79RS0002-01-2022-001250-87
Дело № 2-950/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 мая 2022 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе
судьи Шелепановой И. Г.,
при секретаре Чернышовой Е. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане дело по иску Сташкова Романа Анатольевича к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области, Министерству здравоохранения РФ о признании права на получение единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам и о обязании произвести выплату,
У С Т А Н О В И Л:
Сташков Р.А. обратился в суд с исковым заявлением к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области о признании права на получение единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам, обязании совершить определенные действия. Мотивировав тем, что он заключил с <данные изъяты> трудовой договор о замещении должности <данные изъяты>. Данная работа является для него основной, место работы - <данные изъяты> В ноябре 2021 он обратился в департамент здравоохранения с заявлением о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, как медицинскому работнику (<данные изъяты>), в возрасте до 50 лет, прибывшему на работу в сельскую местность. Согласно письму департамента здравоохранения правительства области от 07.12.2021 в предоставлении выплаты мне отказано на основании пункта 6 Порядка предоставления единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо поселки городского типа с населением до 50 тысяч человек, утверждённого постановлением правительства ЕАО от 25.07.2018 № 268-пп (далее -порядок), поскольку <адрес> не представила в департамент здравоохранения информацию об укомплектованности штата. В декабре 2021 года он вновь обратился в департамент, приложив необходимый пакет документов, в том числе заявление, установленной формы и иные документы, указанные в пункте 4 порядка. 27.12.2021 документы ему возвращены, по причине того, что представленное его заявление, по мнению департамента, не соответствовало установленной форме, а также в связи с непредставлением им иных документов. Считает отказ управления здравоохранения незаконным, вынесенным по надуманным основаниям с целью недопущения реализации его права на получение выплаты, поскольку заявление, а также все документы, предоставление которых предусмотрено порядком, им представлены. В настоящее время он соответствует всем вышеуказанным требованиям. Должность, которую он занимает, 30.07.2021 приказом департамента здравоохранения правительства области № 6 включена в Перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты (программный реестр должностей) в 2021 году, утвержденный приказом департамента здравоохранения правительства ЕАО от 21.04.2021 № 2, условия о возрасте, гражданстве, отсутствии неисполненных финансовых обязательств по целевому обучению, а также условие о прибытии (переезде) на работу в сельскую местность, выполнены. Просит суд признать за Сташковым Романом Анатольевичем право на получение единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушерам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, утвержденного постановлением правительства ЕАО от 25.07.2018 №268-пп. Обязать департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области заключить со мной - Сташковым Романом Анатольевичем договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере <данные изъяты>.
Определением суда от 10.03.2022 по делу привлечен в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Определением от суда от 18.03.2022 изменен процессуальный статус с третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика на соответчика - Министерство здравоохранения Российской Федерации, привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика правительство ЕАО.
В судебном заседании истец Сташков Р. А., требования и доводы иска поддержала,
В судебном заседании представитель истца Юрченко Н. Ю., требования и доводы иска поддержала, суд у пояснила, что нарушено право истца, ему незаконно отказали в получении данной выплаты.
В судебном заседании представитель третьего лица Гузман В. Э., действующий на основании доверенности, не возражал по исковым требованиям, суду пояснил, что больница предоставила все необходимые документы для получения истцом выплаты.
В судебное заседание представители департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области, Министерства здравоохранения РФ, правительства ЕАО, не явились, о времени и мест судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В целях реализации Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, предусмотренных приложением N 7 к государственной программе Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1640, постановления правительства Еврейской автономной области от 23.10.2015 N 482-пп "Об утверждении государственной программы Еврейской автономной области "Здравоохранение в Еврейской автономной области" на 2016 - 2023 годы" правительство Еврейской автономной области, Постановлением правительства ЕАО от 25.07.2018 N 268-пп утвержден Порядок предоставления единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек".
Пунктом 2 Порядка указано, что единовременная компенсационная выплата предоставляется медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек (далее - медицинские работники), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, функции и полномочия учредителя которой осуществляет департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области (далее - департамент здравоохранения), на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в утверждаемый департаментом здравоохранения перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программный реестр должностей), в размере 2 млн. рублей для врачей и 1 млн. рублей для фельдшеров, а также акушерок и медицинских сестер фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов.
Департамент здравоохранения вправе принимать решение о предоставлении медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты:
а) при наличии у медицинского работника обязательств, связанных с целевым обучением (целевой подготовкой), при условии заключения им трудового договора с медицинской организацией, укомплектованность штата которой составляет менее 60 процентов;
б) при условии продолжения медицинским работником, выполнившим обязательства, связанные с целевым обучением (целевой подготовкой), работы в той же медицинской организации, расположенной в сельском населенном пункте, либо рабочем поселке, либо поселке городского типа, либо городе с населением до 50 тысяч человек.
С целью определения уровня укомплектованности штата медицинской организации в процентах департамент здравоохранения запрашивает соответствующую информацию в медицинской организации.
В п. 6 Порядка указано, что департамент здравоохранения отказывает медицинскому работнику в предоставлении единовременной компенсационной выплаты в случае: несоответствия медицинского работника требованиям пункта 2 настоящего Порядка; представления медицинским работником документов, содержащих недостоверные сведения; представления неполного пакета документов, предусмотренных пунктом 4 настоящего Порядка; ранее реализованного медицинским работником права на получение единовременной компенсационной выплаты в соответствии с частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
В судебном заседании установлено, что истец Сташков Р. А. 01.11.2021 заключил с <данные изъяты> трудовой договор по должности <данные изъяты> в структурном подразделение поликлиника, 10.12.2021 заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от 11.11.2021 в п. 10 раздела 2 права и обязанности работника с добавлением следующего: отработать в больнице не менее 3-х лет на основании Закона области от 30.10.2013 390-ОЗ и не менее 5- ти лет на основании постановления правительства ЕАО от 25.07.2018 № 268-пп.
19.11.2021 руководителем <данные изъяты> направлены в департамент здравоохранения правительства ЕАО документы на Сташкова Р. А. для предоставления единовременной компенсационной выплаты на основании постановления правительства ЕАО от 25.07.2018 №268-пп.
07.12.2021 департамент здравоохранения правительства ЕАО отказывает в предоставлении выплат Сташкову Р. А. на основании абз. 4 п. 6 Порядка, указывая об отсутствии в представленном трудовом договоре от 01.11.2021 № обязательства об исполнении трудовой функции в <данные изъяты> и положения о возврате денежных средств, об отсутствии справки с образовательного учреждения об отсутствии неисполненных обязательств по договору о целевом обучении. Также указано, что не предоставлена информация об укомплектованности штата больницы.
21.12.2021 руководителем <данные изъяты> направлен в департамент здравоохранения правительства ЕАО доработанный пакет документов на Сташкова Р. А.
27.12.2021 департамент здравоохранения правительства ЕАО возвращает документы, с указанием об отсутствии приложенных к заявлению документов, и несоответствии указанной форме поданного заявления.
24.01.2022 руководителем <данные изъяты> направлены департаменту здравоохранения правительства ЕАО документы на Сташкова Р. А. для предоставления единовременной компенсационной выплаты на основании постановления правительства ЕАО от 25.07.2018 №268-пп.
Департаментом здравоохранения правительства ЕАО отказано Сташкову Р. А. в предоставлении единовременной компенсационной выплаты на основании постановления правительства ЕАО от 25.07.2018 №268-пп, указав, что данный порядок в 2022 году на него не распространяется.
В судебном заседании из представленных документов следует, что укомплектованность штата по врачебной должности в <данные изъяты> в 2021 году составила 43,58%.
Приказом № от 30.07.2021 должности <данные изъяты> включена в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских подразделениях, при замещении которых осуществляется единовременные компенсационные выплаты (программный реестр должностей) в 2021 году, утвержденный приказом департамента здравоохранения правительства ЕАО от 21.04.2021 № 2.
Истец Сташков Р. А., проживает по адресу: <адрес> (справка с администрации <адрес>
Согласно, сведениям ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России от 29.11.2021, Сташков Р. А. не имеет не исполненных обязательств по договору о целевом обучении.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отказ департамента здравоохранения правительства ЕАО в выплате истцу единовременной компенсационной выплаты, как медицинскому работнику является незаконным и не обоснованным, ссылки указанные в отказах от 07.12.2021, 27.12.2021 не предусмотрены вышеуказанным Порядком предоставления единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам.
В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, статьей 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" установлен механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, правовое регулирование, установленное частями 12.1 и 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. N 1868-О, от 27 октября 2015 г. N 2483-О).
В обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020) Верховный Суд Российской Федерации указал, что при наличии у медицинского работника, прибывшего на работу в сельскую местность для осуществления на основании трудового договора трудовой деятельности в учреждении здравоохранения, права на получение единовременной компенсационной выплаты в соответствии с положениями Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" произвольный отказ от исполнения субъектом Российской Федерации публично-правовых обязательств по материальной поддержке таких работников является недопустимым.
По смыслу положений статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", единовременная компенсационная выплата носит целевой характер, предоставляется медицинским работникам с целью стимулировать их переезд на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа, направлена на закрепление медицинских кадров в сельских населенных пунктах и компенсацию связанных с переездом и обустройством затрат и неудобств, обусловленных менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами. Данная выплата носит единовременный характер, то есть предоставляется медицинским работникам, переехавшим на работу в сельские населенные пункты, однократно в течение их трудовой деятельности.
Таким образом, при наличии у медицинского работника, прибывшего на работу в сельскую местность для осуществления на основании трудового договора трудовой деятельности в учреждении здравоохранения, права на получение единовременной компенсационной выплаты произвольный отказ от исполнения субъектом Российской Федерации публично-правовых обязательств по материальной поддержке таких работников является недопустимым.
Суд, приходит к выводу о признании за Сташковым Р. А. право на получение единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушерам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, утвержденного постановлением правительства ЕАО от 25.07.2018 №268-пп и обязании департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области заключить со Сташковым Р. А. договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере <данные изъяты>.
В удовлетворении исковых требований Сташкова Р. А. к Министерству здравоохранения РФ о признании права на получение единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам и о обязании произвести выплату необходимо отказать по вышеуказанным обстоятельствам.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Сташкова Романа Анатольевича к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области о признании права на получение единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам и о обязании произвести выплату – удовлетворить.
Признать за Сташковым Романом Анатольевичем право на получение единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушерам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, утвержденного постановлением правительства ЕАО от 25.07.2018 №268-пп.
Обязать департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области заключить со Сташковым Романом Анатольевичем договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере <данные изъяты> рублей.
Исковые требования Сташкова Романа Анатольевича к Министерству здравоохранения РФ о признании права на получение единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам и о обязании произвести выплату, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд.
Судья И. Г. Шелепанова