ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 января 2019 года г. Волжск
Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Глуховой Ю.Р., при секретаре судебного заседания Якушкиной Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горшунова Н. А. к администрации городского округа «Город Волжск» об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,
Установил:
Горшунов Н.А. обратился в суд с иском к администрации городского округа «Город Волжск» об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения. Требования обосновал тем, что истец относится к числу детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации городского округа «Город Волжск» № от ДД.ММ.ГГГГон включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Однако в нарушение требований законодательства,Горшунов Н.А. до настоящего времени жильем не обеспечен.
В судебном заседании истец Горшунов Н.А. и его представитель адвокат Хафизова Е.С., участвующая на основании ордера, требования поддержали, просили их удовлетворить. Дополнили, что не возражают предоставлению отсрочки исполнения решения суда в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика администрации городского округа «Город Волжск» Онучина Т.А., участвующая на основании доверенности, требования не оспаривала. Просила предоставить отсрочку исполнения решения суда в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с отсутствием денежных средств на приобретение жилья истцу в 2019 году. Выделенные на 2019 год лимиты, будут израсходованы на приобретения жилья указанной категории лиц, по решениям суда за прошлые года. В случае не предоставления отсрочки, ответчик понесет дополнительные расходы на штрафные санкции в рамках исполнительного производства. Кроме того, приобретение жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в связи с чем, для проведения соответствующих процедур требуется дополнительное время.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство образования и науки Республики Марий Эл в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен своевременно и надлежащим образом.
Выслушав истца, его представителя, представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 155.3 СК РФ, дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно части 1 статьи 109.1 ЖК РФ, введенной Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ (в редакции от 25 декабря 2012 года), действующей с 01 января 2013 года, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу пунктов 1, 3 и пункта 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года (в редакции Федерального закона от 29 февраля
2012 года N 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.
Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, отсутствие у ребенка-сироты в собственности либо по договору социального найма жилого помещения, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
Согласно статье 3 Закона Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года N 79-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Специализированные жилые помещения однократно предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия по месту их жительства в границе соответствующего населенного пункта Республики Марий Эл общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Марий Эл от 28 апреля 2014 года N 13-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Марий Эл по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» администрации городского округа «Город Волжск» передаются государственные полномочия по заключению договоров найма специализированных жилых помещений, договоров социального найма с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из свидетельства о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ, решения Волжского городского суда Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Горшунов Н.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать Ф.И.О. лишена родительских прав, сведения об отце отсутствуют (л.д.9,10).
Согласно постановлению администрации г. Волжска РМЭ от ДД.ММ.ГГГГ, за Горшуновым Н. закреплена жилая площадь по адресу: <адрес> (л.д.32-33).
По указанному адресу ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар и проживание истца в указанном помещение не возможно, что следует из справки ОНД и ПР городского округа «Город Волжск» и Волжского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, акта № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6, 42).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находился на полном государственном обеспечении в ГБОУ Республики Марий Эл «Савинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья III, IV вида», что следует из справки указанного учреждения № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.35).
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проживал в ГБУ Республики Марий Эл «Пектубаевский ПНИ», где и был зарегистрирован по месту жительства, по адресу: <адрес> (л.д.37).
С ДД.ММ.ГГГГ Горшунов Н.А. имеет регистрацию по месту пребывания по адресу: <адрес>, что следует из свидетельства о регистрации по месту пребывания № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8).
Постановлением администрации городского округа «Город Волжск» № от ДД.ММ.ГГГГ Горшунов Н.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями (л.д.50).
Учитывая приведенное правовое регулирование, установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению, поскольку ответчик обязательство по обеспечению жилым помещением в отношенииГоршунова Н.А. не исполнил, имеет место нарушение его прав, так как право на получение жилья не реализовано, на момент обращения в суд жилое помещение истцу не предоставлено.
На основании ч.1 ст.203 ГПК ФРФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В ходе рассмотрения дела ответчик заявил ходатайство об отсрочке исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая во внимание обстоятельства, на основании которых заявлено ходатайство о предоставлении отсрочки о том, что выделенные на 2019 год лимиты, будут израсходованы на приобретения жилья указанной категории лиц, по решениям суда за прошлые года, в случае не предоставления отсрочки, ответчик понесет дополнительные расходы на штрафные санкции в рамках исполнительного производства, приобретение жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, отсутствие возражений со стороны истца, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Истцом в связи с подачей настоящего иска в суд была уплачена государственная пошлина в сумме 300 рублей, что подтверждается квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4-5).
С учетом признанных обоснованными требований, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию госпошлина в размере 300 рублей, поскольку действующее процессуальное законодательство не содержит исключений для возмещения судебных расходов стороне, в пользу которой состоялось решение, и в том случае, когда другая сторона в силу закона освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Горшунова Н. А. к администрации городского округа «Город Волжск» об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа «Город Волжск» предоставить Горшунову Н. А. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с нормами жилищного законодательства.
Предоставить администрации городского округа «Город Волжск» отсрочку исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с администрации городского округа «Город Волжск» в пользу Горшунова Н. А. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Волжский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Ю.Р.Глухова
Решение принято в окончательной форме:
05 февраля 2019 года