Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-203/2022 ~ М-158/2022 от 21.03.2022

Дело № 2-203/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Медногорск                                    26 апреля 2022 года

Медногорский городской суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Романенко Н.А.,

при секретаре судебного заседания Курковой О.Ю.,

с участием:

помощника Орского межрайонного природоохранного прокурора Губернской Т.Ю.,

представителя ответчика ООО «ВодоСнабжение» Кобзевой Л.А.,

представителя третьего лица - администрации МО г. Медногорска Приказчиковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, интересов неопределенного круга лиц к ООО «ВодоСнабжение» (ОГРН/ИНН: 1065607039992/5606005084) об обязании устранения нарушений законодательства об охране водных биологических ресурсов,

УСТАНОВИЛ:

Орский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации, в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к ООО «ВодоСнабжение», в котором просит:

признать незаконным бездействие ответчика по принятию мер по проведению в период времени с **.**.**** по **.**.**** оценки воздействия деятельности на биоресурсы и среду их обитания, а также расчета ущерба, наносимого осуществляемой деятельностью водным биологическим ресурсам и среде их обитания,

обязать ответчика в срок до **.**.**** провести оценку воздействия деятельности на биоресурсы и среду их обитания в ручье Шибишки, рассчитать ущерб, наносимый осуществляемой деятельностью водным биологическим ресурсам и среде их обитания, осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, в соответствии с требованиями Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.**** *, с последующем направлением заявки для согласования осуществления иной деятельности в Средневолжское территориальное управление Росрыболовства.

Исковые требования мотивированы следующими обстоятельствами.

Орской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с решением о проверке от **.**.**** *, в период времени с **.**.**** по **.**.**** проведена проверка исполнения законодательства водоотведении в деятельности ООО «ВодоСнабжение». Основными видом деятельности ответчика является забор, очистка и распределение воды, дополнительным видом деятельности является сбор и обработка сточных вод. В соответствии с концессионным соглашением от **.**.****, заключенным между ООО «ВодоСнабжение» и администрацией МО «город Медногорск», ответчик обязуется за свой счет в порядке и сроки, определённым соглашением обеспечить модернизацию недвижимого и технологически связанного с ним движимого имущества, входящего в объект соглашения, состав и описание которого приведены в разделе № 2 соглашения, право собственности на которое принадлежит администрации г. Медногорска, а также осуществлять холодное водоснабжение и водоотведение с использованием Объекта соглашения и иного имущества, для чего администрация г. Медногорска обязуется предоставить ООО «ВодоСнабжение» права владения и пользования объектом для осуществления указанной деятельности.

Ответчик использует водный объект – ручей Шибишки в целях сброса хозяйственно – бытовых и промышленных сточных вод, образующихся от населения и предприятий г. Медногорска. Осуществление сброса сточных вод происходит на ручье Шибишки, в пределах водохозяйственного участка: <данные изъяты>. Сброс сточных вод ООО «ВодоСнабжение» осуществляется с использованием водоотводящих сооружений – комплекса очистных сооружений.

**.**.**** ответчиком получено решение о предоставлении водного объекта в пользование № *, со сроком действия до **.**.****, с целью использования водного объекта – сброс сточных вод. Согласно п. п. 10 и 13 п. 2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование * от **.**.**** объем сброса сточных, в том числе, дренажных вод в месте сброса в ручей Шибишки не должен превышать 301,88 м3/час. (2335,95 тыс. м3/год) 16-ти наименований загрязняющих веществ, включая БПК5, фосфат-ион, взвешенные вещества, нитрат-ион, сульфат-анион, хлорид-анион, ХПК, СПАВ, аммоний-ион, фенол, нитрит-анион, цинк, железо, хром, медь, нефть и нефтепродукты.

Приказом Нижне-Волжского бассейнового водного управления Росводресурсов * от **.**.**** ООО «ВодоСнабжение» утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в ручей Шибишки, сроком на 5 лет (**.**.****). Ответчик эксплуатирует очистные сооружения г. Медногорска, которым
**.**.**** присвоена 2 категория негативного воздействия на окружающую среду, подлежащего региональному контролю (*). В соответствии с формой федеральной статистической отчетности 2ТП (водхоз) за 2021 год ООО «ВодоСнабжение» в ручей Шибишки было отведено * тыс. м3 сточных вод. Факт сброса ответчиком сточных, в том числе, дренажных вод в месте сброса в ручей Шибишки также подтверждается формами 3.2 и 3.3, утвержденными Приказом Минприроды России от 09 ноября 2020 года № 903 за 1-4 кварталы 2021 года. МПР по Оренбургской области был утвержден график выпуска (сброса) сточных вод ООО «ВодоСнабжение».

В соответствии с формой 3.3, утвержденной Приказом Минприроды России от
09 ноября 2020 года № 903 за 1-4 кварталы 2021 года, ответчиком в ручей Шибишки сбрасывались загрязняющие вещества, - БПК5, фосфаты натрия, калия и кальция, взвешенные вещества, нитрат-ион, сульфат-анион, хлорид-анион, СПАВ, аммоний-ион, нитрит-анион, железо, хром, нефть и нефтепродукты и др.

Согласно представленных ООО «Водоснабжение» в рамках проверки сведений о качестве воды сточной очищенной и воды природной ручья Шибишки за **.**.****, журнала мониторинга содержания загрязняющих веществ в сточных водах, за период времени с **.**.**** по **.**.**** установлено превышение средних показателей 7-ми видов загрязняющих веществ в очищенных сточных, в том числе дренажных, водах на выпуске в водный объект – ручей Шибишки относительно максимальных содержаний следующих загрязняющих веществ, указанных в п. 10 решения о предоставлении водного объекта в пользование от **.**.**** *.

Прокурором установлено, что ответчиком работы по проведению оценки воздействия хозяйственной деятельности на водные биоресурсы и среду их обитания не проводились. Непринятие мер к расчету вреда, наносимого водным биологическим ресурсам и среде их обитания, по утверждению прокурора, ведет к неосуществлению практических действий по компенсации данного вреда, что в свою очередь сказывается на сокращении объема и видового состава водных биоресурсов, обитающих в водоемах и нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и права Российской Федерации как собственника данных водных объектов. Кроме того, непринятие водопользователем мер оценки воздействия осуществляемой деятельности на водные биологические ресурсы и среду их обитания, в том числе к расчету вреда, наносимого водным биологическим ресурсам и среде их обитания, ведет к неисполнению практических действий по компенсации данного вреда, что в свою очередь сказывается на сокращении объема и видового состава водных биоресурсов, обитающих в водоемах и нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и права Российской Федерации как собственника данных водных объектов.

Прокурор считает, что выявленные нарушения действующего законодательства в области охраны окружающей среды влекут за собой нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, в связи с чем, указанное исковое заявление предъявлено в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Определением Медногорского городского суда Оренбургской области от
15 апреля 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация МО г. Медногорск и Средневолжское территориальное управление Росрыболовства.

В судебном заседании помощник Орского межрайонного природоохранного прокурора Губернская Т.Ю., заявленные требования поддержала, на удовлетворении исковых требований настаивала, уточнила срок для устранения нарушений в период до **.**.****.

Представитель ответчика ООО «ВодоСнабжение» Кобзева Л.А., действующая на основании доверенностей от **.**.**** и от **.**.****, не отрицала обстоятельства того, что обществу необходимо устранить нарушения, на которые указано прокурором, вместе с тем просила учесть трудное материальное положение общества и увеличить срок для устранения нарушений природоохранного законодательства до 2025 года.

Представитель третьего лица администрации МО г. Медногорска Приказчикова А.А. считала необходимым разрешение требований прокурора в соответствие с действующим законодательством.

Представитель третьего лица Средневолжского территориального управления Росрыболовства о месте и времени рассмотрения дела извещен, в судебное заседание не явился.

Заслушав прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений.

В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Учитывая указанные законоположения, суд признает, что Орский межрайонный природоохранный прокурор располагает полномочиями на обращение с иском в суд в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, а также неопределенного круга лиц, поскольку в результате действий ООО «ВодоСнабжение» выявленные нарушения действующего законодательства в области охраны окружающей среды влекут за собой нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, в связи с чем, указанное исковое заявление предъявлено в защиту законных интересов Российской Федерации, интересов неопределенного круга лиц.

Спорные правоотношения, о разрешении которых ставится вопрос в исковом заявлении, регламентируются нормами Водного кодекса РФ и Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

    На основании ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).

Орской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с решением о проверке от **.**.**** *, в период времени с **.**.**** по **.**.**** проведена проверка исполнения законодательства водоотведении в деятельности ООО «ВодоСнабжение». Основными видом деятельности ООО «ВодоСнабжение» является забор, очистка и распределение воды, дополнительным видом деятельности является сбор и обработка сточных вод.

В соответствии с концессионным соглашением от **.**.****, заключенным между ООО «ВодоСнабжение» и администрацией муниципального образования «город Медногорск», ООО «ВодоСнабжение» обязуется за свой счет в порядке и сроки, определённым соглашением обеспечить модернизацию недвижимого и технологически связанного с ним движимого имущества, входящего в объект соглашения, состав и описание которого приведены в разделе № 2 соглашения, право собственности на которое принадлежит администрации г. Медногорска, а также осуществлять холодное водоснабжение и водоотведение с использованием объекта соглашения и иного имущества, для чего администрация г. Медногорска обязуется предоставить ООО «ВодоСнабжение» права владения и пользования объектом для осуществления указанной деятельности.

ООО «ВодоСнабжение» использует водный объект – ручей Шибишки в целях сброса хозяйственно – бытовых и промышленных сточных вод, образующихся от населения и предприятий г. Медногорска. Осуществление сброса сточных вод происходит на ручье Шибишки, в пределах водохозяйственного участка: <данные изъяты>. Сброс сточных вод ООО «ВодоСнабжение» осуществляется с использованием водоотводящих сооружений – комплекса очистных сооружений.

Приложение № 1 к концессионному соглашению определяет, что система водоотведения и переработки сточных вод состоит из канализационных сетей с главным канализационным коллектором и очистных сооружений. Переданные администрацией г. Медногорска ООО «ВодоСнабжение» очистные сооружения г. Медногорска состоят из: 1-этажного нежилого здания, общей площадью * кв.м., расположенного по адресу: ...; 2-этажного нежилого здания, общей площадью * кв.м., расположенного по адресу: ...; 2-этажного нежилого здания, общей площадью * кв.м., расположенного по адресу: ...; очистных сооружений, общей площадью * кв.м., расположенных по адресу: ...; очистных сооружений, общей площадью * кв.м., расположенных по адресу: ....

Как установлено судом из представленных доказательств, **.**.**** ООО «Водоснабжение» получено решение о предоставлении водного объекта в пользование *, со сроком действия до **.**.****, с целью использования водного объекта – сброс сточных вод. Согласно п. п. 10 и 13 п. 2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование * от **.**.**** объем сброса сточных, в том числе, дренажных вод в месте сброса в ручей Шибишки не должен превышать 301,88 м3/час. (2335,95 тыс. м3/год) 16-ти наименований загрязняющих веществ, включая БПК5, фосфат-ион, взвешенные вещества, нитрат-ион, сульфат-анион, хлорид-анион, ХПК, СПАВ, аммоний-ион, фенол, нитрит-анион, цинк, железо, хром, медь, нефть и нефтепродукты.

Приказом Нижне-Волжского бассейнового водного управления Росводресурсов * от **.**.**** ООО «ВодоСнабжение» утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в ручей Шибишки, сроком на 5 лет (**.**.****).

ООО «ВодоСнабжение» эксплуатирует очистные сооружения г. Медногорска, которым **.**.**** присвоена 2 категория негативного воздействия на окружающую среду, подлежащего региональному контролю (*). В соответствии с формой федеральной статистической отчетности 2ТП (водхоз) за * год ООО «ВодоСнабжение» в ручей Шибишки было отведено 1049,97 тыс. м3 сточных вод.

Факт сброса ООО «ВодоСнабжение» сточных, в том числе, дренажных вод в месте сброса в ручей Шибишки подтверждено формами 3.2 и 3.3, утвержденными Приказом Минприроды России от 09 ноября 2020 года № 903 за 1-4 кварталы 2021 года. Минприроды России по Оренбургской области был утвержден график выпуска (сброса) сточных вод ООО «ВодоСнабжение».

В соответствии с формой 3.3, утвержденной Приказом Минприроды России от 09 ноября 2020 года № 903 за 1-4 кварталы 2021 года ООО «ВодоСнабжение» в ручей Шибишки сбрасывались загрязняющие вещества, БПК5, фосфаты натрия, калия и кальция, взвешенные вещества, нитрат-ион, сульфат-анион, хлорид-анион, СПАВ, аммоний-ион, нитрит-анион, железо, хром, нефть и нефтепродукты и др.

