ДЕЛО № 2-1461/23г
УИД 61RS0036-01-2023-001086-19
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 августа 2023 г г.Каменск-Шахтинский
Каменский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Тупиковой А.А.,
при секретаре Устиновой Л.И.,
с участием представителя истца - Ермаковой Ю.А., ответчиков Аладьина Н.П., Бабченковой Г.А., представителя ответчиков Бабкина П.А. и Кузьмич Н.П. – Кузьмичева Р.М., представителя третьего лица СПК Колхоз «Березовый» адвоката Коробейника А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Российской Федерации в лице Государственной компании «Российские автомобильные дороги» к Абушинскову Михаилу Николаевичу, Аладьину Александру Петровичу, Аладьину Николаю Павловичу, Бабкину Петру Александровичу, Бабченковой Галине Анатольевне, Бесчетнову Евгению Александровичу, Бирючковой Раисе Васильевне, Васильеву Александру Юрьевичу, Васильченко Николаю Ивановичу, Ващаевой Тамаре Тимофеевне, Волковой Любови Ивановне, Грицюк Александре Васильевне, Грицюк Елене Михайловне, Диченскову Сергею Дмитриевичу, Диченсковой Наталье Михайловне, Дурневой Галине Алексеевне, Диченскову Николаю Николаевичу, Жмакиной Наталье Петровне, Забулдыгиной Валентине Васильевне, Иванкову Сергею Александровичу, Иванову Михаилу Николаевичу, Иванькову Виктору Петровичу, Изварину Василию Александровичу, Извариной Александре Ивановне, Исаеву Михаилу Михайловичу, Исачкиной Валентине Вениаминовне, Кабаргину Михаилу Ивановичу, Ковалеву Владимиру Ивановичу, Ковалеву Николаю Юрьевичу, Королевой Светлане Петровне, Короченцеву Владимиру Алексеевичу, Краснову Ивану Ивановичу, Красновой Татьяне Ивановне,Кузнецовой Валентине Ивановне, Кузьмич Наталье Петровне,Кулькину Александру Михайловичу, Колесниковой Людмиле Тимофеевне, Кулькину Андрею Михайловичу, Кулькиной Лидии Николаевне, Легкову Виталию Николаевичу, Литвиновой Анне Митрофановне, Лозовому Николаю Викторовичу, Лосеву Сергею Николаевичу, Лухмаевой Нине Васильевне, Макеевой Елене Ивановне, Медведевой Людмиле Александровне, Минаевой Елене Борисовне, Моисеевой Валентине Семеновне, Морозовой Любови Васильевне, Никишиной Любови Алексеевне, Овчаренко Ирине Васильевне, Около-Кулак Нине Андреевне, Палкиной Александре Николаевне, Пиховкину Николаю Алексеевичу, Пиховкину Николаю Николаевичу, Плетняковой Татьяне Алексеевне, Попову Сергею Станиславовичу, Правдюкову Владимиру Сергеевичу, Ревенко Александру Владимировичу, Решетниковой Анне Александровне, Решетову Алексею Александровичу, Рыбалкиной Надежде Михайловне, Рытиковой Нине Ивановне, Самохиной Марии Ивановне, Серикову Владимиру Александровичу, Сериковой Татьяне Алексеевне, Сидоренко Владимиру Викторовичу, Скворцову Михаилу Тимофеевичу, Скворцовой Анне Тимофеевне, Скворцова Елене Тимофеевне, Сурову Андрею Михайловичу, Сытник Ольге Николаевне, Теребунскову Павлу Афанасьевичу, Ушакову Виктору Андреевичу, Ушаковой Ольге Николаевне, Филиновой Ольге Тимофеевне, Финогеновой Раисе Ивановне, Чеботаревой Ларисе Николаевне, Чумакову Владимиру Григорьевичу, Шевченко Татьяне Ивановне, Щерба Валентине Андреевне, Бычковой Марине Ивановне, об исправлении реестровой ошибки,
УСТАНОВИЛ:
Государственная компания "Российские автомобильные дороги" обратилась в суд с исковым заявлением к Абушинскову Михаилу Николаевичу, Аладьину Александру Петровичу, Аладьину Николаю Павловичу, Бабкину Петру Александровичу, Бабченковой Галине Анатольевне, Бесчетнову Евгению Александровичу, Бирючковой Раисе Васильевне, Васильеву Александру Юрьевичу, Васильченко Николаю Ивановичу, Ващаевой Тамаре Тимофеевне, Волковой Любови Ивановне, Грицюк Александре Васильевне, Грицюк Елене Михайловне, Диченскову Николаю Николаевичу, Диченскову Сергею Дмитриевичу, Диченсковой Наталье Михайловне, Дурневой Галине Алексеевне, Жмакиной Наталье Петровне, Забулдыгиной Валентине Васильевне, Иванкову Сергею Александровичу, Иванову Михаилу Николаевичу, Иванькову Виктору Петровичу, Изварину Василию Александровичу, Извариной Александре Ивановне, Исаеву Михаилу Михайловичу, Исачкиной Валентине Вениаминовне, Кабаргину Михаилу Ивановичу, Ковалеву Владимиру Ивановичу, Ковалеву Николаю Юрьевичу, Колесниковой Людмиле Тимофеевне, Королевой Светлане Петровне, Короченцеву Владимиру Алексеевичу, Краснову Ивану Ивановичу, Красновой Татьяне Ивановне, Кузнецовой Валентине Ивановне, Кузьмич Наталье Петровне, Кулькину Александру Михайловичу, Кулькину Андрею Михайловичу, Кулькиной Лидии Николаевне, Легкову Виталию Николаевичу, Литвиновой Анне Митрофановне, Лозовому Николаю Викторовичу, Лосеву Сергею Николаевичу, Лухмаевой Нине Васильевне, Макеевой Елене Ивановне, Медведевой Людмиле Александровне, Минаевой Елене Борисовне, Моисеевой Валентине Семеновне, Морозовой Любови Васильевне, Никишиной Любови Алексеевне, Овчаренко Ирине Васильевне, Около-Кулак Нине Андреевне, Палкиной Александре Николаевне, Пиховкину Николаю Алексеевичу, Пиховкину Николаю Николаевичу, Плетняковой Татьяне Алексеевне, Попову Сергею Станиславовичу, Правдюкову Владимиру Сергеевичу, Ревенко Александру Владимировичу, Решетниковой Анне Александровне, Решетову Алексею Александровичу, Рыбалкиной Надежде Михайловне, Рытиковой Нине Ивановне, Самохиной Марии Ивановне, Серикову Владимиру Александровичу, Сериковой Татьяне Алексеевне, Сидоренко Владимиру Викторовичу, Скворцову Михаилу Тимофеевичу, Скворцовой Анне Тимофеевне, Скворцовой Елене Тимофеевне, Сурову Андрею Михайловичу, Сытник Ольге Николаевне, Теребунскову Павлу Афанасьевичу, Ушакову Виктору Андреевичу, Ушаковой Ольге Николаевне, Филиновой Ольге Тимофеевне, Финогеновой Раисе Ивановне, Чеботаревой Ларисе Николаевне, Чумакову Владимиру Григорьевичу, Шевченко Татьяне Ивановне, Щерба Валентине Андреевне, Бычковой Марине Ивановне с требованием об исправлении реестровой ошибки и об образовании земельных участков, подлежащих изъятию для государственных нужд. В обоснование иска истец указал, что Государственная компания «Российские автомобильные дороги» осуществляет реализацию проекта «Автомобильная дорога М-4 «Дон» Москва-Воронеж-Ростов-на-Дону-Краснодар-Новороссийск. Комплексное обустройство для организации последующей эксплуатации на платной основе дороги <данные изъяты> на основании Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ (ред. от 30.12.2021, с изм. от 14.07.2022) "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В соответствии с Распоряжением Федерального дорожного агентства № 917-р от 31.03.2022 (приложение № 5) для обеспечения реконструкции Объекта подлежат изъятию для нужд Российской Федерации:
- часть, площадью <данные изъяты> кв. м, из земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>
- часть, площадью <данные изъяты> кв. м, из земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>
Характеристики земельного участка единого землепользования с кадастровым номером №, соответствуют выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №
Земельный участок единого землепользования с кадастровым номером №, принадлежит на праве общей долевой собственности ответчикам. Данные соответствуют сведениям, содержащимся в ЕГРН и подтверждаются выписками от ДД.ММ.ГГГГ №
В ходе проведения кадастровых работ по образованию земельных участков площадью <данные изъяты> кв. м из земельного участка единого землепользования с кадастровым номером № выявлен ряд пересечений границ земельных участков, входящих в ЕЗП с к.н. №, со смежными земельными участками, в том числе, пересечение границ обособленного земельного участка с кадастровым номером №, входящего в состав единого землепользования №, с границами обособленного земельного участка с кадастровым номером №, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером №. Просит исправить реестровую ошибку предложенным им способом.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ требования об исправлении реестровой ошибки выделены в отдельное производство. Производство по гражданскому делу № о принудительном изъятии земельного участка для государственных нужд приостановлено до вынесения решения по настоящему делу.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала в полном объеме. Ответчики, явившиеся в судебное заседание, представитель ответчиков, представитель третьего лица СПК Колхоз «Березовый» отзыва на заявление не представили, возражений по существу заявленных требований не высказали.
Ответчики Ковалев Н.Ю., Серикова Т.А., Сериков В.А., Бесчетнов Е.А., Легков В.Н., Диченсков С.Д., Рыбалкина Н.М.,Диченскова Н.М., Решетникова А.А., Кабаргин М.И., Скворцов М.Т., Рытикова Н.И., Иванов М.Н., Изварина А.И., Грицюк Е.М., Грицюк А.В., Лосев С.Н., Никишина Л.А., Жмакина Н.П., Ушакова О.Н., Пиховкин Н.Н., Решетов А.А., Литвинова А.М., Самохина М.И., Абушинсков М.Н., Иванков С.А., Бычкова М.И. надлежащим образом извещенные о слушании дела, в судебное заседание не явились. От остальных ответчиков почтовые извещения возвратились с отметкой об истечении срока их хранения, что в силу ст. 117 ГПК РФ суд признаёт их надлежащим извещением.
Представители третьих лиц – администрации Астаховского сельского поселения, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, надлежащим образом извещенные о слушании дела, в судебное заседание не явились.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Государственная компания «Российские автомобильные дороги» осуществляет реализацию проекта <данные изъяты> на основании Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ (ред. от 30.12.2021, с изм. от 14.07.2022) "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Частью 2 статьи 37 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 145-ФЗ установлены следующие полномочия Государственной компании в целях изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании:
1) обращение в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти с ходатайством об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Российской Федерации в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;
1.1) подготовка проектов решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Российской Федерации в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;
2) уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;
3) подготовка и заключение с оценщиком договоров об оценке изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества и об оценке убытков, причиненных таким изъятием;
4) подготовка и заключение от имени Российской Федерации соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд для размещения автомобильных дорог Государственной компании (далее - соглашение);
5) обращение от имени Российской Федерации в суд с исками об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;
6) обращение с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, а также с заявлениями об учете изменений таких земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества;
7) обращение от имени Российской Федерации с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на изъятые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании.
Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством (ч. 1 ст. 279 ГК РФ).
Строительство и реконструкция автомобильных дорог федерального значения в соответствии со ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации отнесены к основаниям изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. 3 ст. 279 ГК РФ решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти вправе обратиться организации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 1-2 ст. 56.4 ЗК РФ).
Организации, уполномоченные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации осуществлять деятельность по строительству и реконструкции автомобильных дорог федерального значения входят в перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 06.05.2015 N 442.
В силу пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 145-ФЗ от 17.07.2009 Государственная компания осуществляет правомочия собственника в отношении автомобильной дороги М-4 «Дон».
Как следует из п. 1 ст. 56.2 Земельного кодекса РФ, в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения оно осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
В силу п. 1 постановления Правительства РФ от 06.04.2004 N 173 (ред. от 28.12.2020) Федеральное дорожное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте.
Положением о Федеральном дорожном агентстве, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 N 374 (ред. от 29.09.2022) закреплено, что Федеральное дорожное агентство осуществляет, в том числе следующие полномочия:
- принятие решений об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, а также о резервировании земель для указанных целей ((пп. 5.4.1(1) введен Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 83, в ред. Постановления Правительства РФ от 11.03.2011 N 153));
- принятие решений о подготовке документации по планировке территории в целях развития автомобильных дорог общего пользования федерального значения ((пп. 5.4.1(2) введен Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 83).
В соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной распоряжением Федерального дорожного агентства от 02.03.2020 № 730-р, с учетом изменений, внесенных распоряжением Федерального дорожного агентства от 02.11.2020 № 3341-р в границы комплексного обустройства объекта попадают:
часть, площадью <данные изъяты> кв. м, из земельных участков с кадастровыми номерами №, входящих в земельный участок ЕЗП с кадастровым номером <данные изъяты>
часть, площадью <данные изъяты> кв. м, из земельного участка с кадастровым номером №, входящего в земельный участок ЕЗП с кадастровым номером <данные изъяты>
В соответствии с Распоряжением Федерального дорожного агентства № от ДД.ММ.ГГГГдля обеспечения реконструкции объекта подлежит изъятию для нужд Российской Федерации:
часть, площадью <данные изъяты> кв. м, из земельных участков с кадастровыми номерами №, входящих в земельный участок ЕЗП с кадастровым номером <данные изъяты>
часть, площадью <данные изъяты> кв. м, из земельного участка с кадастровым номером №, входящего в земельный участок ЕЗП с кадастровым номером <данные изъяты>
Характеристики земельного участка единого землепользования с кадастровым номером №, соответствуют выпискам из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Исходный земельный участок принадлежит на праве общей долевой собственности ответчикам, что соответствует сведениям, содержащимся в ЕГРН, и подтверждается выписками из реестра.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в случае образования земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд.
Между Государственной компанией «Российские автомобильные дороги» и ООО «Конструкторское бюро «ГСК «Дон» заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ, на выполнение земельно-кадастровых работ по объекту: <данные изъяты>
Результатом проведения кадастровых работ по образованию частей площадью <данные изъяты> кв. м из земельного участка ЕЗП с кадастровым номером № стало заключение кадастрового инженера от ДД.ММ.ГГГГ.
Исследование по поставленным вопросам проводилось на основании данных, полученных при геодезической съемке и обследовании земельного участка единого землепользования с кадастровым номером № (а именно – входящих земельных участков №, и земельного участка единого землепользования № сведений ЕГРН, документов предоставленных правообладателями земельных участков, а также проведенных камеральных работ.
Полевое геодезическое обследование проводилось в ДД.ММ.ГГГГ г. Обследование осуществлялось с использованием спутниковой геодезической аппаратуры <данные изъяты> Обследование границ земельных участков проводилось по существующим ориентирам на местности: лесополосы, границы балки, край поля, полевые дороги, откос автомобильной дороги.
По результатам обследования был выявлен ряд пересечений границ земельных участков, входящих в ЕЗП с к.н. №, со смежными земельными участками, в том числе, пересечение границ обособленного земельного участка с кадастровым номером №, входящего в состав единого землепользования № с границами обособленного земельного участка с кадастровым номером №, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером №.
Согласно сведениям ЕГРН:
- земельный участок с кадастровым номером № расположен по адресу: <адрес> дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГГГ, площадь <данные изъяты>
- земельный участок с кадастровым номером № (единое землепользование) расположен по адресу: <данные изъяты>
Кадастровый инженер считает, что выявленное пересечение границ вышеуказанных земельных участков связано с неверным определением границ земельного участка с кадастровым номером №, входящим в состав единого землепользования <данные изъяты>
Выполненные измерения земельного участка № совмещены с картографической основой (а именно цифровые ортофотопланы масштаба 1:10000, созданные ФГУП «Госземкадастрсьемка» - Висхаги в ДД.ММ.ГГГГ году, запрошенные в Управлении Росреестра Ростовской области), что подтвердило наличие смещения в местоположении границ земельного участка № по сведениям ЕГРН и фактического местоположения данного земельного участка, а также существование границ данного земельного участка на местности 15 лет и более.
Так же, наряду с земельным участком № были осуществлены геодезические измерения смежных земельных участков, входящих в единое землепользование №, а именно земельных участков №
Эта необходимость возникла в связи с тем, что изменение координат входящего земельного участка № влечет за собой исправление смежных земельных участков с целью соблюдения площади единого землепользования № в целом, в том числе входящих земельных участков, в свое время отведенных под пашню и пастбище. Полученные координаты так же совмещены кадастровым инженером с картографической основой в виде цифровых ортофотопланов, что подтвердило расхождение в их границах по сведениям ЕГРН и их фактического положения на местности.
Кадастровым инженером установлено, что пересечение границ земельных участков с кадастровыми номерами 61№ является реестровой ошибкой и подлежит исправлению, путем внесения изменений в сведения местоположения границ части земельного участка с кадастровым номером № Также, выявлены реестровые ошибки в отношении входящих земельных участков №
Прочие входящие земельные участки единого землепользования № кадастровым инженером анализировались только на предмет наложения со смежными земельными участками по сведениям ЕГРН. Первоочередной задачей кадастрового инженера в рамках принятых обязательств по договору является образование земельного участка для последующего изъятия, возможность оформления земельных участков в зоне размещения объекта, а именно исключение наложений в границах полосы отвода автомобильной дороги М-4 Дон.
Действующее земельное законодательство не запрещает осуществлять работы по исправлению части границ земельного участка. Правообладатели земельного участка № вправе в последующем обратиться к кадастровому инженеру с целью приведения в соответствие всех границ принадлежащего им на праве общей долевой собственности земельного участка.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, предлагается провести исправление обособленных земельных участков № Прочие обособленные земельные участки оставить без изменений.
В ходе исправления ошибки указанных обособленных земельных участков исправлены следующие несоответствия:
- земельный участок № смещен на север, границы определены по границам существующей на местности балки, в настоящий момент занятой в сведениях ЕГРН земельным участком №. Исключено пересечение с земельным участком №, восточная граница проведена в створе с земельными участками №
- земельный участок № уменьшен по южной границе и определен по границе балки, отведенной в границы земельного участка №
- земельный участок № увеличен с северной границы за счет освободившейся площади, ранее занятой земельным участком №, Скорректированы границы по существующим на местности объектам искусственного происхождения – лесополосы на западной его границе;
- земельный участок № увеличен с северной границы за счет освободившейся площади, ранее занятой земельным участком №, приведен в соответствие по западной и восточной своей границе – определен по имеющимся на местности лесополосам. Также, в связи с прохождением в границах данного земельного участка линия электропередач, поставленной на кадастровый учет, образованы внутренние контура, соответствующие имеющимся в сведениях ЕГРН земельным участкам под размещение опор и прочих конструктивных элементов;
- земельный участок № откорректирован – исключена площадь данного земельного участка, занятая существующей на местности лесополосой, а также исключена невозможная к использованию площадь на южной границе данного земельного участка (узкая полоска шириной <данные изъяты> см, что значительно меньше погрешности определения точки для земельных участков с/х назначения, составляющей <данные изъяты> м);
- в связи с неверным определением в сведениях ЕГРН положения лесополосы, расположенной на местности между земельными участками № и №, единственным способом сохранения площади пашни, занятой на настоящий момент земельным участком № западнее лесополосы, является образование нового обособленного земельного участка с целью включения его в состав ЕЗП.
Как пояснил кадастровый инженер в судебном заседании, при исправлении реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером № указанным способом площадь земельного участка останется без изменений и составит <данные изъяты> кв. м. Площадь пашни и пастбищ, также сохраняется, исправлена только конфигурация и площадь входящих участков, а также сформирован новый земельный участок, необходимый к включению в состав единого землепользования в качестве входящего земельного участка.
Координаты и площадь земельного участка №, в том числе обособленного земельного участка №, входящего в состав данного единого землепользования, остаются без изменений.
После исправления реестровой ошибки предложенным способом необходимо образовать земельные участки в целях изъятия для государственных и муниципальных нужд.
Кадастровым инженером было осуществлено совмещение границ полосы отвода, утвержденной документацией по планировке территории, с границами земельного участка № в случае его исправления по предложенным координатам, и получены новые координаты земельных участков, которые необходимо образовать для последующего изъятия для государственных или муниципальных нужд. При этом площадь изъятия из земельного участка №, осталась без изменений и соответствует площади, указанной в Распоряжении Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от <данные изъяты>
- земельный участок № площадью <данные изъяты> кв. м;
- земельный участок № площадью <данные изъяты> кв. м.
После исправления реестровой ошибки в сведениях ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером №, необходимо выделить 2 земельных участка (образовать с сохранением исходного земельного участка в измененных границах), подлежащих изъятию для государственных нужд.
Предложенный способ образования земельного участка для последующего изъятия для государственных и муниципальных нужд предлагается кадастровым инженером ввиду наличия большого количества пересечений границ единого землепользования №. Также, большое количество правообладателей, право собственности, которых зарегистрировано в отношении данного земельного участка, в свою очередь создает препятствия к последующему разделу данного земельного участка на 2 самостоятельных (аресты, запрещения, выдел доли).
Таким образом, образование частей земельного участка единого землепользования с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м, возможно только после внесения в ЕГРН следующих исправлений:
- В отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> сместить границы на север, определив местоположение по границам существующей на местности балки, в настоящий момент занятой в сведениях ЕГРН земельным участком <данные изъяты>. Исключить пересечение с земельным участком <данные изъяты>, восточная граница проведена в створе с земельными участками <данные изъяты> и <данные изъяты>. Также в целях сохранения площади единого землепользования с к.н. <данные изъяты> в целом, в том числе входящих земельных участков, в свое время отведенных под пашню и пастбище необходимо внести в ЕГРН исправления обособленных земельных участков <данные изъяты>, в том числе путем образования нового обособленного земельного участка с целью включения его в состав ЕЗП.
Для осуществления вышеуказанных мероприятий подготовлен межевой план от ДД.ММ.ГГГГ.
- Из земельного участка единого землепользования с кадастровым номером <данные изъяты> после исправления реестровой ошибки, необходимо выделить 2 земельных участка (образовать с сохранением исходного земельного участка в измененных границах). Для осуществления вышеуказанных мероприятий подготовлен межевой план от ДД.ММ.ГГГГ.
В порядке п. 1, п. 2 ч. 8, п. 4 ст. 39 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» и в соответствии со ст. 13, 14 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», администрацией Астаховского сельского поселения Каменского района Ростовской области дважды проводилось опубликование извещения о проведении общего собрания участников долевой собственности по вопросам организации подписания акта согласования местоположения границ в связи с уточнением границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно были проведены общие собрания участников долевой собственности, однако в обоих случаях необходимый кворум для разрешения поставленных на повестку дня вопросов не состоялся, о чем свидетельствуют протоколы № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, подлежащих изъятию для государственных нужд, из земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> невозможно, до исправления выявленных пересечений.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Рассмотрев заявленные требования, суд признает их обоснованными в виду следующего.
