Дело № (2-13035/2023;)
УИД 50RS0№-69
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
<данные изъяты> <адрес>
Балашихинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Богатыревой С.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское <данные изъяты> – расчетный центр» к ФИО2 о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
<данные изъяты>. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель истца <данные изъяты> – расчетный центр» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в отсутствии их представителя.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещалась, судебные извещения возвращены в адрес суда с отметкой «за истечением срока хранения».
Суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие ответчика, в порядке заочного судопроизводства.
В соответствии со ст. 234 ГПК РФ, при рассмотрении дела в порядке заочного производства суд проводит судебное заседание в общем порядке, исследует доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, учитывает их доводы и принимает решение, которое именуется заочным.
Изучив доводы искового заявления, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Согласно п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39).
ДД.ММ.ГГГГ Законодательным Собранием СПб был принят Закон Санкт-Петербурга N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга".
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> до полутора лет на приобретение товаров детского ассортимента и продуктов детского питания.
В соответствии со ст. 17 главы 5 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 1 статьи 18 настоящего Кодекса, предоставляются семьям, в которых ребенок (дети) и один или оба родителя являются гражданами, лицами без гражданства, в том числе беженцами, имеющими место жительства или место пребывания в Санкт-Петербурге, иностранными гражданами, имеющими место жительства в Санкт-Петербурге, а также лицами без определенного места жительства, что подтверждается только данными органов регистрационного учета либо решением суда, как указано в пункте 4 статьи 4 Социального кодекса, и гражданам без определенного места жительства при условии их постановки на учет в порядке, установленном постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 1010 "Об учете граждан Российской Федерации без определенного места жительства" пункт 3 статьи 4 Социального кодекса).
В соответствии с п. 4 ст. 17 гл. 5 Закона Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" (далее Социальный кодекс) меры социальной поддержки предоставляются многодетным семьям, в которых дети и один или оба родителя являются гражданами Российской Федерации, имеющими место жительства или место пребывания в Санкт-Петербурге.
Согласно п. 2 ст. 18 гл.5 Социального кодекса ежемесячное пособие назначается на ребенка в возрасте от полутора лет до 7 лет на приобретение товаров детского ассортимента, продуктов детского питания, социальных молочных продуктов п. 1.4 раздела 1 Порядка представления мер социальной поддержки и мер дополнительной поддержки семьям, имеющим детей, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 343 от ДД.ММ.ГГГГ меры социальной поддержки назначаются и выплачиваются гражданам, имеющим место пребывания в Санкт-Петербурге, в случае если им аналогичные меры не выплачиваются на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором указанные граждане зарегистрированы по месту жительства.
На основании п. 2.9 ст. 2 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 343 о реализации главы N 5 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга", получатели обязаны в течение десяти рабочих дней извещать органы, осуществляющие назначение и выплату мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплат, и несут ответственность за достоверность и полноту сведений, представленных для назначения мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей.
При наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров назначенных ежемесячных пособий, компенсационных выплат, ежемесячных социальных выплат и ежемесячной денежной выплаты семьям при рождении третьего или последующих детей, соответствующие пособия или выплаты производятся в измененном размере начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства, (п. 2.9).Пунктом 2.13 раздела 2 Порядка предусмотрено, что администрация района Санкт-Петербурга в случае установления факта излишней выплаты мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, организует работу по возврату в бюджет Санкт-Петербурга излишне выплаченных сумм.
Предоставление денежных выплат прекращается на основании решения администрации района СПб с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, вследствие которых гражданином утрачено право на денежную выплату (п. 2.11 Положения).
Судом установлено, что подтверждается материалами дела, что ФИО1 и ФИО1 являются родителями ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Согласно Распоряжениям администрации <адрес> Санкт-Петербурга №-р от ДД.ММ.ГГГГ, №-р от ДД.ММ.ГГГГ, №-р от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначена ежемесячная денежная выплата семьям, при рождении 3-го и последующих детей, до достижения ребенком 3 лет в соответствии с законом Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 278-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" и постановления Правительства Санкт-Петербурга на сына ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Основанием для назначения указанной выплаты послужило поданное ФИО1 заявление о предоставление мер социальной поддержки семьям, имеющим детей в администрацию <адрес> Санкт-Петербурга. При этом в поданном заявлении ФИО1 указала, что ей разъяснено о необходимости уведомлять истца о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение компенсационных выплат в течение 10 рабочих дней с даты наступления обстоятельств.
Распоряжением администрации <адрес> СанктФИО5 предоставление мер социальной поддержки семье ФИО1 01.11.2020г.в связи с наступлением обстоятельств, влекущих прекращение выплат (отсутствие регистрации в <адрес>).
Согласно справки о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 снята с регистрационного учета по адресу: <адрес> 16.10.2020г.
Согласно расчету <данные изъяты> центр» размер необоснованно полученных денежных средств (переплаты) составляет 69212,20 руб.
<адрес> Санкт-Петербурга № от 10.11.2023г. ФИО1 постановлено в течении 45 календарных дней со дня принятия настоящего решения осуществить возврат в бюджет Санкт-Петербурга необоснованно (излишне) выплаченных сумм ежемесячной денежной выплаты семьям при рождении третьего или последующих детей на ребенка (ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р.), в размере 69212,20 руб.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица.
Пунктом 4 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Из приведенных норм материального права следует, что приобретенное за счет другого лица без каких-либо на то оснований имущество является неосновательным обогащением и подлежит возврату, в том числе, когда такое обогащение является результатом поведения самого потерпевшего.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказать наличие обстоятельств, в силу которых неосновательное обогащение не подлежит возврату, либо то, что денежные средства или иное имущество получены обоснованно и неосновательным обогащением не являются, должна быть возложена на приобретателя.
Представленный расчет судом проверен и признан арифметически правильным. Ответчик представленный расчет не оспорил.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.
Как следует из статьи 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
На основании ст. 5 Закона регистрация гражданина РФ по месту пребывания - производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства.
Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П "По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ N 713", посредством регистрации органы регистрационного учета удостоверяют акт свободного волеизъявления - гражданина при выборе им места пребывания и жительства; регистрация отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания и жительства.
Регистрацией гражданина РФ по месту жительства является постановка гражданина РФ регистрационный учет по месту жительства, т.е. фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина РФ и о его нахождении в данном месте жительства.
Из толкования указанных норм права следует, что местом жительства гражданина признается место его фактической регистрации, определенной для реализации своих прав и обязанностей данным лицом.
Совокупность приведенных выше обстоятельств указывает на то, что ответчик ФИО1 и несовершеннолетний ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. сняты с регистрационного учета по месту жительства на территории Санкт-Петербурга, сменили место жительства, о чем в установленный срок ответчик не сообщил органу, выплачивающему пособия, что обусловило их неправомерное начисление и выплату.
В связи с чем, ответчик с нарушением установленных условий получения пособий, зная о необходимости сообщить уполномоченному на его выплату органу об обстоятельствах, влияющих на выплату, неправомерно продолжила получать спорные пособия, неосновательно обогащаясь за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
При таких обстоятельствах бездействие ответчика, выразившееся в неизвещении органа, осуществляющего выплату пособий, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты, нельзя признать добросовестным, что исключает возможность применения к правоотношениям сторон положений статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доказательства возврата незаконно полученных пособий ответчик суду не представил. При указанных обстоятельствах с ФИО1 в пользу СПб ГКУ «Городской информационно – расчетный центр» подлежит взысканию неосновательное обогащение в размере 69212,20 руб.
Руководствуясь ст. 194 - 198, 235 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.
░░░░░░░░ ░ ░░░2 (░░.░░.░░░░ ░.░., <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░