7п-126
РЕШЕНИЕ
14 апреля 2022 года город Архангельск
Судья Архангельского областного суда Харлов А.С., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества «Мезенское дорожное управление» Ивахнова Д.Н. на постановление судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 9 марта 2022 года,
установил:
постановлением судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 9 марта 2022 года акционерное общество «Мезенское дорожное управление» (сокращенное наименование – АО «Мезенское дорожное управление») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Защитник юридического лица Ивахнов Д.Н. в жалобе просит указанное постановление отменить, считая его незаконным.
АО «Мезенское дорожное управление» о времени и месте рассмотрения жалобы извещено заказной корреспонденцией, в судебное заседание законного представителя и защитника не направило.
Защитник Ивахнов Д.Н. о времени и месте рассмотрения жалобы извещен заказной корреспонденцией, в судебное заседание не явился.
Проверив дело и рассмотрев доводы жалобы, не нахожу правовых оснований для ее удовлетворения.
Административная ответственность по части 1 статьи 12.34 КоАП РФ наступает за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам в силу части 2 статьи 12 названного Федерального закона и пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года № 1245-ст утвержден «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее – ГОСТ Р 50597-2017).
Пунктом 8.8 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что формирование снежных валов на улицах не допускается:
- на пересечениях улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в пределах треугольника видимости;
- ближе 10 метров от пешеходного перехода;
- ближе 20 метров от остановочного пункта маршрутных транспортных средств;
- на тротуарах.
Из материалов дела усматривается, что 17 декабря 2021 года в 10 часов 00 минут в ходе выполнения государственной функции надзора за дорожным движением государственным инспектором дорожного надзора отделения надзора отдела ГИБДД УМВД России по городу Архангельску выявлены недостатки в содержании автомобильной дороги, расположенной по адресу: город Архангельск, проспект Советских Космонавтов, в районе пересечения с улицей Логинова, выразившиеся в образовании снежного вала ближе 10 метров от нерегулируемого пешеходного перехода, обозначенного дорожными знаками 5.19.1(2), длиной 0,8 м, шириной 1,5 м, высотой 0,8 м; в образовании снежного вала на тротуаре в границах пешеходного перехода (подхода к переходу), обозначенного дорожными знаками 5.19.1(2), длиной 5 м, шириной 1,3 м, высотой 0,8 м, а также в отсутствии временных дорожных знаков и других технических средств организации дорожного движения, информирующих участников дорожного движения об опасности, что является нарушением пункта 8.8 ГОСТа Р 50597-2017.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу и приведенными в обжалуемом постановлении доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, в том числе протоколом об административном правонарушении, актом выявленных недостатков в содержании дорог с приложенными фотоматериалами от 17 декабря 2021 года.
26 января 2021 года между департаментом транспорта, строительства и городской инфраструктуры администрации МО «Город Архангельск» и АО «Мезенское дорожное управление» заключен муниципальный контракт № ***** на выполнение работ по содержанию улично-дорожной сети города Архангельска.
Срок выполнения работ установлен с 20 января 2021 года по 21 апреля 2022 года (пункт 4.1 контракта).
Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Город Архангельск», подлежащих уборке в рамках контракта, а также требуемый уровень их содержания определяются Техническим заданием (Приложение № 1 к контракту) в соответствии с требованиями ГОСТа Р 50597-2017 и требованиями к производству работ по уборке автомобильных дорог общего пользования местного значения (Приложение № 6 к контракту). В этот перечень входит спорный участок автомобильной дороги в городе Архангельске – проспект Советских космонавтов в районе пересечения с улицей Логинова.
Таким образом, лицом, ответственным за выполнение работ по содержанию указанного участка автомобильной дороги общего пользования местного значения в соответствии с требованиями ГОСТа Р 50597-2017 является АО «Мезенское дорожное управление».
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
АО «Мезенское дорожное управление», имея возможность для соблюдения требований по обеспечению безопасности дорожного движения, не приняло все необходимые, достаточные и зависящие от него меры к обнаружению и устранению выявленных недостатков на дорогах городского поселения в зимний период, а также по контролю за осуществлением иными лицами по их поручению работ по устранению таких недостатков.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Таким образом, юридическое лицо обоснованно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что АО «Мезенское дорожное управление» не является субъектом инкриминированного правонарушения, ошибочны и основаны на неправильном толковании норм права.
Исходя из положений приведенных норм и пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения. Следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Поскольку по состоянию на 17 декабря 2021 года на вышеуказанном участке автомобильной дороги должностным лицом ОГИБДД УМВД России по городу Архангельску обнаружены нарушения, которые не отвечали требованиям безопасности дорожного движения (не соблюден пункт 8.8 ГОСТа Р 50597-2017), АО «Мезенское дорожное управление», отвечающее за содержание данного участка дороги, обоснованно привлечено к ответственности за совершение вмененного административного правонарушения.
При этом заключение договора субподряда № 1 от 28 сентября 2021 года с ООО «*****» на выполнение указанных работ, на что ссылается податель жалобы, не ставит под сомнение выводы судьи районного суда о виновности АО «Мезенское дорожное управление» в инкриминируемом деянии и не освобождает его от обязанности выполнять работы по содержанию улично-дорожной сети города Архангельска (включая спорный участок дороги) в рамках муниципального контракта № *****, заключенного с собственником городской инфраструктуры.
Указанным договором АО «Мезенское дорожное управление» приняты обязательства осуществлять контроль за выполнением субподрядчиком соответствующих работ и качеством их выполнения, что с учетом фактических обстоятельств должным образом названным обществом как ответственным лицом не сделано.
Заключение договора субподряда подрядной организацией не освобождало АО «Мезенское дорожное управление» от обязанности по содержанию названной автомобильной дороги, в том числе путем осуществления необходимого контроля за надлежащим исполнением подрядной организацией взятых на себя обязательств и применения мер ответственности.
Таким образом, АО «Мезенское дорожное управление» является субъектом вмененного административного правонарушения и обоснованно привлечено к административной ответственности за совершение описанных действий.
Данный вывод соответствует правовому подходу, сформулированному Верховным Судом Российской Федерации в ряде судебных постановлений, в частности от 9 января 2017 года № 34-АД16-9, от 5 июля 2017 года № 46-АД17-10 и других.
Постановление вынесено судьей в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено АО «Мезенское дорожное управление» в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 12.34 КоАП РФ (в размере половины от минимального размера административного штрафа в 200 000 рублей, предусмотренного санкцией статьи), и с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 данного Кодекса.
Избранный судьей вид и размер административного наказания не противоречит принципам справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности, направлен на предупреждение совершения новых правонарушений, то есть отвечает целям административного наказания, установленным частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Существенных нарушений процессуальных требований, влекущих безусловную отмену принятого постановления, при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении, не допущено.
Руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 9 марта 2022 года оставить без изменения, жалобу защитника АО «Мезенское дорожное управление» Ивахнова Д.Н. – без удовлетворения.
Судья А.С. Харлов