Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-858/2023 ~ М-506/2023 от 16.06.2023

24RS0054-01-2023-000658-13

№ 2-858/2023

                                               

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 сентября 2023 года         г. Ужур

Ужурский районный суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Жулидовой Л.В.,

при секретаре Васиной А.А.,

с участием помощника прокурора Ужурского района Красноярского края Ш.Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ужурского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ильинского сельсовета Ужурского района Красноярского края об обязании провести инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ужурского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Ильинского сельсовета Ужурского района Красноярского края об обязании провести инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Требования, с учетом уточнения, мотивированы тем, что прокуратурой Ужурского района проведена проверка соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха на территории Ужурского района Красноярского края. Установлено, что в зданиях сельского клуба д. Новая Кузурба (<адрес>, д. Новая Кузурба, <адрес>) и сельской администрации (<адрес>2) отопление осуществляется при помощи отопительных аппаратов ZOTAMaster 12, ZOTAMagna 20, которые отапливаются углем. От печей отходят трубы, через которые осуществляется выброс веществ в атмосферный воздух. За отопительный период 2021-2022 годы израсходовано угля -23 т. На момент проведения проверки проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух не разработан, не согласован, не утвержден, разрешение на выброс в атмосферный воздух не получено. Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не проводилась. Согласно информации администрации Ильинского сельсовета, котлы на учет в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не поставлены. По результатам проведенной прокуратурой проверки главе администрации Ильинского сельсовета 15.08.2022 внесено представление. Согласно ответу администрации Ильинского сельсовета на представление, оно рассмотрено, удовлетворено, заключен предварительный договор для выполнения работ «Проведение инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для котельной администрации Ильинского сельсовета. Постановка на учет в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду». Также глава Ильинского сельсовета привлечен к административной ответственности по ст.ст.8.1, 8.46 КоАП РФ в виде предупреждения. Вместе с тем до настоящего времени инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не проведена.На основании изложенного, прокурор Ужурского района просит обязать администрацию Ильинского сельсовета Ужурского района Красноярского края в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу провести инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и направить заявку в Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет.

В судебном заседании помощник прокурора Ужурского района Красноярского края Ш.Т.В. настаивает на удовлетворении заявленных требований, подтвердив изложенные в иске обстоятельства.

Представитель ответчика администрации Ильинского сельсовета Ужурского района Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела ответчик извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской в получении судебной повестки.

Ранее участвуя в судебном заседании, глава Ильинского сельсовета Ужурского района Красноярского края С.О.Л. исковые требования признал, пояснил, что действительно здания сельского клуба д. Новая Кузурба и администрации отапливаются сертифицированными бытовыми котлами. Заложенных в бюджет на 2023 год денежных средств не хватило для проведения работ по инвентаризации и постановке объектов на государственный реестр.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела третье лицо извещено надлежащим образом.

В соответствии со ст.ст. 167, 233 ГПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие представителя ответчика в порядке заочного производства, против чего истец возражений не заявил.

Заслушав помощника прокурора Ужурского района, исследовав материалы и обстоятельства дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью; благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов;негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Согласно ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.

При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются: уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство); уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления; классификация промышленных объектов и производств; особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.

Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

          В соответствии с п. 1 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризаций и корректировки, утвержденного Приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871, инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с использованием стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Постановлением Правительства РФ от 07.05.2022 № 830 утверждены Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии с п. 25 указанных Правил постановка объектов на государственный учет осуществляется на основании заявки юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте.

Заявка на постановку объекта на государственный учет, содержащая сведения для внесения в государственный реестр объектов, оформляется по установленной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации форме и направляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральную службу безопасности Российской Федерации или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (п. 26 Правил).

По результатам рассмотрения заявки о постановке на государственный учет объектов юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю выдается свидетельство о постановке указанного объекта на государственный учет в форме выписки из государственного реестра или уведомления с указанием причин отказа в постановке объекта на государственный учет (п. 32, п. 35 Правил).

Судом установлено, что прокуратурой Ужурского района на основании решения № 336 от 05 августа 2022 года в период с 05.08.2022 по 31.08.2022 проведена проверка соблюдения действующего законодательства об охране атмосферного воздуха администрацией Ильинского сельсовета Ужурского района Красноярского края.

В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что в зданиях сельского клуба, расположенного в д. Новая Кузурба по <адрес> и сельской администрации по адресу: <адрес>2 отопление осуществляется при помощи отопительных аппаратов ZOTAMaster 12, ZOTAMagna 20, которые отапливаются углем. От печей отходят трубы, через которые осуществляется выброс веществ в атмосферный воздух. За отопительный период 2021-2022 годы израсходовано угля -23 т. На момент проведения проверки проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух не разработан, не согласован, не утвержден, разрешение на выброс в атмосферный воздух не получено. Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не проводилась. Согласно информации администрации Ильинского сельсовета, котлы на учет в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не поставлены.

Как следует из выписок из ЕГРН от 21.09.2023, собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, д. Новая Кузурба, <адрес>, пом. 2, помещения, расположенного по адресу: <адрес> является Муниципальное образование Ильинский сельсовет <адрес>.

Из ответа администрации Ильинского сельсовета Ужурского района от 10.08.2022 следует, что разработка и согласование порядка нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух ведется в соответствии с декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

15.08.2022 прокурором Ужурского района в адрес главы администрации Ильинского сельсовета внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха, в котором требовал принять исчерпывающие меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствующих, и не допускать их впредь, рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц.

В ответ на указанное представление главой Ильинского сельсовета Ужурского района указано, что в настоящее время заключен предварительный договор для выполнения работ «Проведение инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для котельной администрации Ильинского сельсовета. Постановка на учет в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду».

Прокурором Ужурского района Красноярского края 24 августа 2022 года в отношении главы Ильинского сельсовета Ужурского района по факту несоблюдения администрацией Ильинского сельсовета экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, а также по результатам рассмотрения материалов проверки соблюдения требований природоохранного законодательства возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ.

Постановлениями главного специалиста - государственного инспектора отдела государственного экологического надзора министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 26 сентября 2022 года должностное лицо -глава Ильинского сельсовета С.О.Л. признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.1 КоАП РФ, ст. 8.46 КоАП РФ по каждому назначено административное наказание в виде предупреждения.

Главой администрации Ильинского сельсовета С.О.Л. в адрес заместителя прокурора направлено сообщение, в котором указал, что в ноябре 2022 года в Ильинский сельский Совет депутатов направлялось бюджетное послание, в котором было прописано о необходимости выделения денежных средств на разработку нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, инвентаризацию выбросов (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. При принятии решения о бюджете Ильинского сельсовета на 2023 год денежные средства на данные мероприятия не заложены в связи с нехваткой средств. Решение данного вопроса перенесено на 2023 год при дальнейшей корректировке бюджета.

В настоящее время администрацией Ильинского сельсовета Ужурского района инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не проведена, доказательств обратного суду ответчиком не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что администрация Ильинского сельсовета Ужурского района Красноярского края в здании сельского клуба в д. Новая Кузурба и здании администрации Ильинского сельсовета использует отопительные котлы, осуществляющие негативное воздействие на окружающую среду, как собственник объектов не производит установленную законом обязанность по осуществлению инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, в связи с чем исковые требования прокурора Ужурского района подлежат удовлетворению.

Отсутствие соответствующего финансирования не может являться основанием для нарушения требований законодательства об охране окружающей среды и атмосферного воздуха.

Вместе с тем срок, в течение которого прокурор Ужурского района Красноярского края просит обязать администрацию Ильинского сельсовета Ужурского района Красноярского края провести инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, суд находит недостаточным для выполнения требований, а потому полагает необходимым увеличить данный срок до трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, что, по мнению суда, является разумным и достаточным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 235 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ужурского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ильинского сельсовета Ужурского района Красноярского края об обязании провести инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, удовлетворить.

Обязать администрацию Ильинского сельсовета Ужурского района Красноярского края в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу провести инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и направить заявку в Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления

Председательствующий                                                                       Л.В. Жулидова

          Решение в окончательной форме изготовлено и подписано 05 октября 2023 года.

2-858/2023 ~ М-506/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Ужурского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация Ильинского сельсовета
Другие
Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края
Суд
Ужурский районный суд Красноярского края
Судья
Жулидова Людмила Валентиновна
Дело на странице суда
ujur--krk.sudrf.ru
16.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.06.2023Передача материалов судье
20.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.07.2023Подготовка дела (собеседование)
06.07.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
12.09.2023Предварительное судебное заседание
28.09.2023Судебное заседание
05.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.10.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
13.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.12.2023Копия заочного решения возвратилась невручённой
05.02.2024Дело оформлено
06.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее