Дело № 21-157/2019
Судья: Тяжева С.А.
РЕШЕНИЕ
по жалобе по делу об административном правонарушении
5 марта 2019 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора Чувашского территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора Афанасьева Д.В. на решение судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 24 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении главного инженера ЗАО «Поволжский Центр тракторов и строительно-дорожных машин» Александрова С.В.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Чувашского территориального отдела Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № от 26 октября 2018 года главный инженер ЗАО «Поволжский Центр тракторов и строительно - дорожных машин» Александров С.В. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Решением судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 24 января 2019 года постановление должностного лица от 26 октября 2018 отменено, производство по делу в отношении Александрова С.В. прекращено в связи с отсутствием состава вмененного административного правонарушения.
Данное решение обжаловано должностным лицом, вынесшим постановление, старшим государственным инспектором Чувашского территориального отдела Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Афанасьевым Д.В. в Верховный Суд Чувашской Республики в порядке, предусмотренном ст. 30.7-30.9 КоАП РФ. В жалобе ставится вопрос об отмене решения судьи районного суда и оставлении постановления административного органа без изменения. В обоснование жалобы указано, что выводы суда об отсутствии в действиях Александрова С.В. состава административного правонарушения не основаны на нормах закона. Лицензия № от 27 марта 2009 года представлена на виды деятельности, наименование которых изменено, без указания перечня работ в составе лицензируемого вида деятельности или с указанием перечня работ, в связи с чем общество обязано было переоформить лицензию.
В судебное заседание главный инженер ЗАО «Поволжский Центр тракторов и строительно - дорожных машин» Александров С.В., представитель Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, представитель прокуратуры Чебоксарского района Чувашской Республики, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения жалобы, не явились.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Чебоксарского района Чувашской Республики в период с ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства о промышленной безопасности в ЗАО «Поволжский Центр тракторов и строительно-дорожных машин», расположенного по адресу: <адрес>.
В ходе проверки установлено, что на балансе ЗАО «Поволжский Центр тракторов и строительно-дорожной техники» состоит сеть газопотребления, входящая в состав опасных производственных объектов. Указанная сеть газопотребления является опасным производственным объектом III класса опасности и подлежит включению в государственный реестр опасных производственных объектов.
ЗАО «Поволжский Центр тракторов и строительно-дорожных машин» имеет лицензию № от 27 марта 2009 года.
Основанием для привлечения главного инженера общества Александрова С.В. к административной ответственности на основании части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в постановлении выводы о том, что в нарушение положений пункта 12 части 1 статьи 12, части 6.1 статьи 22 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» обществом эксплуатируется опасный производственный объект, относящийся к опасным производственным объектам III класса опасности (сети газораспределения склада рег. №), без переоформления лицензии на право эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов III класса опасности (срок лицензии истек 27 марта 2014 года).
Оценив все доказательства в совокупности в соответствии со ст.ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ, должностное лицо административного органа пришел к выводу о виновности главного инженера ЗАО «Поволжский Центр тракторов и строительно-дорожных машин» Александрова С.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Отменяя постановление должностного лица, и прекращая производство по делу в связи с отсутствием в действиях Александрова С.В. состава вмененного административного правонарушения, судья районного суда исходил из того, что лицензия на осуществление деятельности «Эксплуатация взрывоопасных производственных объектов» на срок до 27 марта 2014 года года действует бессрочно; работы, перечисленные в лицензии общества, не изменились, в силу ч. 5 ст. 10 Федерального закона № 22-ФЗ от 4 марта 2013 года, ранее выданная лицензия № сохраняет свою силу после вступления в силу данного закона и предоставляет право осуществлять лицензиату эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов I, II, III класса опасности на основании ранее выданной лицензии.
С таким решением судьи согласиться нельзя в силу следующего.
Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в ч. 1 данной статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Согласно статье 3 Закона № 99-ФЗ лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в ч. 3 ст. 1 указанного Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Из материалов дела следует, что ЗАО «Поволжский Центр тракторов и строительно-дорожных машин» имеет лицензию от 27 марта 2009 года № на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов сроком до 27 марта 2014 года (л.д. 31).
В данной лицензии указан вид работ «Использование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных положением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
На момент выдачи указанной лицензии нормативным актом, предусматривающим выдачу лицензий, являлся Федеральный закон от 08 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Согласно подп. 28 п. 1 ст. 17 Закона № 128-ФЗ в качестве вида деятельности, на осуществление которого требуется лицензия, указан вид деятельности - эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов.
В соответствии со ст. 8 Закона № 128-ФЗ срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
03 ноября 2011 года вступил в законную силу Федеральный закон от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в связи с чем, с 02 ноября 2011 года Закон № 128-ФЗ утратил силу.
Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, содержится в ст. 12 Закона № 99-ФЗ.
Согласно подп. 12 п. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Таким образом, в соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ (в редакции от 04.05.2011) лицензируемый вид деятельности, на который Общество оформляло лицензию, не изменился - эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов.
Согласно п. 3 ст. 22 Закона № 99-ФЗ лицензии на указанные в ч. 1 ст. 12 данного Федерального закона виды деятельности, которые предоставлены и срок действия которых не истек до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют бессрочно.
Принимая во внимание, что срок действия лицензии от 27 марта 2009 года № ВП-44-000606 (С) на день вступления в силу Закона № 99-ФЗ (03 ноября 2011 года) не истек, следовательно, лицензия стала бессрочной.
Федеральным законом от 04 марта 2013 года № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подп. 114 п. 1 ст. 333.33 ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения в Закон № 99-ФЗ, согласно которым подп. 12 п. 1 ст. 12 Закона изложен в следующей редакции «эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности».
Вместе с тем, п. 5 ст. 10 Закона № 22-ФЗ прямо предусмотрено, что предоставленные до 01 июля 2013 года лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов и лицензии на эксплуатацию химически опасных производственных объектов сохраняют свое действие после дня вступления в силу названного Закона и предоставляют их лицензиатам право осуществлять эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности в соответствии с перечнем выполняемых работ, указанным в таких лицензиях. К таким лицензиям применяются положения законодательства Российской Федерации, регулирующие лицензирование деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
С 01 июля 2013 года вступило в силу Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2013 года № 492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности».
Приложением к данному Положению является Перечень выполняемых работ на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, в которых перечень выполняемых ЗАО «Поволжский Центр тракторов и строительно-дорожных машин» работ, составляющих лицензируемый вид деятельности, законодательно изменился.
«Использование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных положением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», изменено на «Использование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах».
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона № 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению в случаях изменения перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Согласно ч. 6.1 ст. 22 Закона № 99-ФЗ действующие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, лицензии, не содержащие перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, подлежат переоформлению в порядке, установленном настоящей статьей, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности.
В связи с переименованием лицензируемого вида деятельности (с эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности) указанная лицензия подлежала переоформлению на основании части 6.1 статьи 22 Федерального закона от № 99-ФЗ.
Вместе с тем данное обстоятельство оставлено судом первой инстанции без внимания, требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, не соблюдены.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При указанных обстоятельствах, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по данному делу не истек, решение судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики подлежит отмене, а дело об административном правонарушении - возвращению в Чебоксарский районный суд Чувашской Республики на новое рассмотрение.
Руководствуясь п. 4 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 24 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении главного инженера ЗАО «Поволжский Центр тракторов и строительно-дорожных машин» Александрова С.В. отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова