дело № 12-165/2020
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление об административном правонарушении
10 марта 2020 года г. Йошкар-Ола
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Орлова С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Сапиева И.Д. на постановление начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле № 42 от 17 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении
Сапиева И.Д., <иные данные>, ранее к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений не привлекавшегося,
установил:
Постановлением начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле от 17 октября 2019 года Сапиеву И.Д. назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5000 руб. за совершение правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 14.13 КоАП РФ, выразившегося в неисполнении обязанности по подаче в арбитражный суд заявления о признании ООО «Марийская цементная компания» (далее ООО «МЦК», Общество) несостоятельным (банкротом) в срок с 28 мая 2019 года по 28 июня 2019 года.
Не согласившись с данным постановлением, Сапиев И.Д. обратился в Йошкар-Олинский городской суд с жалобой, в которой просил обжалуемое постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование жалобы Сапиев И.Д. указал, что не является субъектом правонарушения. 31 января 2019 года Сапиев И.Д. прекратил трудовые отношения с ООО «МЦК» и с этого времени не являлся генеральным директором организации. 04 февраля 2019 года он обратился в ИФНС по г.Йошкар-Оле с заявлением о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ о нем как о руководителе Общества. 11 февраля 2019 года налоговым органом была внесена запись о недостоверности сведений о Сапиеве И.Д. как о генеральном директоре ООО «МЦК».
Определением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 21 февраля 2020 года Сапиеву И.Д. по его ходатайству восстановлен срок на обжалование постановления начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле от 17 октября 2019 года.
В судебном заседании Сапиев И.Д. доводы жалобы поддержал, просил производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения. Пояснил, что с 11 февраля 2019 года руководителем Общества он не являлся, поэтому в период с 28 мая по 28 июня 2019 года не обязан был обращаться с заявлением в арбитражный суд в интересах и от имени ООО «МЦК» о признании Общества банкротом.
Представитель ИФНС по г. Йошкар-Оле в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В судебном заседании 03 марта 2020 года представитель административного органа Полушина Н.А. с доводами жалобы не согласилась. Просила обжалуемое постановление от 17 октября 2019 года оставить без изменения. Считает, что Сапиев И.Д. является субъектом правонарушения, поскольку задолженность Общества по налогам возникла в период, когда Сапиев И.Д. являлся его руководителем.
Исследовав материалы дела по жалобе, дело об административном правонарушении, выслушав стороны, судья приходит к следующему.
14 августа 2019 года административным органом в отношении должностного лица - руководителя ООО «МЦК» Сапиева И.Д. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст.14.13 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого административным органом 17 октября 2019 года вынесено обжалуемое постановление.
Частью 5 статьи 14.13 КоАП РФ установлена ответственность за неисполнение руководителем юридического лица либо индивидуальным предпринимателем или гражданином обязанности по подаче заявления о признании соответственно юридического лица либо индивидуального предпринимателя, гражданина банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Как следует из материалов дела, ООО «МЦК» зарегистрировано в ИФНС России по г.Йошкар-Оле 16 августа 2005 года.
Согласно представленным материалам у ООО «МЦК» образовалась задолженность по обязательным платежам в бюджет: по налогу на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемый в федеральный бюджет 327 руб. (срок уплаты – 28 января 2019 года); по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ – 513083, 47 руб. (срок уплаты - 25 января 2019 года).
Размер и просрочка вышеуказанных обязательных платежей подтверждается требованиями об уплате налога, сбора, пени, штрафа №666203 от 04 февраля 2019 года, №662974 от 28 декабря 2018 года, №666766 от 08 февраля 2019 года, решениями о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках №334711 от 26 февраля 3019 года, №333672 от 31 января 2019 года, №4147 от 11 марта 2019 года; постановлениями о взыскании налога (сбора), пени за счет имущества налогоплательщика №803 от 27 марта 2019 года, №671 от 26 марта 2019 года.
Срок исполнения Обществом требования по уплате налога №666766 от 08 февраля 2019 года истек 28 февраля 2019 года.
Остаток задолженности Общества по основному долгу налогов составил 513410, 47 руб.
В ходе проведения проверки сотрудниками ИФНС России по г.Йошкар-Оле установлено нарушение требований статей 9, 10 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве), выразившееся в том, что при наличии на 28 мая 2019 года у Общества признаков неплатежеспособности его руководитель не обратился с заявлением в арбитражный суд о несостоятельности в срок до 28 июня 2019 года.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о банкротстве юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
В силу пункта 2 статьи 4 Закона о банкротстве для определения наличия признаков банкротства должника учитываются, в том числе размер обязательных платежей без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона о банкротстве руководитель должника или индивидуальный предприниматель обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд, в частности, в случае, если должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества.
Заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в случаях, предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств (пункт 2 статьи 9 Закона о банкротстве).
При этом в силу статьи 2 данного Закона недостаточность имущества - это превышение размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей должника над стоимостью имущества (активов) должника; а неплатежеспособность - прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. При этом недостаточность денежных средств предполагается, если не доказано иное.
Пунктом 2 статьи 6 Закона о банкротстве установлено, что если иное не предусмотрено данным Законом, производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее трехсот тысяч рублей, а также имеются признаки банкротства, установленные статьей 3 данного Федерального закона.
Согласно пункту 3 указанной статьи требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения производства по делу о банкротстве, если такие требования подтверждены решениями налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника либо вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда.
С учетом изложенного у ООО «МЦК» имелись признаки неплатежеспособности.
В связи с наличием у Общества признаков неплатежеспособности у его руководителя возникла предусмотренная статьей 9 Закона о банкротстве обязанность обратиться с заявлением должника в арбитражный суд, неисполнение которой образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.13 КоАП РФ.
В силу статьи 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Административным органом к административной ответственности по ч. 5 ст. 14.13 КоАП РФ был привлечен Сапиев И.Д. с указанием на то, что он является руководителем ООО «МЦК».
Однако с данным выводом административного органа согласиться нельзя, поскольку доводы Сапиева И.Д. о том, что субъектом правонарушения он не является подтверждаются представленными доказательствами.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «МЦК» (ОГРН 1051200088972) Сапиев И.Д. являлся генеральным директором Общества с 28 октября 2017 года.
Согласно пояснениям Сапиева И.Д., представителя административного органа, выписке из ЕГРЮЛ на основании заявления Сапиева И.Д. Инспекцией ФНС России по г.Йошкар-Оле 11 февраля 2019 года в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений о Сапиеве И.Д. как о руководителе Общества.
Таким образом, на момент, когда возникла обязанность по обращению в арбитражный суд с заявлением должника в период с 28 мая 2019 года по 28 июня 2019 года Сапиев И.Д. юридически не являлся руководителем ООО «МЦК», следовательно, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 14.13 КоАП РФ.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая изложенное, постановление начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле № 42 от 17 октября 2019 года подлежит отмене, а производство по делу - прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле № 42 от 17 октября 2019 года о признании Сапиева И.Д. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5ст. 14.13 КоАП РФ, и наложении штрафа в размере 5 000 рублей, - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 14.13 КоАП РФ, в отношении Сапиева Игоря Дмитриевича прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья С.Г. Орлова