Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-351/2024 (2-3876/2023;) ~ М-3296/2023 от 15.11.2023

89RS0004-01-2023-004582-33

2-351/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Новый Уренгой                                                                   09 января 2024 года

Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе

Председательствующего судьи Кузьминой Н.А.,

при секретаре Логачевой Е.А.,

с участием представителя истца – помощника прокурора г. Новый Уренгой Куруч Ю.Н., представителя ответчика Петровой О.М., представителя третьего лица Ерошенко Я.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Новый Уренгой, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ «Средняя школа [суммы изъяты]» о возложении обязанностей,

у с т а н о в и л:

Прокурор города Новый Уренгой обратился в суд в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц с иском к МБОУ «Средняя школа [суммы изъяты]» о возложении обязанностей. В обоснование исковых требований указано, что в ходе проведения проверки образовательного учреждения МБОУ ДО ГДТ «Академия талантов» установлены нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов. По результатам проверки установлено, что вопреки требованиям п. 6.3.1 - 6.3.3, 6.3.9 СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденных Приказом Минстроя России от 30.12.2020 904/пр (далее - СП 59.13330.2020) санитарно-бытовые помещения (туалеты) и столовая образовательного учреждения не оборудованы для нужд инвалидов. В нарушение п.п. 8.1.5, 8.1.6 СП 59.13330.2020 в зрительном зале не приспособлены места для инвалидов и система оповещения. В раздевальнях физкультурного зала отсутствует закрытая раздевальня с душем и унитазом - размерами не менее 2,5 х 2,5 м (п. 8.2.4 СП 59.13330.2020). До настоящего времени нарушения не устранены. Прокурор города Новый Уренгой просит суд возложить на Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа [суммы изъяты]» обязанность устранить нарушения требований федерального законодательства на объекте, расположенном по адресу: <адрес>, а именно: обеспечить для маломобильных групп населения условия для использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего в соответствии с требованиями п.п. 4.4, 5.1.11, 5.1.14, 6.1.1 СП 59.13330.2020; оборудовать санитарно-бытовые помещения (туалеты) для нужд инвалидов в соответствии с требованиями пункта 6.3.1 - 6.3.3, 6.3.9 СП 59.13330.2020; приспособить в зрительном зале учреждения места для инвалидов и систему оповещения в соответствии с требованиями п.п. 8.1.5, 8.1.6 СП 59.13330.2020; оборудовать в раздевальнях физкультурного зала закрытую раздевальню с душем и унитазом - размерами не менее 2,5 x 2,5 м в соответствии с п. 8.2.4 СП 59.13330.2020.

В судебном заседании помощник прокурора Куруч Ю.Н. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика МБОУ «Средняя школа [суммы изъяты]» Подкорытова Т.Н., Петрова О.М. в судебном заседании исковые требования признала, однако отметила, что в настоящее время в учреждении идет реорганизация, но меры по устранению выявленных нарушений приняты. Так, в адрес прокуратуры г. Новый Уренгой было направлено письмо, в соответствии с которым школа обязалась устранить нарушения в рамках капитального ремонта до 01 августа 2025 года. Кроме того, направлено письмо о внесении изменений в проектно-сметную организацию.

Представитель третьего лица МКУ «Управление муниципального хозяйства» Ерошенко Я.П. в ходе судебного заседания указала, что согласна с требованием прокуратуры о необходимости устранения нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов, однако также пояснила, что выполнить требование по маломобильным группам и установить стационарный подъемный механизм, лифт не представляется возможным, поскольку это уже реконструкция здания. Кроме того, ширина лестничных маршей не позволяет установить подъемный механизм, так как идет нарушение пожарных норм из-за сужения путей эвакуации. Остальные нарушения будут устранены в рамках капитального ремонта МБОУ «Средняя школа [суммы изъяты]» до 01.08.2025 г.

Исследовав материалы гражданского дела, заслушав участников судебного заседания, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. ст. 20, 41 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на защиту их жизни, здоровья и имущества.

На основании ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу для его нарушения.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Таким образом, обращаясь с настоящим иском в суд, прокурор действует в рамках предоставленных ему законом полномочий.

Статья 39 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни инвалидности.

Статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) предусмотрено, что под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со ст. 15 Закона N 181-ФЗ организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам: условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации); надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, предоставляющими услуги населению, в пределах установленных полномочий осуществляется инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 03.05.2012 N 46-ФЗ ратифицирована Конвенция о правах инвалидов, в соответствии с частью 1 статьи 9 которой для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства - участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к объектам и услугам, открытым и (или) предоставляемым для населения.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

На основании части 4 статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Частью 3 статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" закреплено, что под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 №363 утверждена государственная программа Российской Федерации «Доступная среда», участником которой является, в том числе, Министерство образования Российской Федерации, а одной из поставленных задач является формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденный приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 (далее – Порядок), предусматривает обязанности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, подведомственных органам организаций, по обеспечению условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования.

В соответствии с п. 3 Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам: возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них; возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски; возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах: СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденных Приказом Минстроя России от 30.12.2020 904/пр (далее - СП 59.13330.2020).

Согласно пункту 4.4 СП 59.13330.2020 в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения условия для использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.

Покрытие пешеходных дорожек, тротуаров, съездов, пандусов и лестниц согласно пункту 5.1.11 СП 59.13330.2020 должно быть из твердых материалов, ровным, не создающим вибрацию при движении по нему. Их поверхность должна обеспечивать продольный коэффициент сцепления 0,6 - 0,75 кН/кН, в условиях сырой погоды и отрицательных температур - не менее 0,4 кН/кН.

Покрытие из бетонных плит или брусчатки должно иметь толщину швов между элементами покрытия не более 0,01 м. Покрытие из рыхлых материалов, в том числе песка и гравия, не допускается.

В силу пункта 5.1.14 СП 59.13330.2020 у внешних лестниц для подъема МГН следует предусматривать: пандусы при перепаде высот от 0,014 м до 6,0 м; платформы подъемные с вертикальным перемещением по ГОСТ 34682.2 при перепаде высот до 3,0 м; лифты при перепаде высот от 3,0 м и более. В районах северной строительно-климатической зоны строительства по СП 131.13330 применение платформ подъемных с вертикальным перемещением в неотапливаемой шахте не допускается.

Согласно пункту 6.1.1 СП 59.13330.2020 в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. В жилом многоквартирном здании доступными должны быть все подъезды. Наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом при входах в общественные здания следует применять, с учетом принятой организации обслуживания посетителей, по заданию на проектирование.

Санитарно-бытовое помещения (туалеты) для инвалидов и других МГН должны быть оборудованы в соответствии с требованиями пункта 6.3.1 - 6.3.3, 6.3.9 СП 59.13330.2020.

При реконструкции и приспособлении существующих зданий и сооружений при выполнении проектных решений в рамках «разумного приспособления» при невозможности обеспечить доступность всего здания в уровне входа должны быть выделены специальные помещения, зоны или блоки для обслуживания инвалидов основными услугами, оказываемыми в здании (сооружении) (п. 8.1.2 СП 59.13330.2020).

В зрительных залах со стационарными местами при наличии пожаробезопасных зон должны быть предусмотрены места для инвалидов, число которых определяется в соответствии с таблицей Б.2 приложения Б. При организации эвакуации инвалидов непосредственно наружу число мест определяется из расчета не менее 5% общего числа зрителей, в том числе для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, - не менее 0,75%, 0,25% мест со свободным доступом повышенной комфортности (ширина места 0,5 м, ширина прохода между рядами не менее 0,65 м); 0,75% и 0,25% мест со свободным доступом повышенной комфортности (ширина места 0,5 м, ширина прохода между рядами не менее 0,65 м). Остальные 4% мест должны размещаться в зоне действия системы обеспечения разборчивости звуковой информации и зоны действия системы тифлокомментирования, а также по заданию на проектирование в зоне видимости «бегущей строки», телемонитора или зоны для размещения сурдопереводчика (п. 8.1.5 СП 59.13330.2020).

Выделяемая для зрителей на креслах-колясках площадка должна быть горизонтальной с уклоном не более 1,5%. Каждое место должно иметь размеры в плане не менее 0,9 x 1,4 м и соседнее место для сопровождающего лица (п. 8.1.6 СП 59.13330.2020).

В образовательных организациях (кроме дошкольных образовательных организаций) в раздевальных физкультурного зала и бассейна для обучающихся-инвалидов в каждом блоке раздевален следует предусматривать закрытую раздевальню с душем и унитазом - размерами не менее 2,5 x 2,5 м. (п. 8.2.4 СП 59.13330.2020)

Из материалов гражданского дела следует, что при проведении проверки установлено, что в нарушение требований п. 6.3.1 - 6.3.3, 6.3.9 СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденных Приказом Минстроя России от 30.12.2020 904/пр (далее - СП 59.13330.2020) санитарно-бытовые помещения (туалеты) и столовая образовательного учреждения не оборудованы для нужд инвалидов.

В нарушение п.п. 8.1.5, 8.1.6 СП 59.13330.2020 в зрительном зале не приспособлены места для инвалидов и система оповещения.

В раздевальнях физкультурного зала отсутствует закрытая раздевальня с душем и унитазом - размерами не менее 2,5 х 2,5 м (п. 8.2.4 СП 59.13330.2020).

Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 14.06.2023 года. В адрес МБОУ «Средняя школа [суммы изъяты]» выдано предписание [суммы изъяты] от 22.06.2023 г., в соответствии с которым учреждению предписано принять конкретные меры по устранению нарушений закона, причин и условий им способствующих. О принятых мерах необходимо сообщить прокурору города в течение месяца, с предоставлением материалов, подтверждающих выполнение законных требований прокурора.

Наличие указанных нарушений стороной ответчика не оспаривается, однако нарушения до настоящего времени не устранены.

В судебном заседании установлен факт нарушения ответчиком законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Доказательств отсутствия технической возможности исполнения заявленных прокурором требований, ответчиком не представлено.

Допущенные нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов ущемляют их конституционное право на равные с другими гражданами возможности в реализации прав и свобод.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

При таких обстоятельствах, удовлетворяя исковые требования прокурора, учитывая объем работ по устранению выявленных нарушений, высокий уровень социальной значимости указанных работ, суд считает необходимым установить ответчику для исполнения возложенных судом обязанностей в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора города Новый Уренгой удовлетворить.

Возложить на МБОУ «Средняя школа [суммы изъяты]» обязанность в срок не позднее 1 года, с даты вступления решения суда в законную силу, устранить нарушения требований федерального законодательства на объекте МБОУ «Средняя школа [суммы изъяты]», расположенного по адресу: <адрес>, а именно:

- обеспечить для малогабаритных групп населения условия для использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего в соответствии с требованиями п.п. 4.4, 5.1.11, 5.1.14, 6.1.1 СП 59.13330.2020;

- оборудовать санитарно-бытовые помещения (туалеты) для нужд инвалидов в соответствии в с требованиями пункта 6.3.1 – 6.3.3, 6.3.9 СП 59.13330.2020;

Приспособить в зрительном зале учреждения места для инвалидов и систему оповещения в соответствии с требованиями п.п. 8.1.5, 8.1.6 СП 59.13330.2020;

- оборудовать в раздевальнях физкультурного зала закрытую раздевальню с душем и унитазом – размерами не менее 2,5х2,5 м в соответствии с п. 8.2.4 СП 59.13330.2020.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Новоуренгойский городской суд.

Судья                                         Кузьмина Н.А.

Копия верна:

Мотивированное решение изготовлено 15 января 2024 года

2-351/2024 (2-3876/2023;) ~ М-3296/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г.Новый Уренгой
Ответчики
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя школа №7"
Суд
Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Кузьмина Надежда Александровна
Дело на сайте суда
novourengoysky--ynao.sudrf.ru
15.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.11.2023Передача материалов судье
16.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.01.2024Судебное заседание
15.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.01.2024Дело оформлено
16.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее