Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2479/2023 ~ М-2139/2023 от 29.06.2023

УИД

Дело № 2-2479/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Чебаркуль Челябинской области

Чебаркульский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи    Устьянцева Н.С.,

при секретаре                 Куликовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием прокурора Зыкиной И.С., гражданское дело по искам Чебаркульского городского прокурора действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Травниковского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности поставить на учет недвижимое имущество как бесхозяйное недвижимое имущество,

УСТАНОВИЛ:

Чебаркульский городской прокурор действуя в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исками к администрации Травниковского сельского поселения Чебаркульского муниципального района <адрес> о возложении обязанности поставить на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской как бесхозяйное недвижимое имущество в виде нецентрализованных источников питьевого водоснабжения (общественные колодцы), расположенные по адресам:

- <адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>,

с приложением документов, подтверждающих, что объекты недвижимого имущества не имеют собственника, или их собственники неизвестны, или от права собственности на него собственники отказались, а также документы, содержащие описание объектов недвижимого имущества, в том числе планы объектов недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу.

В основание исков указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки выявлено, что нецентрализованные источники питьевого водоснабжения (общественные колодцы), расположенные по адресам:

- <адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

в настоящее время на балансе ни у кого не числятся, ни за кем не закреплены, фактически за их состоянием никто не следит. На направленное в адрес главы Травниковского сельского поселения Чебаркульского муниципального района <адрес> представление получен ответ, в котором указано, что в настоящее время ведется работа по постановке объектов на учет. Отсутствие лица, ответственного за содержание и эксплуатацию объектов водоснабжения влечет отсутствие надлежащего материального обеспечения, должного контроля за их состоянием и нормальной работой, что не исключает возможности возникновения аварийных ситуаций и может явиться причиной загрязнения подземных вод, возникновения угрозы санитарному благополучию жителей, в связи с чем орган местного самоуправления обязан принять меры по учету данного имущества как бесхозяйного с целью предотвращения угрозы причинения вреда правам и законным интересам населения.

Определением судьи Чебаркульского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ указанные гражданские дела объединены в одно производство <данные изъяты>

Прокурор Зыкина И.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям указанным в исках.

Представитель ответчика администрации Травниковского сельского поселения Чебаркульского муниципального района <адрес> в судебном заседании участия не принял, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки суду не сообщил.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, сведений о причинах неявки суду не сообщил.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, поскольку явка в судебное заседание является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, их отсутствие не препятствует рассмотрению дела.

Заслушав прокурора Зыкину И.С., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Согласно ст. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ч. 1, 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Положениями п. 2 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931 установлено, что принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - федеральный орган, орган регистрации прав); территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - орган регистрации прав).

В силу п. 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Согласно ч. 10 ст. 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы местного самоуправления, уполномоченные государственные органы субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя направляют в орган регистрации прав документы для постановки здания, сооружения, помещения, Машино-места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 5 Устава Травниковского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области, к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться: 1) имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения; 2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 15 данного Федерального закона; 3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования; 4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения; 5) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с ч. 3 и ч. 4 ст. 14, ч. 3 ст. 16 и ч. 2 и ч. 3 ст. 16.2 данного Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с ч. 1 и ч. 1.1 ст. 17 данного Федерального закона.

Из материалов дела следует, что на территории Травниковского сельского поселения Чебаркульского муниципального района <адрес> имеются нецентрализованные источники питьевого водоснабжения (общественные колодцы), расположенные по адресам:

- <адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

В адрес главы Травниковского сельского поселения Чебаркульского муниципального района <адрес> Чебаркульской городской прокуратурой было направлено представление, в котором указано на то, что на имеющиеся на территории сельского поселения нецентрализованные источники питьевого водоснабжения (общественные колодцы) не зарегистрировано право муниципальной собственности в связи с чем в соответствии с нормативными требованиями не обслуживаются. Отсутствие лица, ответственного за содержание и эксплуатацию объектов водоснабжения влечет отсутствие надлежащего материального обеспечения, должного контроля за их состоянием и нормальной работой, что не исключает возможности возникновения аварийных ситуаций и может явиться причиной загрязнения подземных вод, возникновения угрозы санитарному благополучию жителей (л.д. 8).

В ответ на вынесенное представление Травниковское сельское поселение Чебаркульского муниципального района <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщило, что для принятия мер, направленных на выявление собственников водозаборных колодцев общего пользования, расположенных на территории Варламовского сельского поселения администрацией были направлены соответствующие запросы в УЗО администрации Чебаркульского муниципального района, ОГУП «Областной центр технической инвентаризации», Министерство имущества <адрес>, МТУ Росимущества.

В случае, если в результате полученных сведений собственника имущества установить не представится возможным, то администрацией будут предприняты меры по его постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества <данные изъяты>

В связи с тем, что недвижимое имущество в виде нецентрализованных источников питьевого водоснабжения (общественных колодцев) до настоящего момента на учет в качестве бесхозяйного не поставлено, прокурор обратился в суд с данным иском.

Поскольку вопросы водоснабжения населения относятся к ведению органов местного самоуправления, принятие нецентрализованных источников питьевого водоснабжения (общественных колодцев) в муниципальную собственность либо осуществление своих полномочий иным способом (содержание и ремонт) является обязанностью органов местного самоуправления.

Допустимых доказательств того, что спорное недвижимое имущество принадлежит на каком-либо вещном праве или ином законном основании физическим или юридическим лицам, ответчиком в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ суду не представлено. Также в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что в настоящее время недвижимое имущество в виде нецентрализованных источников питьевого водоснабжения (общественные колодцы) поставлено на учет в качестве бесхозяйного имущества.

Вопрос о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей разрешается в соответствии с Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931.

В силу п. 5 и п. 6 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований. В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости. Обязательным приложением к заявлению являются документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации.

Поскольку уклонение администрации Травниковского сельского поселения Чебаркульского муниципального района <адрес> от учета бесхозяйного имущества влечет отсутствие надлежащего материального обеспечения, должного контроля за их состоянием и нормальной работой, что не исключает возможности возникновения аварийных ситуаций и может явиться причиной загрязнения подземных вод, возникновения угрозы санитарному благополучию жителей, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Чебаркульского городского прокурора и необходимости возложении на администрацию Травниковского сельского поселения Чебаркульского муниципального района <адрес> обязанности обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества в виде нецентрализованных источников питьевого водоснабжения (общественные колодцы), расположенные по адресам:

- <адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, характер возложенной обязанности, суд полагает возможным согласиться с мнением Чебаркульского городского прокурора о том, что обязанность по обращению в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о постановке на учет бесхозяйного спорного недвижимого имущества надлежит исполнить в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Чебаркульского городского прокурора действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Травниковского сельского поселения Чебаркульского муниципального района <адрес> о возложении обязанности поставить на учет недвижимое имущество как бесхозяйное недвижимое имущество, удовлетворить.

Возложить на администрацию Травниковского сельского поселения Чебаркульского муниципального района <адрес> обязанность в срок не позднее 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу, поставить недвижимое имущество в виде нецентрализованных источников питьевого водоснабжения (общественные колодцы), расположенные по адресам:

- <адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>,

на учет в Чебаркульском Территориальном отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> как бесхозяйное недвижимое имущество, с приложением документов, подтверждающих, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Чебаркульский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья                     Н.С. Устьянцев

2-2479/2023 ~ М-2139/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Чебаркульский городской прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация Травниковского сельского поселения
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области
Суд
Чебаркульский городской суд Челябинской области
Судья
Устьянцев Н.С.
Дело на сайте суда
chebar--chel.sudrf.ru
29.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.06.2023Передача материалов судье
03.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.08.2023Судебное заседание
14.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее