Судебный акт #1 (Решение) по делу № 7-1164/2023 от 16.10.2023

    Судья А.Н. Бадриев                                       УИД 16RS0036-01-2023-005768-96

                                                                                                      Дело № 5-1433/2023

                                                                                                      Дело № 7-1164/2023

решение

    15 ноября 2023 года                                                                            город Казань

Судья Верховного Суда Республики Татарстан С.М. Федонин, при секретаре судебного заседания Н.Ю. Кокореве, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника отдела – начальника полиции ОМВД России по Альметьевскому району М.З. Хуснутдинова на постановление судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 29 сентября 2023 года, вынесенное в отношении Вепа Рахманова по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

    постановлением судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 29 сентября 2023 года В. Рахманов привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере                     2000 рублей.

    В жалобе в Верховный Суд Республики Татарстан должностное лицо М.З. Хуснутдинов, не соглашаясь с выводами судьи городского суда, просит судебное постановление изменить, назначив В. Рахманову наказание в виде выдворения за пределы Российской Федерации.

    Проверив материалы дела, изучив жалобу заявителя, прихожу к мнению, что она подлежит частичному удовлетворению.

    В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

    Согласно части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, -

    влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

    Отношения в сфере миграционного учета и режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 109-ФЗ), а также иными нормативными правовыми актами, которые определяют права и обязанности участников данных отношений, в том числе устанавливают ответственность иностранных граждан за нарушение режима пребывания в Российской Федерации.

    Как следует из положений Федерального закона № 109-ФЗ и правовой позиции, выраженной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 16.12.2010 N 1680-О-О, от 29.09.2011 N 1297-О-О, необходимыми элементами единой системы миграционного учета являются постановка иностранных граждан на учет и снятие их с учета по месту пребывания, предполагающие возложение определенных обязанностей как на иностранного гражданина, так и на принимающую его сторону.

    В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 4 Федерального закона              N 109-ФЗ миграционный учет включает в себя, в том числе регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений, установленных настоящим Федеральным законом.

    На основании частей 2, 3 статьи 7 Федерального закона N 109-ФЗ постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.

    Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.

    В силу требований части 1 статьи 16 Федерального закона N 109-ФЗ заявление иностранного гражданина о регистрации по месту жительства должно быть подано в орган миграционного учета в месте нахождения жилого помещения, которое данный иностранный гражданин избрал в качестве своего места жительства, в течение семи рабочих дней с даты получения им разрешения на временное проживание или вида на жительство либо с даты его прибытия в место нахождения указанного жилого помещения.

    Из материалов дела следует, что в отношении В. Рахманова составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Из протокола следует, что в 14 часов 30 минут 27 сентября 2023 года по адресу: город Альметьевск, улица Советская, дом № 186А, в ходе проверки документов был выявлен гражданин Республики <данные изъяты> В. Рахманов, допустивший нарушение режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации, выразившееся в проживании на территории Российской Федерации с 11 июля 2023 года без миграционного учёта и уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания.

    Привлекая В. Рахманова к административной ответственности и квалифицируя его действия по части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья городского суда пришёл к выводу о том, что им были допущены только нарушения правил миграционного учёта.

    Вместе с тем частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

    Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 115-ФЗ).

    На основании статьи 2 Федерального закона N 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

    В пункте 2 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ установлено, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.

    В соответствии со статьёй 25.10 Федерального закона от 15.08.1996         N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Как следует из составленного в отношении В. Рахманова протокола, наряду с нарушением правил миграционного учёта ему также вменялось уклонение от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.

    В тоже время из материалов дела усматривается, что срок действия имеющейся у В. Рахманова визы истёк 10 июля 2023 года, при этом сведений о продлении данного срока не имеется.

    В свою очередь указанные обстоятельства судьёй городского суда оставлены без внимания и надлежащая правовая оценка им не дана, однако такое разрешение дела не отвечает требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Таким образом, судьёй городского суда допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что в силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечёт отмену постановления по делу об административном правонарушении с возвращением дела на новое рассмотрение.

    При таких обстоятельствах вынесенное в отношении В. Рахманова постановление судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 29 сентября 2023 года подлежит отмене, дело об административном правонарушении - направлению на новое рассмотрение в тот же суд.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

жалобу заместителя начальника отдела – начальника полиции ОМВД России по Альметьевскому району М.З. Хуснутдинова удовлетворить частично.

Постановление судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 29 сентября 2023 года, вынесенное в отношении Вепа Рахманова по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Альметьевский городской суд Республики Татарстан.

Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано указанными в статье 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья

7-1164/2023

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Рахманов Вепа
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Федонин Сергей Михайлович
Статьи

ст.18.8 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--tat.sudrf.ru
16.10.2023Материалы переданы в производство судье
15.11.2023Судебное заседание
27.11.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
28.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее