Судья Баянина Т.В. Дело № 12-34/2023
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
03 марта 2023 года город Севастополь
Судья Ленинского районного суда города Севастополя Истягина Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда (г. Севастополь, ул. Ленина, д. 31) жалобу должностного лица - директора ГБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» Кузина И.А. на постановление мирового судьи судебного участка № 13 Ленинского судебного района города Севастополя от 05.12.2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении должностного лица - директора ГБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» Кузина И.А.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 13 Ленинского судебного района города Севастополя от 05.12.2022 года, отношении должностного лица - директора ГБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» Кузина И.А., последний признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.7 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 10000.00 рублей.
Не согласившись с постановлением мирового судьи, Кузин И.А. обратился в Ленинский районный суд г. Севастополя с жалобой, в которой просит постановленный судебный акт изменить в части исключения нарушений приведенных в пункте 1 и 5 протокола, а назначенное наказание заменить на предупреждение.
В судебном заседании представитель заявителя Овсянников Д.В. поддержал жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представитель ГУ МЧС России по г. Севастополю Пиркун С.Н. против удовлетворения жалобы возражал, просил суд оставить постановление суда первой инстанции без изменений.
Изучив письменные материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ч. 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 20.7 КоАП РФ, невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно положениям статьями 1, 2, 6 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.
К объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне (пункт 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309).
Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны (положения пункта 14 названного Порядка).
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
Согласно пункту 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны данные Правила должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ и противорадиационных укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.
Ведение гражданской обороны осуществляется: в Российской Федерации - на основе Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации (пункты 5, 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804).
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ, статье 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ, пункта 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" (далее - Порядок), организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязаны планировать и проводить мероприятия по повышению, поддержанию устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; создавать и содержать в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; обеспечивать сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимать меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Согласно пункту 3 Порядка убежища создаются: для максимальной по численности работающей в военное время смены работников организации, имеющей мобилизационное задание (заказ) (далее - наибольшая работающая смена организации) и отнесенной к категории особой важности по гражданской обороне, независимо от места ее расположения, а также для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне и расположенной на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, за исключением наибольшей работающей смены метрополитена, обеспечивающего прием и укрытие населения в сооружениях метрополитена, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, и медицинского персонала, обслуживающего нетранспортабельных больных;
Создание объектов гражданской обороны в период мобилизации и в военное время осуществляется в соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций, планами гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (пункт 11 Порядка).
Создание объектов гражданской обороны осуществляется за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, станций и линий метрополитенов, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов. В качестве объектов гражданской обороны также могут использоваться объекты, предназначенные для обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 12 Порядка).
Согласно положениям пункта 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" (далее - Порядок), организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязаны планировать и проводить мероприятия по повышению, поддержанию устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; создавать и содержать в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; обеспечивать сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимать меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Согласно пункту 3 Порядка убежища создаются: для максимальной по численности работающей в военное время смены работников организации, имеющей мобилизационное задание (заказ) (далее - наибольшая работающая смена организации) и отнесенной к категории особой важности по гражданской обороне, независимо от места ее расположения, а также для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне и расположенной на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, за исключением наибольшей работающей смены метрополитена, обеспечивающего прием и укрытие населения в сооружениях метрополитена, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, и медицинского персонала, обслуживающего нетранспортабельных больных;
Создание объектов гражданской обороны в период мобилизации и в военное время осуществляется в соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций, планами гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (пункт 11 Порядка).
Создание объектов гражданской обороны осуществляется за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, станций и линий метрополитенов, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов. В качестве объектов гражданской обороны также могут использоваться объекты, предназначенные для обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 12 Порядка).
Как следует из материалов дела, при проведении выездной проверки в отношении ГБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» 15 ноября 2022 г. в 14 часов 00 мин. по адресу: <адрес>, установлено, что директор Кузин И.А., совершил ряд нарушений требований в области гражданской обороны, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а именно:
- в нарушение требований п.1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне», пункта 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 №, пункта 3 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № – наибольшая работающая смена организации не обеспечена защитным сооружением гражданской обороны, отнесенной ко второй категории по гражданской обороне;
- в нарушение требований п.1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне», пп. г. п. 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 №, п.7 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 №, п. 16.1 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий от 14.11.2008 №, отсутствуют утвержденные программы курсового обучения личного состава формирований и работников организаций в области гражданской обороны, с учетом особенностей деятельности организации;
- в нарушение требований п.1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне», п.7, 12 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 №, п. 3,4, пп. г п. 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 №, п. 16.1, 16.6, 16.14 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий от 14.11.2008 №, п.п. 9, 14 Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.12.2014 №; п. 13 Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по делам по гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29.07.2020 №, отсутствуют документы, подтверждающие осуществление подготовки личного состава формирований в области гражданской обороны.
- в нарушение требований п.1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне», п.п. 2-4, пп. в, п.6, пп. а, п.8 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 №, п. 10-21 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 №, п. 7, 16.3 – 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий от 14.11.2008 №, п.п. 1.6, 3.4.4, 6.3.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 №, отсутствуют документы, определяющие номенклатуру и объемы создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических продовольственных, медицинских и иных средств;
- в нарушение требований п.1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне», п.п. 3-5, пп. в, п.6, п.6.1, пп. а, п.7, пп. а, п.8 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 №, п.п. 10-21 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 №, п.п. 7, 16.3-16.14 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий от 14.11.2008 №, п.п. 1.6, 3.4.4, 6.3.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 №, п.п. 4, 5, 9, 13 Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.12.2014 №, не накоплены в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных и иных средств.
Обстоятельства совершения заявителем административного правонарушения подтверждаются исследованными мировым судьей доказательствами: протоколом об административном правонарушении №-ГО от 16.11.2022; решением о проведении внеплановой выездной проверки от 01.11.2022; актом выездной проверки №-ГО от 15.11.2022, в результате которой выявлены нарушения; предписанием об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 15.11.2022 №-ГО.
Собранным по делу доказательствам, мировым судьей была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, мировой судья пришел к верному выводу, что со стороны должностного лица имеет место невыполнение мероприятий по подготовке к защите населения, в связи с чем, принял правильное решение о квалификации бездействия заявителя по ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ.
Событие административного правонарушения, предусмотренного часть 2 статьи 20.7 КоАП РФ, и виновность должностного лица в его совершении подтверждаются представленными в материалах дела доказательствами которые получили оценку в совокупности, по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ.
Мировым судьей в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были выяснены все обстоятельства дела, подлежащие доказыванию.
Доводы представителя заявителя об отсутствии финансового обеспечения, не свидетельствуют о том, что должностным лицом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований в области гражданской обороны, и не являются основанием для вывода об отсутствии в его действиях вмененного состава об административном правонарушении.
Административное наказание назначено должностному лицу в пределах санкции ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.4 и 4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного правонарушения, и является справедливым.
При таких обстоятельствах законных оснований для прекращения производства по делу не усматривается.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ решение может быть отменено лишь в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что мировым судьей допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные КоАП РФ процессуальные требования.
Существенных нарушений мировым судьей при рассмотрении протокола об административном правонарушении в отношении должностного лица, допущено не было.
Действия юридического лица квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, которые являлись предметом исследования мирового судьи, не опровергают установленных судом обстоятельств и не влияют на законность принятого по делу судебного акта.
Вопреки доводам жалобы оснований для замены назначенного наказания по настоящему делу не имеется, обязательным условием для применения нормы части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является отсутствие в результате совершения административного правонарушения возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц.
Анализ взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены административного штрафа на предупреждение в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц, которая в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от совершенного правонарушения, а в пренебрежительном отношении субъекта ответственности к порядку привлечения иностранных граждан к осуществлению трудовой деятельности, установленному Федеральным законом о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, а также в угрозе безопасности государства.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в самом факте нарушения требований действующего законодательства в гражданской обороны. При отсутствии совокупности всех обстоятельств, перечисленных в части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.
В рассматриваемом случае доказательств, объективно свидетельствующих о невозможности заявителем надлежащим образом исполнить установленную законом обязанность по соблюдению приведенных положений в сфере гражданской обороны, заявителем не представлено.
Постановление о привлечении должностного лица - директора ГБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» Кузина И.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Состоявшееся по делу судебное постановление сомнений в своей законности не вызывает, является правильным и оснований для его отмены или изменения не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1-30.9 КоАП РФ, судья,-
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 13 Ленинского судебного района города Севастополя от 05.12.2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора ГБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» Кузина И.А. – оставить без изменения, жалобу должностного лица - директора ГБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» Кузина И.А. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу после его вынесения.
Судья Н.М. Истягина