Дело № 2-1355/2023
УИД 75RS0002-01-2023-002407-30
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 июля 2023 года г. Чита
Ингодинский районный суд г. Читы в составе
председательствующего судьи Петиной М.В.,
при секретаре Алферовой О.Г.,
с участием: помощника прокурора Ингодинского района г. Читы Полуэктовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах Аюшиевой Л. Б. к ГУЗ «Городская клиническая больница №1», министерству здравоохранения Забайкальского края, министерству финансов Забайкальского края о взыскании задолженности по оплате отпуска с учетом стимулирующих выплат, а также компенсации за несвоевременную оплату, обязании совершить действия,
у с т а н о в и л :
заместитель прокурора <адрес> в интересах Аюшиевой Л.Б. обратился в Ингодинский районный суд <адрес> с названным исковым заявлением, в котором просит взыскать с ГУЗ «Городская клиническая больница №» в пользу Аюшиевой Л.Б. задолженность по оплате отпускных с учетом стимулирующих выплат, установленных постановлениями Правительства РФ от 02.04.2020 №, от ДД.ММ.ГГГГ № за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 41 159,73 рублей, а также компенсацию за нарушение срока выплаты заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 13 109,73 рублей, всего на общую сумму 54 269,46 рублей, в т.ч. НДФЛ в размере 6 960 рублей; обязать Министерство здравоохранения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края профинансировать ГУЗ «Городская клиническая больница №» денежными средствами для выплаты АюшиевойЛ.Б. задолженности по отпускным за период с 14.06.2021 по ДД.ММ.ГГГГ в размере 41 159,73 рублей, а также компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 13 109,73 рублей, всего на общую сумму 54 269,46 рублей, в т.ч. НДФЛ в размере 6 960 рублей за счёт того же источника финансирования. Требования мотивированы тем, что Аюшева Л.Б. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности врача клинической лабораторной диагностики инфекционного отделения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ врачом клинической лабораторной диагностики клинико-диагностической лаборатории в госпитальной базе по лечению пациентов с новой короновирусной инфекцией Covid-19, что относится к медицинским работникам, непосредственно оказывающим помощь пациентам, больным коронавирусом Covid-19, и имеющим право на выплаты стимулирующего характера по постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. При расчёте среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованный отпуск работнику учитывались стимулирующие выплаты за работу с больными коронавирусом. Средства федерального бюджета в целях софинансирования, в том числе в полном объёме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации по осуществлению выплат стимулирующего характера бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются в форме иных межбюджетных трансфертов на основании статьи 132.1 Бюджетного кодекса РФ. Перед указанным работником у работодателя имеется задолженность по начисленной, но не выплаченной заработной плате (отпускные за 2020, 2021 годы), с учётом выплат стимулирующего характера.
В судебном заседании прокурор уточнённые требования поддержала по основаниям, указанным в заявлении, просила иск удовлетворить полностью, в дополнение пояснила, что до сих пор начисленная заработная плата работнику не выплачена. Относительно доводов о пропуске срока для обращения в суд возражала, сослалась на длящийся характер правоотношений работника и работодателя.
Истец Аюшева Л.Б., ответчики о времени и месте судебного разбирательства извещены, в судебное заседание не явились, представителей не направили; ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» и Министерство финансов Забайкальского края, Министерство здравоохранения Забайкальского края представили отзывы на исковое заявление, просили о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» в своём отзыве на исковое заявление наличие задолженности и её размер перед работником подтвердило, указав, что стимулирующие выплаты Аюшевой Л.Б. входили в состав заработной платы, в том числе учтены и при исчислении среднего заработка при расчёте отпускных, указанная задолженность сформировалась в связи с отсутствием финансирования на эти цели из федерального бюджета. Полагала уточнённые исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению только после доведения лимитов бюджетных обязательств и перечисления их на расчётный счёт ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» Министерством здравоохранения Забайкальского края и Министерством финансов Забайкальского края. В случае удовлетворения иска, просила суд освободить ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» от уплаты государственной пошлины в связи с тем, что учреждение является бюджетным, оказывающим медицинскую помощь, социально-ориентированной организацией, которая не может исполнить обязанности работодателя в связи с отсутствием финансирования из бюджета.
Министерство финансов Забайкальского края в своём отзыве с иском не согласилось, полагало себя ненадлежащим ответчиком, в удовлетворении требований к Министерству финансов Забайкальского края просило отказать, указав, что к образованию задолженности по оплате отпусков и выплат компенсации за неиспользованные отпуска медицинским работникам привело то, что федеральные средства на эти цели были выделены в недостаточном объёме, просило применить срок исковой давности по данному делу.
В порядке, предусмотренном статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Выслушав прокурора, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в сфере трудовых отношений.
Работник имеет право на своевременную и в полном объёме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы (статьи 21, 22 Трудового кодекса РФ).
Согласно статье 129 Трудового кодекса РФ в состав заработной платы входят стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда; заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором; оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала (статья 135, части 6, 9 статьи 136 Трудового кодекса РФ).
Судом установлено, что в соответствии с распоряжением Министерства здравоохранения Забайкальского края от 27.03.2020 № 328/р ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» было определено госпитальной базой для приёма пациентов с новой коронавирусной инфекцией Covid-19.
Приказом главного врача ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» от 31.03.2020 № 237-од работа данного учреждения организована в качестве госпитальной базы для оказания медицинской помощи пациентам с внебольничной бактериальной, вирусно-бактериальной пневмонией, в том числе вызванной Covid-19, с созданием инфекционного отделения.
В 2020 году Правительством РФ были установлены стимулирующие выплаты за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим помощь гражданам с новой коронавирусной инфекцией Covid-19 и помогающим лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (постановление от 02.04.2020 № 415) и за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция Covid-19 (постановление от 12.04.2020 № 484).
Оплата отпусков по этим выплатам регулируется постановлением Правительства РФ от 08.07.2020 № 998 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 году предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку, в том числе на компенсацию ранее произведённых субъектами Российской Федерации расходов на указанные цели» и постановлением Правительства РФ от 07.07.2021 № 1124 «Об утверждении Правил предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 году предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку, в том числе на компенсацию ранее произведённых субъектами Российской Федерации расходов на указанные цели».
По смыслу пунктов 15, 16 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утверждённого постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922, выплаты стимулирующего характера и дополнительные выплаты (по постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 № 415, постановлению Правительства РФ от 12.04.2020 № 484) подлежат включению в расчёт среднего заработка, сохраняемого за работниками на время ежегодного отпуска и в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.
Исчисленная указанным способом сумма стимулирующих выплат подлежит начислению работникам с учётом требований об оплате труда с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями в размерах, предусмотренных трудовым законодательством.
Из фактических обстоятельств дела следует, что Аюшева Л.Б. в период с 01.04.2020 по 31.07.2022 осуществляла трудовую деятельность, работала в должности врача клинической лабораторной диагностики инфекционного отделения (с 01.06.2020 по 31.05.2021), врача клинической лабораторной диагностики клинико-диагностической лаборатории (с 01.06.2021 по 31.07.2022) в госпитальной базе по лечению пациентов с новой короновирусной инфекцией Covid-19, относилась к числу медицинских работников, непосредственно оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция Covid-19, и имеющих право на получение вышеуказанных выплат стимулирующего характера, предусмотренных постановлением Правительства РФ № 415 от 02.04.2020.
Согласно реестру задолженности ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» по оплате отпусков, пособий по нетрудоспособности и выплате компенсации за задержку заработной платы работникам, которым в 2020, 2021 годах предоставлялись федеральные стимулирующие выплаты, истцу работодателем были начислены, но не выплачены отпускные за 2020, 2021 годы за период с 14.06.2021 по 14.11.2022 в размере 41 159, 73 рублей, а также компенсацию за нарушение срока выплаты заработной платы за период с 14.06.2021 по состоянию 01.04.2023 в размере 13 109, 73 руб. в части, покрываемой за счёт бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ, а также компенсация за задержку их выплаты, исчисленная за период просрочки из фактически не выплаченных в срок сумм в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Центрального банка РФ по состоянию на 01.04.2023, в сумме 13 109, 73 рублей.
Поскольку ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» в установленный срок задолженность по заработной плате (отпускные) в сумме 41 159 73 рублей не выплачена, требование истца о взыскании в порядке, предусмотренном статьёй 236 Трудового кодекса РФ, денежной компенсации за нарушение сроков выплаты данной денежной суммы подлежит удовлетворению по состоянию на 01.04.2023 в указанном истцом размере – 13 109, 73 рублей.
Данные обстоятельства, а также правильность произведённого расчёта задолженности сторонами не оспариваются.
В соответствии со статьёй 226 Налогового кодекса РФ обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и уплате сумм НДФЛ возложена на организацию, от которой или в результате отношений с которой налогоплательщик получил доходы (налоговый агент).
В силу приведённой нормы закона ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» является налоговым агентом, на которого возлагается обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет суммы налога из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей в Российской Федерации в силу пункта 6 части 1 статьи 208 Налогового кодекса РФ для целей налогообложения относится к доходам от источников в Российской Федерации.
До настоящего времени задолженность работнику в указанном размере не выплачена, в связи с чем, требование истца о взыскании с ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» в пользу Аюшевой Л.Б. вышеуказанной задолженности в общей сумме 54 269, 46 рублей подлежит удовлетворению, в том числе из указанной суммы должен быть удержан НДФЛ в размере 6 960 рублей.
В соответствии со статьёй 132.1 Бюджетного кодекса РФ в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, бюджетам бюджетной системы Российской Федерации могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты.
Соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и дополнительные соглашения к указанным соглашениям, предусматривающие внесение в них изменений или их расторжение, заключаются в соответствии с типовыми формами, утверждаемыми Министерством финансов РФ (пункт 2 статьи 132.1 Бюджетного кодекса РФ).
Пунктом 4 постановления Правительства Забайкальского края от 09.05.2020 № 145 обязанность направления медицинским организациям средств, предоставленных бюджету Забайкальского края в форме иных межбюджетных трансфертов, для осуществления выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, утверждённых постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 415, возложена на Министерство здравоохранения Забайкальского края.
Таким образом, Министерство здравоохранения Забайкальского края обязано направить соответствующие денежные средства ГУЗ «Городская клиническая больница № 1».
Согласно пункту 5.3.24 постановления Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» Министерство финансов осуществляет организацию перечисления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии с Постановлением Правительства Забайкальского края от 24.04.2018 № 165 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Забайкальского края» Министерство финансов Забайкальского края осуществляет привлечение краем заёмных средств, а также обслуживание и погашение внутренних и внешних долгов края в соответствии с бюджетным законодательством (пункт 12.3.2); ведёт реестр расходных обязательств края в порядке, установленном Правительством края, представляет указанный реестр и свод реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав края, в Министерство финансов Российской Федерации в порядке, установленном Министерством финансов РФ (пункт 12.3.4); осуществляет управление средствами на едином счёте бюджета края (пункт 12.3.14).
Учитывая приведённое правовое регулирование, а также принимая во внимание нормативное закрепление постановлениями Правительства РФ от 12.04.2020 № 484 (пункт 7), от 02.04.2020 № 415 (пункт 12) начисления районного коэффициента и процентных надбавок сверх определённых сумм стимулирующих выплат, права на повышение уровня выплат стимулирующего характера за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, ссылка Министерства финансов Забайкальского края на отсутствие оснований для возложения обязанности по финансированию указанных расходов неосновательная, в связи с чем, отклоняется.
При таких обстоятельствах, учитывая, что актуальность спора не утрачена, право истца нарушено тем, что взыскиваемая выплата ей не произведена по причине отсутствия финансирования на указанные цели, следовательно, требование прокурора о возложении обязанности на Министерство здравоохранения Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края профинансировать ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» денежными средствами на выплату Аюшевой Л.Б. задолженности на общую сумму 54 269, 46 рублей законное, обоснованное и подлежит удовлетворению с учётом того, что источником финансирования указанных стимулирующих и дополнительных выплат определены бюджетные ассигнования федерального бюджета, направляемые из резервного фонда Правительства РФ в бюджеты субъектов РФ.
Вопреки доводам Министерства финансов Забайкальского края о пропуске стороной истца срока на обращение с заявленными требованиями, срок на обращение в суд за защитой нарушенного права истцом не пропущен.
В силу части 2 статьи 392 Трудового кодекса РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику приувольнении.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объёме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
В данном случае допущенное работодателем нарушение является длящимся, в том смысле, в котором на это указывается в пункте 56 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда РФ.
Несовершение работником действий по истребованию в более ранние сроки задолженности не свидетельствует о пропуске специального срока обращения в суд, исходя из длящегося характера нарушения и обязанности работодателя по своевременной и полной выплате работнику заработной платы.
Кроме того, суд отмечает, что Аюшева Л.Б. обратилась к прокурору Ингодинского района г. Читы за защитой нарушенного права 26.05.2023.
Таким образом, прокурором Ингодинского района г. Читы, обратившимся в суд с иском в защиту его прав 08.06.2023, срок на обращение в суд с требованиями о взыскании задолженности по заработной плате не пропущен, поскольку доказательств того, что прокурору было известно о наличии задолженности перед истцом ранее указанной даты (26.05.2023), не представлено.
Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых сторона истца была освобождена, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов.
Вместе с тем, в силу части 2 статьи 333.20 Налогового кодекса РФ, исходя из имущественного положения плательщика, суд вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по рассматриваемым делам, либо уменьшить её размер, а также отсрочить (рассрочить) её уплату в порядке, предусмотренном статьёй 333.41 настоящего Кодекса.
С учётом того, что ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» является бюджетным учреждением, оказывающим медицинскую помощь в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, социально-ориентированной организацией, которая не может исполнить обязанности работодателя ввиду отсутствия финансирования из бюджета, собственную платную деятельность не осуществляет, обязанность произвести указанные выплаты истцу не оспаривает, фактически исковые требования по основаниям и объёму признала, принимает меры к исполнению своих обязанностей перед истцом, имеет кредиторскую задолженность перед работниками на сумму около 30 млн. рублей, суд полагает возможным освободить ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» от судебных расходов в виде оплаты государственной пошлины по настоящему делу и отнести их на счёт федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 194, 197, 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №1» (№) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. (░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>░ <░░░░░>, ░░░░░░░ №) ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ 54 269, 46 ░░░. (░ ░░░ ░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 960 ░░░.).
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 1» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 25 ░░░░ 2023 ░░░░