По смыслу данных в пунктах 2, 52, 53, 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснений, иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество. Требование, направленное на оспаривание правомерности установления границы либо в целом кадастрового учета смежного (пересекающегося) участка (иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права или обременения), должно рассматриваться в исковом порядке. Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 16.07.2015 N 1789-О отметил, что федеральное законодательство с учетом необходимого баланса частных и публичных интересов обеспечивает, с одной стороны, возможность оперативного исправления ошибок органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, а с другой стороны, в случае спора между смежными собственниками земельных участков или землепользователями о границах земельных участков - гарантии судебной защиты их прав от произвольного изменения сведений государственного кадастрового учета. Федеральным законодательством не предусмотрено право на обращение в орган кадастрового учета с заявлением о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о земельном участке не являющегося его правообладателем лица на основании того, что, по его мнению, при постановке на кадастровый учет этого земельного участка допущена кадастровая ошибка (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.12.2013 N 8410/13).
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 06.02.2017 по делу N 310-ЭС16-10203, требование (исковое требование) об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ. Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам характерных точек. На основании судебного акта сведения об установленной границе вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно пункту 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В соответствии с пунктами 8 и 10 статьи 22 Федерального закона местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно пункту 3 статьи 22 Федерального закона в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Пунктом 2 статьи 43 Федерального закона установлено, что если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Статьей 61 (пункт 3) Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ установлено, что воспроизведённая в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Пункт 4 названной статьи определяет, что в случаях, если существуют основания полагать, что исправление реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.
Согласно пункту 9 названной статьи споры, возникающие в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 настоящей статьи, рассматриваются в судебном порядке.
Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 статьи 39 Закона № 221-ФЗ, в случае если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН (часть 1 статьи 39 Закона № 221-ФЗ).
Из разъяснений, данных в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2020 № ОГ-Д23-915 следует, что исходя из комплексного анализа положений Закона №218-ФЗ уточнение местоположения границ земельных участков при наличии в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельных участков, установленных в соответствии с требованиями Закона № 218-ФЗ к описанию местоположения границ земельных участков, допускается только при наличии реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении таких границ. Если при проведении кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ земельного участка выявлена реестровая ошибка (местоположение границ смежного земельного участка, согласно сведениям о координатах характерных точек его границ, содержащимся в ЕГРН, не соответствует местоположению его границ на местности), такая ошибка может быть исправлена в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 43 или частью 3 статьи 61 Закона № 218-ФЗ.
Пересечение границ земельного участка означает, что одна и та же часть земной поверхности входит в границы нескольких земельных участков. Устранение пересечения путём исправления реестровой ошибки возможно только тогда, когда отсутствует спор о праве или границах, а имеет место лишь несоответствие сведений о границах, содержащихся в ЕГРН, действительному местоположению земельного участка.
Кадастровым инженером установлено, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> поставлен на кадастровый учет с пересечением границ смежного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, входящего в состав ЕЗП с к.н. <данные изъяты>
Кадастровый инженер считает целесообразным для исправления имеющегося наложения границ внести изменения в сведения о местоположении границ части земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. Также, предлагается провести исправление обособленных земельных участков <данные изъяты> Прочие обособленные земельные участки оставить без изменений.
При исправлении реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> указанным способом площадь земельного участка останется без изменений и составит <данные изъяты> кв. м. Площадь пашни и пастбищ, также сохраняется, исправлена только конфигурация и площадь входящих участков, а также сформирован новый земельный участок, необходимый к включению в состав единого землепользования в качестве входящего земельного участка.
Координаты и площадь земельного участка <данные изъяты>, в том числе обособленного земельного участка <данные изъяты>, входящего в состав данного единого землепользования, остаются без изменений.
Заключением кадастрового инженера установлено, что после исправления реестровой ошибки в сведениях ЕГРН в отношении земельного участка <данные изъяты> необходимо выделить 2 земельных участка (образовать с сохранением исходного земельного участка в измененных границах) в целях изъятия указанных земельных участков для государственных нужд.
Как указано в пункте 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
По общему правилу пункта 2 статьи 11.2 и пункта 1 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации исходный земельный участок, из которого при разделе образованы земельные участки, прекращает свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из него земельные участки, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 названной статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Вместе с тем, согласно ч. 8 ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации пересечение одной из границ земельного участка, подлежащего изъятию, и одной из границ другого земельного участка в соответствии с кадастровыми сведениями о последнем не являются препятствием для принятия решения об изъятии.
Из указанных норм следует, что особый порядок образования земельных участков, подлежащих изъятию для государственных нужд из земельных участков имеющих пересечения границ с другими земельными участками законодательством не урегулирован в достаточной степени.
В силу ст. 6 Гражданского кодекса РФ, в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.
Учитывая что заключением кадастрового инженера подтверждается невозможность раздела земельного участка <данные изъяты> ввиду наличия большого количества пересечений его границ с границами смежных землепользований, большого количества правообладателей как спорного земельного участка, так и смежных земельных участков, и вытекающих из этих обстоятельств, препятствий связанных с выделами, арестами долей, суд, с учетом установленных по делу обстоятельств, полагает оправданным образование земельных участков площадью <данные изъяты> кв. м, подлежащих изъятию для государственных нужд путем раздела земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> с сохранением его в измененных границах.
Исходя из положений статьи 14 Закона N 218-ФЗ, в отношении земельных участков, образуемых на основании решения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд (пункт 8 части 5) государственный кадастровый учет может быть осуществлен без одновременной регистрации права.
Следовательно, законодательством предусмотрена возможность государственного кадастрового учета земельных участков, подлежащих изъятию без одновременной регистрации прав на них.
При таких обстоятельствах суд находит заявленные требования доказанными и подлежащими удовлетворению.
В силу ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о допущении немедленного исполнения решения суда разрешается в судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не является препятствием к разрешению вопроса о немедленном исполнении решения суда.
Поскольку затягивание процесса реконструкции автомобильной дороги фактически приводит к продлению сроков ограничения движения, создает заторы на федеральной трассе, что является причиной не только значительных неудобств для пользователей автодорогой, но и фактически влечет возникновение реальных убытков грузоперевозчикам и производителям, увеличивая транспортные издержки, определяя потребность в использовании более дорогостоящего транспорта (рефрижераторов) для перевозки скоропортящейся продукции, приводит к увеличению процента порчи импортируемой и экспортируемой сельхозпроизводителями продукции, является причиной увеличения себестоимости товаров (работ и услуг, влияет на процессы инфляции и нарушает интересы потребителей – граждан РФ, с учетом мнения явившихся лиц, которые не возражали против ходатайства истца о приведении решения суда к немедленному исполнению, суд находит данное ходатайство подлежащим удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в данной статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" (далее - Постановление Пленума от 21.01.2016 N 1) принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.
Пунктом 5 указанного Постановления Пленума предусмотрено, что распределение судебных издержек производится с учетом особенностей материального правоотношения, из которого возник спор, и фактического процессуального поведения каждого из них.
В силу пункта 19 Постановление Пленума от 21.01.2016 N 1 не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком.
Истец освобожден от уплаты государственной пошлины. В связи с тем, что по существу между сторонами отсутствует спор в отношении объекта, являющегося предметом иска, ответчики против заявленных требований не возражали, обращение в суд с исковым заявлением не связано с наличием противоправных действий (бездействия) со стороны ответчиков, основания для возложения на них судебных расходов по оплате государственной пошлины также отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст.197-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Российской Федерации в лице Государственной компании «Российские автомобильные дороги» удовлетворить.
Признать сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости в части местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами №, входящих в единое землепользование №, реестровой ошибкой и установить границы и площадь земельных участков с кадастровыми номерами № входящих в единое землепользование № в соответствии с их фактическим расположением, с образованием нового входящего земельного участка с проектным кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв. м на основании межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером ООО «Конструкторское бюро «ГСК «Дон».
Поставить на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров сформированные из земельного участка с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства земельные участки площадью <данные изъяты> кв. м на основании межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного ООО «Конструкторское бюро «ГСК «Дон» для участков <данные изъяты>, в связи с их изъятием для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд).
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Каменский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Полный текст решения (в окончательной форме) изготовлен 14.08.2023г.
С У Д Ь Я :_____________________