Дело № 2-1457/20
УИД 12 RS0001-01-2020-002615-16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Волжск 17 декабря 2020 года
Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Емельяновой Е.Б.., при секретаре судебного заседания Комиссаровой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Волжске Республики Марий Эл (межрайонное) о включении в педагогический стаж периодов работы и назначении досрочной пенсии по старости,
установил:
ФИО обратилась в суд с вышеназванным иском, в обоснование требований указала, что решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Волжске Республики Марий Эл (межрайонное) № от 12.11.2020 г. ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии, в связи с тем, что 25 лет выработано на 29.08.2020 года и право она приобретает через 1,5 года, т.е 01.03.2022 года.
В педагогический стаж не включены следующие периоды:
- период учебы в Йошкар-Олинском педагогическом училище с 01.09.1990 по 23.06.1992 (01 год - 09 месяцев -23 дня);
- периоды работы воспитателем в Краснооктябрьском я/с «Незабудка» со 02.07.1990 года по 31.07.1990г. (00 лет-01 месяцев-00 дней);
С указанным решением она не согласна.
В своем решении № от 12.11.2020 г. ответчик указывает, что на 28.10.2020 года ее специальный стаж составляет 25 лет 01 месяц 29 дней.
С учетом спорных периодов 1 года 10 месяцев 23 дней стаж осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей составил на дату обращения 26 лет 10 месяцев 11 дней, что дает, по мнению истицы право на пенсию с даты обращения - 28.10.2020 года.
Истец просит суд признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Волжске РМЭ (межрайонное) № от 12.11.2020 года об отказе в назначении пенсии и обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Волжске Республики Марий Эл (межрайонное) включить в стаж в связи с осуществлением педагогической деятельности период работы со 02.07.1990 года по 31.07.1990 года (00 лет 01 месяц 00 дней) и период учебы в Йошкар-Олинском педагогическом училище с 01.09.1990 года по 23.06.1992 г. (01 год 09 месяцев-23 дня) и назначить досрочную пенсию по старости с момента подачи заявления - с 28.10.2020 года.
В судебном заседании истец ФИО исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Волжске Республики Марий Эл (межрайонное) ФИО иск не признала, суду пояснила аналогичное изложенному в отзыве на исковое заявление.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, материалы выплатного дела на ФИО, суд пришел к следующему выводу.
ФИО обратилась в ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Волжске Республики Марий Эл (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 01.01.2015 года Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее ФЗ от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 ФЗ от 28.12.2013 года N 400-ФЗ.
Статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ
«О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ) предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от
28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года
№ 400-ФЗ предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом «м» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются, в частности, список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона
«О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Частью 8 статьи 13 ФЗ от 28.12.2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу ФЗ от 28.12.2013 года N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 ФЗ от 29.12.2013 года N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Данным Постановлением предусмотрено назначать пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню организаций и должностей согласно Приложению, в частности учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет (пп. "а" п. 1 Постановления). Этим же Постановлением (п. 7) было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
Пунктом 2 Положения от 17.12.1959 года N 1397 устанавливалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
При этом согласно п. 4 названного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого Положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 463 был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 года по 31.10.1999 года включительно. Пунктом 2 данного Постановления было установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Возможности зачета работникам образования в специальный стаж иных периодов трудовой деятельности, не относящейся к педагогической, Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 463 предусмотрено не было, как и применяемыми в настоящее время в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 ФЗ от 29.12.2013 года N 400-ФЗ работников этой категории Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781.
С 01.01.1992 года Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 463 были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Сохранение возможности зачета таким лицам в стаж работы по специальности время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, допускается только при условии прохождения учебы в период действия Положения от 17.12.1959 года N 1397, то есть до 01.01.1992 года, и только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 01.01.1992 года в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397.
Решением ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Волжске Республики Марий Эл (межрайонное) № от 12.11.2020 года ФИО отказано в назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии со ст.30.1.19 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с тем, что специальный стаж на 28.10.2020г. составляет 25 лет 1 месяц 29 дней, соответственно в силу действующего законодательства право на назначении пенсии возникнет через 1,5 года - 28.04.2022года.
Помимо этого, в специальный стаж истца не включены периоды: период учебы в Йошкар-Олинском педагогическом училище с 01.09.1990г. по 23.06.1992г. с 01.09.1990г. по 02.09.1990г. (00-00-02), с 08.09.1990г. по 02.06.1991г. (00-08-25), с 16.07.1991г. по 23.06.1992г. (00-11-08) и период работы воспитателем в Краснооктябрьском я/с «Незабудка» с 02.07.1990 по 31.07.1990 года (00 лет-01 месяц 00 дней), с 03.06.1991г. по 15.07.1991г. (00-01-13).
Период работы воспитателем в Краснооктябрьском я/с «Незабудка» с 02.07.1990 по 31.07.1990 года (00 лет-01- 00), а именно целый месяц подтверждается справкой №126 от 30.06.2020г. за №400.
Из справки достоверно следует, что Губина (после брака ФИО) В.Н. была принята воспитателем в я/с «Незабудка» на время отпусков с 02.07.1990 года с окладом 110руб. приказ №94 от 02.07.1990г. пункт 2, а также приказом №100 от 03.09.1990г. пункт 7 принята воспитателем в подготовительную группу на 5 рабочих дней с 03.09.1990г. с окладом 120рублей плюс 30 рублей за работу с родителями. В 1991 году приказом №131 от 18.06.1991 пункт «2 разрешено работать по 12 часов с 17.06.1991г. по 24.06.1991г. и пункт №3 принята воспитателем на летнюю производственную практику с 03.06.1991г. В 1992 приказом №192 от 29.09.1992 г. пункт №1 принята подменным воспитателем с 29.09.1992г. по 16.10.1992г. на время отсутствия воспитателей по семейным обстоятельствам заработная плата летние месяцы в 1990 г. за июль составила 110 рублей. В качестве основания по начислению заработной платы работникам Краснооктябрьского поселкового Совета народных депутатов Медведевского района Марийской АССР за 1990 год на 64 листах, за 1991 год на 50 листах, за 1992 год на 76 листах.
Из справки следует, что истица была принята на работу воспитателем в я/с «Незабудка» на время отпусков с 02.07.1990 года с окладом 110руб., по платежным ведомостям ей оплачено 110руб.- то есть установленный оклад, из чего можно сделать вывод о том, что истица проработала целый месяц.
Доказательств обратному не имеется. Не доверять официальной справке работодателя Краснооктябрьском я/с «Незабудка» у суда оснований не имеется.
Должность и учреждение, предусмотрены Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067 и дают право включить данный стаж в педагогический стаж.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истицы в части включения периода работы со 02.07.1990 по 31.07.1990 года в должности воспитателя Краснооктябрьского я/с «Незабудка» в педагогический стаж.
В части включения периода учебы истицы в Йошкар-Олинском педагогическом училище за период с 01.09.1990г. по 23.06.1992 года, суд приходит к следующему.
Согласно представленному в материалы дела диплому ПТ №155144 следует, что ФИО (ныне ФИО) ФИО обучалась в Йошкар-Олинском педагогическом училище с 01.09.1990года по 23.06.1992г.
Учитывая изменения в области пенсионного законодательства с 01 октября 1993 г., исключается применение к спорному периоду обучения истца Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, поскольку указанным Положением предусмотрено, что времени обучения в учебном заведении педагогическая деятельность должна предшествовать или непосредственно следовать за ним, а по состоянию на 30 сентября 1993 г. (последний день действия Положения), но истица учебу окончила 23 июня 1992 года и как установлено судом имела педагогический стаж как до обучения так и после него.
Таким образом, у истицы имеется условия для включения спорного периода обучения в Йошкар-Олинском педагогическом училище в педагогический стаж:
Период обучения истицы в Йошкар-Олинском педагогическом училище (с 01.09.1990г. по 23.06.1992г.) имел место до отмены действия Положения от 17.12.1959 года N 1397, она имела педагогический стаж как установлено судом выше, до поступления и после окончания обучения.
На основании выше изложенного, требования истицы о включении в специальный стаж период учебы в Йошкар-Олинском педагогическом училище (с 01.09.1990г. по 23.06.1992г.) подлежат удовлетворению.
В связи с удовлетворением исковых требований истицы имеется условие для назначения пенсии в соответствии со ст.30.1.19 Федерального Закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» - требуемый стаж 25 лет, в связи с педагогической деятельностью.
В части возложения на ГУ - УПФ РФ в г.Волжске по РМЭ (межрайонное) обязанности по назначению истице досрочной пенсии с заявленной истицей даты - 28.10.2020 года, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря
2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ), страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона от
28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
С 1 января 2019 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ (ред. Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии»), в части изменения сроков назначения пенсий, в том числе досрочных. Страховая пенсия по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, с 1 января 2019 года назначается с применением положений части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону (часть 1.1 Федерального закона от
28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Приложением 7 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года
№ 400-ФЗ определены сроки назначения страховой пенсии по старости в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста. В соответствии с указанным Приложением, если годом возникновения права на страховую пенсию по старости является
2019 год, то срок назначения такой пенсии по старости определен не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Федеральным законом от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» установлено, что повышение пенсионного возраста будет происходить поэтапно, начиная с 2019 года. В течение каждого календарного года предусмотрено увеличение на 12 месяцев пенсионного возраста, равно как и периода ожидания назначения досрочной страховой пенсии по старости со дня возникновения права на нее для тех категорий граждан, которым эта пенсия назначается независимо от возраста.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от
3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии», гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января
2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Из анализа приведенных норм следует, что с 1 января 2019 года право на страховую пенсию по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона
№ 400-ФЗ для лиц, которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря
2020 года приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может быть назначена на шесть месяцев раньше сроков, предусмотренных Приложением 7 к указанному Федеральному закону.
При этом закон связывает возникновение у гражданина права на назначение досрочной пенсии по старости как с наличием объективных обстоятельств, связанных с достижением определенного возраста, наличием необходимого стажа на соответствующих видах работы, так и с личным заявлением этого гражданина о назначении пенсии.
Судом установлено, что на момент обращения в ГУ - УПФ РФ в г.Волжске Республики Марий Эл (межрайонное) 28 октября 2020 года в специальный стаж ФИО, учтенный ответчиком, составит 26 лет 10 месяцев 11 дней по состоянию на 29.08.2020г.
С учетом спорных периодов, включенных судом в специальный стаж истицы, стаж педагогической деятельности составил более 25 лет, обратилась с истица с заявлением о назначении пенсии в 2020 году, соответственно право на страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии» наступит 28.04.2022 года (28.10.2020+ 24 месяца - 6 месяцев).
В соответствии с частью 1 статьи 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ стороне в пользу, которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
При обращении с иском в суд, ФИО оплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, которая подлежит взысканию в ее пользу с ответчика.
Суд в соответствии с нормами статьи 196 ГПК РФ разрешил спор в пределах заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд
решил:
Исковые требования ФИО к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Волжске Республики Марий Эл (межрайонное) о признании незаконным решения, включении в педагогический стаж периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости- удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Волжске РМЭ (межрайонное) № от 12.11.2020года об отказе в назначении пенсии, в части;
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Волжске Республики Марий Эл (межрайонное) включить ФИО в стаж в связи с осуществлением педагогической деятельности период учебы в Йошкар-Олинском педагогическом училище с 01.09.1990г. по 23.06.1992г., период работы воспитателем со 02.07.1990г. по 31.07.1990г. в Краснооктябрьском я/с «Незабудка».
В назначении пенсии с момента обращения с 28.10.2020г. ФИО отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Волжске Республики Марий Эл (межрайонное) в пользу ФИО расходы по госпошлине в сумме 300 руб.00 коп.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РМЭ в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Волжский городской суд РМЭ.
Судья Емельянова Е.Б.
В окончательной форме
решение вынесено 23 декабря 2020года