Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1907/2022 ~ М-1473/2022 от 26.05.2022

Дело № 2-1907/2022

79RS0002-01-2022-003740-86

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 июля 2022 года г. Биробиджан

Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе

судьи Шариповой Ю.Ф.,

при секретаре Щербаковой В.С.,

с участием:

представителя процессуального истца заместителя прокурора Биробиджанского района ЕАО Высотина Д.В.,

материального истца Дроздовой И.Ю.,

представителя ответчиков Виноградовой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане дело по иску прокурора Смидовичского района в интересах Дроздовой Ирины Юрьевны к департаменту социальной защиты правительства Еврейской автономной области, правительству Еврейской автономной области о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, предоставлении жилого помещения,

У С ТА Н О В И Л:

Прокурор Смидовичского района ЕАО в интересах Дроздовой И.Ю. обратился в суд с иском к правительству ЕАО, департаменту социальной защиты населения правительства ЕАО о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, указав, что истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. её мать ФИО3 умерла 05.04.2000, отец – ФИО4 решением суда от 20.06.2000 признан безвестно отсутствующим с 01.01.1994. В период с 01.09.1992 по 31.08.2000 истица проживала в Валдгеймской школе-интернате и находилась на полном государственном обеспечении. Согласно объяснению Абдуллаевой (Дроздовой) И.Ю. от 12.05.2022 установлено, что родилась в ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, родителей своих не помнит. Своё детство и юность провела в государственных учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. После окончания училища её отправили в 2022 году в пос. Николаевка социальным педагогом, где её помогли обустроится в комнате в общежитии по адресу: <адрес> в которой она по сегодняшний день зарегистрирована. На учет в качестве малоимущей и нуждающейся в администрации она не состояла и не подавала заявление, договор социального найма с ней не заключался. В соответствии с протоколом жилищной комиссии от 10.04.2009 № 2 Абдуллаевой (Дроздовой) И.Ю. предоставлялась комната по <адрес>, ЕАО. Вместе с тем, договор социального найма с заявителем не заключался, на учете в качестве нуждающейся и малоимущей она в администрацию Николаевского городского поселения не обращалась и не состояла. В настоящее время договор социального найма заключен с ФИО5 на основании протокола жилищной комиссии от 19.05.2011 № 4 по адресу: комната по <адрес>, ЕАО. Согласно информации департамента социальной защиты населения правительства ЕАО от 21.05.2021 сведения о заявителе в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями отсутствуют. Согласно объяснению начальника отдела по защите прав и законных интересов несовершеннолетних департамента социальной защиты населения правительства ЕАО Виноградовой И.В. от 11.05.2022 установлено, что Абдуллаева (Дроздова) И.Ю. с заявлением о включении в список не обращалась. Просит обязать ДСЗН правительства ЕАО включить сведения об Абдуллаевой (Дроздовой) И.Ю. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством; обязать правительство ЕАО предоставить ей жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, не менее установленной нормы предоставления площади жилого помещения, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам в черте муниципального образования «Николаевское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО.

В судебном заседании представитель процессуального истца Высотин Д.В. исковые требования поддержал по доводам иска.

Истица Дроздова И.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по доводам иска. Дополнительно пояснила, что согласно гарантийному письму от 27.10.1999 администрация пос. Николаевка поставила её на льготную очередь как оставшуюся без попечения родителей в получение жилья. Располагая такими данными, она не сомневалась, что состоит в списках и ждала, когда ей предоставят жилье. При этом она неоднократно обращалась в администрацию пос. Николаевка по данному вопросу, но безрезультатно.

Представитель ответчиков Виноградова И.В., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, пояснив, что до достижения 23 лет истица с соответствующим заявлением в органы опеки не обращалась, следовательно, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Суд, выслушав пояснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Законодательством Российской Федерации установлены социальные гарантии и дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящиеся под опекой (попечительством).

Статьей 149 Семейного кодекса РФ определено, что дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в воспитательных, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, имеют в числе прочего право на сохранение права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно преамбуле Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 25.11.2013) им определяются общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу ст. 1 указанного Федерального закона к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с п. 3 вышеуказанного закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Управление по опеке попечительству определено уполномоченным органом исполнительной власти Еврейской автономной области (далее - область) по формированию дел на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), нуждающихся в предоставлении жилых помещений (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений (далее - лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей), а также по формированию банка данных детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений (далее - банк данных нуждающихся в предоставлении жилых помещений) на основании Постановления правительства ЕАО от 12.08.2008 № 225-пп «О реализации закона Еврейской автономной области от 25.06.2008 № 390-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Еврейской автономной области».

До определения управления опеки и попечительства ЕАО функции по учету детей сирот в целях обеспечения их жилыми помещениями возлагались на орган местного самоуправления.

Постановлением губернатора ЕАО от 24.05.2019 № 130 «О ликвидации управления по опеке и попечительству Еврейской автономной области» комитету социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области переданы полномочия ликвидируемого управления по опеке и попечительству Еврейской автономной области.

В соответствии с постановлением правительства Еврейской автономной области от 30.12.2020 № 571-пп комитет социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области переименован в департамент социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области.

В судебном заседании установлено, что Дроздова И.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот, так как её мать ФИО3 умерла 28.03.2000, отец - ФИО4 решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 20.06.2000 признан безвестно отсутствующим с 01.01.1994.

В период с 01.09.1992 по 31.08.2000 Дроздова И.Ю. проживала и находилась на полном государственном обеспечении в Валдгеймской школе-интернате. Выбыла из учреждения в связи с окончанием 9 класса для дальнейшего обучения в ПУ <адрес>.

С 2000 года по 2003 год, как пояснила истица, она обучалась в профессиональном училище г. Биробиджана.

Согласно гарантийному письму главы администрации рабочего поселка Николаевка Смидовичского района ЕАО от 27.10.1999 на имя инспектора по охране детства Зайковой Ю.А., в соответствии с п. 2 ст. 37 ЖК РФ, согласно п.1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей оставленных без попечения родителей» администрация пос. Николаевка ставит на льготную очередь в получении жилья Дроздову Ирину, 1984 г. рождения, оставшуюся без попечения родителей.

Таким образом, до достижения возраста 23 лет Дроздова И.Ю. относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и была принята на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.

ДД.ММ.ГГГГ Дроздовой И.Ю. исполнилось 23 года.

Согласно положений статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции закона, действовавшей до 1 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма.

По данным отделения адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции УМВД России по ЕАО истица с 01.07.2003 по настоящее время зарегистрирована по адресу<адрес>

Согласно протоколу заседания жилищной комиссии МО «Николаевское городское поселение» № 2 от 10.04.2009 принято решение о предоставлении Дроздовой И.Ю., имеющей статус сироты, комнаты в общежитии по <адрес>. Рекомендовано заключить договор социального найма и провести перерегистрацию по новому адресу.

В судебном заседании установлено, что договор социального найма между администрацией и Дроздовой И.Ю. ни на комнату , ни на комнату не заключался.

Согласно ст. 109 ЖК РСФСР общежития использовались для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы.

В соответствии со статьей 94 Жилищного кодекса РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.

Статьей 40 ЖК РСФСР, действовавшей на момент регистрации истицы в комнате общежития по вышеуказанному адресу, было предусмотрено, что жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания, должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

В настоящее время частью 2 статьи 15 ЖК РФ предусмотрено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Из ответа администрации МО «Николаевское городское поселение» от 11.05.2022 следует, что копия технического паспорта на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, отсутствует. Также указано, что Дроздова И.Ю. не имеет право на основании протокола жилищной комиссии от 10.04.2009 № 2 заключить договор социального найма, так как договор найма жилого помещения на комнату <адрес> ЕАО заключен с иным гражданином.

Также в судебном заседании установлено, что решением жилищной комиссии МО «Николаевское городское поселение» от 03.06.2022 № 11 отменен п. 4 решения жилищной комиссии от 10.04.2009 № 2, касающийся предоставления Дроздовой И.Ю., имеющей статус сироты, комнаты в общежитии по <адрес>, .

Указанные обстоятельства свидетельствуют о не реализации истицей гарантированного права на получение как ребенком, оставшимся без попечения родителей, жилого помещения.

Возможность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализовать свое право на обеспечение жилым помещением определяется действиями уполномоченных органов исполнительной власти, а факт того, что лицо указанной категории не обращалось с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилье до 23 лет, не может являться безусловным основанием для отказа в обеспечении его жилым помещением по достижении указанного возраста.

Имея на руках гарантийное письмо главы администрации рабочего поселка Николаевка Смидовичского района ЕАО от 27.10.1999, истица полагала, что состоит в очереди и будет обеспечена жильем.

По мнению суда, достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, которое было принято на учет нуждающихся в жилом помещении до 23-летнего возраста, не может служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено в период до достижения возраста 23 лет.

По сведениям ОГБУ «Облкадастр» Дроздова (Абдуллаева) И.Ю. не использовала право на бесплатную приватизацию в жилых помещениях, в домах государственного и муниципального жилищного фонда на территории г. Биробиджана, Биробиджанского и Смидовичского районов.

По информации управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЕАО от 06.06.2022 объекты недвижимости за истицей не зарегистрированы.

На учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении как малоимущий гражданин истица не состоит.

При указанных обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора Смидовичского района Еврейской автономной области в интересах Дроздовой Ирины Юрьевны к департаменту социальной защиты правительства Еврейской автономной области, правительству Еврейской автономной области о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, предоставлении жилого помещения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Смидовичского района в интересах Дроздовой Ирины Юрьевны к департаменту социальной защиты правительства Еврейской автономной области, правительству Еврейской автономной области о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать департамент социальной защиты правительства Еврейской автономной области (ОГРН 1027900511726) включить Дроздову Ирину Юрьевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, паспорт , в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Обязать правительство Еврейской автономной области (ОГРН 1027900512606) предоставить Дроздовой Ирине Юрьевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, паспорт , благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее установленной нормы предоставления площади жилого помещения, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, в черте муниципального образования «Николаевское городское поселение» Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья              Ю.Ф. Шарипова

Мотивированное решение изготовлено 04.08.2022

2-1907/2022 ~ М-1473/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Суд
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области
Судья
Шарипова Юлия Фаритовна
Дело на странице суда
birobidzhansky--brb.sudrf.ru
26.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.05.2022Передача материалов судье
02.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.06.2022Подготовка дела (собеседование)
17.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.07.2022Судебное заседание
19.07.2022Судебное заседание
25.07.2022Судебное заседание
01.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.04.2023Дело оформлено
18.04.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее