Судьи: Айнулина Г.С. гр.дело 33-8943/2022
номер дела суда первой инстанции 2-315/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 сентября 2022 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего – Евдокименко А.А.,
Судей – Ивановой Е.Н., Неугодникова В.Н.,
при секретаре – Саблиной М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Горшуновой Ю.Ю. к Администрации муниципального района Сызранский Самарской области, Комиссии по проведению служебных проверок Администрации муниципального района Сызранский Самарской области о признании незаконными заключений комиссии по проведению служебных проверок, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов,
апелляционной жалобе Горшуновой Ю.Ю. и Администрации муниципального района Сызранский Самарской области на решение Сызранского районного суда Самарской области от 30 мая 2022 года.
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Ивановой Е.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Горшунова Ю.Ю. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального района Сызранский Самарской области, Комиссии по проведению служебных проверок администрации муниципального района Сызранский Самарской области о признании незаконными заключений комиссии по проведению служебных проверок, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов.
В обоснование требований указано, что 06.10.2021 Администрацией Сызранского района в соответствии с Федеральным Законом от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Самарской области от 09.10.2007 №96-ГД «О муниципальной службе в Самарской области», Уставом муниципального района Сызранский Самарской области, принятым решением Собрания представителей Сызранского района от 03.07.2014 №28 принято Постановление №927 «Об утверждении положения о порядке проведения служебных проверок в Администрации Сызранского района Самарской области, ее структурных подразделениях», которое было опубликовано 12.10.2021 в газете «Красное Приволжье» №73 (11332) (далее - Постановление). В указанное Постановление были внесены изменения Постановлениями Администрации Сызранского района от 19.10.2021 №979, от 01.12.2021 №1144, от 09.12.2021 №1168.
Истец является субъектом отношений, регулируемых Постановлением от 06.10.2021 №927 «Об утверждении положения о порядке проведения служебных проверок в Администрации Сызранского района Самарской области, ее структурных подразделениях» поскольку с 02.03.2016 работает в Администрации Сызранского района Самарской области в должности <данные изъяты> по трудовому договору от 21.11.2006 (дополнительное соглашение к трудовому договору от 26.02.2016 №148) и является муниципальным служащим.
Служебные проверки в отношении нее были назначены на основании:
- распоряжения Администрации Сызранского района от 12.10.2021 №781-р «О проведении служебной проверки», служебной записки от 11.10.2021 <данные изъяты> Кузнецовой В.А. по факту отсутствия в личном деле Горшуновой Ю.Ю. распоряжения Администрации Сызранского района от 18.04.2018 №50 о наложении дисциплинарного взыскания в виде замечания на <данные изъяты> Горшунову Ю.Ю., а также отсутствия должностной инструкции на <данные изъяты> Горшунову Ю.Ю.;
- распоряжения Администрации Сызранского района от 12.10.2021 №782-р «О проведении служебной проверки», служебной записки от 11.10.2021 <данные изъяты> Кузнецовой В.А., служебной записки (в дополнение) от 12.10.2021 по факту возможного разглашения служебной информации по факту наличия 2-х различных вариантов должностной инструкции <данные изъяты> Швыриной Е.Е., предоставленных Семеновым П.В. в адрес прокурора Самарской области Бережицкого С.П.);
- распоряжения администрации Сызранского района от 24.11.2021 №878-р «О проведении служебной проверки», служебной записки <данные изъяты> Кузнецовой В.А. от 23.11.2021.
В соответствии с постановлением Администрации Сызранского района от 06.10.2021 №927 «Об утверждении положения о порядке проведения служебных проверок в Администрации Сызранского района Самарской области, ее структурных подразделениях» (далее - Постановление №927), при проведении проверки перед Комиссией ставятся задачи полного, объективного и всестороннего установления:
- факта совершения муниципальным служащим дисциплинарного проступка;
- вины муниципального служащего;
- причин и условий, способствовавших совершению муниципальным служащим дисциплинарного проступка;
- характера и размера вреда, причиненного муниципальным служащим в результате дисциплинарного проступка;
- обстоятельств, послуживших основанием для письменного заявления муниципального служащего о проведении служебной проверки.
В соответствии с пунктом 4.3. Положения о порядке проведения служебных проверок в Администрации Сызранского района Самарской области, ее структурных подразделениях, утвержденного Постановлением №927 (далее - Положение), комиссия в течение 10 дней со дня получения распоряжения осуществляет служебную проверку информации и материалов. В случае необходимости срок проведения служебной проверки может быть продлен по решению председателя Комиссии до 20 дней.
Комиссия обязана соблюдать сроки проведения служебной проверки (п.3.2. Положения). При этом, проверка согласно заключению от 15.11.2021 №1 проводилась в период с 14.10.2021 по 09.11.2021, что нарушило срок, установленный распоряжением Администрации Сызранского района от 12.10.2021 №781-р; проверка согласно заключению от 15.11.2021 №2 проводилась в период с 14.10.2021 по 09.11.2021, что нарушило срок, установленный распоряжением Администрации Сызранского района от 12.10.2021 №782-р; проверка согласно заключению от 19.01.2022 №1 проводилась в период с 24.11.2021 по 19.01.2021, что нарушило срок, установленный распоряжением Администрации Сызранского района от 24.11.2021 №878-р (в заключении указано основанием для проведения проверки распоряжение от 24.11.2021 №878 «О назначении служебной проверки»). О продлении сроков проведения служебных проверок она не уведомлялась, в журнале регистрации постановлений и распоряжений администрации Сызранского района не имеется зарегистрированных постановлений и распоряжений о продлении служебных проверок.
В течение двух рабочих дней во исполнение распоряжений администрации Сызранского района от 12.10.2021 №781-р, от 12.10.2021 №782-р, от 24.11.2021 №878-р истец предоставила на имя <данные изъяты> Кузнецовой В.А., а также <данные изъяты> Новожениной Т.Ю. письменные объяснения по фактам, являющимся предметом проведения служебных проверок (по каждой из трех проверок - отдельно).
При вынесении заключения комиссия не приняла во внимание предоставленные ею объяснения, направленные в установленный срок, и сделала необъективные выводы о ее виновности. При этом, учитывая, что Положение регулирует порядок проведения служебной проверки, то на момент ее окончания, а также «по выходу лица, в отношении которого проводится служебная проверка, у него запрашивается письменное объяснение, с учетом которого принимается решение о применении или неприменении к нему дисциплинарного взыскания» (п. 4.6. Положения). Комиссией по ее выходу на работу в январе 2022 года письменные объяснения не запрашивались, при этом в заключении от 19.01.2022 №1 указано, что объяснения истцом не представлены, что опровергается отметкой о регистрации представленных ею объяснений от 18.01.2022 №АП/43.
Утвержденные главой района заключения по результатам служебных проверок от 15.11.2021 №1, от 15.11.2021 №2, от 19.01.2022 №1 не соответствуют п.п. 4.1., 4.8 Положения, не содержат надлежащее решение и вынесены в отсутствие ее вины.
Заключение от 15.11.2021 №1 не содержит необходимой в соответствии с п. 5.3. Положения информации. Срок проведения служебной проверки нарушен. Выводы и рекомендации комиссии, указанные в заключении, не соответствуют нормам статьи 7.1. Закона 96-ГД и Положению (п. 5.1., п. 5.6.).
Во исполнение распоряжения Администрации Сызранского района от 12.10.2021 №781-р «О проведении служебной проверки» в объяснениях ею было указано, что за период ее трудовой деятельности ей не передавались в целях исполнения должностных обязанностей или иных целей личные дела сотрудников администрации (в том числе ее структурных подразделений, руководителей учреждений и предприятий). Ведение, хранение и учет личных дел сотрудников, для которых работодателем выступает глава района, осуществляется уполномоченным штатным сотрудником, которым она не является. 12.08.2021 главой района в экстренном порядке было запрошено личное дело Горшуновой Ю.Ю. для немедленного предоставления его руководителю органа местного самоуправления. В связи с тем, что главный специалист, осуществляющий ведение, хранение и учет личных дел сотрудников администрации Сызранского района, получивший их от предыдущего сотрудника, осуществлявшего кадровую работу с 2016 года, не находился на рабочем месте по уважительным причинам, главой района ей было приказано предоставить немедленно личное дело Горшуновой Ю.Ю. Личное дело Горшуновой Ю.Ю. ею не изучалось, проверка его ведения, проверка наличия в нем документов не была осуществлена в связи с экстремально срочным требованием главы района о предоставлении указанного личного дела. Так как личное дело не находилось в ее распоряжении в целях его хранения, ведения и учета, ею было принято решение о подсчете количества имеющихся в нем листов, и изготовления бумажной склейки, что в деле, не оконченном производством, не требуется с указанием имеющегося в нем количества листов. Ознакомиться с содержанием своего личного дела она не имела реальной возможности, так как требование о немедленном предоставлении его главе района поступило повторно от секретаря руководителя. Качество изготовленной ею бумажной склейки на личном деле и способ ее крепления не исключает изменение количества листов, находящихся в деле, соответственно, как и их содержание.
В соответствии с Указом Президента РФ от 30.05.2005 №609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела» (далее также Указ №609) в личное дело гражданского служащего вносятся его персональные данные и иные сведения, связанные с поступлением на гражданскую службу, ее прохождением и увольнением с гражданской службы и необходимые для обеспечения деятельности государственного органа. Согласно п. 16 Указа №609 решения о наложении дисциплинарного взыскания включаются в личное дело служащего до его снятия или отмены, включение должностной инструкции муниципального служащего в личное дело не предусмотрено.
Приобщение в личное дело Горшуновой Ю.Ю. документов, указанных в служебной записке главы района от 11.10.2021 №АП/690, возможно без проблем при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) муниципального служащего, главным специалистом Администрации Сызранского района, осуществляющим ведение, хранение и учет личных дел сотрудников администрации района Конновой О.М. При этом, распоряжение о наложении дисциплинарного взыскания от 18.04.2018 №50-к по смыслу норм Трудового кодекса РФ и Указа №609, после 17.04.2019 не является необходимым для обеспечения деятельности государственного органа документом.
Согласно п. 1 Дополнительного соглашения к трудовому договору от 21.11.2006, заключенного между Администрацией Сызранского района и работником Администрации Сызранского района Горшуновой Ю.Ю., муниципальный служащий обязуется исполнять с 02.03.2016 должностные обязанности <данные изъяты> Администрации Сызранского района в соответствии с должностной инструкцией. При назначении на должность 26.02.2016 она не была ознакомлена с Должностной инструкцией <данные изъяты> Администрации Сызранского района Самарской области, утвержденной главой Администрации Сызранского района 10.01.2008. С Должностной инструкцией <данные изъяты> Администрации Сызранского района Самарской области, утвержденной главой Администрации Сызранского района 10.01.2008 она ознакомлена лишь 25.08.2021.
Ссылка в заключении на ст. 28 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» является необоснованной, в связи с тем, что указанная норма не регулирует должностные обязанности <данные изъяты> администрации, а содержит направления деятельности по вопросам кадровой работы в муниципальном образовании, которые отнесены также к представительному органу района, контрольно-счетному органу района.
11.01.2016 главой Сызранского района утверждена должностная инструкция <данные изъяты> администрации, предусматривающая в том числе, формирование и ведение личных дел работников администрации, внесение в них изменений. Должностные обязанности <данные изъяты> на 11.01.2016 и по сентябрь 2021 г. выполнялись конкретным сотрудником, с октября 2021 года <данные изъяты> - Конновой.
Указом Президента РФ №609, регулирующим ведение личных дел служащих в качестве обязательного документа в личном деле должностная инструкция не указана.
Комиссией в заключении не указаны допустимые доказательства (факты), свидетельствующие о нарушении с ее стороны законодательства.
С момента назначения ее на должность, и после ознакомления с должностной инструкцией 25.08.2021, не соответствующей организационно-штатной структуре администрации, ей работодателем в соответствии с трудовым договором не созданы условия для реализации ее полномочий. У нее отсутствует возможность реализации, обязанностей, закрепленных должностной инструкцией <данные изъяты>, утвержденной главой Администрации Сызранского района 10.01.2008. Кадровую работу с 2016 года осуществляет отдельный штатный сотрудник администрации района, которым она является, в ведении которого и находится кадровая документация.
Заключение от 15.11.2021 №2 не содержит необходимой в соответствии с п. 5.3. Положения информации. Срок проведения служебной проверки нарушен, выводы и рекомендации комиссии, указанные в заключении, не соответствуют нормам статьи 193 Трудового кодекса РФ, статьи 7.1. Закона 96-ГД и Положению (п. 5.1., п. 5.6.).
Заключение от 19.01.2022 №1 не содержит необходимой в соответствии с п. 5.3. Положения информации (указание на структурное подразделение, стаж в занимаемой должности, в описательной части не указаны все факты, подлежащие установлению в соответствии с пунктом 1.4. Положения). Секретарем комиссии в нарушение норм Постановления №927 указано иное лицо (Немчинова Н.Н., по утвержденному составу комиссии - Васильева А.В.). Срок проведения служебной проверки нарушен. Выводы и рекомендации комиссии, указанные в заключении, не соответствуют нормам статьи 7.1. Закона 96-ГД и Положению (п. 5.1., п. 5.6.). Комиссией сделаны выводы за пределами фактов, являющихся основанием для проведения служебной проверки, при этом факт нарушения Федерального закона «О противодействии коррупции» не установлен. Информация пункта 5 заключения не соответствует действительности - объяснения предоставлены, о чем имеется отметка о регистрации входящей корреспонденции от 18.01.2022 №AП/43. В пункте 8 вывод сделан в отношении лица, не замещающего должность начальника юридического отдела. Срок ознакомления с заключением от 19.01.2022 №1 нарушен (п. 5.4. Положения).
Копия нормативного правового акта (так в п. 5.5. Положения) о проведении служебной проверки и заключение по результатам служебной проверки приобщаются к личному делу лица, в отношении которого проводилась проверка. В связи с чем, заключения комиссии от 15.11.2021 №1, от 15.11.2021 №2, от 19.01.2022 №1 не соответствуют законодательству и муниципальным правовым актам (Уставу района, Положению), вынесены в отсутствие ее вины (и не содержащие информацию о ее невиновности), нарушают ее права при прохождении муниципальной службы, характеризуют негативно личность муниципального служащего и могут повлечь выводы иных лиц, характеризующих муниципального служащего (при проведении аттестации, поступлении на иную должность, при принятии решений о привлечении к ответственности и т.д. и т.п.), не соответствующие действительной характеристике личности служащего.
При проведении служебных проверок и оформлении заключений комиссией не исполнены задачи по полному, объективному и всестороннему установлению: -факта совершения муниципальным служащим дисциплинарного проступка; -вины муниципального служащего; -причин и условий, способствовавших совершению муниципальным служащим дисциплинарного проступка; -характера и размера вреда, причиненного муниципальным служащим в результате дисциплинарного проступка.
С учетом вышеизложенного, истец считает действия комиссии по проведению служебных проверок незаконными, вынесенными в отсутствие ее вины и без учета обстоятельств, изложенных в объяснительных.
Проведение в отношении истца служебных проверок с нарушением установленного порядка, вынесение заключения о ее виновном бездействии повлекло причинение ей морального вреда (нравственных страданий), вызванных перенесенными унижениями, страхом за свое будущее, что в целом повлекло утрату ее здоровья, в том числе обострение хронического заболевания, и последующее нахождение ее на больничном листе. Стрессовая ситуация на рабочем месте явилась одной из причин воспалительных заболеваний в организме, расстройства нервной системы. Поэтому считает, что в соответствии с ТК РФ она имеет право на компенсацию морального вреда в связи с нарушением ее трудовых прав, которую оценивает в 100 000 рублей.
Основываясь на вышеизложенном, истец просил суд:
- признании незаконными заключения комиссии по проведению служебных проверок от 15.11.2021 №1, от 15.11.2021 №2, от 19.01.2022 №1;
- взыскать с Администрации Сызранского района в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей;
- возложить на ответчика обязанность по возмещению понесенных истцом судебных расходов, состоящих из государственной пошлины в размере 300 рублей и издержек, связанных с рассмотрением дела в размере 20 000 рублей.
Решением Сызранского районного суда Самарской области от 30 мая 2022 года постановлено: «Исковые требования Горшуновой Ю.Ю. к администрации муниципального района Сызранский Самарской области, Комиссии по проведению служебных проверок администрации муниципального района Сызранский Самарской области о признании незаконными заключений комиссии по проведению служебных проверок, взыскании компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Признать незаконными:
- заключение комиссии по проведению служебных проверок от 15.11.2021 №1;
- заключение комиссии по проведению служебных проверок от 15.11.2021 №2;
- заключение комиссии по проведению служебных проверок от 19.01.2022 №1.
В удовлетворении исковых требований о взыскании с администрации Сызранского района Самарской области в пользу Горшуновой Ю.Ю. компенсации морального вреда отказать.
Взыскать с администрации Сызранского района Самарской области в пользу Горшуновой Ю.Ю. судебные расходы в размере 15000 рублей. В остальной части взыскания судебных расходов отказать».
В апелляционной жалобе Горшунова Ю.Ю. просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов, просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В апелляционной жалобе Администрация Сызранского района Самарской области просит отменить решение суда в части удовлетворения исковых требований и направить дело в этой части на новое рассмотрение, в остальной части решение суда оставить без изменения.
В судебном заседание судебной коллегии истец Горшунова Ю.Ю. поддержала доводы свой апелляционной жалобы.
В судебном заседание судебной коллегии представители ответчика Администрации Сызранского района Самарской области по доверенностям Машин Д.Г., Васильева А.В. поддержали доводы своей апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом.
В соответствии со ст.167 и ст.327 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, приходит к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции в силу ст. 327.1 ГПК РФ рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В соответствии с ч. 7 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Следовательно, данной статьей предусмотрено субсидиарное применение норм трудового законодательства к отношениям, связанным с государственной гражданской службой.
На муниципальных служащих в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 2 марта 2007г. №25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными этим федеральным законом.
Положениями ст. 68 ТК РФ предусмотрено, что при приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.
Статьей 193 ТК РФ установлено, что до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.
В силу ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 02.03.2007 N25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и ч. 3 ст. 7.3 Закона Самарской области от 09.10.2007 №96-ГД "О муниципальной службе в Самарской области" (далее - Закон Самарской области №96-ГД) взыскания, предусмотренные статьями 14,1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя (работодателем) в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами, на основании: 1) доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений; 2) рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию; 2.1) доклада подразделения кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения муниципального служащего только с его согласия и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения (за исключением применения взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия); 3) объяснений муниципального служащего; 4) иных материалов.
Статьей 7.1 Закона Самарской области №96-ГД установлены: основания осуществления проверки, уполномоченные лица по проведению проверки, сроки и порядок проведения проверки, права лица, в отношении которого проводится проверки, результаты проведения проверки.
Судом установлено, что Горшунова Ю.Ю. с 21.11.2006 принята на муниципальную службу в Администрацию Сызранского района на должность <данные изъяты> администрации Сызранского района, с ней заключен трудовой договор от 21.11.2006 (л.д. 24 - 26).
С 11.01.2009 Горшунова Ю.Ю. исполняла должностные обязанности <данные изъяты>, с ней заключено дополнительное соглашение №098 от 22.07.2013 к трудовому договору от 21.11.2006 (л.д. 27 - 29).
Распоряжением Администрации Сызранского района Самарской области от 26.02.2016 №29-к Горшунова Ю.Ю. переведена с 02.03.2016 с должности <данные изъяты> Администрации Сызранского района на должность муниципальной службы – <данные изъяты> Администрации Сызранского района (л.д. 31).
С Горшуновой Ю.Ю. 26.02.2016 заключено дополнительное соглашение №148 к трудовому договору от 21.11.2006, согласно которому она исполняет должностные обязанности <данные изъяты> Администрации Сызранского района в соответствии с должностной инструкцией (л.д. 30).
Согласно должностной инструкции <данные изъяты> Администрации Сызранского района, утвержденной главой Администрации Сызранского района 10.01.2008, указанная должность является высшей муниципальной должностью муниципальной службы. В должностные обязанности входит, в том числе, обеспечение эффективного ведения кадровой политики, делопроизводства; ведение кадровой работы, учет и бронирование военнообязанных (л.д. 167 - 170).
С указанной должностной инструкцией Горшунова Ю.Ю. ознакомлена 25.08.2021 согласно листу ознакомления (л.д. 170). Листов ознакомления истца с должностной инструкцией в иные периоды суду не представлено.
Судом установлено, что Постановлением №927 от 06.10.2021 «Об утверждении положения о порядке проведения служебных проверок в Администрации Сызранского района Самарской области, ее структурных подразделениях» Администрации Сызранского района Самарской области, в соответствии с Федеральным Законом от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Самарской области от 09.10.2007 №96-ГД «О муниципальной службе в Самарской области», Уставом муниципального района Сызранский Самарской области, принятым решением Собрания представителей Сызранского района от 03.07.2014 №28 утверждено Положение о порядке проведения служебных проверок в Администрации Сызранского района Самарской области, ее структурных подразделениях; утверждён персональный состав комиссии по проведению служебных проверок согласно приложению №1 к положению (л.д. 15 - 20), которое 12.10.2021 опубликовано в газете «Красное Приволжье» №73 (11332), и в которое Постановлениями Администрации Сызранского района от 19.10.2021 №979, от 01.12.2021 №1144, от 09.12.2021 №1168 внесены изменения (л.д. 21, 22, 23). В соответствии с Приложением №1 в состав комиссии вошли: <данные изъяты> Новоженина Т.А. - <данные изъяты> <данные изъяты> «Управления социального развития Администрации Сызранского района; <данные изъяты> Макарова Т.В. – <данные изъяты> «Финансовое управление Администрации Сызранского района Самарской области; <данные изъяты> Васильева А.В. – <данные изъяты> Администрации Сызранского района; члены комиссии: Машин Д.Г. - <данные изъяты> Администрации Сызранского района; Нестеренкова М.Ф - <данные изъяты> муниципального района Сызранский Самарской области; Карпова Н.А. – <данные изъяты> Администрации Сызранского района.
11.10.2021 председателю комиссии по проведению служебных проверок в Администрации Сызранского района Новожениной Т.Ю. от главы м.р. Сызранский Кузнецовой В.А. поступила служебная записка АП/690 от 11.10.2021 о необходимости проведения служебной проверки в отношении Горшуновой Ю.Ю. по факту отсутствия в личном деле муниципального служащего Горшуновой Ю.Ю. распоряжения администрации Сызранского района от 18.04.2018 №50-к о наложении дисциплинарного взыскания в виде замечания на <данные изъяты> Горшунову Ю.Ю., а также отсутствия должностной инструкции на <данные изъяты> Горшунову Ю.Ю. (л.д. 34).
12.10.2021 Распоряжением Администрации Сызранского района Самарской области №781-р от 12.10.2021 «О проведении служебной проверки» со ссылкой на положения ст. 27 Федеральным закона от 02.03.2007 №25-ФЗ и Закона Самарской области от 09.10.2007 №96-ГД в отношении <данные изъяты> Администрации Сызранского района Горшуновой Ю.Ю. назначена служебная проверка по факту отсутствия документов в личном деле Горшуновой Ю.Ю. Определен состав комиссии в соответствии с утвержденным Постановление №927 от 06.10.2021, установлен срок проведения проверки до 23.10.2021 и предоставления заключения до 27.10.2021 (л.д. 33).
Председателю комиссии по проведению служебных проверок в Администрации Сызранского района Новожениной Т.Ю. от главы м.р.Сызранский Кузнецовой В.А. поступили служебные записки: - АП/689 от 11.10.2021 о необходимости назначения и проведения служебной проверки в отношении должностных лиц аппарата Администрации Сызранского района, в том числе <данные изъяты> Горшуновой Ю.Ю. по факту возможного разглашения служебной информации по факту наличия 2-х различных вариантов должностной инструкции <данные изъяты> «Финансовое управление Администрации Сызранского района Самарской области» Швыриной Е.Е., предоставленных Семеновым П.В. в адрес прокурора Самарской области Бережицкого С.П. (л.д. 36); -АП/724 от 12.10.2021, в дополнение к служебной записке - АП/689 от 11.10.2021, о необходимости назначения и проведения служебной проверки в отношении должностных лиц аппарата Администрации Сызранского района, в том числе <данные изъяты> Горшуновой Ю.Ю. (л.д. 37).
12.10.2021 Распоряжением администрации Сызранского района Самарской области №782-р от 12.10.2021 «О проведении служебной проверки» со ссылкой на положения ст. 27 Федеральным закона от 02.03.2007 №25-ФЗ и Закона Самарской области от 09.10.2007 №96-ГД в отношении <данные изъяты> Администрации Сызранского района Горшуновой Ю.Ю. назначена служебная проверка по факту возможного разглашения служебной информации. Определен состав комиссии в соответствии с утвержденным Постановление №927 от 06.10.2021, установлен срок проведения проверки до 23.10.2021 и предоставления заключения до 27.10.2021. Горшуновой Ю.Ю. установлен срок для предоставления письменного объяснения в течение двух рабочих дней с момента ознакомления с настоящим Распоряжением (л.д. 35).
15.10.2021 Комиссией по проведению служебных проверок в Администрации Сызранского района Самарской области, ее структурных подразделениях в адрес Горшуновой Ю.Ю. было направлено уведомление с предложением присутствовать на заседании комиссии 21.10.2021 в 14-00 часов для дачи объяснений, либо предоставить письменные объяснения по указанным в служебных записках фактах в течение двух рабочих дней с момента получения уведомления, с приложением вышеуказанных служебных записок и копий Распоряжений №781-р и №782-р от 12.10.2021 (л.д. 32).
В соответствии с Заключением комиссии по проведению служебных проверок №1 от 19.01.2022, утвержденным Главой муниципального района Сызранский Самарской области, установлен срок проведения проверки с 24.11.2021 по 19.01.2022. Из Заключения следует, что в ходе проведения анализа указанных в служебной записке Постановлений №1132, №986 и №20, они приняты в нарушение установленного порядка принятия нормативных правовых актов, в том числе порядка опубликования, имеются основания для их отмены. Комиссией было принято решение о прекращении служебной проверки в отношении <данные изъяты> Администрации Сызранского района Горшуновой Ю.Ю. в связи с тем, что направлена служебная записка в комиссию по конфликту интересов администрации Сызранского района (л.д. 73 - 76). Установить виновных лиц в разглашении информации не представилось возможным, т.к. не определено когда и при каких обстоятельствах произошло разглашение информации, а также ввиду отсутствия ее принадлежности к служебной информации (л.д. 44 - 46). Из заключения следует, что объяснения Горшуновой Ю.Ю. не получены т.к. в период проверки проверяемое лицо находилось на лечении, открыв лист нетрудоспособности, далее в отпуске.
Судом установлено, что Горшунова Ю.Ю. находилась на амбулаторном лечении и в очередном отпуске с 12.10.2021 по 17.01.2022.
По выходу из отпуска Горшуновой Ю.Ю. были представлены объяснительные записки по фактам проведения служебных проверок от 18.01.2022, в которых она указала, что что ей за период трудовой деятельности не передавались личные дела сотрудников администрации. Ведение, хранение и учет личных дел осуществлялся уполномоченным штатным сотрудником. Личное дело Горшуновой Ю.Ю. ею не изучалось, в связи с тем, что дело было срочно затребовано главой администрации, получив доступ от специалиста в обязанности которой входило ведение личных дел, она подсчитала количество листов в личном деле и изготовила бумажную наклейку. Качество изготовленной наклейки на личном деле и способ ее изготовления не исключает возможности изменения количества листов и их содержания. В соответствии с п. 16 Указа Президента РФ от 30.05.2005 №609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного служащего Российской Федерации и ведении его личного дела»» решения о наложении дисциплинарного взыскания включаются в личное дело до его снятия или отмены, включение в личное дело должностной инструкции муниципального служащего в личное дело не предусмотрено (л.д. 40).
По факту проверки на основании Распоряжения №782-р от 12.10.2021 Горшунова Ю.Ю. указала, что о наличии 2-го экземпляра должностной инструкции заместителя главы – <данные изъяты> «Финансовое управление администрации Сызранского района» Швыриной Е.Е. узнала из объяснений Калининой Н.А., объяснения по этому поводу она предоставляла Главе администрации в августе 2021 года. К изготовлению второго экземпляра должностной инструкции она непричастна (л.д. 43).
По факту проверки на основании Распоряжения №878-р от 24.11.2021 Горшунова Ю.Ю. указала, что она не уполномочена устанавливать законность (незаконность) изданных правовых актов администрации Сызранского района. В соответствии с нормами Федерального закона от 25.12.2008 №273, Указа Президента РФ №557, Устава муниципальный район Сызранский Самарской области право определения конкретного Перечня должностей в Администрации Сызранского района, замещение которых связано с коррупционными рисками и перечня должностей при замещении которых лица обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательных имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей муниципальных служащих принадлежит главе муниципального образования. Порядок определения указанных должностей не определен федеральным законодательством. Глава муниципального образования вправе правовые акты администрации от 30.09.2016 №1132, от 02.10.2018 №986, от 21.03.2019 №250, от 12.02.2020 №92 - отменить, если считает их не соответствующими требованиям Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (л.д. 58 - 59).
Исходя из установленных обстоятельств и проанализировав в соответствии с положениями ст. 59, 60 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) совокупность представленных доказательств, суд пришел к выводу, что требования истца Горшуновой Ю.Ю. о признании незаконными: -заключения комиссии по проведению служебных проверок от 15.11.2021 года №1; -заключения комиссии по проведению служебных проверок от 15.11.2021 года №2; -заключения комиссии по проведению служебных проверок от 19.01.2022 года №1, обоснованы и подлежат удовлетворению, поскольку выводы в заключениях были сделаны с нарушением требований трудового законодательства (ст. 193 ТК РФ), ч. 18 ст. 7.1 Закона Самарской области №96-ГД без получения объяснений лица, в отношении которого они были проведены, что является нарушением прав Горшуновой Ю.Ю., поскольку с учетом всех установленных обстоятельств в ходе проведенных проверок, и объяснений, предоставленных Горшуновой Ю.Ю., комиссия имела возможность прийти к одному из выводов, предусмотренных ч. 24 ст. 7.1. Закона Самарской области №96-ГД, п. 5.1 Положения о порядке проведения служебных проверок в Администрации Сызранского района Самарской области, ее структурных подразделениях.
Доводы стороны ответчиков о том, что принятые по итогам проверок Заключения не нарушают права Горшуновой Ю.Ю., суд признал необоснованными, поскольку: -в Заключении №1 от 15.11.2021 содержится вывод о виновном бездействии Горшуновой Ю.Ю., выраженном в неисполнении своих должностных обязанностей – ненадлежащем ведении кадровой работы, отсутствии контроля за кадровым делопроизводством, при этом из материалов дела следует, что с должностной инструкцией Горшунова Ю.Ю. была ознакомлена только 25.08.2021; -Заключение №2 от 15.11.2021 не содержит выводов о виновности или невиновности Горшуновой Ю.Ю., что является нарушением ее права; -вывод в Заключении №1 от 19.01.2022 о прекращении служебной проверки в отношении Горшуновой Ю.Ю. и направлении материалов в комиссию по конфликту интересов был сделан в нарушение ее прав, без учета ее объяснений.
Доводы стороны ответчиков о том, что заседания комиссии по всем трем проверкам были проведены в отсутствие Горшуновой Ю.Ю., в связи с тем, что Горшунова Ю.Ю. находилась на «больничном листе», а затем в отпуске и комиссия посчитала достаточным наличие изученных материалов для выводов, суд не принял во внимание, поскольку законодательством Российской Федерации (в том числе п. 3.2 Положения) прямо предусмотрено соблюдать права лиц, в отношении которых проводится проверка, проводить служебную проверку в полном объеме, в том числе и право лица, в отношении которого проводятся проверки давать пояснения. Более того, время нахождения лица на листе нетрудоспособности и в очередном отпуске не включается в срок проведения проверки, т.е. заседания Комиссии могли быть отложены до выхода Горшуновой Ю.Ю. с больничного листа и очередного отпуска.
Судебная коллегия соглашается с вышеуказанными выводами суда первой инстанции, основанными на установленных по делу обстоятельствах, представленных доказательствах, с правильным применением норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что ст.193 ТК РФ к спорным правоотношениям не применима, поскольку к истцу дисциплинарное взыскание не применялось, заключения Комиссии не нарушают прав истца, судом неверно применена ч.18 ст.7.1 Закона 96-ГД, так как Комиссией проверялись обстоятельства соблюдения истцом трудового, а не коррупционного законодательства, уведомление о продлении сроков проведения служебных проверок Положением о служебных проверках не предусмотрено, истец неоднократно истец неоднократно приглашалась на заседания Комиссии, неоднократно истцу предоставлялось право дать объяснения, которые она не предоставила, не заслуживают внимания, как несостоятельные.
Часть 18 статьи 7.1 Закона Самарской области 96-ГД «О муниципальной службе в Самарской области» предусматривает право гражданина или муниципального служащего давать пояснения в письменной форме в ходе проверки и по результатам проверки. При этом, судебная коллегия полагает, что указанная норма закона к возникшим правоотношениям применима, поскольку касается проверок, в том числе соблюдения муниципальными служащими в Самарской области ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей.
В рамках проведенных проверок Комиссией проверялось надлежащее исполнение Горшуновой Ю.Ю. должностных обязанностей и обязанностей, возложенных на нее законом, как на муниципального служащего. Заключением № 1 от 15..2021 г. установлено, виновное бездействия Горшуновой Ю.Ю. в неисполнении своих должностных обязанностей, а именно ненадлежащее ведение кадровой работы и отсутствие контроля за кадровым делопроизводством. Заключением № 1 от 19.01.2022 г. служебная проверка в отношении Горшуновой Ю.Ю. прекращена, в связи с тем, что направлена служебная записка в комиссию по конфликту интересов Администрации Сызранского района. Заключением № 2 от 15.11.2021 г. в отношении Гошуновой Ю.Ю. проводилась проверка, в связи с разглашением информации, проверка прекращена, поскольку не предоставляется возможным определить когда, при каких обстоятельствах произошло разглашение информации, ввиду отсутствия ее принадлежности к служебной информации.
Право лица, в отношении которого проводится служебная проверка, на предоставление устных и письменных объяснений предусмотрено Положением о порядке проведения служебных проверок в Администрации Сызранского района Самарской области, ее структурных подразделениях, утв.Постановлением Администрации Сызранского района Самарской области от 06.10.2021 г. № 927 (п.3.3). Согласно п.4.3, с учетом внесения изменений Постановлением Администрации Сызранского района Самарской области от 19.10.2021 г. № 979, на заседание Комиссии приглашаются лица, в отношении которых проводится служебная проверка. Заседание Комиссии переносится, если лицо, в отношении которого проводится служебная проверка, не может участвовать в заседании по уважительной причине (период временной нетрудоспособности, нахождение в отпуске, в служебной командировке).
Как видно из материалов дела, в период проведения проверок истец находилась на больничном и не могла представить свои объяснения и принять участие в заседании Комиссии и дать объяснения. При этом заседание комиссии проведено, перенесено не было, истцу не предоставили возможность дать объяснения в письменной или устной форме. Письменные объяснения истец представила после выхода на работу, когда проверка была проведена, даны заключения.
То обстоятельство, что истец не была привлечена к дисциплинарной ответственности, по мнению суда, не может служить основанием для отказа в признании заключений незаконными, поскольку заключениями, данными по результатам проверок, непосредственно затронуты права истца. Как указано выше, Заключением № 1 от 15..2021 г. установлено, виновное бездействия Горшуновой Ю.Ю. в неисполнении своих должностных обязанностей, а именно ненадлежащее ведение кадровой работы и отсутствие контроля за кадровым делопроизводством. Заключением № 1 от 19.01.2022 г. служебная проверка в отношении Горшуновой Ю.Ю. прекращена, в связи с тем, что направлена служебная записка в комиссию по конфликту интересов Администрации Сызранского района. Заключением № 2 от 15.11.2021 г. в отношении Гошуновой Ю.Ю. проводилась проверка, в связи с разглашением информации, проверка прекращена, поскольку не предоставляется возможным определить когда, при каких обстоятельствах произошло разглашение информации, ввиду отсутствия ее принадлежности к служебной информации. Однако, как правильно указал суд первой инстанции, выводы Комиссией в заключении № 2 от 15.11.2021 г. о виновности или отсутствии вины Горшуновой Ю.Ю. не сделаны. Как пояснила, истец в заседании суда апелляционной инстанции ее объяснения должны учитываться в рамках проведенных проверок и могли повлиять на результаты проверок. Как видно из материалов дела, Комиссия провела проверки в отсутствие объяснений истца и дала заключения.
Разрешая требования о компенсации морального вреда суд указал на отсутствие оснований для удовлетворения данных требований.
Суд указал, что заявляя требование о компенсации морального вреда Горшунова Ю.Ю. ссылается на то, что в результате проведения в отношении нее служебных проверок с нарушением установленного порядка, внесение заключения о ее виновном бездействии повлекло причинение ей нравственных страданий, вызванных перенесенными унижениями, страхом за свое будущее, что в целом повлекло утрату ее здоровья, в том числе обострение хронических заболеваний и в последующем ее нахождение на больничном. При этом суд учел, что Горшунова Ю.Ю. в период проведения проверок уже находилась на больничном листе с 12.11.2021, при этом в производстве суда находилось гражданское дело №2-680/2021 по ее иску, в рамках которого решением суда взыскана компенсация морального вреда в связи с нарушением ее трудовых прав.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу об отказе во взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда, поскольку суду не представлено объективных доказательств в обоснование заявленных требований.
Судебная коллегия не соглашается с выводами суда в части отказа в иске о взыскании компенсации морального вреда.
В соответствии с частью 1 статьи 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме.
Поскольку в рамках данного дела установлено нарушение трудовых прав истца со стороны работодателя, что влечет за собой причинение морального вреда, нравственных страданий, переживаний, необходимостью обращения в суд за защитой нарушенных прав, судебная коллегия приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда, которую определяет в размере 20 000 руб., с учетом объема нарушенных прав истца, незаконности заключений по результатам проверок в отношении истца, степени вины ответчика, продолжительности нарушения трудовых прав, требований разумности и справедливости.
Разрешение иного спора в рамках другого дела, не связанного с рассмотрением данного гражданского дела, не служит правовым основанием для отказа в иске о компенсации морального рведа.
Правовых оснований для взыскания компенсации морального вреда в сумме 100000 рублей по доводам апелляционной жалобы истца судебная коллегия не находит по мотивам изложенным выше.
Разрешая требования о взыскании расходов на представителя, суд первой инстанции, в соответствии с ч.1 ст. 98, ст.100 ГПК РФ, с учетом частичного удовлетворения исковых требований, разумности, сложности дела и участия представителя в судебных заседаниях, пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца судебных расходов на оплату услуг представителя, подтвержденных документально (л.д.3 том 2), в размере 15 000 рублей.
Судебная коллегия соглашается с решением суда в указанной части и не находит оснований для взыскания указанных расходов в большей сумме по доводам апелляционной жалобы истца.
Учитывая, что требования истца были удовлетворены частично, истец при подаче иска уплатил государственную пошлину в размере 300 рублей (л.д.4 том 1), судом первой инстанции вопрос о взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины не разрешен при вынесении решения, судебная коллегия приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Допущенные судом первой инстанции при вынесении решения нарушения норм материального и процессуального права являются существенными и они не могут быть устранены без отмены принятого судебного акта в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда и расходов по уплате государственной пошлины. В связи с чем, решение суда в указанной части подлежит отмене с вынесением нового решения в данной части. В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения. Апелляционная жалоба Горшуновой Ю.Ю. подлежит частичному удовлетворению, апелляционная жалоба Администрации Сызранского района Самарской области - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сызранского районного суда Самарской области от 30 мая 2022 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Горшуновой Ю.Ю. о взыскании компенсации морального вреда и расходов по уплате государственной пошлины.
Постановить в указанной части новое решение.
Взыскать с Администрации муниципального района Сызранский Самарской области в пользу Горшуновой Ю.Ю. компенсацию морального вреда в сумме 20 000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Горшуновой Ю.Ю. удовлетворить частично.
Апелляционную жалобу Администрации муниципального района Сызранский Самарской области оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
13 сентября 2022 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего – Евдокименко А.А.,
Судей – Ивановой Е.Н., Неугодникова В.Н.,
при секретаре – Саблиной М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Горшуновой Ю.Ю. к Администрации муниципального района Сызранский Самарской области, Комиссии по проведению служебных проверок Администрации муниципального района Сызранский Самарской области о признании незаконными заключений комиссии по проведению служебных проверок, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов,
апелляционной жалобе Горшуновой Ю.Ю. и Администрации муниципального района Сызранский Самарской области на решение Сызранского районного суда Самарской области от 30 мая 2022 года.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сызранского районного суда Самарской области от 30 мая 2022 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Горшуновой Ю.Ю. о взыскании компенсации морального вреда и расходов по уплате государственной пошлины.
Постановить в указанной части новое решение.
Взыскать с Администрации муниципального района Сызранский Самарской области в пользу Горшуновой Ю.Ю. компенсацию морального вреда в сумме 20 000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Горшуновой Ю.Ю. удовлетворить частично.
Апелляционную жалобу Администрации муниципального района Сызранский Самарской области оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: