Дело №...
№...
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Филипповой И.В.
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в ********** **.**.** декабря 2020 года дело по иску Печорского межрайонного прокурора, действующего в интересах ФИО2, к администрации муниципального района «Печора» о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Печорский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах ФИО2, **.**.** года рождения, к администрации муниципального района «Печора» о возложении обязанности признать за ФИО2 право состоять на учете в администрации МР «Печора» на получение жилья, как лицу из числа детей – сирот, восстановить ФИО2 в льготной очереди на получение жилья детей – сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений с датой постановки на учет **.**.**, обязать предоставить ФИО2 на состав семьи один человек жилое помещение специализированного жилищного фонда в виде отдельной жилой квартиры, благоустроенной применительно к условиям **********, отвечающей санитарным и техническим правилам и нормам, на условиях договора найма специализированного жилого помещения, установленным жилищным законодательством, общей площадью не менее 13 кв.м. в городе Печора РК. В обоснование требований указал, что истец является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело слушалось без участия истца, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании помощник Печорского межрайонного прокурора ФИО4 на исковых требованиях настаивал.
Дело рассматривалось в соответствии со ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителя ответчика, извещенного о месте и времени судебного заседания надлежащим образом. Представитель ответчика представил в суд отзыв на иск, в котором указал, что полагает вынесение судебного решения на усмотрение суда, с учетом фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя ответчика.
Суд, выслушав пояснения явившегося участника процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования основаны на законе и подлежат удовлетворению.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании установлено:
ФИО2 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании постановления главы администрации МО «********** и подчиненная территория» от №... от **.**.** истец состояла на учете граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, как лицо из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
ФИО2 предоставлено жилое помещение по адресу: **********, по договору социального найма, согласно корешка ордера на жилое помещение №... от **.**.**.
Постановлением главы администрации МР «********** подчиненная ему территория» №... от **.**.** отменено постановление №... от **.**.** в части предоставления ФИО2 жилой площади по адресу: **********.
Распоряжением администрации МР «Печора» №...-р от **.**.** ФИО2 исключена из списка граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, как лицо из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с сохранением права состоять в общей очереди, в связи с отсутствием подтверждения права на внеочередное предоставление жилья.
В ходе прокурорской проверки установлено, что на момент предоставления ФИО2 жилого помещения по адресу: **********, оно не являлось собственностью администрации МР «Печора», находилось в собственности ФИО5 на основании договора купли-продажи квартиры от **.**.**, удостоверенного нотариусом ********** РК ФИО6, зарегистрированного в реестре под №..., зарегистрировано Печорским МБТИ **.**.**, записанного в реестровую книгу под №....
На основании постановления администрации МР «Печора» №... от **.**.** «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселения граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2018 годы» и постановления Правительства Республики Коми №... от **.**.** «О республиканской адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2018 годы», жилой дом по адресу: **********, был включен в программу переселения. В рамках реализации указанной Программы данное жилое помещение было изъято для муниципальных нужд путем предоставления денежного возмещения собственнику, что подтверждается соглашением №... об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд от **.**.**.
По сведениям администрации МР «Печора» по состоянию на **.**.** ФИО2 значится в общей очереди под №....
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определены Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа, до вышеуказанного возраста.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Решением Совета МО муниципального района "Печора" от 25.12.2015 N 6-5/48 «Об учетной норме и норме предоставления площади жилого помещения на территории муниципального района» установлена норма предоставления жилого помещения - в размере 13 квадратных метров общей площади на каждого члена семьи.
С учетом собранных доказательств по делу, суд находит исковые требования истца подлежащими удовлетворению.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденных Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
Уважительными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, основанием для защиты в судебном порядке права обеспечения жильем, являются, в частности, ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав таких лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых они обучались и (или) воспитывались; состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, истец, хоть и являлась совершеннолетней, полагала, что обеспечена жилым помещением по адресу: ********** по договору социального найма.
При этом органом местного самоуправления истцу было предоставлено жилое помещение, находящееся в собственности другого лица, что лишило истца права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма.
Таким образом, суд полагает, что истец необоснованно была исключена из списка граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, как лицо из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании распоряжения администрации МР «Печора» №...-р от **.**.**.
Статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ предусматривает право сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, на обеспечение жильем по месту их жительства.
Жилое помещение должно быть предоставлено истцу в ********** Республики Коми и должно быть благоустроенным применительно к условиям ********** Республики Коми.
При этом общая площадь предоставляемого жилого помещения, с учетом позиции Конституционного Суда Республики Коми, изложенной в постановлении от **.**.**, должна быть не менее социальной нормы - 13 кв.м.
Поскольку истец состояла с **.**.** списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, однако была необоснованно исключена из указанного списка граждан, истец подлежит восстановлению в льготной очереди на получение жилья детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений с датой постановки на учет **.**.**.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за ФИО2 право состоять на учете в администрации МР «Печора» на получение жилья, как лицу из числа детей – сирот.
Восстановить ФИО2 в льготной очереди на получение жилья детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений с датой постановки на учет **.**.**.
Обязать администрацию муниципального района «Печора» предоставить ФИО2 на состав семьи один человек жилое помещение специализированного жилищного фонда в виде отдельной жилой квартиры, благоустроенной применительно к условиям **********, отвечающей санитарным и техническим правилам и нормам, на условиях договора найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 13 кв.м. в ********** Республики Коми.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено **.**.** декабря 2020 года.
Председательствующий судья И.В.Филиппова