дело №
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
16 ноября 2023 г. г.Орск
Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе
председательствующего судьи Шенцовой Е.П.,
при секретаре Цееб А.Г.,
с участием представителя истца Киселева Дмитрия Владимировича- Симонова Алексея Александровича,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Киселева Дмитрия Владимировича к администрации г.Орска о признании права собственности на самовольно возведенное строение,
у с т а н о в и л:
Киселев Д.В. обратился в суд с иском к администрации <адрес>, в котором просит признать за ним право собственности на самовольно возведенный объект недвижимости- индивидуальный жилой дом (№), общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по <адрес> в <адрес>.
В обоснование иска указал, что на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ему предоставлен земельный участок по <адрес> в <адрес>, на указанном земельном участке осуществлено строительство жилого дома.
Истец считает, что поскольку объект недвижимости возведен без нарушения градостроительных норм и правил, по техническому состоянию несущих и ограждающих конструкций эксплуатация и сохранение самовольно возведенного объекта не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, а земельный участок под самовольной постройкой находится в его законном пользовании, то по основаниям п.3 ст.222 ГК РФ за ним может быть признано право собственности на спорное строение.
Истец Киселев Д.В., представитель ответчика администрации <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Представитель истца Симонов А.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГг., заявленные требования поддержал.
В адресованном суду отзыве представитель администрации <адрес> обратил внимание, что в соответствии с п.8.1 договора аренды земельного участка установлены ограничения (обременения) прав использования земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования территорий- в части водоохраной зоны и части прибрежной защитной полосы Ириклинского водохранилища (реестровый номер граница 56600-6.204.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.222 Гражданского кодекса РФ (далее- ГК РФ) право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Положения ст.222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект (п. 28 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ).
Судом установлено, что на основании договора от ДД.ММ.ГГГГг. №-ж Киселеву Д.В. предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером № для размещения и эксплуатации индивидуального жилого дома, право собственности на который не зарегистрировано.
В настоящее время по указанному адресу расположен жилой дом, общей площадью 74 кв.м., что следует из заключения ООО «ГеоСТАР» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, истцом доказан факт владения земельным участком на том праве, которое необходимо для признания права собственности на находящиеся на нем постройки в порядке ст.222 ГК РФ, также доказано, что спорная постройка находится на этом земельном участке.
Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ специалиста ООО «<данные изъяты>» техническое состояние несущих и ограждающих конструкций здания по <адрес> в <адрес> находится в работоспособном техническом состоянии. Эксплуатация строения в качестве индивидуального жилого дома по <адрес> в <адрес> возможна. Сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Заключением специалиста ООО «ГеоСтар» о соответствии размещения индивидуального жилого дома по <адрес> в <адрес> градостроительным регламентам, нормам и правилам, правилам землепользования и застройки <адрес> подтверждается, что размещение объекта- индивидуального жилого дома на земельном участке по <адрес> в <адрес>, в территориальной зоне Ж.1- зона застройки индивидуальными малоэтажными жилыми домами и функциональной зоне- жилая возможно.
В соответствии с нормами ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также положениями ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, а также иные предусмотренные ст.51 названного Кодекса документы.
Согласно ч. 1 ст. 51.1 ГрК РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» следует, что, рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
С учетом изложенного, право собственности на самовольную постройку, возведенную без необходимых разрешений, не может быть признано за создавшим ее лицом, которое имело возможность получить указанные разрешения, но не предприняло мер для их получения.
Судом установлено, что истцом предпринимались меры к легализации объекта недвижимости.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № администрацией <адрес> в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства отказано.
Таким образом, обращение истца в администрацию <адрес> с заявлением о вводе объекта в эксплуатацию не носило формальный характер.
Учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что самовольное строение возведено в соответствии с нормами действующего законодательства.
Представленные истцом заключения составлены ООО «<данные изъяты>», специалисты которого имеют допуск к работам по видам деятельности по подготовке схем планировочной организации земельного участка, работ по разработке специальных разделов проектной документации, в том числе проектов мероприятий по охране окружающей среды, обеспечению пожарной безопасности, работ по обследованию конструкций зданий и сооружений. Оснований не доверять представленным заключениям у суда не имеется.
Кроме того, истцом представлено заключение санитарно- эпидемиологической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ №.ФБУЗ.06.01-06.2023-0229, составленное специалистами филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>», согласно которым условия проживания по <адрес> в <адрес> соответствуют требованиям СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельсих поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведению санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий», разделу V таб. 5.27, 5.52 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Из заключения, составленного ООО «<данные изъяты>» следует, что условия соответствия объекта защиты- жилого дома № по <адрес> в <адрес> требованиям пожарной безопасности выполнены.
Доказательств порочности представленных заключений компетентных органов о соответствии объекта строительным и градостроительным нормам и правилам, требованиям СанПиН и противопожарным нормам ответчиком не представлено, ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.
Довод администрации <адрес> о наличии ограничений ввиду расположения объекта самовольного строительства в границах водоохранной зоны/ зоны прибрежной защитной полосы, несостоятелен применительно к рассматриваемому спору, исходя из следующего.
Одним из признаков самовольной постройки является ее возведение на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами.
Постройка считается созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (ст.7 Земельного кодекса РФ) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (ст.35 - 40 Градостроительного кодекса РФ, ст.85 Земельного кодекса РФ).
Согласно ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В силу п.8 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, правила землепользования и застройки- документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В силу ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
При этом согласно ч.11 ст.34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон N 171-ФЗ), разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
В Земельном кодексе РФ (пп.5 п.1 ст.1) закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Исходя из положений ч.8 ст.36 Градостроительного кодекса РФ и ч.4 ст.85 Земельного кодекса РФ, в случае изменения градостроительного регламента земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, в которых использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.
В данном случае установлено, что спорный объект строительства расположен в территориальной зоне Ж.1- зона застройки индивидуальными малоэтажными жилыми домами, земельный участок предоставлен истцу в аренду для размещения и эксплуатации индивидуального жилого дома.
Следовательно, принцип целевого использования земельного участка, на которой расположен самовольно возведенный объект недвижимости- индивидуальный жилой дом, соблюдается.
Нахождение земельного участка в водоохранной зоне/ зоне прибрежной защитной полосы, исходя из положений ст.27 Земельного кодекса РФ, ст.65 Водного кодекса РФ не исключает возможность его использования с учетом установленных ограничений и не свидетельствуют о невозможности эксплуатации жилого дома, возведенного с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и не создающего угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно ст.218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В силу п.5 ч.2 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
В соответствии со ст.219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Поскольку самовольно возведенный жилой дом расположен на участке, находящемся в пользовании истца на основании договора аренды, постройка по техническому состоянию конструкций пригодна для дальнейшей эксплуатации, её сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, то суд находит исковые требования о признании права собственности на самовольно возведенный объект недвижимости обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ (№), ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: (░░░░░░░)
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 23 ░░░░░░ 2023 ░.