Согласно представленных ООО «Водоснабжение» в рамках проведения прокурорской проверки сведений о качестве воды сточной очищенной и воды природной ручья Шибишки за 1-4 квартал 2020 года, 1 квартал 2021 года, журнала мониторинга содержания загрязняющих веществ в сточных водах, за период времени с
**.**.**** по **.**.**** установлено превышение средних показателей 7-ми видов загрязняющих веществ в очищенных сточных, в том числе дренажных, водах на выпуске в водный объект – ручей Шибишки относительно максимальных содержаний следующих загрязняющих веществ, указанных в п. 10 решения о предоставлении водного объекта в пользование от **.**.**** *:

по БПК5:

Дата отбора проб

Установленный норматив БПК5 (мг/дм 3)

Результаты анализа БПК 5 (мг/дм3)

Превышен установленный норматив (раз)

29.01.2020

2,1

2,18

1,04

05.02.2020

2,1

2,53

1,2

10.03.2021

2,1

2,48

1,18

по нитратам:

Дата отбора проб

Установленный норматив нитраты (мг/дм 3)

Результаты анализа нитраты (мг/дм3)

Превышен установленный норматив (раз)

01.12.2020

39,5

43,0

1,1

по нитритам:

Дата отбора проб

Установленный норматив нитриты (мг/дм3)

Результаты анализа нитриты (мг/дм3)

Превышен установленный норматив (раз)

19.04.2021

0,08

0,081

1,01

по железу:

Дата отбора проб

Установленный норматив железа (мг/дм 3)

Результаты анализа железо (мг/дм3)

Превышен установленный норматив (раз)

12.04.2021

0,1

0,105

1,05

20.05.2021

0,1

0,145

1,45

по меди:

Дата отбора проб

Установленный норматив медь (мг/дм 3)

Результаты анализа, взвешенные в-ва (мг/дм3)

Превышен установленный норматив (раз)

20.05.2021

0,001

0,065

65

по цинку:

Дата отбора проб

Установленный норматив цинк (мг/дм 3)

Результаты анализа (мг/дм3)

Превышен установленный норматив (раз)

20.05.2021

0,01

0,217

21,7

по сухому остатку:

Дата отбора проб

Установленный норматив сухой остаток (мг/дм 3)

Результаты анализа сухой остаток (мг/дм3)

Превышен установленный норматив (раз)

09.02.2021

356

358

1,01

В рамках прокурорской проверки, согласно информации ООО «ВодоСнабжение» от **.**.**** *, установлено, что ООО «ВодоСнабжение» работы по проведению оценки воздействия хозяйственной деятельности на водные биоресурсы и среду их обитания не проводились в связи с тяжелым финансовым положением предприятия.

Статьями 3 и 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. Хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

Частью 2 статьи 55 Водного кодекса РФ установлено, что при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» водные биологические ресурсы – это рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.

На основании ч. ч. 1 и 3 ст. 50, ст. 53 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации. Размер вреда, причиненного водным биоресурсам, определяется в соответствии с таксами для исчисления размера, причиненного водным биоресурсам вреда, утвержденными Правительством Российской Федерации, и методиками исчисления размера, причиненного водным биоресурсам вреда, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, а при отсутствии указанных такс и методик - исходя из затрат на восстановление водных биоресурсов.

П. п. 2, 4, 5 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 года № 380, определяют, что мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются: оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания, предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов, установка эффективных рыбозащитных сооружений в целях предотвращения попадания биоресурсов в водозаборные сооружения и оборудование гидротехнических сооружений рыбопропускными сооружениями в случае, если планируемая деятельность связана с забором воды из водного объекта рыбохозяйственного значения и (или) строительством и эксплуатацией гидротехнических сооружений, выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания (условий забора воды и отведения сточных вод, выполнения работ в водоохранных, рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зонах, а также ограничений по срокам и способам производства работ на акватории и других условий), исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых миграций), определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия, проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.

При архитектурно-строительном проектировании, а также планировании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обеспечивают предусмотренную подпунктом «б» пункта 2 настоящего Положения оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, требования к материалам которой устанавливаются в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

При установлении по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, указанной в подпункте «б» пункта 2 настоящего Положения, прямого или косвенного негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, предусматривают в проектной документации, а также документации, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, осуществление мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания, предусмотренных подпунктами «в» – «з» пункта 2 настоящего Положения.

Согласно ч. 3 ст. 32 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. п. 5.1 и 5.2 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденной Приказом Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 года № 372, действовавшего до 01 сентября 2021 года, а также на основании п. п. 1-3 Требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду, утвержденных Приказом Минприроды России от 01 декабря 2020 года № 999, материалы оценки воздействия на окружающую среду включают в себя комплект документации, подготовленной при проведении оценки воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности. Материалы оценки воздействия на окружающую среду разрабатываются в целях обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды, предотвращения и (или) уменьшения воздействия планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий, а также выбора оптимального варианта реализации такой деятельности с учетом экологических, технологических и социальных аспектов или отказа от деятельности. В материалах оценки воздействия на окружающую среду обеспечивается выявление характера, интенсивности и степени возможного воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, анализ и учет такого воздействия, оценка экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий реализации такой деятельности и разработка мер по предотвращению и (или) уменьшению таких воздействий с учетом общественного мнения. Материалы оценки воздействия на окружающую среду являются основанием для разработки обосновывающей документации по планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, в том числе по объектам государственной экологической экспертизы в соответствии со статьями 11, 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Подготовка материалов оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком (юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, в том числе в определенных Федеральным законом от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» случаях представляющее документацию по планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности на экологическую экспертизу) или исполнителем работ по оценке воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности (заказчик или физическое или юридическое лицо, которому заказчик предоставил право на проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности).

Материалы оценки воздействия на окружающую среду должны обеспечить учет потенциальной экологической опасности, планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, включая возможное трансграничное воздействие.

Материалы оценки воздействия на окружающую среду должны быть научно обоснованы, достоверны и отражать результаты комплексных исследований прогнозируемых воздействий на окружающую среду и их последствий, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, социальных и экономических факторов.

П. п. 3 и 4 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, утверждённой Приказом Минсельхоза России от 31 марта 2020 года № 167, определяют, что размер вреда, причиненного водным биоресурсам, исчисляется в стоимостном выражении (рубли) утраченных водных биоресурсов и необходимых затрат на восстановление их нарушенного состояния, в том числе упущенной выгоды (размера вреда от утраты потомства погибших водных биоресурсов).

В целях определения размера вреда, причиненного водным биоресурсам, и необходимых затрат на восстановление их нарушенного состояния, в том числе упущенной выгоды (размера вреда от утраты потомства погибших водных биоресурсов), в соответствии с настоящей Методикой также определяется размер негативного воздействия на состояние водных биоресурсов, среды их обитания и величины составляющих такой вред компонентов, в натуральном выражении (килограммы, тонны).

Размер вреда, причиненного водным биоресурсам, зависит от последствий негативного воздействия на состояние водных биоресурсов, среды их обитания и величины составляющих такой вред компонентов.

Из приведенных положений нормативных актов следует, что обязанность по оценке воздействия деятельности на биоресурсы и среду их обитания, возникает у юридических лиц, использующих водные объекты рыбохозяйственного значения в силу закона при осуществлении такой деятельности и не зависит от указания данной обязанности в разрешительных документах на право пользования водным объектом.

В соответствии с ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года
№ 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, которые применяются только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

П. п. 4 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 года № 384, установлено, что юридические лица для строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности представляют в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) заявку о согласовании. По результатам рассмотрения заявки Федеральное агентство по рыболовству и его территориальные органы принимают решение о согласовании либо об отказе в согласовании строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности.

Как установлено судом из представленных прокурором доказательств, в нарушение ст. ст. 50 и 53 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. п. 1-3 Требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду, утверждённых Приказом Минприроды России от 01 декабря 2020 года № 999, п. 4 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 года № 384, при осуществлении ООО «ВодоСнабжение» деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы, в период времени с **.**.**** по **.**.**** не произведена оценка воздействия деятельности на биоресурсы и среду их обитания в реке Урал, не рассчитан ущерб, наносимый осуществляемой деятельностью водным биологическим ресурсам и среде их обитания, осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, согласованных с Федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Указанный факт также подтверждается представленной суду информацией отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Оренбургской области Средневолжского ТУ Росрыболовства от **.**.**** * и Средневолжского ТУ Росрыболовства от **.**.**** *, согласно которых Средневолжским ТУ Росрыболовства не производилось согласование ООО «ВодоСнабжение» строительства и реконструкции объектов капитального строительства, осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания на земельных участках, расположенных в границах водоохранных зон водных объектов.

Судом из представленных доказательств установлено, что за период деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы – (**.**.******.**.****), ООО «ВодоСнабжение» мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания не проводилось, наносимый вред водным биоресурсам ни в форме материальной компенсации, ни в виде действий по искусственному воспроизводству водных биоресурсов, не компенсировался.

Непринятие мер к расчету вреда, наносимого водным биологическим ресурсам и среде их обитания, ведет к неосуществлению практических действий по компенсации данного вреда, что в свою очередь сказывается на сокращении объема и видового состава водных биоресурсов, обитающих в водоемах и нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и права Российской Федерации как собственника данных водных объектов.

Кроме того, непринятие водопользователем мер оценки воздействия осуществляемой деятельности на водные биологические ресурсы и среду их обитания, в том числе к расчету вреда, наносимого водным биологическим ресурсам и среде их обитания, ведет к неисполнению практических действий по компенсации данного вреда, что в свою очередь сказывается на сокращении объема и видового состава водных биоресурсов, обитающих в водоемах и нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и права Российской Федерации как собственника данных водных объектов.

Вина ООО «ВодоСнабжение» состоит в непринятии всех необходимых и предусмотренных законом мер для выполнения требований действующего законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования.

Выявленные прокурором нарушения действующего законодательства в области охраны окружающей среды влекут за собой нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, в связи с чем, указанное исковое заявление предъявлено в защиту интересов неопределенного круга лиц.

При установленных обстоятельствах требования прокурора к ООО «ВодоСнабжение» суд находит законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и т.д.

Принимая во внимание имеющиеся в деле сведения об ограниченности средств ООО «ВодоСнабжение», а также о необходимости времени для устранения нарушений, суд считает достаточным предложенный прокурором срок исполнения решения суда до 01 января 2024 года.

Разрешая вопрос о распределении между сторонами дела судебных расходов, состоящих из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, суд применяет нормы ст. 98 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, ст. ст. 333.17, 333.18 НК РФ, которыми установлен порядок уплаты государственной пошлины и распределения между сторонами понесенных судебных расходов.

Нормами ч. 1 ст. 103 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, а также понесенные судом расходы взыскиваются с ответчика, неосвобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Учитывая, что прокурор при обращении с иском в суд в защиту государственных интересов от уплаты госпошлины был освобожден, последняя в размере 300 рублей подлежит взысканию с ответчика, против которого принимается решение, в соответствующий бюджет.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

исковые требования Орского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, интересов неопределенного круга лиц ООО «ВодоСнабжение» об обязании устранения нарушений законодательства об охране водных биологических ресурсов удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ООО «ВодоСнабжение» по принятию мер по проведению в период времени с **.**.**** по **.**.**** оценки воздействия деятельности на биоресурсы и среду их обитания, а также расчета ущерба, наносимого осуществляемой деятельностью водным биологическим ресурсам и среде их обитания.

Обязать ООО «ВодоСнабжение» в срок до 01 января 2024 года провести оценку воздействия деятельности на биоресурсы и среду их обитания в ручье Шибишки, рассчитать ущерб, наносимый осуществляемой деятельностью водным биологическим ресурсам и среде их обитания, осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, в соответствии с требованиями Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 № 380, с последующем направлением заявки для согласования осуществления иной деятельности в Средневолжское территориальное управление Росрыболовства.

Взыскать с ООО «ВодоСнабжение» в доход муниципального образования город Медногорск Оренбургской области государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Медногорский городской суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Медногорского городского суда     подпись        Н.А. Романенко

Мотивированное решение изготовлено 04 мая 2022 года.

Судья Медногорского городского суда     подпись Н.А. Романенко

2-203/2022 ~ М-158/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Орский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ООО "ВодоСнабжение"
Другие
Администрация МО г. Медногорск
Отдел по Оренбурской области Средневолжского территориального управления Росрыболовства
Суд
Медногорский городской суд Оренбургской области
Судья
Романенко Н.А.
Дело на странице суда
mednogorsky--orb.sudrf.ru
21.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.03.2022Передача материалов судье
25.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.04.2022Судебное заседание
26.04.2022Судебное заседание
04.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.11.2022Дело оформлено
11.11.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее