коммунальную услугу на основании получаемых квитанций Колышев С.Д. не исполнил, о наличии заявленной задолженности Колышев С.Д. был уведомлен, о чем свидетельствует отмена мировым судьей судебного приказа по его заявлению, обоснованность начисления платежей и их размеры подтверждены представленными суду расчетами, суд первой инстанции пришел к верному выводу о взыскании с Колышева С.Д. заявленной суммы задолженности за предоставленную ему коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 года по 30.04.2021 в сумме 62728,80 рублей, и оснований для освобождения от платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в указанный период у суда не имеется.
В силу ст. 98 ГПК РФ с Колышева С.Д. подлежит взысканию в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» государственная пошлина в размере 2082 рубля.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они мотивированны, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах, оценка которых произведена по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию оценки доказательств.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Самарского районного суда г. Самары от 18.04.2023г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Колышева С.Д. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>