14RS0035-01-2023-000669-73
Дело №2-8582/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Якутск 18 октября 2023 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Ефремова И.В., при секретаре Алексеевой В.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Нестерова Владимира Геннадьевича к Окружной администрации города Якутска об обязании перезаключить договор социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Нестеров В.Г. обратился в суд с иском к ответчику об обязании перезаключить договор социального найма, указывая, что он является нанимателем жилого помещения в многоквартирном доме по адресу: ____ по договору социально найма от ____ Кроме него, в квартире проживают члены его семьи – жена ФИО3, дочь ФИО1, внучка ФИО2 ____ Указанный дом в связи со значительным физическим износом в процессе эксплуатации, снижением уровня надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций и основания здания признан Межведомственной комиссией аварийным и подлежащим сносу. Так же согласно заключения о техническом состоянии жилого помещения многоквартирного дома Управления государственного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) от ____ № в многоквартирном доме по адресу: ____, установлено наличие вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан. Распоряжением Окружной администрации г. Якутска дом признан аварийным и подлежащим сносу. Поскольку квартира не отвечает требованиям статьи 15 ЖК РФ, истец просит обязать ответчика перезаключить договор социального найма от ____ с Нестеровым В.Г. и членами его семьи с переселением в другое жилое помещение общей площадью не менее 18,6 кв.м. в черте города Якутска, отвечающее техническим и санитарным нормам и правилам в связи с тем, что помещение, расположенное по адресу: ____, не является жилым и не может быть предметом договора социального найма, представляя существенную угрозу жизни и здоровью граждан.
В судебном заседании представители истца Мекумянов В.П., Нестерова Е.М. (по доверенности) иск поддержали, ссылаясь на те же доводы. Пояснили, что жилье не соответствует санитарным и жилищным нормам, у истца и членов его семьи не имеется другого жилья, дом признан аварийным, подлежит сносу в 2025 году, истец не включен в реестр нуждающихся, с заявлением о предоставлении жилья в маневренном фонде не обращался.
Представитель Окружной администрации города Якутска Сизых Д.Е. (по доверенности) иск не признала, считает требования не совсем корректными, на данный момент истец может воспользоваться маневренным фондом до переселения.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу ч. 1 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Исходя из аналогии закона (статья 7 Жилищного кодекса РФ) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениями и использовавшихся в качестве служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, также должны применяться нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
В дальнейшем разграничение единой государственной собственности, а передача различных объектов (видов) имущества в федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации производились на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», а также распоряжения Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 года N 114-рп «Об утверждении Положения об определении по объектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности».
В приложении № 3 к названному Постановлению Верховного Совета Российской Федерации содержался перечень объектов, относящихся исключительно к муниципальной собственности, в том числе жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации).
Установлено, что многоквартирный дом по ____ находился под управлением местных органов государственной власти и далее органов местного самоуправления. Так, Нестерову В.Г. и членам его семьи по типовому договору социального найма помещения от ____ передано в бессрочное владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 1 комнаты общей площадью 18,6 кв.м., по адресу: ____.
Указанный дом в связи со значительным физическим износом в процессе эксплуатации, снижением уровня надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций и основания здания признан Межведомственной комиссией Окружной администрации г. Якутска аварийным и подлежащим сносу (акт обследования жилого помещения от____).
Распоряжением Окружной администрации г. Якутска №р от ____ жилой дом по адресу: ____ признан аварийным и подлежащим сносу.
Установлено, что кроме признания дома аварийным в отношении аварийного дома Ответчик по делу не применял, распоряжений об изъятии земельного участка дома признанного аварийным не издавал, соглашений о выкупной цене за жилое помещение или предоставлении иного жилого помещения ответчиком не принято.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2011 года N 4-П - статья 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащаяся в ней норма - по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, - не допускает возможность применения норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниях после 1 марта 2005 года (даты введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты.
Из содержания указанного постановления Конституционного Суда Российской Федерации следует, что государство должно гарантировать равенство прав граждан, находящихся в одинаковых условиях, в данном случае - проживающих в жилых домах, ранее использовавшихся в качестве общежитий, ограничения же конституционного права на жилище могут быть установлены в конституционно значимых целях только федеральным законом, но не могут следовать из него по умолчанию или на основании ограничительного толкования его норм. Однако ни сама статья 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ни какие-либо другие его положения не содержат указания на ограничение действия данной статьи во времени, в пространстве или по кругу лиц. Проживающие в таких жилых помещениях граждане, которым они были предоставлены на законных основаниях как работникам соответствующего государственного или муниципального предприятия (учреждения), независимо от того, сохранились или нет документы, подтверждающие законность вселения, с точки зрения правового статуса составляют одну категорию субъектов жилищных правоотношений и, следовательно, равным образом подлежат защите при реализации своего конституционного права на жилище.
На основании приведенного конституционного разъяснения, Федеральным законом от 02 октября 2012 года N 159-ФЗ в статью 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" внесены изменения, согласно которым после слов "органов местного самоуправления," статья дополнена словами "вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях".
Пунктом 1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную, государственную собственность, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" жилищный фонд, в том числе здания и строения, ранее переданные в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, отнесен к муниципальной собственности, что предполагает, как это следует исходя из смысла статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", применение к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежития, переданных в ведение органов местного самоуправления, норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Согласно абз. 2 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, не лишены возможности оформить (заключить) договор социального найма на эти помещения в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Оформление (заключение) договора социального найма на жилое помещение с гражданами, проживающими в таком жилом помещении, в связи с изменением режима жилого помещения само по себе не свидетельствует о предоставлении другого жилого помещения и не влечет изменения предмета договора. Оно является, по своей сути, признанием и подтверждением правомерного пользования и владения гражданином жилым помещением, а потому не может быть поставлено в зависимость от наличия иного жилого помещения либо постановки на учет, ранее предоставленные гражданам на законных основаниях.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является их проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (при этом не упомянуты правовые основания проживания в таком помещении). В силу же части 4 статьи 15 данного Кодекса жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, а многоквартирный дом - аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Во исполнение этой нормы Правительство Российской Федерации Постановлением от 28 января 2006 года N 47 утвердило Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом. В его разделе II перечислены требования, которым должно отвечать жилое помещение, в пункте 33 вредные факторы среды обитания человека, не позволяющие обеспечить безопасность жизни и здоровья, указаны в качестве причины для признания жилого помещения непригодным для проживания, а в пункте 34 сказано, что многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (а жилые помещения в нем - непригодными для проживания) при аварийном состоянии его несущих конструкций или дома в целом, когда исчерпана несущая способность и есть опасность обрушения дома или потери им устойчивости.
В части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации законодатель в качестве общего правила закрепил, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия на учет. В исключение из этого правила в части 2 той же статьи предусмотрено внеочередное предоставление жилья, в том числе в ее пункте 1 - тем гражданам, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Будучи дополнительной гарантией права на жилище для граждан, нуждающихся в особой поддержке государства, данная норма направлена на защиту их интересов. Такое регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.
При этом, как установлено судом, истец и его семья не включены в реестр в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда ГО «город Якутск», предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, имеют право на обеспечение их жилым помещением маневренного фонда.
Установлено, что истец с заявлением о предоставлении жилого помещения маневренного фонда в МКУ «Департамент жилищных отношений» городского округа «город Якутск» не обращался.
При таких обстоятельствах исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
В иске Нестерова Владимира Геннадьевича к Окружной администрации города Якутска об обязании перезаключить договор социального найма отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия).
Судья п/п И.В.Ефремов
Копия верна
Судья И.В.Ефремов
Решение принято в окончательной форме 18 октября 2023 года